Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:40, практическая работа
Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме. Экспертные исследования проводят с целью подготовки информации для принятия решений ЛПР (напомним, ЛПР – лицо принимающее решение). Для проведения работы по методу экспертных оценок создают Рабочую группу (сокращенно РГ), которая и организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК).
введение
Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме. Экспертные исследования проводят с целью подготовки информации для принятия решений ЛПР (напомним, ЛПР – лицо принимающее решение). Для проведения работы по методу экспертных оценок создают Рабочую группу (сокращенно РГ), которая и организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК).
Экспертные оценки бывают индивидуальные и коллективные. Индивидуальные оценки - это оценки одного специалиста. Например, преподаватель единолично ставит отметку студенту, а врач - диагноз больному. Но в сложных случаях заболевания или угрозе отчисления студента за плохую учебу обращаются к коллективному мнению - симпозиуму врачей или комиссии преподавателей. Аналогичная ситуация - в армии. Обычно командующий принимает решение единолично. Но в сложных и ответственных ситуациях проводят военный совет. Один из наиболее известных примеров такого рода - военный совет 1812 г. в Филях, на котором под председательством М.И. Кутузова решался вопрос: "Давать или не давать французам сражение под Москвой?"
I часть
Индивидуальная оценка
1 этап
Рассмотрим 8 качеств, которые предлагаются для оценки:
2 этап
Составление матрицы предпочтений.
Экспертная оценка подбора на должность главного бухгалтера
Коммуникабельность |
уравновешенность |
ответственность |
Стаж работы |
Справедливость |
Организованность |
Целеустремленность |
вежливость |
Абсолютный вес |
Относительный вес |
ранг | |
коммуникабельность |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4,6% |
6 |
Уравновешенность |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
7 |
10,9% |
4 |
Ответственность |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
9 |
14,1% |
3 |
Стаж работы |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
12 |
18,7% |
1 |
Справедливость |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
6 |
9,4% |
5 |
Организованность |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
14,1% |
3 |
Целеустремленность |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
11 |
17,2% |
2 |
Вежливость |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
7 |
10,9% |
4 |
Итог |
64 |
100% |
=2×(N-1)+1,
где N-число качеств
=2×(8-1)+1=14+1=15
=64
3 этап
Профиль качеств
Экспертная оценка - диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок. Суть экспертного оценивания состоит в формализованном выражении объективной информации о поведении и качествах личности в ряде субъективных мнений и оценок. Этот метод может быть широко использован для оценки качеств личности при составлении психологических характеристик.
Метод экспертных оценок - формализованная процедура
сбора, анализа и интерпретации независимых
суждений достаточного количества экспертов
о степени выраженности каждого из подлежащих
оценке психологических качеств студента
со стороны хорошо знающих его преподавателей,
товарищей по учебе, которые имели возможность
общаться с ним в различных ситуациях.
В психологическом исследовании экспертные
оценки выступают в качестве внешнего
критерия для проверки валидности рекомендуемой
системы тестов и опросников, при
этом данные экспертного оценивания
специально не анализируются и не
интерпретируются как собственно диагностические.
Однако, метод экспертных оценок имеет
самостоятельную
Основным преимуществом метода экспертной
оценки является возможность создания
интегративного психологического "портрета"
испытуемого, описания его личностных
особенностей как системы взаимосвязанных,
взаимозависимых и
При этом объективность собираемой
экспертной информации обеспечивается
привлечением широкого круга экспертов
(преподавателей, товарищей по учебе),
которые наблюдают проявление индивидуально-психологических
особенностей студента на протяжении
достаточного времени при непосредственном
общении в различных типах
ситуаций, возникающих в процессе
его обучения в университете.
Метод экспертного оценивания психологических
качеств дает возможность оперативно
собирать диагностическую информацию,
быстро фиксировать динамику развития
личности. Его применение не требует
длительной подготовки и поиска или
разработки сложного исследовательского
инструментария. Этот метод является
достаточно гибким, он легко модифицируется
при возникновении новых задач,
а также пригоден для многократного
использования.
Практика применения метода экспертной
оценки показывает, что его диагностическая
ценность может быть существенно
повышена за счет правильного подбора
различных категорий экспертов,
стандартизации и усовершенствования
процедуры экспертного
Следует также отметить, что целый
ряд профессионально важных качеств
личности бывает чрезвычайно трудно,
а иногда и невозможно, выявить
и оценить с помощью
Особенно продуктивно применение метода
экспертного оценивания не изолированно,
а в совокупности с другими, хорошо зарекомендовавшими
себя в практике изучения личности диагностическими
методами. Данные экспертных оценок при
этом должны использоваться как подтверждающие
или опровергающие (ставящие под сомнение)
достоверность сведений, полученных при
тестировании и анкетировании, они должны
быть проанализированы также в качестве
дополняющих, уточняющих или объясняющих
результаты изучения личности другими
методами. Например, если качества "умный",
"сообразительный", "рассудительный"
получили у испытуемого высокие значения
экспертных оценок, а при применении теста
для изучения интеллекта балл оказался
низким, то такое рассогласование должно
стать предметом специального анализа
и интерпретации.
В качестве достоинства метода экспертных
оценок следует подчеркнуть
Необходимо отметить и положительный
эффект участия преподавателей в
проведении экспертного оценивания
психологических свойств и
Следовательно, метод экспертных оценок
можно рассматривать как важный
элемент в целостной системе
методов психодиагностического
обследования, проводимого в целях
изучения личности студента. Диагностическая
сущность метода экспертной оценки, состоит
в получении объективной
Однако, экспертные оценки не всегда являются
достоверной мерой
Поскольку различные эксперты будут давать
различные оценки, возникает проблема
их надежности. Одним из примеров субъективных
ошибок является влияние на оценки хорошего
или плохого отношения эксперта к оцениваемому
студенту. Другим примером ошибок, вносимых
в оценку качеств личности, являются инструментальные
искажения, причиной которых может быть
различие в способах измерения. Причем
они наиболее значительны именно при методе
экспертных оценок.
Повышения надежности экспертных оценок
можно добиться за счет снятия субъективных
и инструментальных искажений. Для
этого обычная процедура сбора
экспертных оценок должна быть дополнена
специальным приемом повторного
оценивания с предварительным сообщением
эксперту данных, полученных от других
экспертов. Изменение в этом случае
первоначальной оценки является важным
диагностическим показателем
Применение этих требований к проведению
экспертного опроса может поднять
надежность получаемых данных на уровень,
достаточный для практического
использования.
В процедуре проведения экспертного
опроса можно выделить следующие
этапы: