Методы индивидуальных экспертных оценок

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:32, реферат

Краткое описание

Методы индивидуальных экспертных оценок базируются на использовании в качестве источника информации мнения одного человека.

Файлы: 1 файл

методы индивидуальных экспертных оценок.docx

— 32.78 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование и прогнозирование

Реферат на тему: «методы  индивидуальных экспертных оценок»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы  ФК-2

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Слово «эксперт» латинского происхождения и означает «опытный», «сведущий». Научные методы экспертных оценок получили развитие во второй половине ХХ века.

Первые шаги - 1930 год - группа американских психологов разработала методы экспертной оценки исследования влияния заинтересованности эксперта на характер суждения о будущих общественно-политических событиях.

В послевоенное время толчком  развития экспертных методов послужили  многочисленные работы, связанные с  системным анализом сложных проблем (метод Дельфы). Первое практическое применение этого метода к решению  задач оценки систем оружия Министерства Обороны США было сделано корпорацией RAND в 1947 году. Идеи этого анализа  использовались в 1952 году при разработке сверхзвукового бомбардировщика В-58, стратегических ракетных систем и систем противовоздушной обороны.

В гражданской области  задачами экспертного анализа явились: выработка политики в области  использования водных ресурсов; исследование сверхзвуковой транспортной авиации; исследование развития атомного торгового  флота; анализ стратегии строительства  атомных электростанций в Европе.

Значительный вклад в  теорию экспертных оценок сделан М. Кендэллом, опубликовавшим в 1955 году монографию, посвященную применению метода ранговой корреляции для анализа экспертных оценок. Появились в середине 60-х годов основанные на экспертных оценках методы решения сложных проблем, таких, как распределение ресурсов.

Методы прогнозирования  на основе экспертных оценок получили достаточно широкое распространение  для решения сложных, трудно формализуемых  задач. Поэтому проведение экспертного опроса является одним из этапов экспертной оценки. Сегодня экспертные оценки стали одной из наиболее бурно развивающихся научно-практических дисциплин, задачей которой стало структурирование и системная организация процесса получения и кодирования данных и знаний, источником которых является человек-эксперт.

Экспертные оценки стали  единственным и незаменимым средством  для решения неформализованных  задач в научно-технической и  научно-исследовательской деятельности. Целью проведения экспертного опроса является извлечение экспертных знаний и кодирование их в соответствующую  форму, интерпретируемую с помощью  разработанного математического аппарата.

Методы прогнозирования - это набор приемов разработки прогнозов на основе данных из прошлого, внешних и внутренних связей объекта  прогнозирования, а также их изменений.

По степени формализации все методы прогнозирования делятся  на:

  • интуитивные методы
  • формализованные методы

Интуитивные методы применяются, когда невозможно учесть все факторы, влияющие на объект прогнозирования. Это  может произойти из-за сложности  объекта или большого количества влияющих факторов. Второе название интуитивных  методов прогнозирования - экспертные оценки. В свою очередь экспертные оценки могут быть индивидуальными  или коллективными.

Методы индивидуальных экспертных оценок базируются на использовании в качестве источника информации мнения одного человека.

Существует несколько  видов индивидуальных экспертных оценок основные из них это:

  • метод "интервью";
  • метод анкетного опроса;
  • аналитический метод;
  • метод написания прогнозного сценария;
  • метод «дерево целей».

Метод интервью. Основная особенность данного метода заключается в том, что исследователь (опрашивающий) и эксперт находятся в непосредственном контакте. Необходимая информация извлекается в ходе беседы. Направление беседы задает опрашивающий по заранее составленным вопросам относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Ему принадлежит ведущая роль в проведении беседы. Эксперт выступает в роли источника прогнозной информации. Есть три основные формы проведения интервью: свободная беседа; интервью по типу вопрос-ответ; интервью в форме перекрестного допроса. Интервью перекрестного опроса осуществляется с привлечением нескольких интервьюеров, как правило, двух. Они стремятся получить максимум информации по проблеме, одновременно проверяя ее на непротиворечивость. Достоинство метода интервью заключается в том, что непосредственный контакт эксперта и интервьюера позволяет направить беседу в необходимом направлении. Недостатки метода:

1) влияние на прогнозные  оценки субъективных факторов (например, психологическое давление интервьюера  на эксперта);

2) не каждый эксперт  может делать экспромтом хорошие  и грамотные заключения.

«Идеальный» интервьюер должен иметь здоровый вид, быть опрятно одетым, ухоженным, быть спокойным и уверенным, внушать доверие, быть искренним, веселым, проявлять интерес к беседе. Эмпирическим путем установлено, что наиболее подходящие интервьюеры это женщины в возрасте 35-40 лет с высшим образованием и достаточным жизненным опытом.

Метод анкетного  опроса. Для получения информации эксперту предлагается для заполнения анкета, содержащая набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкета заполняется экспертами самостоятельно, поэтому все вопросы должны быть сформулированы предельно ясно и однозначно.  В зависимости от целей исследования при составлении анкет используются вопросы двух видов:

1) открытые 

2) закрытые.

В формулировке закрытых вопросов содержатся возможные варианты ответов. На вопросы открытые (свободные) ответы экспертом могут быть даны в любой  форме.  Достоинство открытых вопросов – возможность обнаружить с помощью эксперта новые, оригинальные варианты решения проблемы, а их недостаток – трудоемкость анализа ответов, так как возможен широкий диапазон ответов, и трудно сформулировать общегрупповое мнение. Таким образом, использование анкет с вопросами закрытого типа обосновано, когда необходимо получить согласованную позицию экспертов, и нежелательно, когда прогнозируется сложный процесс, у которого может быть несколько вариантов, путей развития.

Анкетирование может быть очным и заочным. Плюсы заочного анкетирования – возможность привлечения экспертов, живущих в разных городах, меньшая нагрузка на организаторов. Минусы - возможное неправильное истолкование вопросов, затяжки с ответами. Минус очного анкетирования - влияние организаторов на эксперта. 

Аналитический метод предполагает проведение экспертом логического анализа какой-либо прогнозной ситуации, и его результатом является аналитическая докладная записка. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, состояния и путей развития прогнозируемого объекта.

Метод написания  прогнозного сценария основан на определении логики развития экономического процесса во времени при различных условиях. В сценарии указывается генеральная цель развития объекта прогнозирования, выявляются основные факторы (положительные и негативные), влияющие на развитие объекта, формулируются критерии для оценки различных процессов, связанных с развитием объекта прогнозирования. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, то есть чем больше степень согласованности мнений экспертов об осуществимости событий, развитии процесса. Таким образом, методы индивидуальных экспертных оценок базируются на возможности максимального использования индивидуальных способностей экспертов и минимизации психологического давления, которое может быть оказано на отдельных работников.

Метод “дерево целей” используется при анализе систем, объектов, процессов, в которых можно выделить несколько структурных или иерархических уровней. “Дерево целей” строится путем последовательного выделения все более мелких компонентов на понижающихся уровнях. На рисунке показано, что каждая ветвь на каждом уровне разделяется на два ответвления следующего, более низкого уровня.

Точка разветвления называется вершиной. Из каждой вершины должны исходить не менее двух ветвей, причем число этих ветвей не ограничено сверху, то есть на верхнем уровне их может  быть три, пять и более.

В построении “дерева целей” необходимо отметить три условия:

1) Исходящие из одной вершины ветви должны образовывать замкнутое множество;

2) Ветви, исходящие из одной вершины, должны быть взаимно исключающими, то есть не должно быть частичного совпадения объектов, представленных двумя различными ветвями, исходящими из одной вершины;

3) “Дерево целей”, используемое при нормативном прогнозировании, следует считать совокупностью целей и подцелей.

Итак, рассмотрим все-таки подробнее, что такое индивидуальные экспертные оценки и где они чаще всего  применяются.

Индивидуальные экспертные оценки – частный случай метода экспертных оценок, когда используются оценки одного или нескольких экспертов без их усреднения. Индивидуальные экспертные оценки применяются, прежде всего, при анализе проблем, для которых информационный потенциал недостаточен. Основные этапы использования метода индивидуальных экспертных оценок - те же, что и в методе экспертных оценок, но большинство статистических методов заменяется методами качественного анализа. Генерация основного информационного массива в индивидуальных экспертных оценках осуществляется с помощью методов, связанных с индивидуальной работой экспертов: методов опроса (экспертные оценки), разработки "сценариев" и "докладных записок" и морфологического анализа систем. "Сценарии" обычно применяются при поиске узких мест производства, в критических ситуациях и т.п., которые в дальнейшем могут быть подвергнуты более детальному анализу. В изобретательском творчестве чаще используется морфологический анализ.

С помощью экспертных методов  прогнозируются масштабные качественные изменения в науке, техники и  экономики.

Используется этот метод  и при прогнозировании тенденций  основных рынков или отраслей мировой  экономики.

Прогноз, как правило, делается на достаточно продолжительный промежуток времени. Широкое распространение  получили прогнозы получения различных  научных достижений, появления новых  технологий. В результате появилась  новая наука, получившая название футурологии, которая занимается изучением будущего, исследованием основных направлений  развития человечества. Поэтому прогнозы, основанные на обобщении оценок специалистов в соответствующих областях, иногда называют футурологическими.

Рассмотренные методы прогнозирования  зачастую применяются совместно, что  способствует повышению точности прогнозов.

Кроме перечисленных традиционных методов прогнозирования, в последнее  время получили распространение  новые методы, основанные на обобщении  системного подхода, применении новых  математических методов моделирования, таких как нечеткие множества, нейросетевые технологии, генетические алгоритмы  и т.д. Как правило, эти методы предполагают широкое использование  специализированных компьютерных программ и/или специализированных вычислительных устройств.

Таким образом, развитие планирования и прогнозирования в настоящее  время связано с созданием  методов, предусматривающих системное  использование анализа временных  рядов, экономико-математического моделирования  и экспертных оценок. Все эти методы опираются на широкое использование  вычислительной техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. www.bibliofond.ru
  2. www.inventech.ru
  3. ponauke.com
  4. wikipedia.org.ru

Информация о работе Методы индивидуальных экспертных оценок