История рекламы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:56, лекция

Краткое описание

Профессиональная реклама. Письменная реклама. Политическая реклама. Реклама Средневековья. Новое время рекламы в ЗЕ и колониях СА. Развитие журналистики. Реклама в России. От средневековья к новому времени.

Файлы: 1 файл

История рекламы.docx

— 35.83 Кб (Скачать)

История рекламы

Дмитрий – сем.

Галина Петровна – лекц.

Протореклама («прото» - стадия предшествования явлению, которое мы изучаем; применительно к рекламе это комплекс культурных предпосылок, обладающий некоторыми функциями рекламной коммуникации)

Реклама (от лат. «рекламе» - выкрикивать, рассказывать) – разнообразные мероприятия, имеющие целью оповещение о чем-либо.

Демонстративная символика сообществ – самые первые элементы проторекламы (сакральные знаки, украшения, элементы одежды).

Виды

    1. Демонстративная символика сообществ
    2. Престижная протореклама
    3. Знаки собственности

Функции проторекламы:

  1. Сигнальная – оперативное оповещение соплеменников о грозящей им опасности.
  2. Демонстративная функция знаковых форм – одежда, окраска и т.д.

Престижная протореклама позволяет обозначить место индивида в социальной иерархии (украшения (перстни-печати)).

Знаки собственности появились в виде клейма раба. Затем: штампы, авторские сигнатуры (способы авторского удостоверения изготовленной продукции, наносимые на продукцию).

Реклама в античном обществе

Город в античности формировался из 3 центров:

  • Административное руководство (суть – в управлении городским сообществом);
  • Храмовый комплекс (сердце города)
  • Рынок (желудок)

Профессиональная  реклама

Когда в человеческом обществе формируется устная речь, происходит первая информационная революция. В античности профессиональными носителями рекламного слова были городские глашатаи. Глашатаи делились на 3 вида:

    • глашатаи-дипломаты (исполнение дипломатических поручений, участники разнообразных посольств);
    • в распоряжении городской администрации (сообщали городскому населению важнейшую оперативную информацию);
    • глашатаи-рыночники – наименее престижные (при артистических труппах, обслуживали рыночные распродажи).

Варианты  предметно-изобразительной рекламы - живописные вывески: предметные и изобразительные. Изображались: молоток и алебарда, растения (ветки, цветы), животные, образы божеств.

Письменная реклама

С формированием письменной коммуникации культурологи связывают вторую информационную революцию. Самым главным доказательством письменной коммуникации в античности служат граффити. Граффити – процарапывание любым жителем города на стенах, портиках, сооружениях своих мнений, призывов, соображений или просто заявлений о себе, как правило, не несущих смысловой направленности.

Римская протореклама характеризуется римской протогазетой (дела сенатские – выбеленная стена, на которую наносились надписи о заседаниях сената и т.д.).

В Греции альбум (пер. белый) представляет собой участки на городских стенах, просторных частях домов, которые были выбелены белой краской или известью и на них писались текущие объявления.

Афиши – жанр рекламы, зародившийся в античности, – детализированное сообщение о событии, происходящем в рамках города.

Политическая  реклама

Большое количество призывов, лозунгов политического характера  возникало на стенах античных городов  в период выборов магистрата (начертательные и лозунговые коммуникации, зарождение черного пиара).

Элементы: скульптурные портреты, трофейные сооружения, триумфальные шествия, конфессиональная реклама (духовная реклама), дутая реклама.

Способы регулирования рекламы – писалось послание на тех же стенах о запрещении писать что-либо еще. Агороном – человек, следивший за нарушением рекламной деятельности.

Реклама Средневековья

Раннее Средневековье - 5-10 вв.

Развитое Средневековье  – 11-14 вв.

Позднее Средневековье / Возрождение  – 15-16 вв.

Очередной виток развития рекламы - конфессиональная реклама. Там, где развивались монастыри начинали развиваться ярмарки.

Рекламные функции средневековых глашатаев. Появляются герольды, оповещающие только о рыцарских турнирах. От герольдов – геральдика.

Фольклорные виды рекламы в Средневековье

3 вида  устной рекламы:

  • крики улиц (оперативные текущие сообщения о товарах, услугах бродячих торговцев, ремесленников, акробатов);
  • тексты стационарных зазывал;
  • ярмарочный фольклор

Изобразительная реклама.Геральдика. Цеховая эмблематика (псевдогеральдика).

Изобразительная письменная реклама – развитие более профессиональных афиш, содержавших развернутый текст с рисунками, гравюрами, символическими изображениями. Появляются зрелищные афиши playbills, развешивавшиеся по всем дворам.

1447 г. – немецкий изобретатель  Иоганн Гутерберг изобретает  печатный станок.

Новое время рекламы в ЗЕ и колониях СА

Вслед за изобретение печатного  станка начинают создаваться типографии. Уже в 1500 г. В Европе работало более 200 типографий и этот процесс культурологи называют третьей информационной революцией.

В ближайшее десятилетие  развивается печатный летучий листок и становится излюбленным жанром коммерческой и политической рекламы.

Появляются новые рекламные  жанры – каталог, проспект и прейскурант, титульные листы (заголовок, типография и тираж, аннотация), индульгенции. Продолжает утверждаться жанр вырезки, заказываются профессиональным художникам.

В 1712 г. в Лондоне оборвалась вывеска и убила несколько  человек, в т.ч. королевского ювелира. Принят указ, в котором вывески  были запрещены, а дома получили строгую  нумерацию.

Развитие  журналистики

Появление информационных бюро.

В 1611 г. Артур Джордж и  Вальтер Коу получает патент от короля Якова I на открытие офиса, который назвали «Всеобщий доступный каталог главных коммерческих предприятий».

В 1612 г. Теофаст Ринода был  поддержан духовенством и Ришилье  и получил патент на открытие информационного  бюро, но ему понадобилось 17 лет, чтобы  его задуманное осуществилось. Заложил  истоки 1 рекламного агентства.

В 1631 г. Ринода выпускает  первую еженедельную французскую газету ‘La Gasette’, публиковавшую официальные новости из Франции и разнообразную информацию различных стран.

В Англии попытки основать еженедельную периодику относятся  к 1621 г. Уильям Арчер печатает первые английские “Куранты”, содержащую только иностранные новости.

Рекламные компании

Распространение в Европе колониальных товаров (чай, кофе, какао) явились следствием ВГО и в  Англии разразился бум торговли заморскими товарами. В связи с продвижение  колониальных товаров, можно говорить о первых рекламных компаниях. В  Англии появляются кофейни.

Эдвард Ллойд выпускает  еженедельный листок новостей и поднимается  за счет рекламы компаний.

Джон Холден – отец английской рекламы. 1677 г. – его дебют, он выпускает  памфлет «Великая английская надежда», где выражает мысли о лидерстве  своей страны. В 1692 г. издает еженедельник «Собрание известий ради развития предпринимательства  и торговли». Выходило более 10 лет. Публикует  первую интимную межличностную информацию. В 1693 г. появляется его первая редакционная заметка, где он говорит, что ручается за добросовестность публикуемых сообщений  и соблюдений конфиденциальности.

Обывательская реклама (дутая, обманная)

На 1 месте – кофейни, в  которых сочинялись оперативные  handbills, стены обклеивались завлекательными афишами. 2 по обилию обманной рекламы были зрелища, многочисленные лотереи. Начинают появляться рекламные издания. Во Франции появляется афиша, в Англии – утренняя почта, которая размещает информацию о продаже лошадей, утренний вестник и “Times”.

Рекламный опыт английских газетчиков распространяется и на СА колонии Британии. В помощь колонистам в Англии периодически проводятся рекламные  кампании, призывающие жертвовать заокеанским  соотечественникам посильные средства. Основателем 1 еженедельного СА издания  в 1690 г. стал Бенджамин Харрис. Брошюры, публикуемые в Англии 18 века для привлечения к колонизации новых земель чаще всего содержат наполовину истинные, наполовину лживые факты.

Периодическая пресса в СА начинается с 1704 г. и с этого же времени публикуется реклама  о к-пр. земельных участков, домов, недвижимость, розыске сбежавших  рабов, информация о прибытии судов.

В 1729 г. Бенджамин Франклин – отец американской рекламы - выпускает  газету. Придумал делать абзацы, отступы.

Доклады:

Примеры проторекламы в современном  обществе (иллюстрировать)

Реклама зрелищ в Античности / Средневековье

Рыцарские гербы и геральдика

Символизм цвета в геральдике

Политическая реклама  Античности / Средневековья

Изобретение печатного станка

Китайский типографский станок

Типографские  эмблемы и эксклибрисы

Теофаст Ринода

Бенджамин Франклин и его  реклама

Межличностная реклама 18-20 вв.

 

Реклама в России. От средневековья к новому времени

Культурно-исторические особенности  российского государства оказали  существенное влияние на процессы рекламирования в его пределах. Традиции греко-римской  античности, оказавшие влияние на западноевропейскую средневековую  культуру, для России не были существенны, поскольку основное влияние шло  из Византии.

Существовали знаки собственности: ремесленнические и торговые клейма, печати. Устная реклама распространялась при помощи царских глашатых. О деятельности царских глашатых документально известно с 15 века. Как правило, царские глашатаи провозгласили царские указы с царского крыльца. Вторым информационным центром местом считалось «лобное место».

После начала книгопечатания появляется ещё одно место, которое  называется третьим информационным местом: «у Спасской башни», где распространялась печатная продукция.

Фольклорная устная реклама  в России классифицируется на:

  1. Рекламное творчество разносчиков, коробейников, бродячих ремесленников
  2. Рекламное творчество стационарных зазывал
  3. Ярморочная реклама

Как правило, использовались шутки, заклички, прибаутки, которыми продавцы завлекали народ, чтобы показать свой товар. Прибаутки делают акцент на ценность товара и притягивают  внимание.

Ярмарки.

Вообще сведения о развитии ярмарок на Руси имеются ещё от до монгольского периода. Самыми большими, ежегодными, прибыльными ярмарками считались: макаревская, архангельская, тихвинская, брянская, соль-вычегодская. Устная реклама разносчиков, ремесленников, фокусников, профессиональных зазывал, взаимодействуя друг с другом, сформировали новые виды устной рекламы:

  1. Речитативный уговор
  2. Раёк – вариант зрелищной рекламы (прототип будущего кинематографа) – ящик, на задней внутренней стенке которого передвигалась лента, соединённая в серии лубочных картинок.
  3. Творцы балаганной рекламы – ряженые деды
  4. Обманная реклама – обманные аттракционы, например, «вокруг света за одну копейку», «египетская тьма» - 10 коп.,

Лубочные традиции на Руси

Первые образцы лубочных картинок были завезены бряжскими купцами  в середине 17 века. Лубочные картинки быстро получили большую популярность и активно осваивалось их производство.

Лубок – древесный слой, который расположен сразу за корой  дерева. Основой лубочного производства становится ксилография – это  прорезание контуров рисунка по деревянной доске. сюжетами лубков, чаще всего, были какие-то сатирические, юмористические сюжеты, сценки, так же были и религиозные и политические картинки.

Были распространены повсеместно, т.к. были очень дешёвыми.

Живописная вывеска (городской фольклор)

  1. Предметная вывеска
  2. Лубочная вывеска

В 1749 г. выходит указ царицы Елизаветы Петровны, который запрещает  малевать на стенах домов или на отдельных досках примитивные картинки, а ограничиваться только надписями.

Политическая  реклама на Руси

Политическая реклама  на Руси характеризуется празднованиями масленицы, новогодних праздников с  фейерверками, шествий по случаю победы, триумфальных торжеств, маскарадов. В 1721 г. в Москве по случаю подписания мирного договора со Швецией были построены 4 триумфальные арки. Так же русские самодержцы часто использовали наглядно-демонстративные формы по случаю успехов.

В российской рекламе лидировали устные и зрелищные жанры.

Самая первая рукописная протогазета  «Куранты» на Руси появилась в 1621 г. «Ведомости» в 1731 г. реклама для  поправки здоровья.

В 18 веке газета «Ведомости»  разделяется на две «Московские  ведомости» и «Санкт-петербургские  ведомости».

Развитие западноевропейской рекламы в 19 веке. Указанные период делится на три этапа:

  1. 1800-1840 – период наполеоновских войн, переоценки социальных ценностей, на первое место в развитии выходит Великобритания, она наращивает производительные силы, развивает НТР и формирует принцип потребительского общества, в котором не покупатель находится в поиске товара, а товар стремится найти своего покупателя
  2. 1860-1880 – экономические условия, складывающие в Англии, а затем и в континентальной Европе создают новую ситуацию для рекламы
  3. Конец 19 столетия – период развивался и завершался относительно мирно, но чувствовалось приближение первой мировой войны, всё производство переводилось на военные нужды, в следствие чего это время названо «золотым временем» в развитии европейской рекламы

Информация о работе История рекламы