Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:56, лекция
Профессиональная реклама. Письменная реклама. Политическая реклама. Реклама Средневековья. Новое время рекламы в ЗЕ и колониях СА. Развитие журналистики. Реклама в России. От средневековья к новому времени.
История рекламы
Дмитрий – сем.
Галина Петровна – лекц.
Протореклама («прото» - стадия предшествования явлению, которое мы изучаем; применительно к рекламе это комплекс культурных предпосылок, обладающий некоторыми функциями рекламной коммуникации)
Реклама (от лат. «рекламе» - выкрикивать, рассказывать) – разнообразные мероприятия, имеющие целью оповещение о чем-либо.
Демонстративная символика сообществ – самые первые элементы проторекламы (сакральные знаки, украшения, элементы одежды).
Виды
Функции проторекламы:
Престижная протореклама позволяет обозначить место индивида в социальной иерархии (украшения (перстни-печати)).
Знаки собственности появились в виде клейма раба. Затем: штампы, авторские сигнатуры (способы авторского удостоверения изготовленной продукции, наносимые на продукцию).
Реклама в античном обществе
Город в античности формировался из 3 центров:
Профессиональная реклама
Когда в человеческом обществе формируется устная речь, происходит первая информационная революция. В античности профессиональными носителями рекламного слова были городские глашатаи. Глашатаи делились на 3 вида:
Варианты
предметно-изобразительной
Письменная реклама
С формированием письменной коммуникации культурологи связывают вторую информационную революцию. Самым главным доказательством письменной коммуникации в античности служат граффити. Граффити – процарапывание любым жителем города на стенах, портиках, сооружениях своих мнений, призывов, соображений или просто заявлений о себе, как правило, не несущих смысловой направленности.
Римская протореклама характеризуется римской протогазетой (дела сенатские – выбеленная стена, на которую наносились надписи о заседаниях сената и т.д.).
В Греции альбум (пер. белый) представляет собой участки на городских стенах, просторных частях домов, которые были выбелены белой краской или известью и на них писались текущие объявления.
Афиши – жанр рекламы, зародившийся в античности, – детализированное сообщение о событии, происходящем в рамках города.
Политическая реклама
Большое количество призывов, лозунгов политического характера возникало на стенах античных городов в период выборов магистрата (начертательные и лозунговые коммуникации, зарождение черного пиара).
Элементы: скульптурные портреты, трофейные сооружения, триумфальные шествия, конфессиональная реклама (духовная реклама), дутая реклама.
Способы регулирования рекламы – писалось послание на тех же стенах о запрещении писать что-либо еще. Агороном – человек, следивший за нарушением рекламной деятельности.
Реклама Средневековья
Раннее Средневековье - 5-10 вв.
Развитое Средневековье – 11-14 вв.
Позднее Средневековье / Возрождение – 15-16 вв.
Очередной виток развития рекламы - конфессиональная реклама. Там, где развивались монастыри начинали развиваться ярмарки.
Рекламные
функции средневековых
Фольклорные виды рекламы в Средневековье
3 вида устной рекламы:
Изобразительная реклама.Геральдика. Цеховая эмблематика (псевдогеральдика).
Изобразительная письменная реклама – развитие более профессиональных афиш, содержавших развернутый текст с рисунками, гравюрами, символическими изображениями. Появляются зрелищные афиши playbills, развешивавшиеся по всем дворам.
1447 г. – немецкий изобретатель Иоганн Гутерберг изобретает печатный станок.
Новое время рекламы в ЗЕ и колониях СА
Вслед за изобретение печатного станка начинают создаваться типографии. Уже в 1500 г. В Европе работало более 200 типографий и этот процесс культурологи называют третьей информационной революцией.
В ближайшее десятилетие развивается печатный летучий листок и становится излюбленным жанром коммерческой и политической рекламы.
Появляются новые рекламные жанры – каталог, проспект и прейскурант, титульные листы (заголовок, типография и тираж, аннотация), индульгенции. Продолжает утверждаться жанр вырезки, заказываются профессиональным художникам.
В 1712 г. в Лондоне оборвалась вывеска и убила несколько человек, в т.ч. королевского ювелира. Принят указ, в котором вывески были запрещены, а дома получили строгую нумерацию.
Развитие журналистики
Появление информационных бюро.
В 1611 г. Артур Джордж и Вальтер Коу получает патент от короля Якова I на открытие офиса, который назвали «Всеобщий доступный каталог главных коммерческих предприятий».
В 1612 г. Теофаст Ринода был поддержан духовенством и Ришилье и получил патент на открытие информационного бюро, но ему понадобилось 17 лет, чтобы его задуманное осуществилось. Заложил истоки 1 рекламного агентства.
В 1631 г. Ринода выпускает первую еженедельную французскую газету ‘La Gasette’, публиковавшую официальные новости из Франции и разнообразную информацию различных стран.
В Англии попытки основать еженедельную периодику относятся к 1621 г. Уильям Арчер печатает первые английские “Куранты”, содержащую только иностранные новости.
Рекламные компании
Распространение в Европе колониальных товаров (чай, кофе, какао) явились следствием ВГО и в Англии разразился бум торговли заморскими товарами. В связи с продвижение колониальных товаров, можно говорить о первых рекламных компаниях. В Англии появляются кофейни.
Эдвард Ллойд выпускает еженедельный листок новостей и поднимается за счет рекламы компаний.
Джон Холден – отец английской рекламы. 1677 г. – его дебют, он выпускает памфлет «Великая английская надежда», где выражает мысли о лидерстве своей страны. В 1692 г. издает еженедельник «Собрание известий ради развития предпринимательства и торговли». Выходило более 10 лет. Публикует первую интимную межличностную информацию. В 1693 г. появляется его первая редакционная заметка, где он говорит, что ручается за добросовестность публикуемых сообщений и соблюдений конфиденциальности.
Обывательская реклама (дутая, обманная)
На 1 месте – кофейни, в которых сочинялись оперативные handbills, стены обклеивались завлекательными афишами. 2 по обилию обманной рекламы были зрелища, многочисленные лотереи. Начинают появляться рекламные издания. Во Франции появляется афиша, в Англии – утренняя почта, которая размещает информацию о продаже лошадей, утренний вестник и “Times”.
Рекламный опыт английских
газетчиков распространяется и на СА
колонии Британии. В помощь колонистам
в Англии периодически проводятся рекламные
кампании, призывающие жертвовать заокеанским
соотечественникам посильные
Периодическая пресса в СА начинается с 1704 г. и с этого же времени публикуется реклама о к-пр. земельных участков, домов, недвижимость, розыске сбежавших рабов, информация о прибытии судов.
В 1729 г. Бенджамин Франклин – отец американской рекламы - выпускает газету. Придумал делать абзацы, отступы.
Доклады:
Примеры проторекламы в современном обществе (иллюстрировать)
Реклама зрелищ в Античности / Средневековье
Рыцарские гербы и геральдика
Символизм цвета в геральдике
Политическая реклама Античности / Средневековья
Изобретение печатного станка
Китайский типографский станок
Типографские эмблемы и эксклибрисы
Теофаст Ринода
Бенджамин Франклин и его реклама
Межличностная реклама 18-20 вв.
Реклама в России. От средневековья к новому времени
Культурно-исторические особенности
российского государства
Существовали знаки
После начала книгопечатания появляется ещё одно место, которое называется третьим информационным местом: «у Спасской башни», где распространялась печатная продукция.
Фольклорная устная реклама в России классифицируется на:
Как правило, использовались шутки, заклички, прибаутки, которыми продавцы завлекали народ, чтобы показать свой товар. Прибаутки делают акцент на ценность товара и притягивают внимание.
Ярмарки.
Вообще сведения о развитии ярмарок на Руси имеются ещё от до монгольского периода. Самыми большими, ежегодными, прибыльными ярмарками считались: макаревская, архангельская, тихвинская, брянская, соль-вычегодская. Устная реклама разносчиков, ремесленников, фокусников, профессиональных зазывал, взаимодействуя друг с другом, сформировали новые виды устной рекламы:
Лубочные традиции на Руси
Первые образцы лубочных картинок были завезены бряжскими купцами в середине 17 века. Лубочные картинки быстро получили большую популярность и активно осваивалось их производство.
Лубок – древесный слой, который расположен сразу за корой дерева. Основой лубочного производства становится ксилография – это прорезание контуров рисунка по деревянной доске. сюжетами лубков, чаще всего, были какие-то сатирические, юмористические сюжеты, сценки, так же были и религиозные и политические картинки.
Были распространены повсеместно, т.к. были очень дешёвыми.
Живописная вывеска (городской фольклор)
В 1749 г. выходит указ царицы Елизаветы Петровны, который запрещает малевать на стенах домов или на отдельных досках примитивные картинки, а ограничиваться только надписями.
Политическая реклама на Руси
Политическая реклама на Руси характеризуется празднованиями масленицы, новогодних праздников с фейерверками, шествий по случаю победы, триумфальных торжеств, маскарадов. В 1721 г. в Москве по случаю подписания мирного договора со Швецией были построены 4 триумфальные арки. Так же русские самодержцы часто использовали наглядно-демонстративные формы по случаю успехов.
В российской рекламе лидировали устные и зрелищные жанры.
Самая первая рукописная протогазета «Куранты» на Руси появилась в 1621 г. «Ведомости» в 1731 г. реклама для поправки здоровья.
В 18 веке газета «Ведомости» разделяется на две «Московские ведомости» и «Санкт-петербургские ведомости».
Развитие западноевропейской рекламы в 19 веке. Указанные период делится на три этапа: