Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 04:57, курсовая работа
В исполнении поставленной цели за время прохождения практики предусматривается решение следующих важнейших задач:рассмотреть теоретические основы изучения маркетингового исследования рынка;разработать программу исследования рынка кондитерских изделий г. Владивостока; провести анализ результатов полевого исследования рынка кондитерских изделий г. Владивостока; разработать предложения по использованию результатов полевых исследований рынка кондитерских изделий г. Владивостока.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Теоретические аспекты проведения маркетинговых исследований рынка
1.1. Понятие маркетинговых исследований и их роль в деятельности предприятия……………………………………………………………………3
1.2. Направления маркетинговых исследований………………………….9
2. Исследование рынка кондитерских изделий г. Владивостока……….14
2.1. Разработка программы исследования рынка кондитерских изделий г. Владивостока…………………………………………………………………14
2.2. Анализ результатов полевого исследования рынка кондитерских изделий г. Владивостока……………………………………………………..16
2.3. Разработка предложений по использованию результатов полевых исследований рынка кондитерских изделий г. Владивостока…………….48
Заключение…………………………………………………………………....51
Список литературы…………………………………………………………...53
Анкета опроса респондентов………………………………………………...54
Чаще всех покупает наборы в подарок близким людям молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (36%), а официальным лицам - потребители в возрасте от 18 до 45 лет (28,5%). Близких людей меньше всех балуют коробкой конфет респонденты в возрасте 35-44 лет (23%). Всего 11% пенсионеров покупают шоколадные наборы для официального подарка. Таким образом, из покупателей наборов шоколадных конфет выпадают малообеспеченные люди.
Ранжированные по убыванию частоты упоминания списки мотивов совершения покупки, полученные по итогам опроса конечных потребителей в местах продаж и по итогам глубинных интервью, оказались идентичными. Были отмечены лишь несущественные расхождения в долях респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа.
Большие (объемные) коробки шоколадных конфет теряют свою популярность, потребители, помимо оформления и размера коробки, стали обращать внимание на качество продукции и ее изготовителя (табл. 8). Интересно отметить, что большие эффектные коробки привлекают больше мужчин, чем женщин. Кроме того, ответы женщин на данный вопрос были более категоричными. Более половины респонденток сошлись во мнении, что "размер коробки должен строго соответствовать весу конфет". Существенных отличий в ответах потребителей разных возрастных групп в ходе исследования выявлено не было.
Среди участников глубинного интервью сторонников эффектных коробок с незначительной массой содержимого оказалось меньше всего (4%). Так же как и среди участников опроса на местах продаж, респонденты глубинных интервью в большинстве случаев отдают предпочтение наборам конфет, размер коробки которых строго соответствует весу конфет.
Таблица 2.6 – Оптимальное сочетание массы и размера коробки набора конфет
|
Потребительские предпочтения в отношении шоколадных батончиков
Рынок шоколадных батончиков сформировался относительно недавно, причем большей частью за счет иностранных компаний. Он отличается высокой рекламной активностью и постоянным обновлением (появлением новинок).
В основном данная группа кондитерских изделий производится со средним весом 50-60 грамм в яркой и красочной упаковке, хотя в последнее время участились случаи, когда компании-изготовители выпускают мини-аналоги своих батончиков. Это отражает их стремление удовлетворить запросы слоев населения с низким уровнем доходов, поскольку небольшая масса стоит соответственно недорого.
Необходимо учитывать также, что на этом рынке главным стимулятором продаж является реклама. Она является основным источником формирования спроса на рынке шоколадных батончиков. И если фирма в состоянии обеспечить красочную упаковку и соответствующую рекламную и информационную поддержку, то основной интересующий ее вопрос: каким должен быть сам продукт, какие ингредиенты он должен содержать. Такой вопрос и был задан респондентам в ходе опроса. Структура ответов с разбивкой по половым подвыборкам представлена в таблице 2.7.
Орехи, нуга и сливочная начинка – "хиты" потребительских предпочтений (именно эти добавки и наполнители предпочитают более трети потребителей шоколадных батончиков).
При анализе ответов по возрастным группам выяснилось, что наиболее предпочитаемые, по мнению респондентов общей выборки, добавки в равной степени популярны среди потребителей всех возрастов. Больше всего потребителей батончиков с карамелью оказалось среди людей в возрасте 35-44 лет, с шоколадной начинкой - среди пенсионеров. Тем не менее, основной группой потребителей шоколадных батончиков является молодежь, что и подтверждается проведенным исследованием.
Таблица 2.7 – Предпочтения конечных потребителей в отношении наполнителей и добавок в шоколадных батончиках
|
Предпочтения
участников глубинных интервью несколько
отличаются от предпочтений респондентов
количественного исследования. Тем
не менее, тройка лидеров рейтинга популярности
шоколадных батончиков с разными
добавками и наполнителями
Как показало исследование, фасованная продукция не пользуется чрезмерно высокой популярностью среди потребителей кондитерских изделий. Меньше всего жители Владивостока предпочитают покупать фасованные карамель и мармелад, а больше всего - фасованный зефир.
При анализе подвыборок отмечается такая тенденция: мужчины в целом чаще покупают фасованные в фирменную упаковку кондитерские изделия (они вообще чаще обращают внимание на упаковку). По возрастным группам потребительские предпочтения незначительно отличаются от общей выборки. Результаты глубинных интервью не противоречат сведениям, полученным в ходе опросов в местах продаж (табл. 2.8).
В целом, результаты исследования свидетельствуют о том, что предпочтения конечных потребителей в отношении различных видов упаковки достаточно традиционны.
Еще
с так называемых "советских
времен" большинство видов кондитерских
изделий реализовывались
Таблица 2.8 – Предпочтения при покупке весовых кондитерских изделий
|
По разным видам кондитерских изделий доли респондентов, выбравших этот вариант ответа на вопрос о наиболее удобной, с их точки зрения, упаковки, изменяются в диапазоне от 17% (по зефиру) до 32% (по карамели) (табл. 2.9).
Вторым по перспективности видом упаковки для таких товаров, как шоколадные конфеты, мармелад и зефир, является комбинированная упаковка (картонная с пластиковой или пластмассовой вставкой).
Бумажная упаковка печенья и вафель предпочитаема соответственно 12% и 8% потребителей. Этот традиционный вид упаковки фасованных мучных кондитерских изделий оказывается на втором месте в рейтинге удобства различных видов упаковок по анализируемым товарным позициям. Чуть менее 10% потребителей кондитерских изделий при приобретении фасованной карамели отдали бы предпочтение непрозрачному полиэтиленовому пакету с прозрачным окошком. Изо всех тестируемых видов упаковки фольгу целесообразно использовать при расфасовке ириса и отчасти шоколадных конфет.
В силу того, что среди респондентов достаточно высокой оказалась доля потребителей, предпочитающих приобретать рассматриваемые виды кондитерских изделий в развес, точность результатов исследования относительно популярности разных видов упаковки значительно сокращается. Кроме того, более эффективный способ тестирования упаковки - фокус-группы.
Таблица 2.9 – Наиболее удобная упаковка фасованных кондитерских изделий
|
Потребительские предпочтения в отношении оптимального веса фасованной продукции в ходе исследования определялись с помощью открытого вопроса, т.е. респонденты сами формулировали ответ.
Анализ результатов опроса свидетельствует о том, что исследуемые виды кондитерских изделий конечные потребители предпочли бы приобретать в упаковке среднего веса (от 250 г до 400 г). Причем потребительские предпочтения относительно веса разных видов кондитерских изделий оказываются неоднородными. Так, например, средний вес оптимальной, с точки зрения розничных покупателей, упаковки ириса оказался минимальным и составил 257 г, в то время, как значение рассматриваемого показателя для печенья оказывается равным 380 Потребительские предпочтения в отношении веса упаковок разных видов кондитерских изделий приведены на рисунках 1-7:
Рисунок
2.2 – Оптимальный вес упаковки карамели