Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 04:57, курсовая работа
В исполнении поставленной цели за время прохождения практики предусматривается решение следующих важнейших задач:рассмотреть теоретические основы изучения маркетингового исследования рынка;разработать программу исследования рынка кондитерских изделий г. Владивостока; провести анализ результатов полевого исследования рынка кондитерских изделий г. Владивостока; разработать предложения по использованию результатов полевых исследований рынка кондитерских изделий г. Владивостока.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Теоретические аспекты проведения маркетинговых исследований рынка
1.1. Понятие маркетинговых исследований и их роль в деятельности предприятия……………………………………………………………………3
1.2. Направления маркетинговых исследований………………………….9
2. Исследование рынка кондитерских изделий г. Владивостока……….14
2.1. Разработка программы исследования рынка кондитерских изделий г. Владивостока…………………………………………………………………14
2.2. Анализ результатов полевого исследования рынка кондитерских изделий г. Владивостока……………………………………………………..16
2.3. Разработка предложений по использованию результатов полевых исследований рынка кондитерских изделий г. Владивостока…………….48
Заключение…………………………………………………………………....51
Список литературы…………………………………………………………...53
Анкета опроса респондентов………………………………………………...54
Помимо опросов в местах продаж проводилась серия так называемых глубинных интервью. В качественном исследовании потребителей принимали участие женщины в возрасте от 18 до 55 лет, приобретающие кондитерские изделия не реже 1 раза в неделю.
2.2. Анализ результатов полевого исследования рынка кондитерских изделий г. Владивостока
Далее проанализируем результаты маркетингового исследования по потребительским предпочтениям в отношении плиточного шоколада.
При покупке плиточного шоколада потребители, прежде всего, обращают внимание на стоимость и массу одной плитки. Распределение ответов респондентов на вопрос о частоте приобретения плиточного шоколада разного веса представлено в таблице 2.1.
Различий в показателях по подвыборкам мужчин и женщин, а также по возрастным подгруппам не выявлено.
Таблица 2.1 – Частота приобретения потребителями плиточного шоколада разного веса
|
На основании полученных в ходе исследования данных отметим, что коренных изменений в потребительском сознании за последние годы не произошло. Люди приобретают привычные товары, а шоколад у человека ассоциируется со стограммовой плиткой. Таким образом, стандартный вес плиток ничуть не утратил былой популярности.
Существенных отличий в ответах респондентов качественного и количественного исследований выявлено не было. Среди участников глубинных интервью оказалось даже меньше потребителей, не потребляющих плиточный шоколад.
Кроме того, среди респондентов данной группы не оказалось ни одного человека, затруднившегося с ответом на данный вопрос. Средний вес плитки, рассчитанный по результатам опроса потребителей в местах продаж, оказался равным 93 г., а по результатам глубинных интервью - 101 г. Это обусловлено тем, что участники глубинных интервью чаще приобретают шоколад весом 200 г. (время от времени двухсотграммовые плитки шоколада приобретает 25% опрошенных этой группы).
Результаты опроса дают основание полагать, что плиточный шоколад является товаром повседневного спроса с элементами импульсной покупки. При выборе шоколада потребители принимают во внимание также наличие или отсутствие дополнительных ингредиентов в его составе.
Структура ответов респондентов на вопрос о том, какой шоколад они чаще всего приобретают, представлена в таблице 4. Участники опроса могли выбрать несколько вариантов, поэтому сумма долей различных вариантов ответа превышает 100%.
Мужчины больше, чем женщины предпочитают шоколад без наполнителей и добавок.
Молодежь (младше 18 лет) и пенсионеры (старше 55 лет) больше других предпочитают чистый шоколад и шоколад с добавками. Пористый шоколад предпочитают в основном люди до 18 и от 35 до 44 лет. Это может быть связано с тем, что основными любителями такого сорта продуктов являются подростки, а взрослые люди могут делать покупки для своих детей.
Рейтинг популярности видов плиточного шоколада, составленный по результатам глубинных интервью с конечными потребителями, оказался идентичным рейтингу, полученному по итогам опроса потребителей в местах продаж.
Таблица 2.2 – Видовые предпочтения при покупке плиток шоколада
|
Молочный шоколад и черный (горький) шоколад являются абсолютными лидерами в рейтинге популярности сортов шоколада. Этим сортам отдают предпочтения 56% и 45% потребителей соответственно (табл. 2.2). Белый шоколад нравится чуть менее одной трети потребителей плиточного шоколада. Наименее популярными оказались ароматизированные сорта шоколада (они набрали менее 15% голосов потребителей).
Разброс
во мнениях потребителей разных полов
не слишком значительный, но некоторые
различия можно отметить. Анализ данных
по половым подвыборкам
В
данной отрасли спрос на продукцию
конкретного производителя
Результаты глубинных интервью подтверждают итоги опроса потребителей в местах продаж в отношении трех наиболее предпочитаемых сортов плиточного шоколада.
Таблица 2.3 – Предпочтения конечных потребителей в отношении сортов плиточного шоколада
|
Поскольку
в достаточной степени
Самыми
популярными добавками в
Абсолютными лидерами в рейтинге популярности наполнителей плиточного шоколада являются сливочная и шоколадная начинки. Остальные виды наполнителей (начинок) нравятся менее, чем 20% потребителей.
Существенных
отличий в предпочтениях
Потребительские предпочтения в отношении наборов шоколадных конфет
В отношении наборов шоколадных конфет ключевыми критериями, которые учитываются при осуществлении покупки, являются цена и размер (вес) коробки, а также оформление, в значительной степени определяемое целью их приобретения.
Не все из опрошенных респондентов заявили, что они покупают наборы шоколадных конфет. Структура информативных ответов на вопрос о весе приобретаемого изделия приводится в таблице 2.4.
Большой разброс результатов опроса при разбивке на возрастные группы не дает возможности выявить какие-либо характерные тенденции, за исключением того, что пенсионеры являются наименее активной группой на данном сегменте вследствие невысокого уровня доходов.
Таблица 2.4 – Предпочтения в отношении веса наборов шоколадных конфет
|
Результаты опроса свидетельствуют о том, что мужчин в большей степени, чем женщин, привлекают наборы шоколадных конфет значительной массы (от 400 г. и до 1 кг.), скорее всего потому, что они чаще покупают их в подарок. В целом наиболее популярными по весу являются наборы конфет от 200 до 500 грамм. Это объясняется тем, что они являются наиболее приемлемыми по цене (не самые дешевые и не такие дорогие), а, следовательно, доступны практически всем категориям населения.
Как показало исследование, наборы конфет покупаются чаще всего в подарок близким людям и официальным лицам (табл. 2.5). Домой, на случай прихода гостей время от времени коробку конфет приобретают примерно 20% потребителей. Для детей наборы конфет покупаются довольно редко.
Таблица 2.5 – Цели приобретения наборов шоколадных конфет
|
Мужчины чаще приобретают наборы для праздничного стола и реже имеют запас к случаю приезда гостей. Женщины чаще мужчин покупают коробки в качестве подарка детям. В ответах респондентов разных возрастных групп отличий практически нет.