Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 04:57, курсовая работа
В исполнении поставленной цели за время прохождения практики предусматривается решение следующих важнейших задач:рассмотреть теоретические основы изучения маркетингового исследования рынка;разработать программу исследования рынка кондитерских изделий г. Владивостока; провести анализ результатов полевого исследования рынка кондитерских изделий г. Владивостока; разработать предложения по использованию результатов полевых исследований рынка кондитерских изделий г. Владивостока.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Теоретические аспекты проведения маркетинговых исследований рынка
1.1. Понятие маркетинговых исследований и их роль в деятельности предприятия……………………………………………………………………3
1.2. Направления маркетинговых исследований………………………….9
2. Исследование рынка кондитерских изделий г. Владивостока……….14
2.1. Разработка программы исследования рынка кондитерских изделий г. Владивостока…………………………………………………………………14
2.2. Анализ результатов полевого исследования рынка кондитерских изделий г. Владивостока……………………………………………………..16
2.3. Разработка предложений по использованию результатов полевых исследований рынка кондитерских изделий г. Владивостока…………….48
Заключение…………………………………………………………………....51
Список литературы…………………………………………………………...53
Анкета опроса респондентов………………………………………………...54
1.2.
Направления маркетинговых
исследований
Аналитическая функция маркетинга предполагает проведение исследований по трем основным направлениям:
• комплексное исследование товарного рынка;
• анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы;
• разработка рыночной стратегии.
Для участия в фокус-группе отбираются 6-12 человек — наиболее «типичные» представители интересующей исследователя группы людей, однородные по своим демографическим и социально-экономическим характеристикам, а также по жизненному опыту и заинтересованности в изучаемом вопросе.
В течение полутора-трех часов подготовленный ведущий (модератор) руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме (topic guide, подготовленный до начала обсуждения).
Фокус-группа
обычно проходит в специально оборудованном
помещении с односторонним
После завершения обсуждения аудио- и видеозаписи анализируются и составляется отчет. Как правило, в рамках одного исследования проводятся 3-4 фокус-группы.
Фокус-группу проводит квалифицированный специалист, задача которого — понять отношение участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам. Он должен иметь навыки управления группой, а также общие знания в области психологии и маркетинга [27, с. 20].
Перед началом серии интервью исследователь подготавливает план, в соответствии с которым будет проводиться интервью. В отличие от обычного опроса, план глубинного интервью представляет собой просто перечень вопросов, по которым интервьюер должен узнать мнение респондента.
После подготовки плана беседы отбираются респонденты и проводятся сами интервью. Длительность глубинного интервью может составлять от получаса до нескольких (2-3) часов в зависимости от сложности темы, а также количества и глубины изучаемых вопросов. Как правило, глубинное интервью проводится в специальном помещении с нейтральной обстановкой и хорошей звукоизоляцией, во избежание возникновения каких-либо внешних помех. Интервью записывается на аудио и/или видеоаппаратуру для облегчения последующей расшифровки и анализа данных, а также для того, чтобы не потерять важную информацию.
После завершения интервью его аудио и/или видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает полный текст всего интервью. На основе данных текстов и впечатлений интервьюера составляется аналитический отчет.
Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения [17, с. 125].
Как правило, проведение опроса состоит из нескольких этапов, а именно:
- разработка,
проверка и тиражирование
- формирование выборки;
- инструктаж интервьюеров;
- проведение опроса и контроль качества данных;
- обработка
и анализ полученной
- составление итогового отчета.
Проведение личного интервью включает в себя несколько этапов:
- разработка и тиражирование анкет;
- формирование
выборки: выборка может быть
репрезентативной (полностью соответствующей
по своим характеристикам
- подготовка интервьюеров;
- полевое
исследование и контроль
- обработка анкет, построение диаграмм, таблиц и распределений: данные, полученные от респондентов, подвергаются статистической обработке и анализу;
- аналитическое
описание результатов интервью:
по результатам опроса
Проведение телефонного интервью включает в себя несколько этапов.
- разработка анкет;
- формирование выборки: выборка может быть репрезентативной (полностью соответствующей по своим характеристикам генеральной совокупности, но меньше по размерам) либо целевой (когда опрашиваются только люди, соответствующие определенным критериям). Поиск респондентов, необходимых для опроса, ведется по списку телефонных номеров. Список телефонных номеров разных АТС, составляется, как правило, специальной компьютерной программой заранее, с определенным шагом, в зависимости от размера выборки;
- подготовка интервьюеров;
- полевое
исследование и контроль
- обработка анкет, построение диаграмм, таблиц и распределений: данные, полученные от респондентов, подвергаются статистической обработке и анализу;
- аналитическое
описание результатов интервью:
по результатам опроса
Проведение почтового включает в себя несколько этапов.
- разработка и тиражирование анкет;
- формирование адресного списка рассылки;
- рассылка анкет;
- получение,
обработка анкет, построение
- аналитическое
описание результатов опроса: по
результатам опроса заказчику
предоставляется отчет,
Анализ результатов аудита розничной торговли дает наиболее полную и адекватную характеристику как состояния и движения рынка в целом, так и тенденций по его отдельным позициям — структурным и географическим сегментам рынка, торговым маркам и т. д.
Исследование по методу Retail Audit включает в себя разработку анкет, формирование выборки торговых точек, подготовку интервьюеров, непосредственно само исследование и последующую обработку и анализ данных.
Для проведения hall-теста представители потенциальных потребителей приглашаются в специальное помещение («hall»), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляют возможность протестировать данный товар (либо посмотреть рекламный ролик) и затем объяснить причину выбора той или иной марки товара либо рассказать о реакции на рекламу [18, с. 49].
Home-test
во многом схож с hall-тестом,
но используется при
По
результатам проведенного исследования
фиксируются основные ошибки персонала,
и разрабатывается программа
по их исправлению (проводятся специальные
тренинги, корректируются инструкции
и т.п.).
2. Исследование рынка кондитерских изделий г. Владивостока
2.1.
Разработка программы
исследования рынка
кондитерских изделий
г. Владивостока
Предмет программы исследования: рынок кондитерских изделий г. Владивостока.
Объекты исследования: конечные потребители (розничные покупатели) кондитерских изделий.
Анализируемые товарные группы:
По видам кондитерских изделий:
• шоколад;
• шоколадные батончики;
• шоколадные конфеты;
• наборы конфет;
• карамель;
• ирис;
• печенье;
• вафли;
• мармелад;
• зефир.
По производителям кондитерских изделий:
Группа основных конкурентов:
• "Приморский кондитер";
• "Бабаевский";
• "Рот Фронт";
• "Красный Октябрь";
• "Россия";
• "Покров";
• "А. Коркунов";
• "Русский шоколад";
• "СладКо";
• "Волшебница";
• "Кэдбери";
• "Марс";
• "Ударница";
• "Большевик";
• "Азарт"
• "Фабрика им. Крупской".
Метод проведения исследования: выборочные опросы конечных потребителей (розничных покупателей) кондитерских изделий на местах продаж и серия глубинных интервью.
Технология сбора данных количественного исследования: формализованные интервью на местах продаж кондитерских изделий.
Объем выборки: 250 респондентов.
Исследование проводилось на территории г. Владивостока:
• Первореченский район;
• Советский район;
• Ленинский район;
• Первомайский район.
С
целью обеспечения
Отбор респондентов осуществлялся случайной пошаговой выборкой из числа покупателей кондитерских изделий (с шагом "3" - каждый третий покупатель кондитерских изделий).
Опросная форма (анкета) для опроса на местах продаж включала в себя 20 вопросов. Вопросы анкеты были сформулированы в основном в закрытой форме.