Инновационная политика организаций. Планирование инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Одно время решающим фактором производства была земля, затем капитал. Сегодня - это сам человек и его знания. Интеллектуальный потенциал, в отличие от заводов, станков и прочих атрибутов идеальной корпорации прошлого, неосязаем и эфемерен. Поэтому конкурентоспособный бизнес все время пересматривает и обновляет свои ресурсы; причем не только идеи, но и принципы их генерации и даже, сами основы видения ситуации и позиционирования своей продукции на рынке. Успешный современный бизнес придерживает инновационных стратегий во всем.

Файлы: 1 файл

КУРСинновации.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

      В настоящее время не существует стандартной  модели для определения эффективности  развития предприятия. Также как  и стандартных показателей. Каждая фирма использует наиболее приемлемый для нее набор показателей  и чаще всего составляет собственную модель для определения эффективности инноваций. 

    1. Проблемы  при управлении инновационным  развитием.

      Инновационная деятельность часто трактуется как  деятельность, связанная с использованием новых (высоких) технологий. И как от любой деятельности, и от инновационной в том числе, непременно должен быть доход. Однако, как правило, так не получается. В чем же дело? Причина, видимо, кроется в устаревших подходах к организации инновационной деятельности. 
Поэтому перейдем к системной организации процесса коммерциализации.

      Одной из важнейших проблем в инновационной  деятельности является проблема организации этой деятельности, т.е. проблема управления. Анализ деятельности ряда предприятий позволяет сделать вывод о том, что все большее значение приобретает качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления. 
Как правило, проблема качественного управления решается за счет привлечения высококвалифицированных менеджеров со стороны и постоянного обучения персонала.

      Однако  здесь возникают проблемы иного  плана — все больше ощущается нехватка управленцев высокого уровня, к тому же они весьма дороги. Обучение же персонала очень часто оказывается недостаточно эффективным. Готовить инновационного менеджера — долго и дорого. Прежде, чем он научится создавать работоспособную компанию, пройдет много времени, будут совершены ошибки, некоторые — смертельные для бизнеса.  
Еще одна проблема заключается в том, что при организации инновационной деятельности до сих пор чаще всего полагаются на слепой случай: менеджер попался хороший — проекту и инвестору повезло. Хороших менеджеров на всех не хватает — эта проблема стоит во всем мире.  В инновационной деятельности, как и в других сферах бизнеса, наблюдается значительный дефицит квалифицированных управленцев, который усугубляется тем, что инновационный бизнес не способен пока нанимать действительно квалифицированных менеджеров. В итоге коммерциализация осуществляется медленно, с большими издержками.

      К сожалению, у нас в России мало кто признает управление сферой профессиональной деятельности. Именно по этой причине  управлением готовы заниматься практически все.

      Почему  же в инновационной деятельности слабо используются современные управленческие технологии? Причина, видимо, заключается, во-первых, в высокой сложности современных технологий управления, а во-вторых, в том, что для восприятия и практического использования этих технологий принципиально недостаточно полученных знаний.

      В отличие от чисто финансовых проектов, в инновационных проектах имеется  большое число хорошо управляемых  факторов (рычагов), способных принципиально  изменить инвестиционную привлекательность проекта в лучшую сторону: способы управления, квалификация персонала, опыт менеджера. Именно по этой причине результативность проекта в значительной степени зависит от того, кто управляет. Таким образом, проблема управления в инновационной деятельности становится ключевой.

      На  результативность производственно-коммерческой деятельности любого предприятия существенное влияние оказывают управление процессом функционирования и организационная структура, в рамках которой этот процесс осуществляется. Эта проблема весьма многогранна. Правильно выбранная структура позволяет обеспечить предприятию или компании полную занятость персонала, гибкость в использовании ресурсов и соответствие требованиям рынка. Таким образом, мы неизбежно приходим к необходимости большей или меньшей реорганизации системы управления инновационной деятельностью предприятия.

      Таким образом, инновации - это не только использование  высоких технологий, но и инновации  в сфере управленческих решений. Для реализации большинства стоящих перед предприятием задач необходима реорганизация системы управления предприятием на основе новых управленческих технологий. Предприятие, намеревающееся работать гибко, неизбежно приходит к необходимости использования инновационных подходов.

      В инновационной деятельности, как  и в любой иной, более 90% работы занимают простые рутинные операции: подготовка запроса, регистрация, заполнение и отправка анкет и различных  паспортов, копирование материала, оформление рекламных листов и т.п. Возникает вопрос: а можно ли эту рутинную и повторяющуюся деятельность, во-первых, возложить на персонал невысокой квалификации и, во-вторых, превратить в конвейер, выделив и описав одни и те же операции?

      В этой ситуации для эффективной реализации рыночных задач, стоящих перед предприятием, необходимо разработать систему управления инновационной деятельностью, основа которой - разбиение сложного процесса на простые компоненты на основе проектного подхода и выстраивание своеобразного управленческого "конвейера". Это дает целый ряд эффектов: работа из процесса превращается в целенаправленное движение, снижаются требования к квалификации персонала, резко возрастает производительность труда, снижается количество ошибок. Для реализации такого подхода необходимо разработать эффективную организационную структуру, систему управления финансами, сформировать службу маркетинга, обеспечить документооборот, т.е. детально сформулировать правила работы предприятия, в основных чертах общие для всех компаний инновационной направленности. Для каждого конкретного случая понадобится лишь коррекция (в большинстве случаев — незначительная), “настройка” системы на конкретный бизнес. Менеджеры инновационной компании будут погружены в готовую среду, которая заставит их работать по единым правилам, обеспечит необходимые прозрачность и управляемость компании.

      Примером  такого конвейера служит созданная  специалистами компании «ТЕХНОКОНСАЛТ-МЕНЕДЖМЕНТ» система поиска и продвижения российских технологий. Очевидно, что процесс продвижения сотен технологий обходится очень дорого. Именно поэтому была разработана технология продвижения, основанная на проектном подходе. Обеспечивается полный цикл работ: от отбора перспективных проектов до создания компании со всей внутренней структурой “под ключ” и до мониторинга процесса развития и внесения необходимых корректировок. Этот работающий по единым правилам конвейер обеспечивает минимизацию управленческих издержек инвестора.

      Внедрению эффективных управленческих технологий мешает отсутствие управленческой культуры, т.е., привычки руководства и персонала работать в жестко заданном временном, функциональном, информационном и прочем регламенте, т.е. отсутствие привычки “работать по правилам”.

      В качестве примера выстраивания конвейера  можно привести пример системы коммерциализации технологий, получившей диплом на Международном салоне инноваций. С ее помощью реализованы десятки проектов по заказу ведущих компаний мира «Samsung», «LG» и других.

      Можно сделать следующий вывод: инновационное  развитие предприятия необходимо точно также проектировать, как и любую систему. Необходимо не только определить задачи, стоящие перед предприятием, но и создать систему, обеспечивающую переход предприятия в это состояние, определить необходимые ресурсы, разработать бизнес-процессы инновационной деятельности. Только так можно рассчитывать на успех. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

    ПЛАНИРОВАНИЕ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСТАВОЧНОЙ КОМПАНИИ

    ЗАО FAREXPO

      Выставочная компания FarEXPO занимает одну из лидирующих позиций на рынке выставочно-ярмарочных услуг Северо-Запада. Выставочная компания ежегодно организует 15-17 выставок. В числе них «Индустрия моды» (крупнейшая на северо-западном регионе), «Мир автомобиля», «Спорт», «Мебель», «Автоматизация» и другие.

     Инновации в FarEXPO базируются на предоставлении новых услуг. Постоянной инновационной деятельностью является улучшение деловой программы выставок. А именно, расширение области и тематики семинаров и мастер-классов. Так, на осенней выставке «Экспомебель» впервые был проведен открытый мастер-класс по дизайну интерьера и фэн-шуй. Эти программы пользовались огромной популярностью.

     Также в прошлом году, на выставке «Индустрия моды» был организован первый meeting-point, где в определенное время экспоненты могли лично встретится с интересующими их клиентами и партнерами для заключения договоров.

     Отдел выставки «Индустрия моды» постоянно  вводит какие-либо инновации, черпая опыт из европейских выставок. Это и  организация модных показов, и техническое  оснащение стенда.

     Последней крупной инновацией было разделение выставки «ЭкспоМЕБЕЛЬ» на 2 выставки:

  1. «ЭкспоМЕБЕЛЬ» - выставка-ярмарка для  потребителей среднего класса.
  2. «ЭкспоDOMUS» - выставка, рассчитанная главным образом на производителей. Это элитная мебель и предметы интерьера для высшей страты населения.  Также здесь представлены работы дизайнеров интерьера и устраивается конкурс дизайнеров. Главный приз – поездка в лондонскую школу дизайна.

     В настоящее время планируется  открывать собственный call-центр, оснащенный современнейшим оборудованием, для облегчения работы менеджеров и улучшения качества работы компании в целом.

     Итак, инновации в FarEXPO полностью удовлетворяют основным критериям инноваций в целом. А именно, они:

  • обладают новизной;
  • удовлетворяют рыночному спросу;
  • приносят прибыль.

    Инновационный процесс выставочной компании принимает 2 логические формы:

  1. Простой внутриорганизационный (натуральный). Предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Например, открытие call-центра и обновление технического оборудования. А также постоянные тренинги  по повышению квалификации персонала.
  2. Простой межорганизационный (товарный). При этом процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Это относится непосредственно к открытию новых выставок, проведению новых семинаров и мастер классов, а также нововведениям непосредственно в самих выставках (новое оборудование, улучшение модных показов и т.п.).

      Теперь  рассмотрим классификацию инноваций:

     По технологическим параметрам  инновации в FarEXPO относятся к процессным инновациям (новые технологии в организации деятельности и предоставлении услуг).

     По  типу   новизны   для   рынка – инновации, новые для данного предприятия. Новые для северо-западного региона (выставка «Индустрия моды»).

      По месту в системе (в фирме) делятся на  2 вида:

      - инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации);

      - инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

      В зависимости от глубины вносимых изменений чаще всего применяются улучшающие инновации.

      Теперь  рассмотрим методы инновационной политики FarEXPO.

      Как показывает и теория, и практика при планировании инноваций лучше всего использовать комплекс методов. А именно: СПУ (сетевое планирование и управление), оперограммы и ленточные графики. Сетевые модели используются для оптимизации сроков и затрат ресурсов; оперограммы – для стыковки работ с ответственными исполнителями и соисполнителями; ленточные графики – для стыковки работ, исполнителей и сроков выполнения работ. FarEXPO придерживается общепринятому стандарту.

      Какие же методы организации работы персонала  при планировании инноваций использует выставочная компания?

      Метод Дельфи. Это метод прогноза, при котором в процессе исследования исключаются непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий. После проведения опроса составляется дерево целей. Таким образом, каждый сотрудник компании принимает непосредственное участие в планирование инноваций.

      Прогнозируя возможные новшества, компания придерживается метода мозгового штурма. Он заключается в коллективной атаке возникшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предположенной идеи.

      Из  двух вышеперечисленных методов  можно с уверенностью сказать, что  коллектив в FarEXPO полностью принимает участие в жизни всей компании. Это очень важно для хорошего функционирования любой организации.

      Осуществляется  инновационная деятельность через  формирование временных творческих коллективов. В основном это менеджеры отдела маркетинга и рекламы, а также менеджеры наиболее крупных выставок. В таком коллективе выбирается руководитель, как правило, это начальник отдела маркетинга. Непосредственно руководит всем процессом, естественно генеральный директор.

Информация о работе Инновационная политика организаций. Планирование инноваций