Инновационная политика организаций. Планирование инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Одно время решающим фактором производства была земля, затем капитал. Сегодня - это сам человек и его знания. Интеллектуальный потенциал, в отличие от заводов, станков и прочих атрибутов идеальной корпорации прошлого, неосязаем и эфемерен. Поэтому конкурентоспособный бизнес все время пересматривает и обновляет свои ресурсы; причем не только идеи, но и принципы их генерации и даже, сами основы видения ситуации и позиционирования своей продукции на рынке. Успешный современный бизнес придерживает инновационных стратегий во всем.

Файлы: 1 файл

КУРСинновации.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего 

профессионального образования

Санкт-Петербургский  Государственный  Технологический  институт

(Технический  университет)

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра менеджмента и маркетинга 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине: «Инновации в рекламной деятельности»

на тему: «Инновационная политика организаций. Планирование инноваций» 
 
 
 
 
 
 

Студент Ходин И.А.

Группа 735 

Руководитель  работы Севергина А.А.. 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Одно  время решающим фактором производства была земля, затем капитал. Сегодня - это сам человек и его знания. Интеллектуальный потенциал, в отличие  от заводов, станков и прочих атрибутов идеальной корпорации прошлого, неосязаем и эфемерен. Поэтому конкурентоспособный бизнес все время пересматривает и обновляет свои ресурсы; причем не только идеи, но и принципы их генерации и даже, сами основы видения ситуации и позиционирования своей продукции на рынке. Успешный современный бизнес придерживает инновационных стратегий во всем.

     Любой субъект рынка, как бы успешно  он не функционировал, нуждается в  грамотной инновационной политике, нацеленной на освоение новых технологий, производства новых видов продукции, выполнения работ, оказания услуг более высокого качества и с возможно меньшими затратами.

     Сегодня большинство индустриально развитых стран связывает долгосрочный устойчивый рост прежде всего с переходом  на инновационный путь развития. Представляется, что уже в ближайшем будущем станет очевидна реальная потребность в выработке и осуществлении единого подхода к проблемам инновационного роста со стороны вновь образованного министерства и ряда других федеральных министерств и ведомств, курирующих вопросы образования, внешней торговли, защиты интеллектуальной собственности и определения общей экономической стратегии государства. Мировая практика предлагает широкий спектр экономических инструментов научно-технической, инновационной и промышленной политики, с помощью которых можно управлять инновационным процессом на макро- и микроуровнях. Однако их применение в полном объеме потребует значительных финансовых ресурсов, что не всегда по силам даже самым богатым странам.  В России же экономическая ситуация не позволяет в полной мере развиваться инновационному процессу организаций. Поэтому основная проблема заключается в том, чтобы с учетом накопленного мирового опыта выбрать и использовать наиболее эффективные в конкретных условиях инструменты управления и сосредоточить на них имеющиеся в распоряжении общества ресурсы. Иными словами, следует определить рычаги экономического управления, которые позволят выйти на траекторию инновационного роста с наименьшими затратами наиболее дефицитных ресурсов.

     Представляется, что в настоящий момент наиболее универсальными рычагами для российской экономики являются следующие: развитие венчурных механизмов освоения нововведений; создание благоприятных условий  для частных капиталовложений в  сферу НИОКР и освоение новых технологий; выравнивание (в сторону повышения) инновационного потенциала регионов и территорий путем активизации имеющихся у них научно-технических ресурсов; более широкое использование возможностей технологических трансфертов в национальном и международном масштабах.

     Планирование  инновационной политики является неотъемлемой частью любой компании. Цель любой  организации – это постоянное развитие, нововведения и выход на новые рынки. Поэтому очень важно  правильно подойти к планированию инноваций в компании.

     В 1-ой главе курсовой работы рассматривается сущность инноваций, основные определения и классификация. Также дано определение инновационному процессу и его сущности. Рассмотрены основные методы инновационной политики организации, а также примерная схема того, как организуются инновационные подразделения в компании и какие организационные формы выбирает инновационное предприятие.

     2-ая  глава основана на планировании  инноваций в организации. Рассмотрены  инновационные цели и потенциал  фирмы, основные инновационные стратегии  и представлена модель планирования инноваций.

     В 3-ей главе рассказывается об инновационном  развитии организации и его эффективности.

     Практическая  часть представляет собой анализ планирования инновационной деятельности выставочной компании FarEXPO. Рассказывается об инновациях, разрабатываемых фирмой, а также методах их организации.

     Цель  курсовой работы – кратко рассмотреть сущность инновационной деятельности в организации, поскольку инновационное планирование является неотъемлемой частью любой организации. А также выделить основные стратегии и показать эффективность инноваций для дальнейшего функционирования предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Инновационная политика организаций.
    1. Сущность инноваций организации. Инновационный процесс.

      Инновация (от лат. innovatis - обновление, новинка, изменение) -конечный результат интеллектуальной деятельности (научно-технических исследований, открытий, изобретений, научных идей), проявляющаяся в виде некоторого объекта, как нового (системы, технологий, оборудования, товаров, услуг), так и качественно отличного от его аналога. Инновационная стратегия новаторов всегда ориентирована на то, чтобы превзойти конкурентов в создании новшества, уникального в своей области, успешно внедренного и приносящего прибыль или эффект. 
Всю совокупность внутренних побудительных факторов можно свести к двум ключевым - к творчеству и конкуренции. Творчество - ведущее начало жизни, основа эволюции. Это - способность интегрировать дискретные элементы знаний в новые комбинации, ранее неизвестные. Для предпринимателя конкуренция вторична, а творчество с поиском путей, ведущих к более полному и глубокому удовлетворению потребностей, первично, ибо оно - истинная сила его действий. Осуществляя деловые инновации, предприниматель производит сравнение их результативности с применяемыми на рынке, оценивая коммерческий или социальный эффект. 
Овеществленный результат творчества в производстве продукции может стать для предпринимателя конкурентным преимуществом, а рыночное превосходство товара стимулирует на его еще более творческое отношение к производству продукции. Таким образом, творчество и конкуренция создают"петлю своего взаимного усиления". Фирма может победить в конкуренции за счет внедрения инноваций, а инновационный менеджмент позволит ей достичь конкурентных преимуществ благодаря изменению свойств продукта с превращением его в товар или применению новых подходов к маркетингу. При этом происходит смена лидеров, если последние не распознают нового способа ведения дел, опоздают или не пожелают изменять свои подходы и методы. 

      Переход России на новую ступень общественного  развития требует усиления инновационной  активности и развития новых подходов к деятельности самостоятельных  хозяйственных субъектов. Эти субъекты вынуждены конкурировать между собой в силу действия объективных экономических законов, протекающих в мировом сообществе.

      Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin.  Буквальный  перевод  с  английского  означает “введение новаций” или в нашем понимании этого  слова  “введение  новшеств”. Под  новшеством  понимается  новый  порядок,  новый  обычай,  новый   метод, изобретение,  новое  явление.  Русское   словосочетание   “нововведение”   в буквальном  смысле  “введение   нового”   означает   процесс   использования новшества.

      Таким  образом,  с  момента  принятия  к   распространению   новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией).  Процесс введения новшества на рынок  принято  называть  процессом  коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его  в  нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

        В повседневной практике, как  правило, отождествляют понятие  новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне  объяснимо.   Новшеством  может быть новый порядок, новый метод,  изобретение.  Нововведение  означает,  что новшество используется.  С  момента  принятия  к  распространению  новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

      Любые изобретения, новые явления, виды услуг  или методы  только  тогда получают общественное  признание,  когда  будут  приняты  к  распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

      Процесс  перевода новшества  (новации)  в нововведение  (инновации) требует   затрат различных ресурсов, основными из которых  являются  инвестиции  и  время.  В

условиях  рынка как система экономических  отношений купли – продажи  товаров, в  рамках  которой  формируются  спрос,  предложение   и   цена,   основными компонентами инновационной деятельности выступают  новшества,  инвестиции  и нововведения.  Новшества  формируют  рынок  новшеств  (новаций),  инвестиции рынок  капитала  (инвестиций),   нововведения   (инновации)   рынок   чистой конкуренции нововведений. Эти  три  основных  компонента  и  образуют  сферу инновационной деятельности (рис.1).

     Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Термины "инновация" и "инновационный  процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

     Следовательно,   научно-технические   инновации должны:

  • обладать новизной;
  • удовлетворять рыночному спросу;
  • приносить прибыль производителю.

     Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

     Различают три логические формы инновационного процесса:

    • Простой внутриорганизационный (натуральный). Предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
    • Простой межорганизационный (товарный). При этом процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
    • Расширенный. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

     Простой инновационный процесс переходит  в товарный за две фазы:

     1) Создание новшества и его распространение. Это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации).

      2) Диффузия нововведения. На этой фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

     Инновации в организации принято классифицировать следующим образом.

     В зависимости от технологических параметров  инновации подразделяются на:

  • продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
  • процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

     По  типу   новизны   для   рынка  инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

     По  месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

     В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

     В Научно-исследовательском институте  системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

Информация о работе Инновационная политика организаций. Планирование инноваций