Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:30, курсовая работа
Одно время решающим фактором производства была земля, затем капитал. Сегодня - это сам человек и его знания. Интеллектуальный потенциал, в отличие от заводов, станков и прочих атрибутов идеальной корпорации прошлого, неосязаем и эфемерен. Поэтому конкурентоспособный бизнес все время пересматривает и обновляет свои ресурсы; причем не только идеи, но и принципы их генерации и даже, сами основы видения ситуации и позиционирования своей продукции на рынке. Успешный современный бизнес придерживает инновационных стратегий во всем.
Итак,
в этой главе мы ознакомились с
основными понятиями инноваций
и инновационного процесса в организации.
Теперь рассмотрим непосредственно
организацию инновационной
Для начала кратко рассмотрим методы организации инновационной деятельности. На практике организации использует в комплексе 3 метода: СПУ (сетевое планирование и управление), оперограммы и ленточные графики. Сетевые модели используются для оптимизации сроков и затрат ресурсов; оперограммы – для стыковки работ с ответственными исполнителями и соисполнителями; ленточные графики – для стыковки работ, исполнителей и сроков выполнения работ.
Инновационная политика предприятия организуется исходя из 3-х методов:
1. Метод написания сценариев. Сценарий инновации – это упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой. Этот метод заключается в подборе коллектива для составления сценария будущего развития процессов и выявления потенциальных последствий, которые могут при этом возникнуть. Сценарий всегда пишется с целью анализа будущей ситуации, который позволит определить и сформировать более квалифицированно эти специфические задачи и функциональные цели.
2. Метод игр. Игра представляет собой особый вид моделирования процессов (экономических, финансовых, технических и т.п.) с любым числом участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую целевую функцию, подчиняясь набору определенных правил. При проведении игры каждый участник играет некую специфическую роль, отведенную ему сценарием. Для инновационных решений используются стратегические и деловые игры. Стратегические игры – это конфликтные игры, в которых эффективность решения, принимаемого одним участником, зависит от образа действий других участников. Деловые игры – это разновидность стратегических игр. Это модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического характера. Она подразумевает имитацию группой лиц хозяйственной деятельности на модели экономической системы.
3. Метод Дельфи. Это метод прогноза, при котором в процессе исследования исключаются непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий. После проведения опроса составляется дерево целей.
Следующим этапом будет рассмотрение методов прогнозирования возможных новшеств.
Перед началом прогнозирования всегда ставится цель прогноза. Создание моделей прогнозов инноваций часто базируется на связи темпов появления нововведения в какой-либо области с такими факторами, как объем потока информации, уровень финансирования исследовательских работ, численность персонала, занимающегося исследованиями и т.п.
Прогнозирование инноваций есть попытка определить ход событий в будущем, исходя из того, что случилось в прошлом. Это означает, что все методы прогнозирования основаны на анализе тенденций. Выделяют 5 методов прогнозирования:
1. Предположение. Означает наличие возможной корреляционной зависимости какой-либо инновации от наблюдаемых тенденций.
2. Метафора. Это тип прогноза, означающий выявления общих черт или сходства у двух объектов или процессов.
3. Квазимодель. (Ненастоящая модель). Занимает место между метафорой и эмпирической (настоящей) моделью. С помощью квазимодели можно проверить качественные прогнозы или прогнозы хода какого-либо процесса.
4. Эмпирическая модель. Это модель на опыте. Эта модель предсказывает будущее с помощью математической зависимости, согласующейся с эмпирически найденными параметрами. В этом случае она называется империко-феноменологической моделью.
5. Аналитическая модель. Означает предсказание и объяснение последовательности события с помощью фундаментальных законов, имеющих широкую область применения.
Отдельно
следует упомянуть популярный метод
– метод мозгового
штурма. Он заключается в коллективной
атаке возникшей проблемы с целью выбора
наиболее удачной предположенной идеи.
Инновационный процесс охватывает многих участников и многие заинтересованные организации. Он может осуществляться на государственном (федеральном) и межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных (муниципальных) формированиях.
Прежде
всего следует рассмотреть
У
крупных и мелких организаций
разная инновационная активность. Поэтому
корпорации создают вокруг себя сеть
малых инновационных фирм, готовя
их руководителей с помощью
Распространение
новых сложных промышленных продуктов
и технологий иногда происходит в
организационной форме франчайз
Реализация
региональных научно-технических и
социальных программ связана с организацией
соответствующих объединений
В силу рискованности инновационных проектов возникают неадекватные организационные формы инвесторов в виде венчурных фондов и инновационные формы создателей новаций – рискованные инновационные формы.
Руководители компаний исходят из того, что для достижения коммерческого успеха необходима достаточно высокая плотность потока новаторских идей – изобретений, предложений по улучшению качества, дизайна, снижению себестоимости и др. Повышение роли таких параметров конкуренции, как новизна, цена, качество, надежность, индивидуализация товара, ставит перед персоналом фирмы задачу постоянного всеобщего «мозгового штурма».
Замыкающим звеном в проведении инновационной политики, управления человеческими ресурсами выступает интеграция усилий персонала в корпорации – вовлечение широкого круга работников в решении вопросов повышения эффективности и качества работы. Формируется инновационная организационная культура, которая служит своего рода «зонтиком» перестройки традиционного управления.
Теперь рассмотрим вопрос формирования инновационных подразделений.
В
корпорациях создается мощная многоканальная
система аккумулирования
Центральные лаборатории заняты поиском стратегических технических решений на базе фундаментальных научных исследований.
Лаборатории на уровне хозяйственных отделений занимаются проблемами текущего бизнеса и «смотрят вперед» приблизительно на 3 года. Лаборатории секторов разрабатывают базовые технологии с горизонтом до 10 лет.
Компания,
таким образом, создает глобальную
сеть научно-исследовательских
Бригадное новаторство и временные творческие коллективы представляют собой необходимый элемент организации инновационного процесса. Возросший темп нововведений привел к сокращению как времени проектирования, так и жизненного цикла продукции. Поэтому, чтобы создать новые изделия для удовлетворения будущих потребностей, разработчики должны развивать инновационное искусство, которое превратит новаторство из случайных озарений в повседневную практику. Разработчики, которые хотят добиться успеха, должны быть одновременно и исследователями рыночной конъюнктуры. Трудности создания нового в сочетании с растущей сложностью техники и технологии предопределяют метод бригадной работы.
Бутлегерство представляет собой подпольное, контрабандное изобретательство, тайную работу над внеплановыми проектами. Поддержка и поощрение бутлегерства содействует активизации деятельности творческих работников.
Рисковые подразделения компаний создаются крупными корпорациями в целях освоения новейших технологий и представляют собой небольшие автономно-управляемые и специализированные производства. Принципиальное значение имеет тот факт, что средства для их создания выделяются имеющими собственный бюджет корпоративными подразделениями так называемого рискового финансирования.
Итак,
сделаем вывод, что без механизма
организационного развития сложно эффективно
реализовать инновационные
На этот счет существуют разные точки зрения. Но проанализировав литературу по данной тематики, я склоняюсь к мнению Г.А. Медведева, кандидата экономических наук. Итак, при планировании инноваций в организации следует выделять 15 основных принципов:
Информация о работе Инновационная политика организаций. Планирование инноваций