Инновационная политика организаций. Планирование инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Одно время решающим фактором производства была земля, затем капитал. Сегодня - это сам человек и его знания. Интеллектуальный потенциал, в отличие от заводов, станков и прочих атрибутов идеальной корпорации прошлого, неосязаем и эфемерен. Поэтому конкурентоспособный бизнес все время пересматривает и обновляет свои ресурсы; причем не только идеи, но и принципы их генерации и даже, сами основы видения ситуации и позиционирования своей продукции на рынке. Успешный современный бизнес придерживает инновационных стратегий во всем.

Файлы: 1 файл

КУРСинновации.doc

— 330.50 Кб (Скачать)
  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

     Итак, в этой главе мы ознакомились с  основными понятиями инноваций  и инновационного процесса в организации. Теперь рассмотрим непосредственно  организацию инновационной деятельности на предприятии.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

    1. Методы инновационной политики организации.

      Для начала кратко рассмотрим методы организации  инновационной деятельности. На практике организации использует в комплексе  3 метода: СПУ (сетевое планирование и управление), оперограммы и ленточные графики. Сетевые модели используются для оптимизации сроков и затрат ресурсов; оперограммы – для стыковки работ с ответственными исполнителями и соисполнителями; ленточные графики – для стыковки работ, исполнителей и сроков выполнения работ.

      Инновационная политика предприятия организуется исходя из 3-х методов:

      1. Метод написания сценариев.  Сценарий инновации – это упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой. Этот метод заключается в подборе коллектива для составления сценария будущего развития процессов и выявления потенциальных последствий, которые могут при этом возникнуть. Сценарий всегда пишется с целью анализа будущей ситуации, который позволит определить и сформировать более квалифицированно эти специфические задачи и функциональные цели.

      2. Метод игр. Игра представляет собой особый вид моделирования процессов (экономических, финансовых, технических и т.п.) с любым числом участников, каждый из которых стремится  максимизировать некоторую целевую функцию, подчиняясь набору определенных правил. При проведении игры каждый участник играет некую специфическую роль, отведенную ему сценарием. Для инновационных решений используются стратегические и деловые игры. Стратегические игры – это конфликтные игры, в которых эффективность решения, принимаемого одним участником, зависит от образа действий других участников. Деловые игры – это разновидность стратегических игр. Это модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического характера. Она подразумевает имитацию группой лиц хозяйственной деятельности на модели экономической системы.

      3. Метод Дельфи. Это метод прогноза, при котором в процессе исследования исключаются непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий. После проведения опроса составляется дерево целей.

      Следующим этапом будет рассмотрение методов прогнозирования возможных новшеств.

      Перед началом прогнозирования всегда ставится цель прогноза. Создание моделей прогнозов инноваций часто базируется на связи темпов появления нововведения в какой-либо области с такими факторами, как объем потока информации, уровень финансирования исследовательских работ, численность персонала, занимающегося исследованиями и т.п.

      Прогнозирование инноваций есть попытка определить ход событий в будущем, исходя из того, что случилось в прошлом. Это означает, что все методы прогнозирования основаны на анализе тенденций. Выделяют 5 методов прогнозирования:

      1. Предположение. Означает наличие возможной корреляционной зависимости какой-либо инновации от наблюдаемых тенденций.

      2. Метафора. Это тип прогноза, означающий выявления общих черт или сходства у двух объектов или процессов.

      3. Квазимодель. (Ненастоящая модель). Занимает место между метафорой и эмпирической (настоящей) моделью. С помощью квазимодели можно проверить качественные прогнозы или прогнозы хода какого-либо процесса.

      4. Эмпирическая модель. Это модель на опыте. Эта модель предсказывает будущее с помощью математической зависимости, согласующейся с эмпирически найденными параметрами. В этом случае она называется империко-феноменологической моделью.

      5. Аналитическая модель. Означает предсказание и объяснение последовательности события с помощью фундаментальных законов, имеющих широкую область применения.

      Отдельно  следует упомянуть популярный метод  – метод мозгового штурма. Он заключается в коллективной атаке возникшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предположенной идеи. 

    1. Организационные формы инновационной  деятельности. Формирование инновационных подразделений.

      Инновационный процесс охватывает многих участников и многие заинтересованные организации. Он может осуществляться на государственном (федеральном) и межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных (муниципальных) формированиях.

      Прежде  всего следует рассмотреть многообразие внутрифирменных организационных  форм. А потом разобрать формирование инновационного подразделения в организации.

      У крупных и мелких организаций  разная инновационная активность. Поэтому  корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, готовя их руководителей с помощью специальных  инкубаторских программ. Такие организации  имеют форму фирм-инкубаторов.

      Распространение новых сложных промышленных продуктов  и технологий иногда происходит в  организационной форме франчайзинга или лизинга.

      Реализация  региональных научно-технических и  социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций: различного рода научно-промышленных центров.

      В силу рискованности инновационных  проектов возникают неадекватные организационные  формы инвесторов в виде венчурных фондов и инновационные формы создателей новаций – рискованные инновационные формы.

      Руководители  компаний исходят из того, что для  достижения коммерческого успеха необходима достаточно высокая плотность потока новаторских идей – изобретений, предложений по улучшению качества, дизайна, снижению себестоимости  и др. Повышение роли таких параметров конкуренции, как новизна, цена, качество, надежность, индивидуализация товара, ставит перед персоналом фирмы задачу постоянного всеобщего «мозгового штурма».

      Замыкающим  звеном в проведении инновационной политики, управления человеческими ресурсами выступает интеграция усилий персонала в корпорации – вовлечение широкого круга работников в решении вопросов повышения эффективности и качества работы. Формируется инновационная организационная культура, которая служит своего рода «зонтиком» перестройки традиционного управления.

      Теперь  рассмотрим вопрос формирования инновационных подразделений.

      В корпорациях создается мощная многоканальная система аккумулирования нововведений и их реализации. Главным звеном инновационной политики являются научно-исследовательские подразделения.

      Центральные лаборатории заняты поиском стратегических технических решений на базе фундаментальных  научных исследований.

      Лаборатории на уровне хозяйственных отделений  занимаются проблемами текущего бизнеса и «смотрят вперед» приблизительно на 3 года. Лаборатории секторов разрабатывают базовые технологии с горизонтом до 10 лет.

      Компания, таким образом, создает глобальную сеть научно-исследовательских организаций, для которых главное – эффективная связь и отлаженный механизм передачи идей и технологий между научными подразделениями.

      Бригадное новаторство и  временные творческие коллективы представляют собой необходимый элемент организации инновационного процесса. Возросший темп нововведений привел к сокращению как времени проектирования, так и жизненного цикла продукции. Поэтому, чтобы создать новые изделия для удовлетворения будущих потребностей, разработчики должны развивать инновационное искусство, которое превратит новаторство из случайных озарений в повседневную практику. Разработчики, которые хотят добиться успеха, должны быть одновременно и исследователями рыночной конъюнктуры. Трудности создания нового в сочетании с растущей сложностью техники и технологии предопределяют метод бригадной работы.

      Бутлегерство представляет собой подпольное, контрабандное изобретательство, тайную работу над внеплановыми проектами. Поддержка и поощрение бутлегерства содействует активизации деятельности творческих работников.

      Рисковые  подразделения компаний создаются крупными корпорациями в целях освоения новейших технологий и представляют собой небольшие автономно-управляемые и специализированные производства. Принципиальное значение имеет тот факт, что средства для их создания выделяются имеющими собственный бюджет корпоративными подразделениями так называемого рискового финансирования.

      Итак, сделаем вывод, что без механизма  организационного развития сложно эффективно реализовать инновационные стратегии  и быстро реагировать на запросы  рынка, технологические и продуктовые новшества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Планирование  инноваций в организации.
    1. Принципы планирования инновационной деятельности.

      На  этот счет существуют разные точки  зрения. Но проанализировав литературу по данной тематики, я склоняюсь  к мнению Г.А. Медведева, кандидата экономических наук. Итак, при планировании инноваций в организации следует выделять 15 основных принципов:

    1. Принцип системности. Нахождение «места» планирования в управлении организацией, взаимосвязей планирования с внешней средой, определение иерархичности плановых показателей на основе построения дерева целей и т.д.
    2. Принцип комплексности. Одновременный учет при планировании изменения или взаимодействия технических, экономических, социальных, экологических, политических и других аспектов функционирования и развития объекта.
    3. Принцип анализа воздействия на плановые показатели факторов риска и неопределенности внешней среды и внутренней структуры объекта планирования.
    4. Принцип совместимости целей по вертикали и согласованности их по горизонтали. Дерево целей.
    5. Принцип согласованности плановых показателей с параметрами внешней среды (макросреды, мезосреды, микросреды организации).
    6. Принцип ранжирования целей и показателей, определения их приоритетов на основе применения структурного подхода.
    7. Принцип единства анализа (расчленения, декомпозиции) и синтеза (соединения, композиции) плановых показателей по уровням иерархии или дерева целей.
    8. Принцип преемственности стратегического, тактического и оперативного планов.
    9. Принцип сбалансированности планов по различным видам ресурсов, во времени, по качеству (конкурентоспособности) плановых показателей.
    10. Принцип оптимальности планов по различным критериям (прибыльности, резервам, качеству и т.д.)
    11. Принцип конкретности и количественной определенности плановых показателей.
    12. Принцип адаптивности и эластичности плановых показателей к стратегическим и тактическим ситуациям, изменениям факторов внешней среды и внутренней структуры объекта планирования.
    13. Принцип обеспечения многовариантности (не менее трех вариантов) процесса планирования и плановых показателей или событий в критических точках.
    14. Принцип автоматизации процесса планирования и мониторинга выполнения планов.
    15. Принцип обеспечения в системе планирования обратной связи.

Информация о работе Инновационная политика организаций. Планирование инноваций