Инновационная политика организаций. Планирование инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Одно время решающим фактором производства была земля, затем капитал. Сегодня - это сам человек и его знания. Интеллектуальный потенциал, в отличие от заводов, станков и прочих атрибутов идеальной корпорации прошлого, неосязаем и эфемерен. Поэтому конкурентоспособный бизнес все время пересматривает и обновляет свои ресурсы; причем не только идеи, но и принципы их генерации и даже, сами основы видения ситуации и позиционирования своей продукции на рынке. Успешный современный бизнес придерживает инновационных стратегий во всем.

Файлы: 1 файл

КУРСинновации.doc

— 330.50 Кб (Скачать)
  Инновационная среда организации  
  ê ê
Внутренняя инновационная среда -  

Стратегический  инновационный потенциал  (П)

  Внешняя инновационная среда

Стратегический  инновационный 

климат (К)

ê   ê   ê ê
Внутренняя

Макросреда

Производственно-хозяйственная  система (ПХС) 

Потенциал (П1)

  Внутренняя

Микросреда

Стратегические  бизнес-единицы (СБЕ)

Стратегические  бизнес-проекты (СБП)

Потенциал (П2)

  Дальнее

окружение – 

внешняя

макросреда 
 

Климат (К1)

  Ближнее окружение – внешняя

Микросреда 
 

Климат (К2)

                             

 

     Рис. 3.  Структура инновационной среды организации

      Следующий аспект это инновационная позиция организации.

      Стратегическая  инновационная позиция организации  определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды организации, т.е. инновационного потенциала и инновационной  среды.

      Оценка  инновационной позиции происходит с помощью различных матриц. Широкое распространение получил метод SWOT-анализа – оперативный диагностический анализ среды организации.

      Аббревиатура SWOT обязана своим происхождением 4 англоязычным словам: сила- strength, слабость-weakness, возможности-opportunity и угрозы-threat и  именно на них и строиться SWOT анализ.  SWOT анализ включает в себя анализ ситуации внутри компании, а так же анализ внешних факторов и ситуацию на рынке. Все данные, впоследствии сводятся в одну таблицу состоящую из 4 основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, так же называют матрицей SWOT анализа. Анализируя расположенные в таблице данные составляется список возможных действий для нейтрализации слабых сторон компании, в том числе за счет сильных. Так же, разрабатываются возможные варианты развития компании при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.

      Порядок анализа включает ряд операций:

     1) разрабатываются четыре каталога (списки, перечни) четырех составляющих (список S, список W, список O, список T) возможных показателей, которые будут составлять базу состояний (сильных сторон, слабых сторон, возможностей, угроз);

     2) отбираются для матричного анализа самые важные на сегодняшний момент показатели (по 3-5) из каждого списка;

     3) формируются четыре локальных матрицы в четырех квадрантах: S-O, S-T, W-O, W-T;

     4) проводится детальный анализ соотношений пар показателей по каждому квадранту.

    • анализ квадранта S-O может показать, что в некоторых парах сильные стороны поддерживаются возможностями. Это возможные ключевые факторы успеха (КФУ). В остальных парах возможности и сильные стороны никак не связаны между собой, они индифферентны по отношению друг к другу;
    • анализ квадранта W-Т может показать, что в некоторых парах слабые стороны усугубляются угрозами и ситуация требует внимания. Это возможные кризисные ситуации (КС). Другие пары не связаны;
    • анализ квадранта S-Т может показать, что в некоторых парах сильные стороны перестают быть сильными из-за влияния угроз, угрозы нейтрализуют сильные стороны. Другие пары не имеют связи;
    • анализ квадранта W-O может показать, что в некоторых парах слабые стороны компенсируются возможностями, то есть они уже не слабые стороны. Возможности нейтрализуют слабые стороны.

      Итак, мы рассмотрели инновационные цели, потенциал, среду и позицию организации. Следующий шаг – это выбор  инновационной стратегии. 
 
 

    1. Выбор инновационных стратегий.

     Выбор, разработка и реализация инновационной стратегии – это процесс, содержащий свою логику, которая раскрывается в схеме и технологии. Этот процесс начинается сразу после системного анализа инновационная среда в целом - это совместное рассмотрение пространства из внутренней и внешней сред. Этот анализ позволяет нам установить свойства целостности фирмы (свойства эмерджентности) и установить реальные и уточненные инновационные позиции фирмы, то есть реальные сильные и слабые стороны фирмы, отражающие ее внутренние силы, реальные возможности и угрозы со стороны внешних сил. При этом должен быть задействована обобщающая матрица SWOT-анализа, а также комплекс аналитических средств.

       Концептуальная схема технологии  выбора и реализации инновационной  стратегии  соответствует   традиционной  схеме принятия управленческих решений, рис.4.  

I.   Выяснение исходной ситуации   II.  Стратегический анализ
1.

Постановка  страте-гической иннова-ционной проблемы

 
 
®
2.

Анализ  идеологии и миссии фирмы (иннова-ционный аспект)

 
 
®
3.

Анализ целей

развития  фирмы и выбор цели развития

 
 
è
4.

Анализ  стратеги-ческого иннова-ционного

потенциала фирмы

 
 
®
5.

Анализ  стратеги-ческого иннова-ционного

климата

фирмы

 
 
®
6.

Анализ  стратеги-ческой инно-вационной позиции

фирмы

  é     ê  
IV. Стратегическое планирование   III.  Выбор инновационной стратегии
12.

Стратеги-ческий контроль

и аудит

 
 
¬
11.

Разработка  плана реализации стратегии

 
 
¬
10.

Разработка  проекта

реализации  стратегии

 
 
ç
9.

Выбор

предпочти-

тельной стратегии

 
 
¬
8.

Выбор

альтерна-тивных

стратегий

 
 
¬
7. Формиро-вание ба-

зовых ин-новаци-онных стратегий

                  ê                                
    V.  Адаптация фирмы к инновационной стратегии: стратегические  изменения производственно-хозяйственной системы; реструктуризация
ê ê
VI.  Реализация   (внедрение) принятой   стратегии  инновационного развития  фирмы
                                                           

 

     Рис. 4.  Технология выбора и реализации инновационной стратегии развития организации 

      Более детально логику выбора и реализации инновационной стратегии иллюстрирует рис. 5. Согласно этому рисунку, анализ имеет следующую технологическую схему: 
 
 
 

6.  Неинноваци-онные и иннова-   7.  Базовые стратегии  роста (интенсивного, нтеграц.,   3 и 10.  Внутренняя инновационная среда Инновационный потенциал
ционные стратегии (каталог из-вестных фирме) è диверсификац., сокращения)

Конкурентные  стратегии

Функциональные  стратегии

  (предварительное выявление сильных

и слабых сторон потенциала - С и С или

и  W)

  é       ê     ê           ê
2.       5 и 12.
Цели

развития

 
è
  8. Альтернативные  
è
9. 

Инноваци-

   
ç
Инновационная среда в целом
фирмы     инновационные стратегии   онные

цели

    инновационнаяпозиция
        (уточненные  оценки)
  é       ß     é           é
1.  Миссии

фирмы

  13.  Вывод   4 и 11.  Внешняя инновационная среда Инновационный климат
(инновационный аспект)   Предпочтительная  инно-вационная стратегия.

Уточненная инновацион-ная цель. Дерево цели.

  (предварительное выявление возможностей и угроз потенциалу фирмы - В и У или

O и T)

    Нововведение    
                                       

 

    Рис. 5.  Схема стратегического анализа инновационной среды фирмы и выбора инновационной стратегии. 

    
  1. анализируется исходная рыночная ситуация и устанавливается инновационный аспект миссий фирмы;
  2. формулируются цели развития фирмы (миссия-политика) и устанавливается та цель развития, которая является объектом исследования, для которой ведется поиск инновационной стратегии;
  3. ведется анализ внутренней среды фирмы и оценивается предварительно ее инновационный потенциал для реализации данной цели развития;
  4. ведется анализ внешней среды фирмы и оценивается предварительно ее инновационный климат (содействие или противодействие инновационному потенциалу) для реализации данной цели развития;
  5. оценивается инновационная позиция фирмы относительно данной цели развития;
  6. формируется каталог из неинновационных и инновационных стратегий, исходя из опыта фирмы и имеющейся информации о внешнем опыте;
  7. из известных базовых стратегий роста (интенсивного, нтеграционного, диверсификационного, сокращений) отбираются стратегии, имеющие инновационный аспект и соответствующие рыночной ситуации, которые добавляются в общий каталог инновационных стратегий;
  8. из сформированного общего каталога инновационных стратегий по критерию наибольшего соответствия цели развития фирмы отбирается стратегии, составляется перечень альтернативных инновационных стратегий (таких стратегий должно быть ограниченное количество, например, не более 3-5);
  9. по альтернативным инновационным стратегиям формулируются инновационные стратегические цели;
  10. продолжается анализ внутренней среды фирмы и оценивается предварительно ее инновационный потенциал для реализации каждой инновационной стратегии;
  11. продолжается анализ внешней среды фирмы и оценивается предварительно ее инновационный климат  (воздействие внешних условий на инновационный потенциал) для реализации каждой инновационной стратегии;
  12. оценивается общая инновационная позиция фирмы для каждой инновационной цели;
  13. из списка альтернативных стратегий выбирается по уточненным критериям одна предпочтительная инновационная стратегия (либо составляется комбинация из нескольких). Формулируется уточненная инновационная стратегическая цель по выбранной предпочтительной инновационной стратегии. Составляется дерево цели и рассчитываются коэффициенты. Описывается будущее нововведение.

Информация о работе Инновационная политика организаций. Планирование инноваций