Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:42, курсовая работа
За последнее десятилетие XX века в нашей стране произошли разительные перемены в отношении к маркетинг). Еще в I960—1970-х гг. само упоминание (в позитивном ключе) слова «маркетинг» было практически крамольным, а его сторонники предпочитали пользоваться выглядящими сейчас наивно словами-суррогатами типа "рынковедение», «потребинг» и другими, лишь бы сами идеи маркетинга смогли быть опубликованными.
Определенную позитивную роль в повышении статуса маркетинга в нашем обществе сыграло подписание в 1975г. Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где в так называемой третьей корзине содержался раздел «Маркетинг».
Введение...............................................................................................................3
1. Сущность и задачи маркетинговой деятельности…………………..…....4
1.1. Понятие и значение маркетинговой деятельности...............................4
1.2. Развитие маркетинговой деятельности в России..................................7
1.3. Развитие маркетинга в России и за рубежом: сравнительный аспект.....................................................................................................................11
2. Информационное обеспечение управления маркетингом.………….….....13
2.1. Основные принципы формирования и использования информации...13
2.2. Цели и задачи маркетинговых исследований………………………....14
2.3. Маркетинговая информационная система…………………..………...21
3. Возможные направления развития маркетинга на предприятии
ФГУП «Почта России»........................................................................................25
3.1. Маркетинговая концепция формирования оптимальной структуры управления предприятием ФГУП «Почта России»…......................................25
3.2. Практика организации маркетинга на российском предприятии
ФГУП «Почта России»…………….……………………………………....…...29
Заключение...........................................................................................................36
Список литературы..............................................................................................37
В понятие качества сервиса Почта России также вкладывает точность проведения операций и оптимизацию технических процессов обслуживания клиентов. Предприятие оптимизирует сервис на базе экспериментальных отделений, и в настоящее время скорость обслуживания клиентов в них выросла на 15%.
Повышение качества клиентского сервиса позволит улучшить экономические показатели каждого отделения.
Роль Дирекции маркетинга в структуре предприятия огромна. В дополнении к ней на предприятии сформированы еще три службы: производственная, обеспечивающая производство продукции и оказание услуг по рекомендациям Дирекции маркетинга; юридическая, которая отвечает за правовое обеспечение отношений с заказчиками, клиентами, подрядчиками, собственным персоналом предприятия; штабная, обеспечивающую нормальное функционирование основных служб, их взаимодействие.
Кроме того, в структуре выделены оперативные элементы, от которых зависит материальное выполнение планов организации (линейные подразделения) и штабы (транспортно-эксплуатационный отдел, Дирекция телекоммуникаций и технического обеспечения и т.п.), являющиеся по существу обслуживающими подразделениями у линейных и призванные создавать все усилия для эффективного функционирования последних.
Важнейшим условием в формировании структуры управления также является учет автоматизации практически всех процессов управленческой деятельности (формирование соответствующих АРМ), предусматривая при этом необходимость работы с компьютерами работников всех уровней - от непосредственных исполнителей до руководителей. Благодаря именно такому подходу формируется структура, способная сохраниться в течение многих лет и допускающая, вместе с тем, быстрые организационные (структурные) коррективы, перестройки.
В процессе формирования структуры управления предприятием ФГУП «Почта России», действующей на принципах маркетинга, решаются в первую очередь, следующие главные вопросы:
- суть долгосрочных
и краткосрочных целей,
- количественный состав
персонала, необходимый для
- наладка локальных
автоматизированных сетей и
- обеспечение финансовыми
ресурсами, необходимыми для
Подбор и рациональная
расстановка кадров в структурных подразделениях основывается
на оценке их профессионально-
При совершенствовании организационной структуры управления предприятием учитываются необходимые условия его эффективности - сбалансированность на каждом рабочем месте, и в первую очередь в аппарате управления системы и средств, необходимых и достаточных для выполнения этих функций. Кроме того, уравновешены должны быть обязанности и права работников, а также ответственность и власть, которыми они обладают, и прежде всего руководящий состав.
Организационная культура придает обезличенной структуре управления предприятием свое конкретное «лицо», отражающее стиль и характер управленческих взаимосвязей как внутри него, так и во внешнем проявлении с другими экономическими субъектами хозяйствования. Главными принципами, формирующими организационную структуру Почты России являются: комплексность представлений о назначении производственной системы; первоочередность определения ценностей и философии данной системы; отрицание силового воздействия; комплексность оценки.
3.2 Практика организации маркетинга на российском предприятии ФГУП «Почта России»
Современная научно-техническая революция, изменения в технике и технологии производства, формах организации сбыта продукции и ее технического обслуживания тесно связаны с формированием и развитием системы маркетинга. Мировой опыт показал, что производство должно ориентироваться на известный рынок, т.е. на хорошо изученные потребности и спрос конкретных потребителей с активным использованием маркетинга.
Маркетинг представляет собой систему организации и управления всеми сторонами активной деятельности предприятия, в основе которой лежит принцип организации производства таких товаров, которые можно прибыльно продать на рынке, воздействуя на потребителя, возбуждая у него интерес к изделию и стимулируя желание совершить покупку или воспользоваться услугой. Ориентация на потребителя – такова суть современного маркетинга. Важнейшие цели маркетинга – активный контроль над рынком и ценами, ведение активной ценовой политики, выявление потребительского спроса и ориентация производства на него, расширение спектра услуг, на которые покупатель предъявляет спрос.
Повышение уровня взаимодействия с клиентами, улучшение потребительских свойств популярных услуг и совершенствование маркетинговой политики – таковы приоритеты коммерческого развития Почты России в среднесрочной перспективе.
Основной задачей предприятия на ближайшие годы является значительное повышение качества обслуживания клиентов с учетом их требований и ожиданий. Почта России представлена повсеместно – на территории страны работают более 40 тыс. отделений, и это уникальная возможность предложить широкому кругу клиентов, включая граждан, бизнес-структуры и госучреждения, полноценный комплекс услуг в том объеме и с теми характеристиками, которые могут удовлетворять существенно возросшие потребности.
Рис. 6 Услуги Почты России
Несмотря на морально и физически устаревшую инфраструктуру, доставшуюся предприятию с 80-х годов, благодаря мерам по модернизации и развитию бизнеса за последние годы Почте России удалось стимулировать рост спроса на традиционные почтовые услуги, а также премиальные услуги экспресс-доставки. В 2011 году объем письменной корреспонденции вырос на 4%, посылок – на 11%, EMS-отправлений – на 32%. Сегодня услуги почтовой связи занимают 42% в общей структуре доходов предприятия.
«Прирост доходов от почтовых услуг в 2011 году составил около 21%. Наиболее выраженную положительную динамику демонстрирует услуга «Отправления 1-го класса». За 2011 год доходы от ее оказания по сравнению прошлым годом выросли на 50%».
Позитивная тенденция возникла во многом благодаря выбранному почтовым оператором курсу на внедрение автоматизированных бизнес-решений, маркетинговой политики, а также разработке новых высокотехнологичных сервисов в рамках существующих предложений. Одно из нововведений Почты России – SMS-оповещение о доставке отправления. В планах предприятия на среднесрочную перспективу – внедрение услуги доставки посылок до двери.
Дополнительные опции для комфорта клиентов на сегодняшний день являются наиболее эффективным способом привлечения внимания и росту спроса на основной пакет услуг.
Наряду с развитием почтовых услуг Почта России активно продвигает свои финансовые сервисы. Они составляют более 39% в структуре доходов предприятия, и в последнее время спрос на них демонстрирует устойчивую позитивную динамику.
Конкурентное преимущество Почты России – в возможности предоставить широкий спектр финансовых услуг в одном месте – отделении почтовой связи. Это сокращает затраты на поиски и анализ продуктов, а большой ассортимент предложений от ряда ведущих игроков финансового сектора, реализуемых Почтой как агентом, дает клиенту возможность выбора и снижает риски. Сегодня на базе сети предприятия можно получить и погасить кредит, оформить страховку, оплатить коммунальные услуги, в том числе услуги сотовой связи, Интернет, а также оформить срочный денежный перевод как за рубеж, так и по России.
Важную роль в улучшении
потребительских свойств
18% доходов приносит
Почте России реализация
Главный приоритет коммерческой деятельности в среднесрочной перспективе – повсеместное внедрение комплексного обслуживания клиентов.
Важнейшими направлениями в работе Дирекции маркетинга ФГУП «Почта России» являются:
- Организация рекламно-маркетинговой деятельности предприятия.
- Разработка рекламных концепций и их реализация.
- Разработка и сопровождение программ продвижения услуг и бренда предприятия.
- Создание макетов и организация производства рекламно-информационных материалов, полиграфической, сувенирной и представительской продукции для нужд предприятия.
- Организация и контроль внедрения фирменного стиля в процессе деятельности предприятия.
- Обеспечение поддержки рекламной деятельности структурных подразделений предприятия.
- Подготовка договорной документации по направлениям деятельности, находящимся в компетенции Дирекции.
Маркетинг на предприятии, как функция управления, нацелен на решение следующих управленческих задач:
- обоснование целесообразности и необходимости представления той или иной продукции (товара, услуги) путем выявления существующего или потенциального спроса;
- организация исследовательской и проектной деятельности по созданию и предоставлению услуг, отвечающих запросам клиентов;
- координация и планирование производственной и финансовой деятельности предприятия;
- организация и
- регулирование и направление
всей деятельности предприятия,
- определения наиболее эффективных направлений проведения рекламы с учетом особенностей продукции и услуг и конъюнктуры рынка;
- организации всех необходимых видов рекламы продукции и услуг и формирования доверия и уважения к предприятию.
Практическое применение маркетинга способствует осуществлению важнейшего социально-экономического процесса по наиболее полному удовлетворению потребностей и спроса потребителей.
В условиях развития рыночной
экономики, методов управления, расширения
прав и самостоятельности
Результаты изучения потребительского спроса и требований к услугам доводятся не только до руководства предприятия, но и до всех структурных подразделений.
В целях формирования у покупателя определенного представления о новых продуктах и услугах Почты России, с 2011 года непрерывно проводятся рекламные компании. Используются следующие методы рекламы:
1) Прямая реклама – рассылка по почте рекламных писем с предложением воспользоваться новыми услугами;
2) Печатная реклама – печатаются рекламные проспекты и плакаты;
3) Экранная реклама организована по центральному телевидению;
4) Радиореклама подготавливается и проводится комитетом по телевидению и радиовещанию;
5) Наружная реклама представлена специальными плакатами на щитах;
6) Реклама на транспорте представляет собой надписи и плакаты на городском маршрутном транспорте и в метро.
По результатам изучения
и обобщения отзывов и
В данный момент широко осваиваются и новые виды услуг. Например, деятельность по развитию международных связей Почты России направлена, прежде всего, на расширение спектра, повышение качества и доступности предоставляемых услуг по международному почтовому обмену для различных категорий клиентов.
Являясь национальным почтовым оператором, ФГУП "Почта России" наряду с деятельностью по развитию внутренней почтовой связи активно участвует в процессах международного сотрудничества, взаимодействуя с зарубежными администрациями и операторами почтовой связи, международными организациями и другими участниками мирового почтового сектора.
Сегодня клиенты Почты
России могут воспользоваться
Рис.7 Международные почтовые услуги
Также на Почте можно заказать и получить: товары по каталогам более 50 зарубежных посылторговых компаний; отправить в страны ближнего и ряд стран дальнего зарубежья (или получить из них) электронные денежные переводы; подписаться на иностранные подписные издания, в т.ч. на их электронные версии, и т.д.
Информация о работе Информационное обеспечение управления маркетингом