Информационное обеспечение управления маркетингом

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

За последнее десятилетие XX века в нашей стране произошли разительные перемены в отношении к маркетинг). Еще в I960—1970-х гг. само упоминание (в позитивном ключе) слова «маркетинг» было практически крамольным, а его сторонники предпочитали пользоваться выглядящими сейчас наивно словами-суррогатами типа "рынковедение», «потребинг» и другими, лишь бы сами идеи маркетинга смогли быть опубликованными.
Определенную позитивную роль в повышении статуса маркетинга в нашем обществе сыграло подписание в 1975г. Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где в так называемой третьей корзине содержался раздел «Маркетинг».

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1. Сущность и задачи маркетинговой деятельности…………………..…....4
1.1. Понятие и значение маркетинговой деятельности...............................4
1.2. Развитие маркетинговой деятельности в России..................................7
1.3. Развитие маркетинга в России и за рубежом: сравнительный аспект.....................................................................................................................11
2. Информационное обеспечение управления маркетингом.………….….....13
2.1. Основные принципы формирования и использования информации...13
2.2. Цели и задачи маркетинговых исследований………………………....14
2.3. Маркетинговая информационная система…………………..………...21
3. Возможные направления развития маркетинга на предприятии
ФГУП «Почта России»........................................................................................25
3.1. Маркетинговая концепция формирования оптимальной структуры управления предприятием ФГУП «Почта России»…......................................25
3.2. Практика организации маркетинга на российском предприятии
ФГУП «Почта России»…………….……………………………………....…...29
Заключение...........................................................................................................36
Список литературы..............................................................................................37

Файлы: 1 файл

Информационное обеспечение управления маркетингом.doc

— 848.00 Кб (Скачать)

- исследования должны  проводиться в соответствии с  общепринятыми принципами честной  конкуренции, зафиксированными Международным  кодексом по практике маркетинговых  и социальных исследований;

- маркетинговые исследования должны быть тщательно спланированы и состоять из комплекса последовательных действий.

Маркетинговые исследования подчиняются  единым научным требованиям, базируется на общих теориях, методологических принципах и преследует общие  цели. В зависимости от характера проблем, стоящих перед предприятием, предпочтение отдается тем или иным маркетинговым исследованиям (рис.2).


 

 

 

 

 

 

                Рис. 2 Основные направления маркетингового исследования

С точки зрения объекта  изучения маркетинговые исследования представляют комплексное исследование. При помощи комплексного маркетингового исследования решаются следующие задачи: изучение характеристик рынка, потенциальных его возможностей, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение политики цен.

Оценка содержания бенчмаркинга показывает, что его можно рассматривать  как направление маркетинговых исследований. Бенчмаркинг рассматривается как процесс, деятельность по долгосрочному обдумыванию стратегии предпринимательства, основывающейся на лучшем опыте партнеров и конкурентов на различных уровнях. Цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы на основе исследования надежно установить вероятность успеха предпринимательства. В рамках бенчмаркинга предпринимательские функции анализируются как процессы, создающие товар или услугу и продвигающие их на рынок. Сфера применения бенчмаркинга включает разработку стратегии, операции и управленческие функции. Бенчмаркинг рассматривается и как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с первоклассными предприятиями, чтобы гарантировать долгосрочное пребывание на рынке.

Среди направлений маркетинговых исследований особо следует выделить экономическую оценку потенциальных возможностей предприятий. В процессе маркетинговых исследований и при разработке программы маркетинга должно проводиться изучение производственных, финансовых и других ресурсов предприятия в сравнении с другими производителями данной продукции, а также оцениваться эффективность деятельности предприятия и его конкурентов на рынке.

Одним из направлений  маркетинговых исследований является исследование рынка и возможностей использования преимуществ своей конкурентоспособной продукции. Без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

Исследование рынка  предполагает изучение конъюнктуры  рынка, выяснение его состояния  и тенденций развития в целом,  а также его составляющих: спроса, предложения и исследование рынка  с целью характеристики особенностей коммерческой деятельности фирм-конкурентов, покупателей (рис.3)

        Это помогает выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможности и пути его улучшения.

Рис. 3 Исследование рынка

Исследователя рынка интересуют конечные потребители и другие покупатели товаров, имеющиеся у них предпочтения и возможности, активность и потенциал конкурентов (производителей и посредников), других субъектов (элементов и факторов) инфраструктуры рынка и маркетинговой среды, включая действующие на рынке «правила игры».

Исследователи маркетинга постоянно расширяют поле своей  деятельности. Основными, решающими  ими задачами являются: изучение характеристик  рынка, замеры  потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его потенциала, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.

 

2.3 Маркетинговая информационная система

Там, где маркетинговая служба хорошо развита, предприятие разрабатывает и использует систему постоянного слежения за окружающей средой и хранения данных, которые могут использоваться для анализа в текущем и будущем периодах. Маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы, являющейся частью информационной системы управления предприятием.

Маркетинговую информационную систему (МИС) можно определить как совокупность процедур и методов, разработанных для создания, анализа и распространения информации для опережающих маркетинговых решений на регулярной постоянной основе. Возникла концепция данной системы и началась ее практическая реализация в начале 70-х гг. С развитием рынка, маркетинга и интерактивных технологий происходит и эволюция маркетинговых информационных систем.

На рис.4 представлена маркетинговая информационная система как совокупность (единый комплекс) персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений.

     Маркетинговая информационная система предназначена для раннего обнаружения возможных трудностей и проблем, выявления благоприятных возможностей, нахождения и оценки стратегий и мероприятий маркетинговой деятельности, оценки на основе статистического анализа и моделирования уровня выполнения планов и реализации стратегий маркетинга.

Риc.4 Маркетинговая информационная система

Развитая информационная система включает следующие подсистемы:

внутренней информации, внешней информации и информации маркетинговых исследований.

 Система внутренней информации включает совокупность данных, возникающих на предприятии в форме бухгалтерской и статистической отчетности, оперативной и текущей производственной информации.

 Система внешней информации объединяет сведения о состоянии внешней среды предприятия, рынка и его инфраструктуры, поведения покупателей и поставщиков, действиях конкурентов, мерах государственного регулирования рыночных механизмов.

Система информации маркетинговых  исследований базируется на информации, получаемой в ходе исследований конкретных направлений маркетинговой деятельности. К ним относятся такие виды исследований, как анализ параметров рынка и его освоение конкурентами, изучение тенденций деловой активности партнеров, политики цен и способов продвижения товара и т.д. Подобные данные могут быть собраны путем «кабинетных» или «полевых» исследований.

Практика маркетинговой  деятельности показывает, что если подходить к сбору маркетинговой  информации как случайному, редкому  событию, которое необходимо только тогда, когда нужно получить данные по конкретному маркетинговому вопросу, то можно столкнуться с рядом серьезных проблем:

- результаты предыдущих  исследований хранятся в неудобном  для использования виде;

- не заметны изменения  в окружающей среде и действиях  конкурентов;

- проводится несистематизированный  сбор информации;

- возникают задержки при необходимости проведения нового исследования;

- по ряду временных  периодов отсутствуют данные, необходимые  для анализа;

- маркетинговые планы  и решения анализируются неэффективно;

- действия представляют  собой лишь реакцию, а не  предвидение.

Важным моментом в работе маркетолога, особенно на начальной стадии работы на предприятии, является правильная классификация и систематизация имеющейся на предприятии информации.

Возможны следующие  способы классификации информации:

1). По периодичности или стабильности возникновения маркетинговую информацию делят на постоянную, переменную и эпизодическую. Постоянная информация отражает постоянные, длительное время неизменные, величины маркетинговой среды. Переменная информация показывает количественные и качественные характеристики работы объектов

маркетинга. Эпизодическая  информация формируется по мере необходимости.

2). По назначению маркетинговую информацию делят на справочную, рекомендательную, нормативную, сигнальную. Справочная информация носит ознакомительный, вспомогательный характер, отражает относительно стабильные величины объектов маркетинга. Рекомендательная информация формируется в результате специальных маркетинговых исследований или на основе анализа данных, приводимых в печатных изданиях и коммерческих базах данных. Она содержит прогнозы продаж продукции, наиболее выгодные целевые рынки, агентов- посредников, фирм-поставщиков сырья и т.д. Нормативная информация формируется в основном в производственной сфере и включает нормы и нормативы различных элементов производства, а также нормативные законодательные акты. Сигнальная информация возникает, как правило, когда появляются отклонения поведения объектов маркетинговой среды от запланированного.

Основными этапами проектирования маркетинговой информационной системы на предприятии являются:

- изучение организации  маркетинга на предприятии, распределение  задач, прав и ответственности  в системе управления маркетингом;

- определение потребности  менеджеров в маркетинговой информации;

- идентификация источников информации, определение процедур и инструментов ее получения и анализа;

- разработка плана  предстоящих исследований, проектирование  формата

заключительного отчета и системы предоставления полученных результатов заинтересованным лицам;

- разработка мероприятий по созданию и поддержанию банка данных, системы обеспечения и оценки функционирования МИС. В целом маркетинговая информационная система дает множество преимуществ, таких, как организованный сбор информации, широкий кругозор, сохранение важной информации, избежание кризисов, координация плана маркетинга и пр. Специалисты в области маркетинга считают, что дальнейшее развитие МИС приведет к ее трансформации в систему поддержки маркетинговых решений, являющуюся более гибкой, более простой в использовании, в основу функционирования, которой положены интерактивные процедуры, и ориентированной на принятие не стандартных творческих решений.

 

 

 

 

3. ВОЗМОЖНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»

3.1 Маркетинговая концепция формирования оптимальной структуры управления предприятием ФГУП «Почта России»

Переход производства к рыночным отношениям, то есть включение его как подсистемы в рынок вызывает необходимость создания маркетинговой системы в соответствующих хозяйственных структурах. В связи с этим, современная концепция управления предприятием состоит в том, что вся ее деятельность основывается на знании потребительского спроса и его изменения в перспективе. Иными словами, система маркетинга предполагает производить продукцию и виды услуг в объеме полного сбыта и ставит тем самым производство продукции (услуг) в функциональную зависимость от спроса.

В данном разделе рассмотрим основные направления развития маркетинга на российском предприятии «Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «Почта России».

Дирекция маркетинга, созданная на предприятии, является мозговым центром, источником информации и рекомендаций не только рыночной, но и производственной, научно-технической, финансовой политики предприятия.

Использование маркетинга коренным образом меняет концепцию управления на предприятии, где в качестве основополагающей выходит не общее управление предприятием, а управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятия по разработке, производству и реализации продукции и услуг в соответствии с рыночным спросом в целом.

Почта России в данный момент активно внедряет стандарты качества клиентского обслуживания в своих отделениях. Это очередной шаг федерального почтового оператора в направлении повышения уровня почтового сервиса и эффективности почтовой сети. Как ожидается, в перспективе нововведение приведет к существенному росту доходности отделений почтовой связи.

Важной частью кардинального  обновления федерального почтового  оператора является повсеместное внедрение  не только новейших технологий, но и комплекса современных маркетинговых инструментов, направленных на приведение качества обслуживания в соответствие с потребительскими ожиданиями. Внедряемые в почтовых отделениях стандарты качества клиентского сервиса – это то, что вправе получить каждый современный клиент, заходя в любой фронт-офис Почты России, – не только высокопрофессиональное обслуживание, но также комфортная атмосфера, вежливое и предупредительное обхождение и позитивный настрой.

Стандарты предполагают четкое соблюдение определенных норм сервиса и взаимодействия с клиентами. Это и обязательное приветствие свободным оператором зашедшего в отделение посетителя, и общение на «Вы» во время обслуживания, и заблаговременное размещение информации о смене графика работы, и многое другое. Кроме того, Почта России вводит специальные требования к форме одежды и организации рабочего места.

Добиться повсеместного  следования стандартам качества клиентского  обслуживания Почте России поможет  внедренная на предприятии мотивационная схема сдельной оплаты труда и проведение специальных контрольных исследований по методу «Таинственный клиент». В 2011 году по такому методу уже прошла проверку четверть всех отделений почтовой связи страны. В этом планируется проверить почти все фронт-офисы почтового оператора – 40 из 42 тысяч объектов. В 2012 году на реализацию проекта направлены значительные средства.         

Информация о работе Информационное обеспечение управления маркетингом