Формирование ассортимента в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничной торговой организации по критерию прибыли.
Для достижения основной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы ассортимента, его показатели;
выявить особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации;
изучить состояние ассортимента магазина «Парфюмерия - косметика»;
обосновать предложения по оптимизации ассортимента по критерию прибыли для магазина «Парфюмерия - косметика».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...............................................3
Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли
1.1. Понятие, классификация и показатели ассортимента товаров….......................................…5
1.2. Формирование ассортимента товаров. Порядок формирования ассортимента товаров в магазине......………………………………………………………………………..............................................12
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина "Парфюмерия - косметика"...............18
2.2. Организация товароснабжения в магазине"Парфюмерия - косметика".........................……26
2.3. Состояние ассортимента в магазине"Парфюмерия - косметика"…….……...................…...29
3. Направление совершенствования магазина «Парфюмерия - косметика»…........................…..32
Заключение………………………………………………………………..................................................35
Приложение.............................................................................................................................................
Список использованной литературы………………………………..................................................…37

Файлы: 1 файл

++Формирование ассортимента в розничной торговле.doc

— 442.87 Кб (Скачать)

 

Исходя из данных таблицы 1, можно сделать следующие выводы: за анализируемый период торговое предприятие с планом товарооборота справилось, перевыполнив его на 1,4%, что в сумме составило 170,0 тыс.руб. При этом уровень валового дохода вырос на 0,11% - это значит, что товары продавались с более высокими торговыми надбавками ( % торговой надбавки планируемый равен 9,8%, а фактически 9,9% ), или улучшилась ассортиментная группа товаров пользующаяся спросом. Фактическая сумма валового дохода превысила плановую на 30,0 тыс.руб. Превышение произошло под влиянием факторов объема товарооборота и структуры товарооборота. Увеличение товарооборота на 170,0 тыс.руб. повлекло за собой увеличение суммы валового дохода на 30,0 тыс.руб. В процессе деятельности работники допустили абсолютный перерасход издержек обращения на 10,0 тыс.руб. Этот перерасход не оправдан, так как уровень издержек обращения увеличился на 0,4%. Это говорит о том, что с ростом товарооборота значительны и издержки обращения.

Таблица 2. Основные экономические показатели магазина за 2008 г.

 

Показатели

Ед. изм

План

Факт

отклонение

% выполнения

Товарооборот

тыс.руб.

15900,0

16148,0

+248,0

101,6

Валовый доход

тыс.руб.

1400,0

1498,0

+98,0

107,0

Сумма издержек обращения

тыс.руб

1290,0

1350,0

+60,0

104,7

% торговой надбавки ср.факт

%

9,7

10,2

-

-

Уровень суммы валового дохода

%

8,81

9,27

+0,46

-

Уровень суммы издержек обращения

%

8,1

8,4

+0,3

-

Прибыль

тыс.руб.

110,0

148,0

+38,0

134

Рентабельность

%

0,69

0,92

-

-


 

Проанализировав хозяйственную деятельность предприятия за 2008 год ( табл. 2 ) можно сделать следующие выводы: с планом товарооборота предприятие успешно справляется перевыполнив его на 1,6%, что в сумме составило 248 тыс.руб. Значительно вырос уровень валового дохода на 0,46% это говорит об улучшении ассортиментной группы товаров, пользующихся спросом или товары продавались с более высокими торговыми наценками. Сумма валового дохода превысила плановую на 98,0 тыс.руб., превышение произошло под влиянием товарооборота. В процессе работы работники допустили абсолютный перерасход издержек обращения на 60,0 тыс.руб. Этот перерасход не оправдан, так как уровень издержек обращения увеличился на 0,3%. Это говорит о том, что с ростом товарооборота значительны и издержки обращения. От реализации прибыль увеличилась на 34%, что в сумме составило 38 тыс.руб.

Уровень рентабельности магазина «Парфюмерия косметика» определяет отношение прибыли к товарообороту. Рентабельность показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот уровень рентабельности следует исчислять не по всей (балансовой) прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения объёма товарооборота. Рентабельность продаж находится в прямой зависимости от уровня валового дохода, находящейся в расположении торгового предприятия и обратной от изменения уровня издержек обращения.

Сумма прибыли в свою очередь зависит от ряда факторов (изменения объёма товарооборота, уровней валового дохода и издержек обращения, сумм прибыли и убытков от реализации прочих активов, внереализационных доходов, расходов и потерь).

Перевыполнения плана товарооборота привело к росту прибыли; следовательно, перевыполнение плана товарооборота привело к повышению уровня рентабельности, функционирующего капитала на 0,90 % в 2007 году и на 0,92 в 2008году.

Предприятие стабильно развивается, платёжеспособно, своевременно рассчитывается по платежам. Задолженности перед бюджетом и своими поставщиками не имеет.

 

2.2 Организация товароснабжения в магазине

 

Организацией товароснабжения магазина “Парфюмерия- косметика” занимается товаровед и старший продавец. Благодаря системе мероприятий по товароснабжению в магазине обеспечивается полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения.

Важнейшим элементом закупочной работы является установление хозяйственных связей с поставщиками товаров, под которыми понимаются складывающиеся между магазином и поставщиками товаров экономические, организационные, коммерческие, финансовые, правовые и другие отношения.

Поставщиками магазина “Парфюмерия-косметика” являются оптовые фирмы и производственные предприятия. Далее перечислены основные и наиболее крупные партнеры магазина, с которыми  установлены длительные хозяйственные связи.

ООО “Твин Траст” - оптовая фирма, которая поставляет в магазин товары марки “Проктер енд Гембл” - это порошки “Миф”, “Тайд”, “Тикс”, “Комет”, шампуни “Пантин про Ви”, “Шампту”, “Хеад Шелдерс”, средства укладки волос “Вела”, “Лонда”, средства личной гигиены - “Олвейс”, “Памперс” и др.

ООО “Альянс” - оптовая фирма, деятельность которой основана на поставке в магазин разнообразных видов товара. Например, товары марки “Калина” - Черный Жемчуг, Чистая Линия, Сто рецептов красоты, Мия и др., ЗАО “Колгейт-Палмалив” - Палмолив, Колгейт, Леди спид Стик и др., ООО”Юнилевер СНГ” - Дав, Сансилк, Доместос и др.

ООО “Парфюм Центр” занимается оптовой торговлей, основной поставщик парфюмерии.

Существенным фактором, влияющим на организацию процесса товародвижения в магазине, является соотношение отечественной и импортной продукции. В таблице 5 представлено соотношение продукции отечественного и импортного производства по отдельным группам продуктовых товаров, реализуемых магазином.

Таблица 3.

Соотношение продукции отечественного и импортного производства

Товарная группа

Доля импортной продукции, %

Доля отечественной продукции, %

Порошки

83,4

16,6

Чистящие средства

83,5

16,5

Средства личной гигиены

83,8

16,2

Средства по уходу за волосами

80,4

19,6

Средства для ухода за лицом

76,6

23,4

Парфюмерия

61,0

39,0

Средства по уходу за обувью

80,9

19,1

Продовольственные товары

77,7

22,3


 

Из таблицы 3 видно, что основная масса товаров, реализуемых магазином - это товары импортного производства. Однако есть небольшая часть отечественной продукции. Наличие в магазине импортных товаров делает необходимым сотрудничество с посредниками. Поэтому все эти товары приобретаются магазином через оптовые фирмы.

Магазин не имеет своего транспортного парка и нуждается в транспортных услугах оптовика по доставке товара. Поэтому торговое предприятие использует централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявки в согласованные сроки.

Для обеспечения бесперебойной торговли товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов определяют частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара. При определении частоты завоза товаров учитывают среднедневной объем продажи конкретного наименования товара. Товары-новинки, которыми магазин ранее не торговал и возможная среднедневная реализация которых неизвестна, для начала заказываются небольшими пробными партиями.

Приемку товаров в магазине осуществляет товаровед.

Приемка товаров в магазине включает в себя:

-проверку количества поступивших товаров, их качества;

-оформление приемки соответствующими документами;

-принятие товаров на учет.

Приемка товара по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товаров, а также их количества сопроводительным документам. Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества. Одновременно производится проверка упаковки, маркировки.

К сопроводительным документам относятся товарная накладная, счет-фактура, сертификат соответствия, удостоверение о качестве и другие. Если количество и качество товара соответствуют данным, указанным в сопроводительных документах, то это подтверждается наложением на них штампа магазина. Товаровед, проводивший приемку товара, ставит свою подпись на сопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торгового предприятия. При обнаружении несоответствия качества поступивших товаров, поставщик забирает товар и обязуется привести товар соответствующего качества.

В магазине используется традиционная организация товародвижения, обеспечивающая продвижение товаров от производства к конечному потребителю. Себестоимость транспортировки высока. В магазине не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товаров. Все это отрицательно сказывается на повышении эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия.

 

2.3. Анализ состояния ассортимента в магазине «Парфюмерия-косметика»

 

Формирование ассортимента в магазине “Парфюмерия-косметика” - это разработка системы мер и подходов, которые направлены на формирование конкурентоспособной ассортиментной модели, обеспечивающей положительный имидж магазина, его устойчивые позиции на рынке.

При разработке ассортиментной политики магазин ориентируется как на внешние (предпочтения потребителей, конкуренция), так и внутренние (рентабельность товара, стадия жизненного цикла товара) факторы.

Ассортимент в магазине постоянно пополняется, появляются новые товары в соответствии с потребностями покупателей. Ассортимент в магазине полностью удовлетворяет спрос покупателей за исключением одной группы товаров - нижнее белье. Магазин является специализированным по косметике, парфюмерии и бытовой химии, а вот нижнее белье представлено в ограниченном количестве и является сопутствующим товаром.Если покупателю необходимо будет что-то из этой группы товаров, то в данный магазин он не пойдет, а обратится в специализированный магазин нижнего белья, где ассортимент более широкий.

Формированием ассортимента в магазине занимается товаровед. Он фиксирует, какие товары являются товарами повседневного (туалетная бумага и зубная паста), периодического (чистящие средства) и редкого потребления (туалетная вода). На основе этого он разрабатывает систему мероприятий, способствующих наиболее полному удовлетворению потребностей населения в продуктах и обеспечивающих максимальную прибыль магазину. К ним относятся планирование товарных запасов, изучение спроса и анализ товарной структуры товарооборота за определенный период, обсуждение проблем и путей их решения. Формируя ассортимент, товаровед учитывает фактор взаимозаменяемости. Это может быть товар внутригрупповой (блеск - помада) или из другой товарной группы (шампунь - лак)

Формирование ассортимента - важнейший раздел коммерческой работы в магазине. Задача товароведа - сформировать такой ассортимент, который позволяет удовлетворять спрос большинства покупателей при ограниченном количестве представленных в магазине ассортиментных позиций.

Инструментом регулирования ассортимента в магазине служит ассортиментный перечень товаров. Его наличие позволяет систематически контролировать полноту и стабильность ассортимента.

Рассмотрим структуру ассортимента в магазине.

Таблица 4

  • Товарная структура товарооборота магазина
 

Товарооборот в 2007 году

Товарооборот в 2008 году

Отклонение

сумма, тыс. руб.

доля, %

сумма, тыс. руб.

доля, %

сумма, тыс. руб.

доля, %

Парфюм

840,0

6,9

1150,0

7,1

310,0

0,2

Средства личной гигиены

2995,0

24,6

4090,0

25,3

1095,0

0,7

Порошки

1350,0

11,1

1800,0

11,2

450,0

0,1

Чистящие средства

1570,0

13,0

2140,0

13,3

570,0

0,3

Средства по уходу за лицом (крема, лосьоны, тоники и т.д.)

1730,0

14,2

2300,0

14,2

570,0

0

Электрические лампы

150,0

1,2

278,0

1,7

128,0

0,5

Декоративная косметика

950,0

7,8

1340,0

8,3

390,0

0,5

Средства по уходу за обувью

650,0

5,4

700,0

4,3

50,0

-1,1

Средства по уходу за волосами

1230,0

10,1

1790,0

11,1

560,0

1,0

Нижнее белье

695,0

5,7

560,0

3,5

-135,0

-2,2

Итого

12160,0

100

16148,0

100

3988,0

0,0

Информация о работе Формирование ассортимента в розничной торговле