Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:55, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничной торговой организации по критерию прибыли.
Для достижения основной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы ассортимента, его показатели;
выявить особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации;
изучить состояние ассортимента магазина «Парфюмерия - косметика»;
обосновать предложения по оптимизации ассортимента по критерию прибыли для магазина «Парфюмерия - косметика».
Введение……………………………………………………………………...............................................3
Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли
1.1. Понятие, классификация и показатели ассортимента товаров….......................................…5
1.2. Формирование ассортимента товаров. Порядок формирования ассортимента товаров в магазине......………………………………………………………………………..............................................12
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина "Парфюмерия - косметика"...............18
2.2. Организация товароснабжения в магазине"Парфюмерия - косметика".........................……26
2.3. Состояние ассортимента в магазине"Парфюмерия - косметика"…….……...................…...29
3. Направление совершенствования магазина «Парфюмерия - косметика»…........................…..32
Заключение………………………………………………………………..................................................35
Приложение.............................................................................................................................................
Список использованной литературы………………………………..................................................…37
Исходя из данных таблицы 1, можно сделать следующие выводы: за анализируемый период торговое предприятие с планом товарооборота справилось, перевыполнив его на 1,4%, что в сумме составило 170,0 тыс.руб. При этом уровень валового дохода вырос на 0,11% - это значит, что товары продавались с более высокими торговыми надбавками ( % торговой надбавки планируемый равен 9,8%, а фактически 9,9% ), или улучшилась ассортиментная группа товаров пользующаяся спросом. Фактическая сумма валового дохода превысила плановую на 30,0 тыс.руб. Превышение произошло под влиянием факторов объема товарооборота и структуры товарооборота. Увеличение товарооборота на 170,0 тыс.руб. повлекло за собой увеличение суммы валового дохода на 30,0 тыс.руб. В процессе деятельности работники допустили абсолютный перерасход издержек обращения на 10,0 тыс.руб. Этот перерасход не оправдан, так как уровень издержек обращения увеличился на 0,4%. Это говорит о том, что с ростом товарооборота значительны и издержки обращения.
Таблица 2. Основные экономические показатели магазина за 2008 г.
Показатели |
Ед. изм |
План |
Факт |
% выполнения | |
Товарооборот |
тыс.руб. |
15900,0 |
16148,0 |
+248,0 |
101,6 |
Валовый доход |
тыс.руб. |
1400,0 |
1498,0 |
+98,0 |
107,0 |
Сумма издержек обращения |
тыс.руб |
1290,0 |
1350,0 |
+60,0 |
104,7 |
% торговой надбавки ср.факт |
% |
9,7 |
10,2 |
- |
- |
Уровень суммы валового дохода |
% |
8,81 |
9,27 |
+0,46 |
- |
Уровень суммы издержек обращения |
% |
8,1 |
8,4 |
+0,3 |
- |
Прибыль |
тыс.руб. |
110,0 |
148,0 |
+38,0 |
134 |
Рентабельность |
% |
0,69 |
0,92 |
- |
- |
Проанализировав хозяйственную деятельность предприятия за 2008 год ( табл. 2 ) можно сделать следующие выводы: с планом товарооборота предприятие успешно справляется перевыполнив его на 1,6%, что в сумме составило 248 тыс.руб. Значительно вырос уровень валового дохода на 0,46% это говорит об улучшении ассортиментной группы товаров, пользующихся спросом или товары продавались с более высокими торговыми наценками. Сумма валового дохода превысила плановую на 98,0 тыс.руб., превышение произошло под влиянием товарооборота. В процессе работы работники допустили абсолютный перерасход издержек обращения на 60,0 тыс.руб. Этот перерасход не оправдан, так как уровень издержек обращения увеличился на 0,3%. Это говорит о том, что с ростом товарооборота значительны и издержки обращения. От реализации прибыль увеличилась на 34%, что в сумме составило 38 тыс.руб.
Уровень рентабельности магазина «Парфюмерия косметика» определяет отношение прибыли к товарообороту. Рентабельность показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот уровень рентабельности следует исчислять не по всей (балансовой) прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения объёма товарооборота. Рентабельность продаж находится в прямой зависимости от уровня валового дохода, находящейся в расположении торгового предприятия и обратной от изменения уровня издержек обращения.
Сумма прибыли в свою очередь зависит от ряда факторов (изменения объёма товарооборота, уровней валового дохода и издержек обращения, сумм прибыли и убытков от реализации прочих активов, внереализационных доходов, расходов и потерь).
Перевыполнения плана товарооборота привело к росту прибыли; следовательно, перевыполнение плана товарооборота привело к повышению уровня рентабельности, функционирующего капитала на 0,90 % в 2007 году и на 0,92 в 2008году.
Предприятие стабильно развивается, платёжеспособно, своевременно рассчитывается по платежам. Задолженности перед бюджетом и своими поставщиками не имеет.
2.2 Организация товароснабжения в магазине
Организацией товароснабжения магазина “Парфюмерия- косметика” занимается товаровед и старший продавец. Благодаря системе мероприятий по товароснабжению в магазине обеспечивается полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения.
Важнейшим элементом закупочной работы является установление хозяйственных связей с поставщиками товаров, под которыми понимаются складывающиеся между магазином и поставщиками товаров экономические, организационные, коммерческие, финансовые, правовые и другие отношения.
Поставщиками магазина “Парфюмерия-косметика” являются оптовые фирмы и производственные предприятия. Далее перечислены основные и наиболее крупные партнеры магазина, с которыми установлены длительные хозяйственные связи.
ООО “Твин Траст” - оптовая фирма, которая поставляет в магазин товары марки “Проктер енд Гембл” - это порошки “Миф”, “Тайд”, “Тикс”, “Комет”, шампуни “Пантин про Ви”, “Шампту”, “Хеад Шелдерс”, средства укладки волос “Вела”, “Лонда”, средства личной гигиены - “Олвейс”, “Памперс” и др.
ООО “Альянс” - оптовая фирма, деятельность которой основана на поставке в магазин разнообразных видов товара. Например, товары марки “Калина” - Черный Жемчуг, Чистая Линия, Сто рецептов красоты, Мия и др., ЗАО “Колгейт-Палмалив” - Палмолив, Колгейт, Леди спид Стик и др., ООО”Юнилевер СНГ” - Дав, Сансилк, Доместос и др.
ООО “Парфюм Центр” занимается оптовой торговлей, основной поставщик парфюмерии.
Существенным фактором, влияющим на организацию процесса товародвижения в магазине, является соотношение отечественной и импортной продукции. В таблице 5 представлено соотношение продукции отечественного и импортного производства по отдельным группам продуктовых товаров, реализуемых магазином.
Таблица 3.
Соотношение продукции отечественного и импортного производства
Товарная группа |
Доля импортной продукции, % |
Доля отечественной продукции, % |
Порошки |
83,4 |
16,6 |
Чистящие средства |
83,5 |
16,5 |
Средства личной гигиены |
83,8 |
16,2 |
Средства по уходу за волосами |
80,4 |
19,6 |
Средства для ухода за лицом |
76,6 |
23,4 |
Парфюмерия |
61,0 |
39,0 |
Средства по уходу за обувью |
80,9 |
19,1 |
Продовольственные товары |
77,7 |
22,3 |
Из таблицы 3 видно, что основная масса товаров, реализуемых магазином - это товары импортного производства. Однако есть небольшая часть отечественной продукции. Наличие в магазине импортных товаров делает необходимым сотрудничество с посредниками. Поэтому все эти товары приобретаются магазином через оптовые фирмы.
Магазин не имеет своего транспортного парка и нуждается в транспортных услугах оптовика по доставке товара. Поэтому торговое предприятие использует централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявки в согласованные сроки.
Для обеспечения бесперебойной торговли товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов определяют частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара. При определении частоты завоза товаров учитывают среднедневной объем продажи конкретного наименования товара. Товары-новинки, которыми магазин ранее не торговал и возможная среднедневная реализация которых неизвестна, для начала заказываются небольшими пробными партиями.
Приемку товаров в магазине осуществляет товаровед.
Приемка товаров в магазине включает в себя:
-проверку количества поступивших товаров, их качества;
-оформление приемки соответствующими документами;
-принятие товаров на учет.
Приемка товара по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товаров, а также их количества сопроводительным документам. Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества. Одновременно производится проверка упаковки, маркировки.
К сопроводительным документам относятся товарная накладная, счет-фактура, сертификат соответствия, удостоверение о качестве и другие. Если количество и качество товара соответствуют данным, указанным в сопроводительных документах, то это подтверждается наложением на них штампа магазина. Товаровед, проводивший приемку товара, ставит свою подпись на сопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торгового предприятия. При обнаружении несоответствия качества поступивших товаров, поставщик забирает товар и обязуется привести товар соответствующего качества.
В магазине используется традиционная организация товародвижения, обеспечивающая продвижение товаров от производства к конечному потребителю. Себестоимость транспортировки высока. В магазине не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товаров. Все это отрицательно сказывается на повышении эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия.
2.3. Анализ состояния ассортимента в магазине «Парфюмерия-косметика»
Формирование ассортимента в магазине “Парфюмерия-косметика” - это разработка системы мер и подходов, которые направлены на формирование конкурентоспособной ассортиментной модели, обеспечивающей положительный имидж магазина, его устойчивые позиции на рынке.
При разработке ассортиментной политики магазин ориентируется как на внешние (предпочтения потребителей, конкуренция), так и внутренние (рентабельность товара, стадия жизненного цикла товара) факторы.
Ассортимент в магазине постоянно пополняется, появляются новые товары в соответствии с потребностями покупателей. Ассортимент в магазине полностью удовлетворяет спрос покупателей за исключением одной группы товаров - нижнее белье. Магазин является специализированным по косметике, парфюмерии и бытовой химии, а вот нижнее белье представлено в ограниченном количестве и является сопутствующим товаром.Если покупателю необходимо будет что-то из этой группы товаров, то в данный магазин он не пойдет, а обратится в специализированный магазин нижнего белья, где ассортимент более широкий.
Формированием ассортимента в магазине занимается товаровед. Он фиксирует, какие товары являются товарами повседневного (туалетная бумага и зубная паста), периодического (чистящие средства) и редкого потребления (туалетная вода). На основе этого он разрабатывает систему мероприятий, способствующих наиболее полному удовлетворению потребностей населения в продуктах и обеспечивающих максимальную прибыль магазину. К ним относятся планирование товарных запасов, изучение спроса и анализ товарной структуры товарооборота за определенный период, обсуждение проблем и путей их решения. Формируя ассортимент, товаровед учитывает фактор взаимозаменяемости. Это может быть товар внутригрупповой (блеск - помада) или из другой товарной группы (шампунь - лак)
Формирование ассортимента - важнейший раздел коммерческой работы в магазине. Задача товароведа - сформировать такой ассортимент, который позволяет удовлетворять спрос большинства покупателей при ограниченном количестве представленных в магазине ассортиментных позиций.
Инструментом регулирования ассортимента в магазине служит ассортиментный перечень товаров. Его наличие позволяет систематически контролировать полноту и стабильность ассортимента.
Рассмотрим структуру ассортимента в магазине.
Таблица 4
- Товарная структура товарооборота магазина
Товарооборот в 2007 году |
Товарооборот в 2008 году |
Отклонение | ||||
сумма, тыс. руб. |
доля, % |
сумма, тыс. руб. |
доля, % |
сумма, тыс. руб. |
доля, % | |
Парфюм |
840,0 |
6,9 |
1150,0 |
7,1 |
310,0 |
0,2 |
Средства личной гигиены |
2995,0 |
24,6 |
4090,0 |
25,3 |
1095,0 |
0,7 |
Порошки |
1350,0 |
11,1 |
1800,0 |
11,2 |
450,0 |
0,1 |
Чистящие средства |
1570,0 |
13,0 |
2140,0 |
13,3 |
570,0 |
0,3 |
Средства по уходу за лицом (крема, лосьоны, тоники и т.д.) |
1730,0 |
14,2 |
2300,0 |
14,2 |
570,0 |
0 |
Электрические лампы |
150,0 |
1,2 |
278,0 |
1,7 |
128,0 |
0,5 |
Декоративная косметика |
950,0 |
7,8 |
1340,0 |
8,3 |
390,0 |
0,5 |
Средства по уходу за обувью |
650,0 |
5,4 |
700,0 |
4,3 |
50,0 |
-1,1 |
Средства по уходу за волосами |
1230,0 |
10,1 |
1790,0 |
11,1 |
560,0 |
1,0 |
Нижнее белье |
695,0 |
5,7 |
560,0 |
3,5 |
-135,0 |
-2,2 |
Итого |
12160,0 |
100 |
16148,0 |
100 |
3988,0 |
0,0 |
Информация о работе Формирование ассортимента в розничной торговле