Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:55, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничной торговой организации по критерию прибыли.
Для достижения основной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы ассортимента, его показатели;
выявить особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации;
изучить состояние ассортимента магазина «Парфюмерия - косметика»;
обосновать предложения по оптимизации ассортимента по критерию прибыли для магазина «Парфюмерия - косметика».
Введение……………………………………………………………………...............................................3
Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли
1.1. Понятие, классификация и показатели ассортимента товаров….......................................…5
1.2. Формирование ассортимента товаров. Порядок формирования ассортимента товаров в магазине......………………………………………………………………………..............................................12
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина "Парфюмерия - косметика"...............18
2.2. Организация товароснабжения в магазине"Парфюмерия - косметика".........................……26
2.3. Состояние ассортимента в магазине"Парфюмерия - косметика"…….……...................…...29
3. Направление совершенствования магазина «Парфюмерия - косметика»…........................…..32
Заключение………………………………………………………………..................................................35
Приложение.............................................................................................................................................
Список использованной литературы………………………………..................................................…37
Фактическая полнота ассортимента и её динамика являются грамотной ассортиментной политикой. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, но и от объёмов товарооборота.
Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, является финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчёты, имеют высокую степень надёжности.
От того, как часто происходит обновление ассортимента, настолько удовлетворяют психологические социальные потребности.
Обновление ассортимента - это удовлетворение изменившихся потребностями за счёт новых товаров.
где, Н - новизна товара,
Шб - широта базовая.
Постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано определёнными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. На этом основании обновление ассортимента так же должно быть рациональным.
Показатель гармоничности выражает специализацию магазина и его отдельных секций.
Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и использовании.
Гармоничность даёт качественную характеристику товару и носит описательный характер.
1.2. Формирование ассортимента товаров. Порядок формирования ассортимента товаров в магазине
Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. Основополагающими элементами управления ассортиментом являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.
Формирование ассортимента означает подбор различных групп, видов, размеров, фасонов и других разновидностей товарной продукции в соответствии со спросом субъекта, рынка, направленного на более полное удовлетворение.
Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворять реальные или прогнозируемые потребности, а также достигать целей, поставленных руководством организации.
Формирование ассортимента - проблема подбора конкретных товаров их отдельных серий. Определения соотношений между «старыми» и «новыми», единичного и серийного производства, «наукоёмкими» и «обычными», овеществлёнными товарами, лицензиями и ноу-хау. При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, берётся за основу потребительские требования определённых групп. Задачи планирования и формирования ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты, взамен существующих или в дополнение к ним.
Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга.
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
- Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализующих в магазинах.
- Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
- Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
- Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.
В определенных случаях целесообразно создание постоянного органа под председательством генерального директора (его заместителя), в который в качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и отделов предприятия. Его главная задача -- принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы.
Насущный вопрос для предприятия изготовителя -- необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы.
Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это нередко практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.
К выгодам такого рода стандартизации товара следует отнести: снижение затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов комплекса маркетинга; ускорение окупаемости капиталовложений и др. Неполное использование (в сравнении с дифференциацией) потенциальных возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.
С помощью формирования ассортимента решаются задачи в сферах производства и обращения. Путем установления ассортимента предприятия определяют специализацию, вокруг которой концентрируют свою деятельность; создают источники с расчетом на выпуск товара соответствующего качества с относительно низкой себестоимостью их производства. Это позволяет рационально использовать материально - техническую базу, время, работников и совершать коммерческо - хозяйственные связи.
Формирование ассортимента связано с товарными запасами и хранением, поэтому важной задачей в данном случае является рационализация этих запасов, которая направлена на более полное удовлетворение спроса при минимальных издержках производства и обращения товаров.
Цель производства состоит в удовлетворении потребностей всех субъектов рынка. Однако, эта цель может быть не достигнута, если не точно определен прогноз и структура ассортимента - ассортимент не будет соответствовать требованиям покупателей, если товар будет низкого качества.
Производство является связующим звеном между спросом и предложением. Только знание истинного спроса на конкретную продукцию позволяет отраслям производства обеспечить соответствующее предложение. Расхождение между производством и потреблением товаров во времени обязует производителей уделять внимание сезонности,географическим и климатическим условиям. Производство тем самым способствует созданию товарных запасов в определенных местах, способствуя концентрации ассортимента в торговых предприятиях.
Современные рыночные отношения требуют постоянного обновления товарного предложения. Отсюда возникает необходимость выпуска новых товаров. Тем самым достигается сбалансированность спроса и предолжения.
Таким образом, спрос, производство, предложение товаров являются основными факторами, влияющими на формирование товарного ассортимента. При всем этом следует учитывать специализацию, размеры, местонахождение, зону деятельности,географические, демографические и культурные факторы.
Формирование ассортимента товаров и состояние обеспеченности всех субъектов рынка определяется экономической ситуацией и, во многом, управлением ассортимента. Основными принципами такого управления являются:
- ориентация на маркетинговые исследования;
- координация взаимосвязанных видов деятельности в сфере обращения;
- дифференциация и модификация товаров;
- системный контроль за поведением товаров на рынке;
- принятие принципиальных решений относительно товарного ассортимента;
- принятие решения об оставлении товаров в ассортиментной программе или их изъятии;
- утверждение планов и программ разработки новой перспективной продукции или совершенствование выпускаемой;
- финансовая поддержка рационализации ассортимента товаров и др..
Стоит отметить, формирование ассортимнта товаров является сложным и поэтапным процессом, включающим в себя определение группового ассортимента на основе маркетинговых исследований; распределение отдельных групп и подгрупп в разрезе потребительских комплексов; определение количества видов и разновидностей в рамках комплексов.
Рациональному формированию ассортимента товаров способствует ассортиментная политика субъектов рынка. Эта политика строится на долгосрочных программах развития ассртимента товаров, направленных на оптимальную номенклатуру структуры товаров, коммерческо - хозяйственные связи торговли с производством товаров. Все это служит отправным пунктом развития производства и реализации определенной продукции, необходимой рынку.
Ассортиментная политика торгового предприятия представляет собой систему взглядов и комплекс мер по управлению ассортиментом товаров на всех уровнях в интересах отдельных субъектов рынка и государства в целом.
В масштабах страны ассортиментная политика сводится к определению социальной и научной основы ассортимента и активизации каждой группы товаров. При этом допускается расширение, сокращение ассортиментных позиций и обновление ассортимента на качественной новой основе.В условиях рыночной экономики ассортиментная политика предусматривает прежде всего сокращение ассортимента за счет изделий, пользующихся меньшим спросом, а, значит, переключение сырьевых,трудовых и финансовых ресурсов на производство изделий с более высоким спросом.
Ассортиментная политика не является чем-то постоянным. Она изменяется по мере роста производства товаров, развития оптовой и розничной торговли и повышения социально - экономического уровня потребностей.
Задачами ассортиментной политики служат:
- Удовлетворение запросов потребителей;
- Эффективное использование технологических знаний и опыта фирмы;
- Оптимизация финансовых результатов фирмы, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объёме прибыли;
Завоевание новых покупателей путём расширения сферы применения существующей производственной программы (применяется жизненный цикл товара):
- Соблюдение принципа гибкости за счёт диверсификации сфер деятельности фирмы и включения, нетрадиционных для неё отраслей в портфель стратегических зон хозяйствования;
- Соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг фирмы, связанных между собой определённой технологией единой квалификацией кадров др. логической зависимостью, дающей значительную экономию затрат.
На построение ассортиментной политики в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических и др. факторов.
К экономическим факторам относят денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения, уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования.
Социальные факторы к ним относятся социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей, праздники, мода и др.
К демографическим факторам изменение численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания; размеру состава семьи.
Природно-естественные факторы - это климатические условия, продолжительность времён года, физиологические особенности человеческого организма в зависимости от пола, возраста и т. д.
Специфические факторы оказывают разное значение на ассортиментную политику в каждом конкретном магазине, зависящих от типа и размера магазина, его специализации, технической оснащённости, условий товароснабжения (наличия стабильности источников, отдалённости, вида, поставщика), численности и состава обслуживаемого населения, транспортных условий, наличие др. розничных магазинов в зоне деятельности данного магазина.
Информация о работе Формирование ассортимента в розничной торговле