Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:14, реферат
Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это -- важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.
воздействует
на состояние фондового рынка
через регулирование денежной массы,
находящейся в обращении, влияет на денежные
резервы банков, т.е. воздействует через
кредитно-денежную политику центрального
банка.
В Республике Беларусь
последовательно осуществляется переход
к преимущественно рыночным методам
регулирования кредитно-
выпуск государственных
ценных бумаг (облигаций, векселей, акций);
операции на
открытом рынке;
процентная ставка
(учетная ставка или ставка рефинансирования),
по которой коммерческие банки приобретают
кредитные ресурсы у Национального банка
Республики Беларусь;
нормы обязательных
резервов или резервные требования
к коммерческим банкам (величина процента
отчислений в резервный фонд центрального
банка от величины привлеченных коммерческими
банками средств);
регуляторы банковской
деятельности (уставный фонд, нормативы
ликвидности, платежеспособности, независимости,
лимит кредитной эмиссии и
др.)
Кроме того, используются
и меры административного воздействия.
В Беларуси рассматриваемые
рычаги управления экономическими процессами
впервые были использованы в 1994 году. Начиная
с 20 октября 1994 г., Национальный банк (НБ)
Республики Беларусь стал активно изменять
ставку рефинансирования. Ежемесячно,
к 20-му числу, принимается решение о ее
уровне. С декабря 1994 г. ставка рефинансирования
достигла уровня инфляции (40% в месяц),
а затем, хотя и постепенно, снижалась
в абсолютной величине. Но оказалась все
же выше, чем текущий темп инфляции, т.е.
стала положительной. Положительная учетная
ставка - важнейшее условие нормального
функционирования экономики. Она означает,
что денежные ресурсы вливаются в народное
хозяйство не бесплатно (т.е. не происходит
инфляционная эмиссия денег), а за реальную
плату.
Одновременно
с регулированием учетной ставки
Национальный банк дополнительно обязал
коммерческие банки поддерживать процентные
ставки по депозитам не ниже минимального
уровня, который, в свою очередь, зависит
от текущей ставки рефинансирования. Так,
в декабре 1994 - феврале 1995 гг. минимальная
ставка по срочным депозитам составляла
32% и по вкладам до востребования - 20%; в
июне они составили, соответственно, 10%
и 3% . С августа 1995 г. банкам была предоставлена
свобода в установлении процентных ставок.
Таким образом,
удорожание кредитных ресурсов для
коммерческих банков привело к повышению
стоимости кредитов и вызвало
снижение спроса на них. Для пополнения
текущей потребности в рублевых
средствах банки и предприятия
стали продавать часть активов
в иностранных валютах на Межбанковской
валютной бирже, что увеличило предложение
валют по сравнению со спросом на них.
Активная политика Национального банка
на этом рынке по поддержанию курса белорусского
рубля к доллару США в первом полугодии
1995 г. привела в итоге к тому, что банк скупил
твердых валют более, чем на 150 млн. долларов
США и довел свои золотовалютные резервы
до 250 млн. долларов США. От величины золотовалютных
резервов напрямую зависит способность
корректировать курсы иностранных валют
относительно национальной в интересах
страны. Стабилизация курса национальной
валюты имеет большое значение и с теоретической
точки зрения.
В течение 1995 г.
неоднократно ужесточались резервные
требования к коммерческим банкам.
С 1 августа 1995 г. отчисления в резервный
фонд Национального банка установлены
в размере 12% по рублевым и валютным депозитам,
т.е. в 2,2 раза выше, чем в феврале этого
же года. Тем самым был напрямую уменьшен
размер кредитных ресурсов коммерческих
банков, т.е. рублевая денежная масса.
На достижение
того же эффекта был направлен и выпуск
государственных ценных бумаг, что позволило
не только изъять излишнюю денежную массу
у инвесторов, приобретающих данные ценные
бумаги, но и пополнить бюджет без выпуска
в обращение новых денег. Тем не менее,
в Беларуси к 1995 г. эмиссия государственных
ценных бумаг не использовалась в полной
мере для воздействия на экономические
процессы. Начиная с февраля 1994 г., выпускаются
государственные краткосрочные облигации
(ГКО) Министерства финансов сроком на
1 и 3 месяца. ГКО являются дисконтными
ценными бумагами, т.е. первоначально продаются
на аукционе со скидкой с их номинальной
стоимости (100 000 руб.). В момент погашения
владелец ГКО получает номинал облигаций
за вычетом налога на доход (в 1995 г. этот
налог составлял 15%). В июне 1995 г. состоялся
первый выпуск четырехнедельных облигаций
Национального банка, аналогичных ГКО.
Тем не менее, несмотря на намерения в
1995 г. покрыть 20% (более 500 млрд.) дефицита
государственного бюджета за счет продажи
государственных ценных бумаг, к середине
1995 г. сумма вложений в них не превышала
и 100 млрд. рублей, и только во второй половине
года она достигла намеченного рубежа.
Напомним, что за счет продажи государственных
ценных бумаг наряду с уменьшением денежной
массы можно обеспечивать и ее увеличение:
в этом случае государственные органы
(Минфин, Национальный банк) скупают государственные
ценные бумаги на рынке, высвобождая деньги.
В результате осуществления
этих и других мероприятий (например,
ограничение межбанковских
В этих условиях
произошла стабилизация курса белорусского
рубля к доллару США на уровне 11 500 руб.
за 1 долл. США. Однако прекращение падения
курса рубля, наблюдавшееся с 1992 г., в условиях
непрекращающейся ценовой инфляции создало
новую проблему, которая потребовала вмешательства
государства. От стабилизации курса выиграло
население, но пострадали экспортеры.
Их валютная выручка, обмениваемая на
белорусские рубли для осуществления
хозяйственной деятельности (закупка
сырья, материалов, энергии, комплектующих
изделий), перестала увеличиваться, а цены
на закупаемую ими продукцию продолжали
расти. Повысить цены на собственную продукцию
предприятия не могли из-за жесткой конкуренции
на мировом рынке. По этой причине многие
предприятия-экспортеры испытали не только
снижение прибыли, но понесли прямые убытки
по ранее заключенным контрактам (в частности,
Минский тракторный завод по контракту
с Пакистаном).
Для выхода из этой
ситуации в середине 1995 г. Национальный
банк предложил регулируемую девальвацию
национальной валюты. Предусматривалось
снижать курс белорусского рубля к
доллару в меру текущей инфляции, несколько
отставая от ее темпа (например, на 20-30%
ниже). Эта мера, при условии сохранения
положительных процентных ставок, могла
способствовать развитию экспортоориентированных
отраслей при одновременном элиминировании
разрушающего влияния на экономику в целом.
Таким образом
усилиями Правительства и Национального
банка в 1995 г. в республике была достигнута,
хотя и с большим трудом, определенная
финансовая стабильность.
В 1996 г. кредитно-денежная
политика Республики Беларусь была ориентирована
прежде всего на удержание инфляции на
низком и стабильном уровне, создающем
предпосылки активизации инвестиционной
деятельности, прекращения спада производства
и роста реальных доходов населения. Ставилась
задача перейти от жесткого денежно-кредитного
регулирования к умеренному, восполняя
нехватку ликвидности в обращении с целью
оживления производства. При этом ежемесячные
темпы инфляции в среднем за год не должны
были превысить целевой уровень в 2,5%. По
итогам 1996 г. этот целевой параметр был
удержан благодаря политике положительных
процентных ставок и резервных требований
к депозитам коммерческих банков, дифференцированных
по срокам привлечения денежных средств.
Снижение инфляции
и реализация мер, направленных на упорядочение
банковской деятельности, позволили снизить
процентную ставку, заинтересовать банки
в долгосрочном кредитовании. Правительство
и Национальный банк активизировали практику
размещения государственных краткосрочных
обязательств в целях покрытия дефицита
бюджета. Но увеличение централизованных
рублевых кредитов повлекло прирост общей
денежной эмиссии более чем на 60% . Эти
дополнительно выпущенные деньги, пройдя
через банки, попали на счета предприятий
и в кошельки граждан, рублевая денежная
масса увеличилась на 58%. Только за январь
- октябрь 1996 г. она превысила прошлогодний
уровень более чем в 2 раза, что создало
высокий инфляционный потенциал. Эмиссионные
рубли спровоцировали повышенный спрос
на иностранную валюту, поступление которой
ограничивалось экспортными возможностями.
Поэтому для недопущения инфляции и резкой
девальвации рубля требовалось строгое
дозирование эмиссионных кредитов Национального
банка.
Сказались и
негативные последствия льготного
кредитования, когда подавляющая
доля финансовых ресурсов предоставлялась
под льготный процент. За 6 месяцев 1996 г.
при средней процентной ставке по кредитам,
распределяемым путем аукционных продаж,
равной 57,75% годовых, и официальной ставке
рефинансирования Национального банка,
равной 55%, процент ставки по централизованным
ресурсам составил лишь 12,61%. Ссудозаемщики
(а ими были преимущественно неэффективно
работающие предприятия) пользовались
почти бесплатными кредитами, увеличивая
тем самым совокупную денежную массу и
генерируя инфляцию.
Усугубляли ситуацию
и льготные кредиты Национального банка,
используемые для косвенного финансирования
дефицита государственного бюджета. Являясь
эмиссионными, они выступали как сильный
инфляционный фактор. Льготное кредитование
отрицательно сказалось на макроэкономической
ситуации в целом.
Национальный
банк республики для противодействия
интенсивному мультиплицированию кредитов
в денежную массу предпринял ряд
мер, позволивших ограничить темпы
роста совокупной денежной массы
в целом и ее рублевой составляющей
по сравнению с темпами роста кредитов
Национального банка. Сдерживание роста
совокупной денежной массы было достигнуто
путем проведения политики положительных
процентных ставок и резервных требований
к депозитам коммерческих банков. Был
изменен также порядок формирования обязательных
резервов коммерческих банков. В его основу
была положена дифференциация обязательных
резервов в зависимости от сроков привлечения
средств. Норма резервирования уменьшилась
при увеличении срока, на который коммерческими
банками привлекались денежные средства.
Это активизировало работу банков по удлинению
срока хранения срочных депозитов.
В 1998 г. в кредитно-денежной
сфере протекали противоречивые
процессы. Позитивные тенденции, которые
преобладали в первом полугодии
1998 г., изменились во втором полугодии.
Изменения во многом определялись структурными
особенностями белорусской экономики,
технологической отсталостью промышленности,
большим отрицательным сальдо торгового
баланса, проблемой пополнения бюджета,
неплатежеспобностью большого числа предприятий.
Свое влияние оказали и негативные внешние
факторы: неблагоприятная мировая экономическая
конъюнктура, финансовый кризис в России,
которые усилили разбалансированность
в финансовой сфере республики и на валютном
рынке.
Главные последствия
российского кризиса проявились в ухудшении
целевой конкурентоспособности белорусского
экспорта в России и его значительном
сокращении (на 4,1% за 1998 год), росте отрицательного
сальдо торгового баланса (на 7,7% за год),
сокращении на 21% положительного сальдо
услуг из-за уменьшения объемов транзитных
перевозок по территории Беларуси. Отрицательное
сальдо текущего счета платежного баланса
страны в 1998 г. увеличилось на 24%. В итоге
в 1998 г. наблюдалось резкое сокращение
поступлений иностранной валюты на легальный
внутренний рынок; в 2,3 раза увеличилась
денежная масса в национальной валюте;
в 2,8 раза возросли внутренние цены и в
7,2 раза снизился официальный курс белорусского
рубля.
Кредитно-денежная
политика республики в 1999 г. была основана
на использовании эффективных инструментов
распределения денежной массы и кредитных
ресурсов между секторами экономики, включая
сбережения и резервы финансового сектора
и населения. Для формирования кредитных
ресурсов банков, направляемых в реальный
сектор экономики, государство изыскивало
средства на льготирование процентных
ставок, обеспечивало денежную эмиссию.
Были созданы новые распределительные
структуры, в частности Белорусский банк
развития, питаемый капиталами на инвестиционные
цели. В рамках кредитно-денежной политики
осуществлялись:
формирование
механизма использования
стимулирование
инвестиций посредством снижения нормативов
обязательного резервирования и
использования льготного налогообложения
банков, имеющих значительные объемы долгосрочного
кредитования;
контроль за
ростом денежной массы и улучшение
ее структуры посредством снижения
доли наличных денег и стимулирования
сбережений населения путем положительных
процентных ставок по депозитам и кредитам;
Информация о работе Цели и задачи современной денежно-кредитной политики