Денежно-кредитная политика: цели и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:58, реферат

Краткое описание

К определению понятия «денежно-кредитная политика» применяют разные подходы. По определению Э.Дж. Долана, «в это понятие включаются все действия правительства, которые влияют на количество денег, которые находятся в обращении». Другими словами, денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий регулирующего влияния, направленных на смену денежной массы в обращении. Денежно-кредитная политика призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и, на деловую активность.

Оглавление

1 Денежно-кредитная политика: цели и методы
А) понятие денежно-кредитной политики, теории, лежащие в ее основе
Б) Методы реализации денежно-кредитной политики
В) Цели и методы денежно-кредитной политики Банка России
2 Коммерческие банки
А) Сущность, функции и роль коммерческих банков
Б) Классификация видов коммерческих банков, их организационная структура

В) Ликвидность коммерческих банков: понятие, показатели, факторы, методы регулирования
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Деньги, кредит, банки.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Содержание

1 Денежно-кредитная политика: цели  и методы

А) понятие денежно-кредитной политики, теории, лежащие в ее основе

Б) Методы реализации денежно-кредитной  политики

В) Цели и методы денежно-кредитной  политики Банка России

2 Коммерческие банки

А) Сущность, функции и роль коммерческих банков

Б) Классификация видов коммерческих банков, их организационная структура

 

В) Ликвидность коммерческих банков: понятие, показатели, факторы, методы регулирования

Список использованных источников

 

 

1 Денежно-кредитная политика: цели и методы

А) Понятие денежно-кредитной политики, теории, лежащие в ее основе    

 К определению  понятия «денежно-кредитная политика»  применяют разные подходы. По  определению Э.Дж. Долана, «в это  понятие включаются все действия  правительства, которые влияют на количество денег, которые находятся в обращении». Другими словами, денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий регулирующего влияния, направленных на смену денежной массы в обращении. Денежно-кредитная политика призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и, на деловую активность.   

   Другие авторы трактуют денежно-кредитную политику как один из двух ведущих средств (другой – фискальная политика), с помощью которого органы власти в рыночной экономике регулярно влияют на темп и направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.    

 Более полным  и точным определением денежно-кредитной  политики есть понимания ее как комплекса взаимосвязанных, направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой центральный банк.     

 Денежно-кредитную  политику часто называют монетарной, поскольку она является политикой в сфере управления количеством денег в обращении. Социально-экономическими предпосылками проведения монетарной политики есть наличие банковской системы и денежно-кредитных отношений.    

 Эффективно  функционирующая денежная система оказывает содействие максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов, и, наоборот, разбалансированная денежная система поднимает кругооборот доходов и расходов, вызывая резкие колебания уровня производства, занятости, цен.     

 Повышенное внимание к денежно-кредитной политике, как инструмента обеспечения «вечного процветания» которая властвовала в 20-х годах XX ст., изменилась после кризисных потрясений 30-х гг. общим пессимизмом и недоверием к эффективности денежно-кредитного регулирования.       

 В 50-х годах  в западных странах состоялась  резкая активизация денежно-кредитных  инструментов. Деньги снова заняли  ведущее место в программах  экономической стабилизации, но  взгляды на оптимальную стратегию  использования денежных инструментов были резко полярными.        

 На сегодня  теоретические проблемы денежно-кредитной  политики также являются полем  для острых дискуссий между  разными экономическими школами.    

      Главный раздел пролегает между кейнсианским подходом, который воплощает идею оперативного использования денег, как инструмента ежедневного управления экономической конъюнктурой и стимулирования экономического роста. И монетаризмом, который осуждает подобные манипуляции в денежной сфере, которые ведут, по мнению авторов этой доктрины, к усилению производственных противоречий и диспропорций и декларируют действия стихийных рыночных стабилизаторов.     

    Теория кейнсианства, как известно, сформировалась в 30-40-х годах и быстро заняла ведущее место в теоретической литературе и программах экономической политики. Монетаризм вышел на арену позднее, в середине 50-х лет, и длительное время был объектом скептического отношения и нападок со стороны академических и правящих кругов ведущих государств. Провозгласив лозунг «Деньги имеют значение», монетаристы дали сильный импульс развития денежных исследований.     

 Общим методологическим  подходом кейнсианцев является  концепция активной макроэкономической  политики, которая необходима для  стабилизации внутренне нестабильной  экономики. Кейнсианцы утверждают, что рыночная экономика лишена механизма, который обеспечивает ее стабильность. Проведение фискальной и денежно-кредитной политики необходимо для смягчения прохождения экономикой резких подъемов и спадов, которые сопровождают ее развитие при прохождении фаз делового цикла, причем монетарная политика рассматривается как вторичная относительно фискальной.   

     Подход монетаристов базируется на том, что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности.  Макроэкономическая стабильность достигается в случае, когда государственное вмешательство в функционирование экономики есть минимально необходимым. Чрезмерное влияние государства с помощью фискальной и денежно-кредитной политики приводит к нестабильности экономической системы, углубляет противоречие в условиях циклических колебаний.        

 Сторонники этого направления  предъявили обвинение ортодоксальным  кейнсианцам в игнорировании  важной роли денежных факторов  в воспроизведенном процессе  и проведении явной проинфляционной политики. Особое внимание они уделяли изучению разнообразных эффектов и народнохозяйственных следствий денежных сдвигов, выделяя как основное звено динамику денежной массы.        

 В результате выше  указанных дискуссий в мировой  экономической теории и в регулятивной практике приобрели широкое признание монетарный фактор развития экономики и активное применение монетарных мероприятий в экономической политике. Сегодня много экономистов придерживается крайних кейнсианских или крайних монетаристських взглядов, большинство теоретических моделей приняли синтезированную форму. 

 

Б) Методы реализации денежно-кредитной  политики        

 В XIX ст. в  условиях золотого стандарта  корректирования внутренних товарных  цен и валютных курсов происходило  автоматически, путем перемещения золота и краткосрочных капиталов между отдельными странами, а внутри страны эмиссия денег регулировалась золотым запасом центрального банка.        

 Поэтому среди методов  денежно-кредитного регулирования  преобладала учетная политика, направленная на сдерживание оттока золота за границы страны. В 20-30-х годах XX ст. денежно-кредитная политика была сосредоточена на внутренних хозяйственных проблемах отдельных стран. В связи с переходом от золотого монометализма к системе неразменных кредитных денег значительно выросла возможность центральных банков влиять на эмиссию денег и экспансию банковского кредита, что и дало толчок развитию монетарных теорий экономических циклов.        

 Выбор методов и  инструментов денежно-кредитной  политики должны быть прерогативой центрального банка, т.е. отличие стратегических и промежуточных целей денежно-кредитной политики от тактических должны заключаться в том, что тактические цели реализует именно центральный банк государства.     

 Денежно-кредитная политика может проводиться с помощью административных и рыночных инструментов регулирования.        

 Административные  инструменты -  имеют форму директив, инструкций центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Такие методы управления денежно-кредитным рынком были присущи социалистической экономике, когда органы государственного управления непосредственно вмешивались в экономические процессы.        

 Рыночные методы денежно-кредитной  политики – это способы влияния центрального банка на денежно-кредитную сферу путем формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов.         

 К основным рыночным  инструментам денежно-кредитной  политики, с помощью которых обеспечивается  проведение центральными банками монетарной политики в той или другой стране, принадлежат такие:

- осуществление операций  на открытом рынке;

- установление минимальных  обязательных резервов для банков;

- процентная политика;

- осуществление операций  на валютном рынке; 

 

2.1.         Операции на открытом рынке:        

 Операции  на открытом рынке как инструмент  денежно-кредитной политики заключаются  в купле-продаже центральным банком  ценных бумаг. Приобретение ценных  бумаг у коммерческих банков  увеличивает ресурсы последних,  соответственно повышая их кредитные возможности и наоборот. (Впервые этот инструмент начал использоваться в ХХ ст., в частности, в США в 20-х годах, в Великобритании – в 30-х. Это было обусловлено высоким развитием рынка ценных бумаг этих стран).          

 Основными видами ценных бумаг, с которыми проводятся операции на открытом рынке, есть: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственных займов правительства и местных органов власти, облигации отдельных частных компаний, допущенные к биржевой торговле, а также некоторые другие первоклассные краткосрочные ценные бумаги. Чаще всего центральные банки используют государственные долговые обязательства. Операции на открытом рынке не являются инструментами глубокого действия, их влияние быстрее краткосрочное. Тем не менее, их преимуществами есть: гибкость, оперативность, автономность центрального банка при их осуществлении, возможность быстрого изменения направления их действия и др. 

 

2.2.         Изменение норм обязательных резервов:       

 Регулирование  нормы обязательных резервов  состоит в установлении обязательной  нормы ресурсов, которую коммерческие  банки должны сохранять в центральном  банке в процентах к привлеченным  средствам. Обязательные резервы  являются инструментом глубокого действия и выполняют две функции: во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечениям обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации; во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, который используется центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. С помощью изменения нормы обязательных резервов центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков. (Режим обязательных резервов впервые был внедрен в США). 

 

 

  

 

2.3.         Изменение процентной ставки ЦБ   

        Процентная политика состоит в изменении учетной ставки и других процентных ставок по кредитам, которые их центральный банк предоставляет коммерческим банкам. Исторически понятие учетной ставки связано с деятельностью центрального банка по переучету векселей, предоставленных коммерческими банками. В современных условиях содержание операций центрального банка по рефинансированию означает не только покупку векселей (учетный кредит) или займа под залог ценных бумаг (ломбардный кредит), а и предоставление всех видов кредитов коммерческим банкам. Процентные ставки на кредиты рефинансирования определяет центральный банк в зависимости от прогнозируемого уровня инфляции и межбанковского рынка кредитов. 

 

2.4.         Валютные интервенции

Также центральный  банк с целью влияния на курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам осуществляет валютные интервенции путем покупки-продажи валютных ценностей на валютных рынках и таким образом обеспечивает управление золотовалютными резервами. 

 

В) Цели и методы денежно-кредитной  политики Банка России        

 Субъектом  денежно-кредитной политики выступает  государство, которое регулирует  эту сферу через свои представительные  органы – центральный банк  и соответствующие правительственные  структуры – министерства финансов  или казначейства, органы надзора за деятельностью банков и контроля за денежным обращением, учреждения страхования депозитов и другие учреждения. Определяющая роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования принадлежит центральному банку.        

 Объектами,  на которые чаще всего направляются регулятивные мероприятия, есть такие переменные денежного рынка:

* предложение  (масса) денег;

* ставка процента;

* валютный курс;

* скорость обращения  денег и др.    

    Выбор индикатора (кроме выбора цели) имеет решающее значение для того, чтобы денежно-кредитная политика, преследуя промежуточную цель, вписывалась в логику предусмотренной конечной цели. Предвиденный индикатор должен владеть четырьмя признаками:

- отображать  избранную цель;

- быть легкоизмеряемым;

- отображать  определенным образом действия центрального банка;

- подвергаться  эффективному контролю со стороны  центрального банка.      

 Выбор объектов  денежно-кредитного регулирования  зависит от экономической ситуации  в стране и означает, что центральный  банк может в зависимости от ситуации осуществлять ориентацию на один из вышеперечисленных объектов или даже несколько одновременно.         

Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели и методы