Цели и задачи современной денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:14, реферат

Краткое описание

Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это -- важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Цели и задачи современной денежно-кредитной политики 
 

Денежно-кредитная  политика традиционно выступает  в качестве важнейшего компонента экономической  политики государства. Это -- важнейшая  часть современной модели государственного регулирования национальной экономики. 

Денежно-кредитная  политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью  регулирования хозяйственной конъюнктуры  и достижения стратегических целей  экономического развития страны. 

Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают: 

o центральный  банк страны и министерство  финансов; 

o крупнейшие  коммерческие банки, выполняющие  в национальной банковской сфере  системообразующую роль (обычно  это сберегательный, инвестиционный и экспортноимпортный банк); 

o ассоциация (союз) коммерческих банков; 

o аналитические  и научные центры национальной  банковской системы. 

В денежно-кредитной  политике есть смысл выделять два  основных направления: 

поддержание должного состояния самой денежно-кредитной сферы; 

использование денежно-кредитной сферы в качестве эффективного инструмента воздействия  на состояние национальной экономики  и отдельных ее отраслей. 

В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная «Макроэкономика» выделяет: 

ь поддержание  долговременного и устойчивого  экономического роста цивилизованными  средствами; 

ь достижение и  сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в  национальной банковской системе; 

ь сохранение доверия населения к национальной банковской системе; 

ь поддержание  на высоком уровне надежности национальной банковской системы; 

ь обеспечение  устойчивого платежного баланса  страны, накопление должных валютных резервов. 

Выделение главной  цели и перечня стратегических задач связано с тем непосредственным воздействием, которое денежно-кредитная сфера оказывает на основные макроэкономические показатели. 

Тактические задачи (промежуточные цели) денежно-кредитной  политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана вытекают из состояния торгового и платежного баланса страны. 

Кредитно-денежное регулирование 

Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Кредитно-денежное регулирование является традиционным и важнейшим инструментом косвенного регулирования экономики. 

Цель кредитно-денежного  регулирования - поддержание покупательной  способности денежной единицы и  сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.  

Основная составляющая кредитно-денежного регулирования - кредит. Кредит - это движение ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Кредит основан на том, что временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов и направляться в те сферы общественного производства, где в них есть потребность. Он играет огромную роль в развитии экономики и выполняет следующие функции: 

расширяет рамки  общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливаются наличными денежными средствами; 

перераспределяет  свободные денежные средства между  хозяйствующими субъектами; 

обеспечивает  экономию издержек обращения; 

ускоряет концентрацию и централизацию капитала. 

Кредит имеет многообразие форм (коммерческий, банковский, межхозяйственный, потребительский, лизинговый, ипотечный, государственный, международный). Во внутреннем обращении главными являются кредитные деньги и их производные (векселя, банкноты, чеки, депозитные и электронные деньги). 

С введением  кредитных денег и их производных  денежная система в чистом виде перестала  существовать, на смену ей пришла кредитно-денежная система. Кредитно-денежная система -- это совокупность кредитно-расчетных  отношений, форм и методов кредитования, финансово-кредитных институтов, регулирующих спрос и предложение денег, массу денег в обращении. С институциональной точки зрения, кредитно-денежная система - это комплекс валютно-финансовых учреждений (центральный банк, коммерческие банки, представляющие собой банковскую систему) и специализированных кредитно-финансовых институтов ('учреждений, выполняющих определенные финансово-кредитные операции: инвестиционные, ипотечные, экспортно-импортные банки, сберегательные кассы, кредитные кооперативы, пенсионные фонды, страховые компании, ломбарды). 

Кредитно-денежная система управляет развитием  денежных рынков, формирует капитал  и организует переток его из одних  секторов экономики в другие, создает  и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность, задает «правила игры» в кредитно-денежном обращении, определяет структуру производства и совокупность спроса, влияет на составляющие экономического равновесия. 

Кредитно-денежное регулирование является функцией и  прерогативой центрального банка (ЦБ) страны. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д. 

Выделяют три  направления кредитно-денежного  регулирования: 

ь контроль над  банковской системой; 

ь регулирование  объема кредитных операций и денежной эмиссии; 

ь регулирование  государственного долга. 

Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства. 

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия  на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией. 

Государственный долг регулируется через покупку  или продажу государственных  обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов. 

В большинстве  стран мира для кредитно-денежного  регулирования используются общие  и селективные инструменты. Общие  инструменты влияют на рынок ссудных  капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций. 

Учетная ставка (процентная ставка, или ставка рефинансирования) - это процент, под который центральный  банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Другими словами, это уровень платы за кредитные ресурсы. Такого рода кредитование возможно при монополизации банковской эмиссии центральными банками. Предлагая тот или иной уровень учетного процента, центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране. При повышении ставки рефинансирования коммерческие банки вынужденно сокращают размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и, следовательно, уменьшают кредитные вложения в экономику. Это отвечает стремлению центрального банка ограничить предложение денег, т.е. кредиты. Деньги в этом случае становятся дорогими, а приобретение кредитных ресурсов - невыгодным. Снижение платы за кредитные ресурсы делает их дешевыми, что позволяет коммерческим банкам приобретать у центрального банка дополнительные ресурсы, увеличивать денежные предложения субъектам хозяйствования, расширять объемы кредитных вложений в экономику. 

Однако при  всей своей значимости регулирование  через учетную ставку носит «пассивный»  характер и воздействует на кредитно-денежную ситуацию слабее, чем, например, операции на открытом рынке, изменение резервных  требований. «Пассивность» учетной ставки зависит от ограниченных возможностей получения кредитов у центрального банка, а также от инициативы коммерческих банков. Влияет и условие предоставления кредита коммерческому банку - прочность его финансового положения, когда необходимость кредита продиктована лишь временными трудностями. 

Норма обязательных резервов (резервная норма) - это  минимальный процент депозитных обязательств, которые банк должен держать в центральном банке. При увеличении нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы банков и мультипликационно уменьшается денежное предложение. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег. 

Политика обязательных резервов состоит в необходимости  хранения коммерческим банком части средств на беспроцентных счетах в центральном банке. Изменяя норму обязательных резервов, центральный банк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объем кредитных вложений. Резервные требования устанавливаются в зависимости от используемой методики -- в процентах, либо к фактическому объему кредитных вложений коммерческих банков, либо к сумме привлеченных ими средств. 

Применение норм обязательных резервов позволяет: 

регулировать  в долгосрочной перспективе спрос коммерческих банков на деньги центрального банка; 

влиять на уровень  рыночных процентных ставок, т.к. изменение  объема резервов, хранящихся на беспроцентных  счетах, прямо отражается на рентабельности коммерческих банков; 

регулировать  внутренний валютный рынок путем установления нормы обязательных резервов на вклады в валюте. 

Резервные требования являются административным инструментом кредитно-денежного регулирования, они глобально, сильно и пролонгирование  воздействуют на ликвидность коммерческих банков, объемы их пассивных и активных операций. Поэтому к изменению нормы обязательных резервов прибегают редко и осторожно, предпочитая операции центрального банка на фондовом рынке. 

Операции на открытом рынке служат основным инструментом регулирования денежной массы, используемым в большинстве стран мира. Через покупку или продажу казначейских ценных бумаг пополняют или снижают банковские резервы кредитной системы государства. Операции проводятся центральным банком страны совместно с группой крупных банков. Они заключаются в покупке и продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно государственных). 

Операции на открытом рынке широко применяются  в странах с хорошо развитым денежным рынком, когда государственный долг достигает больших размеров. Посредством их предоставляются денежные средства коммерческим банкам (путем покупки ценных бумаг) или изымаются денежные ресурсы (путем продажи ценных бумаг). Этим же целям служит выпуск государственных ценных бумаг. Причем их эмиссия позволяет не только изъять излишнюю денежную массу у инвесторов, приобретающих данные ценные бумаги, но и пополнить бюджет без выпуска в обращение новых денег. Очевидны преимущества использования такого регулятора в периоды высокой инфляции. 

Наиболее распространенными  видами ценных бумаг являются акции,облигации. 

Ценная бумага представляет собой потенциальный  денежный капитал, обладающий высокой  степенью ликвидности, т.е. который  может быть легко обращен в  наличные средства. 

Акция -- это свидетельство  на вложенный капитал. Она не имеет установленного срока обращения и удостоверяет право ее держателя (акционера) на участие в управлении делами, на получение части прибыли акционерного общества. 

Облигация - это  ценная бумага с фиксированным доходом, имеющая форму долгового обязательства, выдаваемого на определенный срок, в течение которого оно должно быть выкуплено. 

Купля-продажа  ценных бумаг происходит на рынке  ценных бумаг, который подразделяется на первичный и вторичный. Первичный  рынок ценных бумаг - продажа новых  выпусков ценных бумаг их эмитентом в целях получения необходимых денежных средств. Вторичный рынок ценных бумаг - это перепродажа ценных бумаг от первоначального инвестора (покупателя на первичном рынке) последующим инвесторам, что влечет за собой перераспределение ресурсов. Вторичным рынком ценных бумаг является фондовая биржа. 

Государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг  по трем основным направлениям: 

1) обеспечивает  нормативно-правовую базу функционирования  рынка ценных бумаг и регламентирует деятельность на рынке; присутствует на рынке в качестве субъекта экономических отношений: пускает в обращение государственные ценные бумаги - казначейские боны, ноты, государственные облигации, казначейские векселя, билеты; 

присутствует  на рынке в качестве субъекта экономических отношений: пускает в обращение государственные ценные бумаги - казначейские боны, ноты, государственные облигации, казначейские векселя, билеты; 

Информация о работе Цели и задачи современной денежно-кредитной политики