Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 12:19, курсовая работа
Объектом исследования является денежно-кредитная политика. Цель работы - раскрыть сущность денежно-кредитной политики, механизм ее реализации, а также показать ее применение на примере экономики Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть основные понятия и сущность денежно-кредитной политики;
-дать характеристику основным инструментам, которые используются Национальным банком для денежно-кредитного регулирования;
-изучить особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Курсовая работа: 37с., 24 источника, 5 рисунков, 3 таблицы.
БЕЛОРУССКИЙ РУБЛЬ, ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ИНФЛЯЦИЯ, РЫНОЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ЦИКЛИЧЕСКАЯ АСИММЕТРИЯ
Объект исследования: денежно – кредитная политика.
Предмет исследования: особенности формирования денежно – кредитной политики в Республике Беларусь.
Цель работы: раскрыть сущность денежно- кредитной политики, механизм ее реализации, а также показать ее действие в экономике Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительный анализ, использование экономических журналов, учебных изданий, применение программного приложения Microsoft Office Excel, Word 2007.
Исследования и разработки: проведен сравнительный анализ денежно – кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе и предыдущих периодах, рассмотрены основные понятия и сущность денежно-кредитной политики, охарактеризованы основные инструменты, которые используются Национальным банком для денежно-кредитного регулирования;
Автор подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
THE ABSTRACT
Term work: 37p., 24 sources, 5 figures, 3 tables.
MONETARY POLICY, MARKET REGULATION, BELARUSIAN ROUBLES, INFLATION, SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT, CYCLIC ASSIMETRY.
Object research – monetary - credit policy.
Subject of research – features of monetary - credit policy in the Republic of Belarus.
The work purpose: To discover the essence of monetary policy, its implementation mechanism, and to show her on the example of the Belarusian Economy.
Research
methods: a comparative analysis of monetary-credit
policy of the Republic of Belarus at present and previous periods was
made, the basic concept and the essence of monetary policy, the main
tools used by the National Bank for monetary management were described;
Research and development: comparative analysis of monetary policy - at present and previous periods, considered concepts and essence of monetary policy, described the basic tools that are used by the National Bank for monetary policy.
The author confirms that the analytical material properly and objectively reflects the state of the process, and that all theoretical and methodological principles and concepts, borrowed from the literature and other sources, are accompanied by references to their authors.
СОДЕРЖАНИЕ
В настоящее время национальная экономика Беларуси характеризуется как развивающаяся, в республике реализовано значительное число мероприятий для того, чтобы создать все необходимые условия для развития рыночных отношений. Однако, несмотря на значительную проделанную работу, действующий механизм регулирования отечественной экономики пока не может самостоятельно сглаживать и устранять возникающие диспропорции в развитии отдельных отраслей, производств, а также другие негативные моменты.
В связи с этим возникает необходимость государственного вмешательства в экономику страны. Одним из инструментов государственного регулирования является денежно-кредитная политика. Правительство проводит её через Национальный банк Республики Беларусь. Эффективность данной политики во многом зависит от выбранных методов денежно-кредитного регулирования, при этом целесообразно использовать опыт зарубежных стран в данной области, учитывая их возможности применительно к экономике Беларуси.
Для предупреждения негативных изменений в денежно-кредитной системе центральные банки всех стран вместе с государственными органами ежегодно вырабатывают свою денежно-кредитную политику, которая служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении такого уровня производства, который характеризуется полной занятостью и отсутствием инфляции.
Денежно – кредитная политика, являясь частью экономической политики правительства, направлена на борьбу с инфляцией, безработицей, ограничение денежной массы в стране. Денежно – кредитное регулирование по праву считается одним из самых важных и действенных инструментов регулирования экономики.
Таким образом, денежно-кредитная политика является одним из средств стабилизации экономики страны, тем «стержнем», от которого в значительной степени зависит общее состояние экономики. Поэтому автор посчитал эту тему интересной и актуальной и в курсовой работе постарался раскрыть понятие денежно-кредитной политики, дать ее определение, показать значение и необходимость проведения эффективной денежно-кредитной политики для достижения определенных макроэкономических целей и стабильного развития экономики. В работе он попытался также определить и раскрыть особенности денежно-кредитной политики проводимой в Республике Беларусь в 1991-2009 гг.
Объектом исследования является денежно-кредитная политика. Цель работы - раскрыть сущность денежно-кредитной политики, механизм ее реализации, а также показать ее применение на примере экономики Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть основные
понятия и сущность денежно-
-дать характеристику
основным инструментам, которые
используются Национальным
-изучить особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
В работе использованы экономические журналы и учебные издания, статьи газет, доклады и нормативно-правовые акты.
Под денежно – кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства [14, с. 245].
В странах с рыночной экономикой денежно-кредитная политика традиционно служит одним из важнейших рычагов антициклического регулирования. В основе такого регулирования лежит способность центрального банка, во-первых, ускорять или сдерживать прирост денежной массы, во-вторых, вызывать повышение или понижение цены кредита. Однако основным критерием эффективности денежно-кредитной политики должны быть не объемные показатели денежной массы (это доминирует в современной монетарной политике), а оптимизация методов выпуска денег в обращение (эмиссия денег), обеспечивающая необходимую сбалансированность спроса и предложения денег как основного условия укрепления их покупательной силы (сохранения внутренней и внешней стабильности национальной валюты). Эта способность, в свою очередь, базируется на существовании, во-первых, высокоорганизованных и эффективно функционирующих финансовых рынков, во-вторых, относительном единообразии формирования процентных ставок в различных секторах экономики и во всех регионах страны.
Экономически развитые государства предоставляют своим центральным банкам возможность самостоятельно выбирать основные направления и механизмы денежно-кредитной политики. Такая независимость центральных банков является необходимым условием реализации денежно-кредитной политики и, прежде всего ее главной цели – обеспечения стабильности цен и ограничения инфляции [11, с. 124].
Объектом в системе денежно-кредитного регулирования выступают денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг), характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направления движения и т.д.
Субъектами денежно-кредитного регулирования в широком смысле являются все участники денежных отношений (субъекты денежно-кредитного сектора экономики): субъекты хозяйствования, включая институты денежного рынка; домашние хозяйства; государство (государственные структуры). Наряду с этим часто к кругу субъектов денежно-кредитного регулирования относят только государственные структуры или, более того, только центральный банк государства, исходя из представления денежно-кредитного регулирования как части государственного регулирования экономики.[14, с. 263]
При рассмотрении целей денежно-кредитного регулирования наиболее принципиальным представляется разделение их на конечные (общеэкономические) и промежуточные. Каждая их этих групп классифицируется по целому ряду других критериев, например, во временном либо субъектном разрезах.
На макроуровне экономика страны может быть представлена в разрезе четырех взаимосвязанных секторов: реального (предприятия и домашние хозяйства), налогово-бюджетного (правительство), внешнего (сектор связей с внешним миром), монетарного. Монетарный, или денежно-кредитный, сектор выполняет роль посредника, через который проходят потоки денежных средств для функционирования остальных секторов экономики, и, прежде всего реального сектора.
Для управления потоками денежных средств и формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Она обеспечивает движение денег в общем кругообороте товарно-денежных потоков, который образуется в процессе воспроизводства товаров и услуг, состоящем из четырех основных стадий - производства, распределения, обмена и потребления. [2]
В целом денежно-кредитная политика центрального банка должна быть подчинена решению двух основных задач, связанных, во-первых, с обеспечением снижения темпов инфляции и укреплением доверия к национальной денежной единице, во-вторых, со стимулированием экономического роста, прежде всего – в наиболее прогрессивных сферах народного хозяйства, например, экспортоориентированных или валютоокупаемых.
Если эти две основные задачи или цели не будут выполняться, то не удастся избежать переполнения каналов денежного обращения и, как следствие, повышения инфляции. При этом меры денежно-кредитной политики должны носить долговременный характер воздействия на экономику. Этому фактору центральный банк должен уделять особое внимание. Повышенное же внимание последнего к отдельным, неосновным аспектам денежно-кредитной политики не всегда способствует достижению стратегических целей. Так, попытка поддерживать нереальные обменные курсы валют приводит к искажениям в соотношении экспорта и импорта, дестабилизации в привлечении иностранных инвестиций. В полной мере относится это к другим краткосрочным мерам денежно-кредитной политики или инструментам денежно-кредитного регулирования. Таким образом, основными конечными целями денежно-кредитной политики являются:
Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безинфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента) [9, с. 6].
Различные подходы к реализации денежно-кредитной политики государства определяют «лицо» денежно-кредитного регулирования. Для достижения поставленных целей органы денежно-кредитного регулирования формируют промежуточные цели, которые включают в себя изменение денежной массы, денежной и кредитной эмиссий, уровень цен денежного рынка, в том числе процентные ставки и валютный курс. Соотношение между этими параметрами в их количественном измерении определяет, в какой степени, насколько активно и какими именно инструментами денежно-кредитного регулирования будет пользоваться центральный банк государства для решения поставленных перед ним задач. [6].
Для реализации конечных целей органы денежно-кредитного регулирования формулируют монетарные (промежуточные) цели:
Регулирующее воздействие на денежно-кредитную систему можно разделить на две группы:
Информация о работе Денежно – кредитная политика: её сущность и цели