Денежно – кредитная политика: её сущность и цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является денежно-кредитная политика. Цель работы - раскрыть сущность денежно-кредитной политики, механизм ее реализации, а также показать ее применение на примере экономики Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть основные понятия и сущность денежно-кредитной политики;
-дать характеристику основным инструментам, которые используются Национальным банком для денежно-кредитного регулирования;
-изучить особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ДКБ.docx

— 248.35 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

3 Особенности денежно – кредитной политики в республике Беларусь

 

3.1 Денежно – кредитная политика Беларуси в условиях перехода к рынку

 

 

Говоря о денежно-кредитной политике Республики Беларусь, следует отметить, что она, являясь неотъемлемой частью общегосударственной системы социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечить решение различных задач, вытекающих как из общего контекста развития страны и макроэкономической ситуации, так и из более специфических, связанных с особенностями банковского сектора – «кровеносной системы экономики», которая должна обеспечить сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный  ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны между собой. И эффективность денежно-кредитной политики в конечном счете определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всего множества стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

Решение данных проблем существенно усложняется в условиях «экономики переходного периода» в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом.

Самостоятельно денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с  момента обретения независимости. Начало её реализации связано с введением в оборот белорусского рубля  в 1992г., который  первое время обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться  на валютной бирже, а в августе 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. То есть реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре – в 1994 г. [12, c.647].

В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992 – 1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банка направлялись на кредитование коммерческих фирм; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Эти и другие факторы обусловили высокую инфляцию. В 1993 г. индекс потребительских цен составил 2096,5 %, а в 1994 г. – 2059,9 % . В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 % , в 1996 г. — 139,3 %. [21, с.152]

С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка.

Постепенно рыночно ориентированные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования все больше заменяют административные методы. В 1998-1999гг. преобладало жесткое и последовательное проведение государством административных принципов прямого директивного управления денежным рынком. Был введен режим множественности  курса рубля, валютный рынок начал дробиться  на не связанные друг с другом сегменты. Проникновение иностранных банков на межбанковский рынок было сначала ограничено, а затем запрещено. Последствия директивного управления были негативны.

Подытоживая сказанное, можно отметить, что денежная система республики находилась в неравновесном состоянии. Если в 1993-1994 гг. данное состояние сопровождалось ростом инфляционных ожиданий, падением производства и эмиссионной денежно-кредитной политикой, то в последующем началось ужесточение монетарной политики и увеличение размеров денежных суррогатов. Причем в течение 1996-1999 гг. денежная сфера характеризовалась значительной несбалансированностью, которая, главным образом, проявлялась в множественности валютных курсов  и являлась составной частью противоречивой общеэкономической системы. Низкая эффективность предприятий  «поддерживалась»  за счет мягких бюджетных ограничений, искажений в системе ценообразования, постоянным давлением инфляции издержек.

Новые подходы к денежно-кредитному регулированию, стратегические установки и тактические решения вырабатываются и выполняются в рамках реализации долгосрочной концепции развития банковской системы республики Беларусь на 2001-2010 годы и ежегодно разрабатываемых Национальным банком во взаимодействии с Правительством Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом страны. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 году.

В соответствии с Банковским кодексом основными целями денежно-кредитной политики являются:

  • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. [2]

Фактически современный этап денежно-кредитной политики республики Беларусь начался в 2000г., его главная цель – обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. При этом в тактическом плане политика направлена на постепенное и последовательное снижение темпов девальвации рубля, но не на его жесткую фиксацию.

Начиная с 2000 г. и по настоящее время Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов.

Уже в 2000г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой.[21]

С 14 сентября был осуществлен переход к единому валютному курсу, что является, пожалуй, наиболее важным положительным результатом денежно-кредитной политики 2000г. Ликвидация системы множественных обменных курсов и расширение сферы использования белорусского рубля во внешней торговле сформировали нормальные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности белорусскими предприятиями. Кроме того, переход к единому валютному курсу, с одной стороны, в существенной степени устранил экономические предпосылки для развития «теневых отношений» в валютной сфере; с другой - создал необходимые условия для достижения высокой прозрачности и контролируемости системы валютных отношений. [10, c.42].

Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками  обязательных резервов, который используется и в настоящее время. Он предполагает выполнение банками   резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом уровне в течение месяца.

Следует отметить, что отличительной чертой «Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 г.» является то, что они разработаны на многовариантной основе. В зависимости от характера и особенностей развития общеэкономической ситуации, состояния внешнеторгового баланса, изменения уровня реального спроса на деньги в данном программном документе предусматриваются нижняя и верхняя границы прогнозных показателей денежно-кредитных агрегатов (включая прирост чистого внутреннего кредита, чистых иностранных активов, денежной базы и т.д.).

В 2004 году выполнен контрольный показатель денежно-кредитной политики. Внешняя устойчивость национальной валюты существенно возросла. Обеспечение ее стабильности внесло весомый вклад в замедление инфляционных процессов, в том числе за счет сдерживания роста цен на импортные товары.

Значительно повысилась и внутренняя устойчивость национальной валюты. В результате согласованных действий правительства и национального банка прирост индекса потребительских цен в 2004 году составил 14,4 процента против 25,4 процента в 2003 году, что соответствует прогнозу и является самым низким показателем с 1991 года.

Обеспечение стабильности белорусского рубля наряду с другими факторами способствовало ограничению инфляционных процессов в стране и явилось важным фактором экономического роста, повышения на этой основе благосостояния населения.

Активизация производственной деятельности, рост потребностей предприятий и населения в платежных и кредитных средствах увеличили в 2004 году спрос экономики на деньги. Это обусловило прирост денежного предложения в белорусских рублях на 58,1 процента [22, c.5].

Благодаря постепенному переходу к более жесткой денежно – кредитной политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США составило 269 %, то за 2005 год произошло номинальное его укрепление. Прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 8 % по сравнению с 107,5 процента в 2000 году.

Если в 2000 году уровень инфляции в стране составлял 107,5 %, то в 2006 году он снизился до 6,6 %.

За 2007 год обеспечена стабильность белорусского рубля к доллару США, расширено участие банковской системы в кредитовании нефинансового сектора экономики..

По итогам работы за 2007 год (по сравнению с 2006 годом) доходы Национального банка возросли на 67,8%, расходы - на 53,9%, прибыль - в 2,75 раза.

Несмотря на то, что экономике Беларуси в 2008 году пришлось несколько месяцев работать условиях влияния мирового экономического кризиса, рост ВВП в целом за год составил 110%, рост инвестиций - 123,1%. На основе такого роста экономики достигнуто увеличение реальной заработной платы населения на 12,3%. То есть основные экономические задачи 2008 года выполнены в полном объеме.

По итогам 2008 года выполнены показатели по укреплению самой банковской системы. В частности, произошло беспрецедентное увеличение уставных фондов белорусских банков: они возросли более чем в 2 раза.

Успехи 2008 года в экономике связаны, в том числе и с тем, что Беларусь в значительной мере использовала внешнее кредитование и золотовалютные резервы. Так, золотовалютные резервы в 2008 году сократились на 1,33 млрд. долларов. Эти средства были направлены на обеспечение эффективной работы реального сектора экономики и достижение запланированных темпов экономического роста.

Со 2 января 2009 года Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. Стоимость корзины валют будет оставаться практически неизменной. В 2009 году допускаются ее колебания в пределах +/-5% в зависимости от соотношения спроса и предложения валюты на внутреннем рынке и иных факторов.

 

 

3.2 Анализ рыночных  инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь

 

 

Проведем анализ рыночных инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Как уже известно, основными косвенными методами регулирования являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Для начала проанализируем изменение учетной ставки в Беларуси за 2011-2012 годы.

Таблица 3.1 - Размер базовой ставки рефинансирования , %

 

Дата

%

12.09.2012

30

15.08.2012

30.5

18.07.2012

31

20.06.2012

32

16.05.2012

34

02.04.2012

36

01.03.2012

38

15.02.2012

43

12.12.2011

45

11.11.2011

40

14.10.2011

35

14.09.2011

30

Дата

%

01.09.2011

27

17.08.2011

22

13.07.2011

20

22.06.2011

18

01.06.2011

16

18.05.2011

14

20.04.2011

13

16.03.2011

12


        

         Примечание – Источник: собственная разработка

Информация о работе Денежно – кредитная политика: её сущность и цели