Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 12:19, курсовая работа
Объектом исследования является денежно-кредитная политика. Цель работы - раскрыть сущность денежно-кредитной политики, механизм ее реализации, а также показать ее применение на примере экономики Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть основные понятия и сущность денежно-кредитной политики;
-дать характеристику основным инструментам, которые используются Национальным банком для денежно-кредитного регулирования;
-изучить особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Мы видим, что в декабре по сравнению с мартом 2011 года, данный показатель возрос почти в 4 раза, что связано с тяжелой экономической ситуацией. Это стало дополнительной мерой по поддержанию положительного значения реальных ставок денежного рынка и стимулированию притока сбережений в банки. Кроме того, девальвация белорусского рубля так же оказывает влияние на многие экономические показатели. Причины повышения ставки рефинансирования — обеспечение стабильности белорусского рубля и дальнейшее повышение доходности вкладов в белорусских рублях с сохранением их высокой привлекательности. Однако, гораздо больше правительство и Нацбанк волнует не приток денег в банковский сектор, а отток в виде кредитов на неэффективные проекты. Очевидный факт, что для большинства белорусских предприятий вопрос высоких процентных ставок и в целом доступности кредитов действительно весьма значимый в силу недостаточности собственных денежных средств. Не смотря на все это, на рост инфляции, вклады в белорусских рублях только за февраль увеличились почти на 750 млрд. рублей, или на 7,4%, и на 1 марта составили 10,9 трлн. рублей. Вклады в валюте выросли только на 2,3%, или на 105,8 млн. долларов.
С февраля 2012 года Нацбанк проводит политику по снижению ставки рефинансирования, что свидетельствует об постепенном улучшении экономической ситуации в стране, а так же связано с выполнением одного из приоритетных направлений ДКП, утвержденной на 2012год. На конец года данный показатель должен составить 20-23%. Несмотря на некоторое увеличение темпа роста потребительских цен в августе 2012 г., фактическая динамика инфляции с начала 2012 г. находится в рамках прогнозных параметров, что на фоне складывающейся стабильной экономической ситуации в стране позволило продолжить постепенное снижение ставки рефинансирования до 30%.
Не менее важным инструментом является и манипулирование нормой обязательных резервов.
Проследим динамику данного показателя в Республике Беларусь за 2002-2012 год.
Таблица 3.2 - Нормативы обязательных резервов (%)
Дата начала действия норм |
По привлеченным средствам в национальной валюте |
По привлеченным средствам в иностранной валюте | |
по средствам физических лиц |
по средствам юридических лиц | ||
01.03.2002 |
14 |
16 |
12 |
01.04.2002 |
13 |
16 |
12 |
01.05.2002 |
12 |
16 |
12 |
01.01.2003 |
10 |
10 |
10 |
01.04.2004 |
8 |
10 |
10 |
01.08.2004 |
7 |
10 |
10 |
01.11.2004 |
6 |
10 |
10 |
01.02.2005 |
5 |
10 |
10 |
01.04.2005 |
5 |
9 |
9 |
01.06.2006 |
5 |
8 |
8 |
01.11.2006 |
4.5 |
8 |
8 |
01.04.2007 |
4.5 |
8 |
8 |
01.12.2008 |
1.5 |
7 |
7 |
01.02.2009 |
1 |
6 |
6 |
01.03.2009 |
0 |
6 |
6 |
01.03.2011 |
0 |
9 |
9 |
01.11.2011 |
0 |
7.5 |
7.5 |
01.05.2012 |
0 |
10.0 |
10.0 |
01.09.2012 |
0 |
10.0 |
12.0 |
Примечание – Источник:[17]
Мы видим, что данный показатель имел тенденцию к снижению с 2002 года по 2009 год, что свидетельствует о постепенном и стабильном развитии экономики в стране. Можно сказать, что Нацбанк в этот период проводит мягкую денежно-кредитную политику. Однако ситуация меняется с марта 2011 года и НБ ужесточает, проводимую им ранее, денежно-кредитную политику, путем установления данного норматива в 9%, что выше предыдущего на три процентных пункта. Данные действия НБ вызваны финансовым кризисом в стране.
С 1 сентября 2012 года, повысив норматив обязательного резервирования от привлеченных средств в инвалюте с 10% до 12%, Нацбанк пытается решить несколько задач. С одной стороны, это приведет к тому, что комбанкам придется досоздать резервы с учетом новых требований. Как следствие, объемы избыточной ликвидности, которая существует на рынке, снизятся. Ранее Нацбанку приходилось идти на изъятие этой ликвидности и это увеличивало его расходы.
Благодаря увеличению норматива обязательного резервирования Нацбанк сможет изъять эту ликвидность бесплатно.
Однако существует и другая немаловажная задача, которую регулятор пытается решить путем увеличения норматива обязательного резервирования.
В результате увеличения резервных отчислений валютные ресурсы станут дороже для банков и банки примут решение снизить процентные ставки по депозитам в валюте, чтобы сохранить привлекательность валютных кредитов.
В результате этого вклады в белорусских рублях станут более выгодными для населения, чем валютные.
Принятая мера об увеличении норматива обязательного резервирования по привлекаемым банками валютным ресурсам позволит снизить привлекательность валютных вкладов. Решение Нацбанка, очевидно, направлено на дедолларизацию вкладов населения, тем самым центральный банк пытается стимулировать вкладчиков хранить сбережения в рублях, а не в инвалюте.
Шаги Нацбанка адекватны ситуации, складывающейся с привлечением банковских депозитов. А ситуация вот какая. В январе-июле вклады населения в нацвалюте увеличились на 55,6%, в том числе отдельно в июле – всего лишь на 0,3%. В то же время вклады населения в инвалюте выросли за январь-июль на 26,3%, в том числе в июле – на 2%.
Рисунок 3.1 Динамика рублевых депозитов населения (трлн рублей)
Примечание – Источник:[24]
Рисунок 3.2 Динамика валютных депозитов населения (млрд долл.)
Примечание – Источник:[24]
Таким образом, инвалютные вклады в июле росли быстрее, чем рублевые. Превращение этой динамики в тенденцию приведет к долларизации депозитов. Нацбанк, очевидно, понимает это и пытается принять превентивные шаги, чтобы не допустить такого развития событий.
Операции на открытом рынке являются наиболее важным оперативным средством воздействия НБ на денежно-кредитную сферу.
Рассмотрим действие данного инструмента в Республике Беларусь в условиях финансового кризиса, путем анализа итогов размещения краткосрочных облигаций НБ РБ за 2010-2012гг.
Таблица 3.3 - Итоги размещения краткосрочных облигаций Национального банка Республики Беларусь | ||||||
Номер выпуска |
Процедура размещения* |
Дата проведения |
Дата погашения |
Срок обращения, дней |
Объем эмиссии, млн.руб | |
856 |
ао |
12.09.2012 |
19.09.2012 |
7 |
664 716,50 | |
855 |
ао |
05.09.2012 |
12.09.2012 |
7 |
849 761,40 | |
853 |
ао |
29.08.2012 |
05.09.2012 |
7 |
1 369 059,90 | |
852 |
ао |
22.08.2012 |
29.08.2012 |
7 |
1 784 974,30 | |
851 |
ао |
15.08.2012 |
12.09.2012 |
28 |
2 317 837,10 | |
850 |
ао |
08.08.2012 |
15.08.2012 |
7 |
2 199 065,90 | |
848 |
ао |
01.08.2012 |
08.08.2012 |
7 |
1 607 822,50 | |
847 |
ао |
25.07.2012 |
01.08.2012 |
7 |
1 046 033,00 | |
846 |
ао |
18.07.2012 |
15.08.2012 |
28 |
2 179 503,30 | |
845 |
ао |
11.07.2012 |
18.07.2012 |
7 |
2 220 445,70 | |
844 |
ао |
04.07.2012 |
11.07.2012 |
7 |
225 583,40 | |
842 |
ао |
13.06.2012 |
18.07.2012 |
35 |
2 196 321,10 | |
839 |
ао |
06.04.2012 |
02.05.2012 |
26 |
1 613 481,20 | |
Номер выпуска |
Процедура размещения* |
Дата проведения |
Дата погашения |
Срок обращения, дней |
Объем эмиссии, млн.руб | |
837 |
ао |
21.03.2012 |
18.04.2012 |
28 |
1 866 537,50 | |
836 |
ао |
20.03.2012 |
16.05.2012 |
57 |
1 165 176,30 | |
835 |
ао |
19.03.2012 |
13.06.2012 |
86 |
1 246 224,30 | |
833 |
ао |
22.02.2012 |
29.02.2012 |
7 |
3 867 473,70 | |
832 |
ао |
15.02.2012 |
20.02.2012 |
5 |
3 395 968,90 | |
831 |
ао |
10.02.2012 |
15.02.2012 |
5 |
1 642 923,30 | |
830 |
ао |
08.02.2012 |
15.02.2012 |
7 |
3 287 169,30 | |
819 |
ао |
10.05.2011 |
18.05.2011 |
8 |
786 851,60 | |
816 |
ао |
03.03.2011 |
16.03.2011 |
13 |
220 821,40 | |
810 |
ао |
30.09.2010 |
28.10.2010 |
28 |
0,00 | |
809 |
ао |
23.09.2010 |
21.10.2010 |
28 |
0,00 | |
807 |
ао |
16.09.2010 |
14.10.2010 |
28 |
0,00 | |
806 |
ао |
09.09.2010 |
07.10.2010 |
28 |
0,00 | |
805 |
ао |
02.09.2010 |
30.09.2010 |
28 |
0,00 | |
804 |
ао |
26.08.2010 |
23.09.2010 |
28 |
0,00 | |
803 |
ао |
19.08.2010 |
16.09.2010 |
28 |
0,00 |
Примечание-Источник:[17]
Мы видим, что в период с 19.08.2010 по 02.03.2011 гг. НБ РБ не проводит размещения облигаций. Данное поведение свидетельствует о стабильности экономики в стране и отсутствием такой необходимости.
Но, как известно, начало финансового кризиса в стране приурочено к марту 2011 года. Из приведенных данных мы видим, как оперативно срабатывает Национальный Банк и уже 3 марта 2011 года проходит размещение краткосрочных облигаций. Мы видим , что с течением времени, когда кризис в республике набирает обороты , НБ предпринимает ответные шаги и нарастающими темпами увеличивает объемы выпусков облигаций. Тем самым он пытается снизить денежную массу и сдержать инфляцию в стране. И только в сентябре 2012 года объемы выпусков начинают снижаться, что свидетельствует об улучшении экономического климата в стране.
Подытоживая анализ данных инструментов, используемых в ДКП Беларуси, хотелось бы отметить, что они относятся к краткосрочным и направлены прежде всего на достижение одной из промежуточной цели ДКП - преодоление финансового кризиса в стране.
Основными направлениями денежно-кредитной политики РБ на 2012 год определены:
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012 году будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики.
Целью денежно-кредитной политики в 2012 году станет снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.
Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
Международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд. долларов США.
Инструменты денежно-
Национальный банк продолжит использование гибкого механизма курсообразования, позволяющего адекватно реагировать на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики.
Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.
Процентная политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.
С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 процента годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Кредитная эмиссия
Национального банка будет
Национальный банк продолжит работу по развитию и укреплению банковской системы.
Для повышения устойчивости функционирования и развития банковского сектора будет совершенствоваться система финансирования проектов, включенных в государственные программы. Наряду с деятельностью ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ по финансированию проектов, включенных в государственные программы, участие банков в таком финансировании должно осуществляться исключительно на конкурсной и добровольной основе.
Продолжится рост нормативного капитала банков до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков. Важнейшей составляющей этого роста должно стать внесение средств инвесторами в уставные фонды банков.
Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов
банковского надзора будет использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области.
Продолжится увеличение ресурсной базы банков посредством повышения эффективности их деятельности, привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
В целях стимулирования деловой активности Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжит формирование стабильного и эффективного финансового рынка путем совершенствования его инструментов, инфраструктуры, а также создания благоприятного инвестиционного климата.
Для повышения инвестиционной привлекательности банковской системы и объективности оценки финансового положения банков будет продолжена работа по сближению национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках с международными принципами, правилами и стандартами.
Информация о работе Денежно – кредитная политика: её сущность и цели