Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:48, курсовая работа
Анализ маркетинговой среды любого предприятия является одним из залогов успеха и процветания данной организации. Именно вовремя проведенный анализ среды может предупредить о грядущих переменах. Организации считающие проведение маркетингового анализа пустой тратой времени и денег совершенно не правы, ведь именно правильно проведенный маркетинговый анализ предупреждает возможные последствия изменения факторов как внешней так и внутренней среды.
Проведенное мной исследование подтверждает эту концепции. В процессе работы я изучила маркетинговую среду предприятия и научилась выделять его сильные и слабые стороны, определять исходящие из внешней среды угрозы и возможности, что соответствует целям курсовой работы.
Продукция так же поставляется в другие страны СНГ, Балтии, США, Ирак, Сомали, Йемен, Ливан, Афганистан, Македонию, где бизнес-партнерами предприятия являются крупнейшие операторы фармацевтических рынков Предприятие успешно сработало в 2011 году. На экспорт поставлено лекарств на 47,6 млн. долл., что превысило аналогичный показатель за 2010 год на 7,4 процента.
Наращиванию объемов экспорта способствует развитая товаропроводящая сеть предприятия, которая на 1 января 2012 г. составила 92 субъекта хозяйствования различных форм собственности. В Российской Федерации работает собственный субъект товаропроводящей сети – ООО «Борифарм». Россия в 2011 г. получила продукции предприятия более чем на 20 млн долл. США. В Республике Казахстан функционирует СП ТОО «Борисов-КЗ», в адрес которого за 2011 год поставлено продукции на 1,6 млн долл. США.
Завод с 1992 года является учредителем единственного в СНГ и самого крупного в Беларуси совместного предприятия (СП «Фребор» ООО) с немецкой фирмой «Фрезениус АГ» по производству гемодиализаторов (искусственная почка), систем переливания крови и растворов с уставным фондом 53,3 млн. долл. США, где доля ОАО «БЗМП» составляет 78,2%. Около 85% выпускаемой продукции СП «Фребор» ООО поставляет на рынки стран дальнего зарубежья.
Завод также является учредителем ООО «Борифарм» (РФ) со 100% долей капитала в уставном фонде, ТОО «Борисов КЗ» (Республика Казахстан) с долей 30% в уставном фонде, ОсОО «Боримед» (Кыргызская Республика) с долей 50% в уставном фонде общества.
С конца 2007 года предприятие сотрудничает с группой компаний «Актавис» по производству и продвижению на внутреннем рынке препарата «Фезам», высокоэффективного лекарственного средства, стимулирующего мозговое кровообращение.
3.4.1 STEP-анализ ОАО «БЗМП»
Таблица 3 - STEP-анализ ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов»
Группа факторов |
Положительные факторы |
Отрицательные факторы |
Социальные и культурные |
1.Повышение заработной платы 2.Повышение уровня |
1.Сокращение количества рабочих мест 2. Ухудшение демографической ситуации в стране |
Технические |
1.Появление новых IT технологий |
1.Быстрое моральное устаревание оборудования |
Экономические |
1.Снижение ставки рефинансирования |
1.Инфляция 2.Финансовый кризис в стране 3. Увеличение стоимости ресурсов 4. Колебания курса валют |
Политические и правовые |
1.Принятие законов, которые предусматривают льготы для производителей, продавцов, а также законодательство в области защиты рекламы и товарных знаков |
1.Нестабильная ситуация во взаимоотношениях РБ с ЕС и США |
Примечание – Источник: собственная разработка
Из данных приведенных в таблице можно сделать выводы об угрозах и возможностях предприятия, которые можно ожидать из внешней среды.
3.4.2 SWOT – анализ для ОАО «БЗМП»
Определим слабые и сильные стороны предприятия, а также возможности и угрозы исходящие из внешней среды.
Таблица 4 - SWOT – анализ для ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов»
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1.Наличие квалифицированного персонал 2. Cотрудничество с авторитетными предприятиями 3.Четко определенная стратегия 4.Надежные поставщики сырья 5.Стабильное увеличение экспорта в странах СНГ и ближнего зарубежья |
1.Слабая политика продвижения 2. Наличие старого изношенного оборудования на предприятии 3. Недостаток собственных оборотных средств у предприятия 4.Отсутствии сертификации качества в соответствии с большинством европейский стандартов |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1.Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей за счет выведения на рынок новых препаратов 2.Создание оригинальных лекарственных препаратов 3. Перспективные инвестиционные проекты 4.Спрос на качественную и недорогую продукцию на фармацевтическом рынке растет 5.Ослабление позиций 6.Появление новых технологий 7.Наращивание объемов экспорта |
1.Ослабление роста рынка 2.Увеличение продаж заменяющих товаров 3.Ожесточение конкуренции 4.Законодательное регулирование цены 5.Нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране 6. Повышение цен на материалы и энергоносители 7.Увеличение налогов |
Примечание – Источник: собственная разработка
Для того, чтобы определить какие из факторов представляют наибольшую угрозу и возможности следует построить матрицы, из которой в последующем можно сделать выводы о влиянии факторов друг на друга. На пересечении факторов отмечается, что произойдет в результате их наложения. Если ответ "ничего" - ставим 0. Если сильная сторона позволяет нам реализовать какую-либо возможность - ставим 2. Если же какая-либо слабая сторона обещает обернуться настоящим кошмаром в случае, если сбудется угроза, в этой ячейке ставим -2. Возможны также промежуточные значения: 1, -1
Таблица 5 – Матрица SWOT – анализа для ОАО «Борисовский завод медицинских
препаратов»
Возможности |
Угрозы |
Итого | ||||||||||||||
О1 |
О2 |
О3 |
О4 |
О5 |
О6 |
О7 |
Т1 |
Т2 |
Т3 |
Т4 |
Т5 |
Т6 |
Т7 | |||
Сильные стороны |
S1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
S2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
2 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
15 | |
S3 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 | |
S4 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
14 | |
S5 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 | |
Слабые стороны |
W1 |
-2 |
-2 |
-1 |
-2 |
0 |
0 |
-2 |
-2 |
0 |
-2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-13 |
W2 |
-2 |
-2 |
0 |
0 |
0 |
-2 |
-2 |
-2 |
0 |
-2 |
0 |
0 |
-2 |
0 |
-14 | |
W3 |
-1 |
-2 |
0 |
0 |
0 |
-2 |
-2 |
-2 |
0 |
-2 |
-2 |
-2 |
-2 |
-2 |
-19 | |
W4 |
-2 |
-2 |
-2 |
0 |
0 |
0 |
-2 |
-2 |
0 |
-2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-12 | |
Итого
|
-1 |
-3 |
2 |
-1 |
6 |
-2 |
-2 |
-2 |
0 |
-4 |
-2 |
-2 |
-3 |
-2 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таким образом пересечение SO предоставляет нам наиболее успешную комбинацию сильных сторон и возможностей предприятия.
А наибольшие угрозы находятся на пересечении факторов WT
По итогам матрицы наибольшую угрозу представляют такие факторы как:
- Т3 - ожесточение конкуренции;
- Т6 - повышение цен на материалы и энергоносители;
при таких слабых сторонах предприятия как:
- W1 - слабая политика продвижения
- W2 - наличие старого изношенного оборудования на предприятии
- W3 - недостаток собственных оборотных средств у предприятия
- W4 - отсутствии сертификации качества в соответствии с большинством европейский стандартов.
Наибольший интерес
- О3 - перспективные инвестиционные проекты;
- О5 - ослабление позиций конкурентов.
Наиболее сильными сторонами предприятия являются:
- S2 - сотрудничество с авторитетными предприятиями;
- S4 - надежные поставщики сырья;
- S5 - стабильное увеличение экспорта в странах СНГ и ближнего зарубежья.
Все эти выделенные факторы и их взаимодействие наиболее интересны для реализации возможностей предприятия и его эффективного развития.
медицинских препаратов»
Из данных полученных при проведении SWOT-анализа можно сделать выводы о дальнейшем перспективном развитии предприятия.
В первую очередь необходимо уделить внимание устранению слабых сторон предприятия, так как они в основном не дают реализовать предоставляемые возможности.
Проблему слабой политики продвижения продукции можно решить с помощью привлечения сторонних консультантов, если в сотрудников отдела маркетинга предприятия не хватает опыта в данной области. Предприятие несомненно понесет затраты используя опыт из вне, но и выиграет при выходе на новые рынки и закрепит свои позиции на уже существующих.
Тормозит предприятия так же наличие старого изношенного оборудование, которое замедляет производственный процесс и не является совершенным. В данном случае решением проблемы является привлечение инвестиций. Новое качественное оборудование не только позволит предприятию выйти на новый уровень, повысить качество продукции и получить сертификаты качества международного уровня, с которыми проще будет выйти на новые рынки и увеличить экспорт своей продукции.
Недостаток собственных
оборотных средств у
Предприятию следует уделить внимание системе качества производимой продукции. Отсутствие сертификации качества в соответствии с большинством европейский стандартов не позволяют предприятию выйти на новые международные рынки, в связи с этим рост экспорта замедляется. Решением проблемы может стать введение новой более совершенной системы менеджмента качества, совершенствование технологий на предприятии, замена старого изношенного оборудования.
Развитие в дальнейшем сильных сторон предприятия так же сможет повысить его авторитет на рынке.
Таким образом, уже существующее сотрудничество с авторитетными предприятиями в фармацевтической сфере может помочь в будущем выйти на новый сегмент потребительского рынка за счет создания новых препаратов. Очень важен опыт сотрудничающих предприятий, которым они обмениваются в процессе работы над новыми препаратами. Такую возможность как наращивание объемов экспорта так же проще осуществить при наработанном потребительском рынке обеих сторон, общими усилиями есть возможности создания эффективной сети распределения и выхода на новый уровень на международном рынке.
Важным фактором является четко определенная стратегия предприятия, ведь именно определенная цель и миссия предприятия вызывает доверие у будущих инвесторов, а не отклонение от нее. Миссия ОАО «БЗМП» звучит таким образом : «Предлагать широкий спектр современных, высокоэффективных безопасных лекарственных средств по доступным ценам». Предприятие четко следует своей миссии, что немало важно, так как спрос на качественную и недорогую продукцию на фармацевтическом рынке постоянно растет.
У предприятия также есть надежные поставщики сырья, которые занимают лидирующие позиции на рынке фармацевтики. Сотрудничество с ними дает уверенность в завтрашнем дня, не дает предприятию отклониться от графиков поставки продукции покупателям, что немало важно при завоевании доверия как у существующих покупателей, так и будущих. Таким образом этот фактор позволит выйти на новый рынок экспорта.
Экспорт ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» растет каждый год, чему и соответствуют цифры приведенные ранее. Воспользовавшись ослаблением конкурентного рынка предприятие может увеличить экспорт в разы и укрепить свой авторитет.