Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:48, курсовая работа
Анализ маркетинговой среды любого предприятия является одним из залогов успеха и процветания данной организации. Именно вовремя проведенный анализ среды может предупредить о грядущих переменах. Организации считающие проведение маркетингового анализа пустой тратой времени и денег совершенно не правы, ведь именно правильно проведенный маркетинговый анализ предупреждает возможные последствия изменения факторов как внешней так и внутренней среды.
Проведенное мной исследование подтверждает эту концепции. В процессе работы я изучила маркетинговую среду предприятия и научилась выделять его сильные и слабые стороны, определять исходящие из внешней среды угрозы и возможности, что соответствует целям курсовой работы.
История «Борисовского завода
медицинских препаратов»
Сотрудниками предприятия являются высококвалифицированные специалисты, имеющие разную степень квалификации и образования. Ниже приведена структура служащих на предприятии.
Таблица 1 - Структура работающих
Возраст: |
Всего | |||||||
-25 |
25-35 |
35-40 |
40-45 |
45-50 |
50-55 |
55+ | ||
Численность, в т.ч. |
272 |
663 |
364 |
336 |
357 |
400 |
266 |
2658 |
- численность работников с высшим образованием |
24 |
177 |
89 |
64 |
64 |
69 |
50 |
537 |
- со средним специальным образованием |
22 |
74 |
59 |
69 |
69 |
72 |
38 |
403 |
- с профессионально-техническим образованием |
53 |
159 |
46 |
55 |
29 |
19 |
6 |
367 |
- со средним образованием |
170 |
243 |
164 |
145 |
193 |
238 |
164 |
1317 |
- с базовым образованием |
3 |
10 |
6 |
3 |
2 |
2 |
8 |
34 |
Численность работающих всего: |
2658 |
- численность аппарата управления |
163 |
-численность промышленно- |
2361 |
в т.ч. численность основных рабочих |
1896 |
Примечание – Источник: [2,с.9 таблица 5]
Общая структура предприятия представляет совокупность всех производственных, непроизводственных (по обслуживанию работников и членов их семей) и управленческих подразделений предприятия. Общая структура предприятия приведена на рисунке 5.
Рисунок 5- Общая структура ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов»
Немаловажную роль в организационной структуре занимает отдел маркетинга. Стратегия маркетинга на предприятии направлена на модернизацию и внедрение передовых технологических процессов, на освоение вновь воспроизводимых лекарственных средств и поиск новых рынков сбыта. Как результат: за 2011 г. в ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» освоено 6 и усовершенствованы технологии 5 наименований лекарственных средств. Объем отгруженной инновационной продукции составил 67,2 млрд руб., а ее удельный вес в объеме всей отгруженной продукции – 16,4%.Основополагающий принцип маркетинговой политики предприятия – обеспечение населения качественными и доступными по цене лекарственными средствами, что соответствует миссии предприятия : «Предлагать широкий спектр современных, высокоэффективных безопасных лекарственных средств по доступным ценам». Миссия предприятия перекликается с лаконичным слоганом: «Нам доверяют самое ценное».
3.3.1 Основные поставщики
ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» работает только с проверенными и надежными партнерами. Ими являются как представители как Республики Беларусь, так и Российской Федерации. ОАО "Борисовский завод медицинских препаратов", в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Беларусь, осуществляет закупки широкого перечня товаров и услуг на конкурсной основе. В связи с этим периодически организовываются конкурсные процедуры торгов (открытые конкурсы, запросы ценовых предложений, закупки по процедуре конкурентного листа). Основными поставщиками являются ООО «АБОЛмед», СООО Эко-Сапропель, РУСП Совхоз Большое Можейково, НПК Биотест.
ООО «АБОЛмед», основанная в 1998 году, за 10 лет активной работы сформировалась в одного из крупнейших поставщиков качественных лекарственных препаратов для госпитального сектора. На сегодняшний день ООО «АБОЛмед» представляет собой, развитую структуру современного фармацевтического производства, качественная сырье, сертифицированных по GMP, сеть филиалов и региональных представителей, исключающая оборот фальсификата , научно-исследовательская деятельность и образовательная миссия среди медицинских специалистов. Для ОАО «БЗМП» на сегодняшний день является одним из самых надежных предприятий-поставщиков.
«Эко-Сапропель» является совместной Белорусско-Кипрской компанией, занимающейся производством средств медицинского назначения и натуральной косметики на основе грязей лечебных сапропелевых. На рынке бальнеологических препаратов работает около 20 лет. Серийный выпуск косметической продукции начался недавно. Продукция поставляется на рынок Беларуси, Латвии, России, Украины, Казахстана. Имеем представительство в Нидерландах.
РУСП «Совхоз «Большое Можейково» является основным производителем лекарственных трав в Беларуси: на его долю приходится около 80% общереспубликанского объема заготовки. Предоставляет такие продукты как бобовые в стручках и зернах, вика, люпин и семена люпин , и лекарственные, лекарственные.
НПК «Биотест» основано в 1988 году на базе Всероссийского научно-исследовательского и испытательного института медицинской техники г.Москва. На предприятии работают специалисты, получившие высокую научную и производственную квалификацию на ведущих высокотехнологичных предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях. НПК «Биотест» - специализированное предприятие, основное направление деятельности - разработка, производство и техническое обслуживание аппаратов медицинского назначения. Производственная база отвечает всем условиям для разработки и выпуска сложной медицинской аппаратуры. Строгое соблюдение установленных норм в процессе производства, проведение обязательного контроля качества и высокие требования к персоналу. Также о НПК «Биотест» можно сказать, что базисным принципом деятельности предприятия является стабильное сервисное обслуживание продукции на протяжении всего срока его службы.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что ОАО «БЗМП» работает только с надежными поставщиками, имеющими высокую оценку качества своей продукции, материалов и услуг, что немало важно в для предприятий работающих на рынке фармацевтики.
3.3.2 Конкуренты
Основными источниками, формирующими фармацевтический рынок Республики Беларусь, являются:
- продукция медицинского назначения, производимая непосредственно фармацевтическими предприятиями РБ.
- медицинские препараты, централизованно закупаемые Министерством здравоохранения РБ и его учреждениями на бюджетные средства, в том числе и за валюту на внешнем рынке.
- получение медикаментов, а также субстанций препаратов для фармацевтической промышленности в качестве гуманитарной помощи со стороны других государств (Германия, Швейцария, Китай).
- обеспечение препаратами внутреннего рынка коммерческими фирмами и организациями, не относящимися к фармацевтической промышленности и системе здравоохранения, в том числе и частными.
К основным производителям продукции медицинского назначения, входящими в структуру фармацевтической промышленности Республики Беларусь, относятся:
1.РУП «Белмедпрепараты».
2. Борисовский завод медпрепаратов.
3. Несвижский завод медпрепаратов.
Кроме основных производителей
медицинской продукции
1. Предприятие диагностических
и лекарственных препаратов «
2. АО «Белмед».
3. Предприятие «Экзон».
4. ООО «Фармтехнология».
Конкурентами ОАО «БЗМП» являются предприятия производящие продукцию имеющую одинаковые свойства на фармацевтическом рынке. Для того чтобы выделить конкурентов следует проанализировать производственные мощности предприятия ОАО «БЗМП»:
- таблеточное производство – свыше 4 млрд. таблеток в год;
- ампульное производство - 390 млн. шт. ампул в год;
- производство порошков для инъекций во флаконах (антибиотики) – 20 млн. флаконов в год;
- капсульное производство – 80 млн. капсул в год;
- производство мазей - свыше 7 млн. туб в год;
- производство настоек - свыше 9 млн. флаконов в год.
В натуральном выражении ОАО «БЗМП» занимает около 30% рынка лекарственных средств, реализуемых на территории Беларуси.
Предприятие является рентабельным, что следует из таблицы. Финансовые показатели хозяйственной деятельности организации говорят нам не только о доходах, но и о его занимаемой доле на рынке фармацевтических средств.
Таблица 2 - Финансовые показатели хозяйственной деятельности организации
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
Стоимость чистых активов, млн. руб. |
185411 |
222129 |
402356 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб. |
183970 |
223183 |
399798 |
Прибыль всего (стр. 200 Отчета о прибылях и убытках), млн. руб. |
31687 |
40509 |
52421 |
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб. |
40094 |
50873 |
124665 |
Прибыль чистая, млн. руб. |
21627 |
26314 |
36435 |
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, % |
28,4 |
29,7 |
45,5 |
Дебиторская задолженность, млн. руб. |
1.01.2010 40104 |
1.01.2011 52792 |
1.01.2012 114938 |
Примечание – Источник : [ 2, с. 4, таблица 1]
На внешнем рынке стран СНГ основными конкурентами ОАО «БЗМП» являются:
1. ФАО «Ферейн» (г. Москва);
2. ЗАО «Брынцалов_А» (г. Москва);
3. ФГПО Мосхимфармпрепараты (г. Москва);
4. ФУП Московский эндокринный завод;
5. АО «Фармакон» (г. Санкт-Петербург);
6.ОАО «Нижфарм» (г. Нижний Новгород);
7.АО «Фармакс» (г. Киев);
8.АО «Дарница» (г. Киев) и др.
3.3.3 Сотрудничество и основные рынки экспорта ОАО «Борисовского завода медицинских препаратов»
Из всего объема производства ОАО «БЗМП» только 42 процента от всего объема производства реализуется в Беларуси, остальные 58 процентов экспортируются.
Основным покупателем продукции ОАО «Борисовский завод медпрепаратов» является РФ, а так же Республике Казахстан, Азербайджан.