Анализ тенденций развития маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинг как один из главных элементов управления производственно-хозяйственной деятельностью уже в течение длительного времени широко используется в экономике различных стран как небольшими, так и крупными фирмами, частными компаниями, государственными, акционерными предприятиями и организациями для производства и сбыта всех видов товаров и услуг.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3 1. Теоретические основы использования маркетинга…………………..….....6
Сущность и принципы маркетинга…………………………………..…6
Функции и цели маркетинга……………………………………………10
2. Анализ современных тенденций в маркетинге…………………………….15
2.1 Новые направления в маркетинге основанные на традиционных методах……………………………………………………………………….....15
2.2 Особенности и инструменты маркетинга на современном этапе...…21
3. Перспективы развития маркетинга………………………………………....33
3.1 Системы маркетинговой информации……………………………..…33
3.2 Усиление роли маркетинга в деятельности предприятий…………...39
3.3 Направления совершенствования маркетинговой деятельности......4

Файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Варьирование  упаковкой. Разная упаковка конфет — от недорогой бумажной упаковки для обычных магазинов до металлических праздничных коробок для дорогих магазинов.

     Изменение дизайна. Конструирование автомобилей разного дизайна.

Введение  добавок. Печенье с сахаром, корицей, шоколадом и т.п. То же можно сказать про производителей сухих завтраков.

Упрощение форм оплаты покупок. Разные каналы оплаты покупок: магазины, по телефону, через Интернет и др.

     Отмечается, что указанными путями  много денег не заработаешь,  так как эти усовершенствованные продукты пробуют и покупают те же потребители. С такой оценкой, видимо, можно согласится лишь частично, например, новый дизайн автомобиля может привлечь новых покупателей. Кроме того, во многих случаях подобные методы если и не увеличат число потребителей в целом, то могут переключить существующих потребителей на покупку продукта именно данной марки.

    Вторичный маркетинг, в противоположность вертикальному, основан на использовании новых идей. Вторичный маркетинг — это комбинация, как правило, двух идей создания новой. Например, АЗС = АЗС + возможность приобретения продуктов питания; Интернет-кафе = кафе + Интернет; «киндер-сюрприз» = сладости + игрушка; кукла Барби = кукла + подросток (кукла, похожая на подростка).

        Очевидно, что необходимы оба описанных вида маркетинга. Вторичный маркетинг сейчас требует большего внимания, так как вертикальный ведет к гиперфрагментации рынков. (Здесь, правда, можно усмотреть определенное противоречие с призывами работать в рыночных нишах.) Каждая новая концепция, открытая с помощью вторичного маркетинга, будет в итоге развита вертикальным маркетингом.

         Часто поиск новизны в маркетинге  осуществляется на уровне терминологии, имеет место неоправданное стремление  использовать новые, необычные  названия. Многие «новые» виды маркетинга — это по сути дела «старые» его виды, в которых делаются уточняющие акценты на использование отдельных его инструментов, методов. Причем принципы маркетинга, его инструментарий в целом, содержание отдельных этапов управления маркетингом (маркетинговые исследования, сегментирование, позиционирование, структура плана маркетинга и последовательность его разработки и т.п.) не претерпевают каких-либо изменений. В ряде случаев такие виды маркетинга можно назвать псевдоновыми видами. На наш взгляд, изложенные здесь соображения имеют отношение к нижеприведенному материалу.

      Партизанский маркетинг. Его новизна заключается только в использовании новых методов продвижения продукта. Например, представители компании «Нокия» нанимают людей, которые на улицах Рима просят прохожих сфотографировать их с помощью мобильного телефона (в него встроена фотокамера), вызывая у них удивление. Таким образом создаются новые возможные контакты с потребителями без затрат на рекламу (правда, вместо этого имеет место оплата нанятых людей).

     Вирусный маркетинг. В данном случае информацию о продукте потребители передают друг другу при личной встрече или через Интернет. (Но это ведь хорошо известный метод продвижения «из уст в уста».)

      Маркетинг развлечений. Заключается в приглашении ключевых клиентов в рестораны, на спортивные мероприятия и т.п. с целью предоставления им эмоциональных впечатлений, создания у них чувства сопричастности к образу жизни богатых (великих) людей. Сюда же относится предоставление в самолете пассажирам необычных услуг: массажа, маникюра, казино, дающих новые впечатления.

         Следуя данной логике открытия  «новых» видов маркетинга, давайте  введем, например, «маркетинг крышки  от бутылки», имея в виду популярный  метод стимулирования продаж прохладительных напитков. Если каждому инструменту маркетинга придавать статус особого вида маркетинга, то их число можно множить до бесконечности. Здесь необходимо ответить на вопрос: «Исходя из каких основополагающих факторов следует «открывать» новые виды маркетинга?» Видимо, прежде всего исходя из области его применения (маркетинг потребительских товаров, продукции производственного назначения, туристический маркетинг и т.п.). Сюда же следует отнести маркетинг коммерческих и некоммерческих организаций, макромаркетинг, региональный маркетинг. В зависимости от уровня спроса и вида конкурентной борьбы также выделяют отдельные виды маркетинга. Мы не ставим своей задачей в данной статье дать классификацию различным видам маркетинга. Очевидно, что различие между видами маркетинга не должно определяться только особенностями применения какого-то одного его инструмента, а носить более глубокий характер.

      Маркетинг разрешений. Суть его заключается в снижении чувства обеспокоенности потребителей, предотвращении у них возникновения отрицательного отношения к компании, которая, ориентируясь прежде всего на CRM-технологии, создает и активно использует клиентскую базу. У клиента вызывает беспокойство возможность использования информации о нем в неприемлемом для него направлении. В связи с тем, что маркетинг все активнее вторгается в частную жизнь людей, перед маркетологами все острее встают задачи ведения маркетинговой деятельности в рамках определенных этических норм. Имеется в виду незлоупотребление рекламой, телемаркетингом, особенно осуществляемым плохо обученным персоналом, или с помощью компьютеризированных звонков. Потребитель порой начинает испытывать дискомфорт от вторжения в его частную жизнь, поскольку, располагая полной персональной информацией, некоторые компании слишком уж навязчиво напоминают о себе.

В рамках данного вида маркетинга стараются  развеять это чувство обеспокоенности. У потребителя спрашивают разрешение на получение и использование  информации, его касающейся. (Но это  просто соблюдение определенных норм этики в маркетинге, на чем основан этический маркетинг.) 
 
 

     3.3   Направления совершенствования маркетинговой деятельности

Уровень эффективности маркетинговой деятельности необязательно определяется только результатами текущей деятельности. Высокая эффективность прежде всего должна определяться тем, что компания грамотно проводит маркетинговую политику в стратегическом масштабе.

Отсюда  вытекает необходимость уделения большего внимания проблемам роста бизнеса.Нет такого понятия, как «зрелый бизнес». Надо стремиться находить все новые направления применения какого-то продукта — нейлон, например, использовался для изготовления парашютов, затем чулок, одежды, покрышек, парусов. Кроме того, надо осуществлять поиск новых пользователей, например в Китае. Возможен рост за счет сокращения числа марок. Сэкономленные деньги можно направить на развитие бизнеса.

Не всякий рост является оправданным. Нужно, чтобы  он приносил хорошие результаты, чтобы  был сбалансированным. Баланс должен заключаться в росте рыночной стоимости компании, наличии свободных денег и приемлемом риске ведения данного бизнеса. Сбалансированный рост — ключ к процветанию в XXI веке. Рост — это корпоративный менталитет, созданный руководством компании. В современных рыночных условиях расти менее рискованно, чем не расти. Можно выделить следующие специфические стратегии роста бизнеса: захват большей доли имеющегося рынка; переход в новые регионы; переход в новые потребительские сегменты — например, создание компьютерных игр (гольф, карты) для пенсионеров; создание новых рынков; разработка новых товаров и услуг (например, торговля молоком на заправках); создание или использование новых каналов продаж.

      Можно выделить следующие главные  задачи усиления роли маркетинга взаимоотношений с потребителями (CRM-технологий).

Первая  задача — создать, поддерживать и использовать богатую базу данных о потребителях, основанную на информации, полученной из всех каналов и точек соприкосновения с потребителями. Информационные технологии, позволяющие вести анализ движения продукта от компании до конечного потребителя в режиме реального времени, а также быстро реагировать на любые запросы потребителя, делают современный маркетинг гибким и готовым к быстрым изменениям.

Вторая  задача — использование функционально-стоимостного анализа (Activity-based Costing — АВС) и анализа жизненных ценностей потребителей (Customer Lifetime Value — CLV-Analysis), с тем чтобы выяснить, кто является прибыльным потребителем.

Третья  задача — сформулировать предложения, ориентированные на потребителей, которые передаются персональным образом.

Четвертая задача — активизировать взаимодействие потребителей и компании путем создания в компании контакт-центра и веб-сайта, более широкого использования телемаркетинга. Контакт-центр должен стать «нервным центром» компании по продажам и обслуживанию потребителей. Его деятельность должна быть направлена на анализ всех заказов потребителей во взаимосвязи, на оперативное реагирование на жалобы и на быстрое устранение их причин.

Следует доказывать потенциальному потребителю выгоду приобретения продукта на цифрах. 

 

Заключение

 

     Несмотря  на значительные трудности маркетинговая  деятельность в той или иной форме, масштабах и направлениях осуществляется практически на всех российских промышленных предприятиях. Проблема состоит в том, чтобы потенциальные возможности маркетинга использовались наиболее полно и эффективно. Для этого компаниям необходимо отслеживать современные тендеции в развитии маркетинга и учиться правильно их применять при разработке товара и способов его реализации.

     Для рыночной экономики характерно взаимодействие трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов  имеет конкретные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. В условиях современного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания особенностей рынка и способность умело применять эффективные инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию, которые и составляют основу маркетинговой деятельности предприятия.

     Маркетинг предприятия можно определить как  комплекс мероприятий по анализу  рынка, формированию и стимулированию спроса, учету рыночных факторов на всех стадиях производственного процесса, рационализации, продвижения товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовому обеспечению производства и обращения, ценообразованию, контролю, рекламной и международной деятельности.

     Таким образом, маркетинг современного предприятия представляет собой систему организации хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли посредством удовлетворения запросов и требований потребителей, где каждый из этапов важен, и требует внимания. Так же организациям нужно следить за всеми нововведениями в этой сфере, и широко их применять на всех этапах разработки и реализации продуктов и услуг. 
Список используемых источников литературы 
 

  1. Филипп  Котлер Основы маркетинга Перевод с английского В. Б. Боброва. М., - Изд. "Прогресс", 1991.
  2. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: Возможности для будущего процветания. – М.: ФИНПРЕСС, 2000. – 271 с.
  3. Дей Д. Стратегический маркетинг. – М.: Эксмо, 2003. – 640 с.
  4. Дженстер П, Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. – СПб.: Вильямс, 2008.- 368 с.
  5. Ерёмин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации. - М.: Кнорус, 2006. — 656 с.
  6. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. (Учебное пособие) Под ред. Нагапетьянца Н.А. (2007, 272с.) 
  7. Маркетинговые показатели.  Фэррис П., Бендл Н., Пфайфер Ф., Рейбштейн Д. (2009, 480с.)
  8. Маркетинг / Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. СПб: Издательский дом «Бизнес–пресса», 2001.
  9. Маркетинговый анализ: инструментарий и кейсы. Сборник кейсов, ситуаций и практических заданий по маркетингу. Учебное пособие для учащихся высших учебных заведений и слушателей программ МВА. – М.: Изд-во Экономист, 2007,  ( в соавторстве с Е.К. Пантелеевой)
  10. Мескон М. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2003. – 702 с.
  11. Технология принятия маркетинговых решений (на примере рынка фитнес-услуг). – Маркетинг и маркетинговые исследования, №3, 2006
  12. Шкардун В.Д., Ахтямов Т.М. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – № 3. – С.68-77.
  13. Эволюция в маркетинге: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика // Российский журнал менеджмента. 2006 Т.4.№2.
  14. Юлдашева О.У. Когнитивный маркетинг: основные положения и терминологический аппарат // Маркетинг. 2006. №1-2.
  15. Различные интернет ресурсы (форумы и тематические сайты)

Информация о работе Анализ тенденций развития маркетинга