Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:00, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в разработке механизма выявления резервов маркетинговой деятельности предприятия на примере ОАО «Сбербанк России».
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Сбербанк России»;
Провести анализ маркетинговой среды ОАО «Сбербанк России»;
Сделать SWOT – анализ ОАО «Сбербанк России»;
Изучить пути совершенствования маркетинговой деятельности Астраханского отделения Сбербанка России на рынке предоставления банковских услуг.
Введение……………………………………………………………………….3
Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………………5
Анализ маркетинговой среды ОАО «Сбербанк России»………………….11
SWOT – анализ ОАО «Сбербанк России»………………………………….15
Маркетинговая деятельность ОАО «Сбербанк России»…………………..17
Пути улучшения маркетинговой деятельности ОАО
«Сбербанк России»…………………………………………………………...22
Заключение …………………………………………………………………..26
Библиография…………………………………………………………...……28
Государство
регулярно вносит поправки в систему банковского
законодательства, регулируя тем самым
деятельность банков России. Так например,
принятый 11 февраля 2009 года Госдумой
в третьем чтении законопроект о внесении
изменений в федеральный закон «О банках
и банковской деятельности». Закон относится
к пакету антикризисных мер и направлен
на повышение финансовой устойчивости
кредитных организаций.
«Согласно
закону, если, например, размер капитала
банка по состоянию на 1 января 2007 года
был менее 90 млн. рублей, банк был обязан
довести размер собственных средств до
этой суммы к 1 января 2010 года, а к 1 января
2012 года - до 180 млн. рублей. Если размер
собственных средств банка по состоянию
на 1 января 2007 года был более 90 млн. рублей,
но менее 180 млн. рублей, банк обязан довести
размер собственных средств (капитала)
к 1 января 2012 года до 180 млн. рублей» [11].
Определяющими
экономическими факторами влияющими на
деятельность ОАО «Сбербанка России»
можно считать динамику общего объема
и структуры валового внутреннего продукта
и национального дохода, состояние государственного
бюджета, платежного баланса, состояние
и структуру доходов и расходов населения,
уровень сбережений, динамику золотовалютных
резервов, инвестиционную привлекательность
экономики, состояние и структуру внутренней
и внешней задолженности, динамику валютного
курса. Также сюда относится экономические
факторы, такие как рост или спад производства,
устойчивое денежное обращение или инфляция
и рост неплатежей, снижение или повышение
уровня жизни, оказывают непосредственное
влияние на состояние банковского рынка
и, следовательно, на состояние отдельных
банков, в том числе ОАО «Сбербанка России».
Сказывается на работе банка технологическая
среда — уровень и направление технического
прогресса, новые продукты, услуги, материалы,
процессы, достижения в фундаментальной
науке -это технические и технологические
нововведения в банковской сфере, позволяющие
сделать банковскую деятельность более
эффективной ( ускорить платежи, автоматизировать
некоторые операции и т. п. ).
Также значительное влияние на работу ОАО «Сбербанк России» оказывает демографический фактор, это связанно с тем , что банк активно работает на рынке обслуживания физических лиц, а отсюда изменения ассортиментной политики банка, в изменении общественно-культурного сознания или сохранении прежнего менталитета, что требует от банка осторожной разъяснительной рекламной политики, и т. д. Уровень влияния факторов культурного уклада в силу специфики банковского бизнеса является незначительным.
Главный результат анализа внешней среды — определение ключевых факторов успеха и угроз рынка, связанных с серьезными рисками для банка.
Анализ микросреды:
Микросреду составляют субъекты банковского рынка:
-клиенты,
-конкуренты,
-поставщики.
Я рассмотрю подробней, такой фактор, оказывающий непосредственное влияние на стабильную работу банка, как клиенты. Клиентами ОАО «Сбербанка России» являются юридические и физические лица, корпоративные клиенты и финансовые организации. На рынке Сбербанк России позиционирует себя как:
Клиент, его запросы и пожелания, их удовлетворение – важный аспект работы ОАО «Сбербанка России».
Банк, его работники, заинтересованные в клиентуре, призваны выступать не только в качестве одной из сторон в финансовой операции, но и в качестве консультантов клиента, кровно заинтересованных в его благополучии, в упрочении его финансового положения. Ведь клиент – равноправный партнер банка важно “не упустить”. Для этого нужно подробно разъяснить ему возможные варианты сделки, порекомендовать наиболее для него выигрышные.
Так, например, при предоставлении кредита банк сам анализирует и предлагает наиболее оптимальный размер кредита и сроки его погашения.
Аналогично с депозитами – при открытии счета, банк узнает, на какие цели открывается счет и посоветует наиболее приемлемый вид счета. Банк занимается консалтингом по поводу инвестирования в ценные бумаги и т.д. На каждом этапе общения с клиентом, в том числе в рамках разработки и выполнения договора, следует разъяснять клиенту его возможности, подсказывать наиболее эффективные пути реализации намеченного, все время памятуя, что благосостояние клиента – это благосостояние и его банка.
Сбербанк работает на рынке серьезной конкуренции. Наиболее серьезными конкурентам для него, по данным опроса являются следующие коммерческие банки:
1)Альфа банк
2) ВТБ24
3) Ситибанк
4)Уралсиб
Люди отмечают качество обслуживания, высококвалифицированные персональные кадры, а также удобные, быстрые а главное простые операции с денежными средствами.
На данный момент Сбербанк России занимает прочную лидирующую позицию на рынке банковских услуг. Исследование рынка и собственных возможностей банка позволяет определить конкурентные преимущества банка - те материальные и нематериальные активы банка, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для банка и которые позволяют ему обойти конкурентов.
Обладание конкурентными преимуществами ОАО «Сбербанка России» позволяет занять прочную позицию на рынке. Конкурентные преимущества банка выражаются в следующей форме:
Скажем, конкурентными преимуществами Сбербанка являются широкая сеть филиалов и значительный комплекс услуг для населения: прием коммунальных, налоговых, страховых платежей и сборов, выплата пенсий, пособий и зарплаты. И как следствие этого, Сбербанк сохраняет сильные позиции в операциях с рублевыми вкладами россиян. Часто важнейшей характеристикой на рынке является доля рынка.
3. SWOT-анализ ОАО «Сбербанк России»
«Сравнение показателей состояния банка на данный момент (результаты внутреннего анализа), состояния рынка и его потенциала (результаты внешнего анализа) удобно проводить с помощью анализа SWOT- анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз» [8, стр.43].
Преимущество SWOT-анализа, как метода, состоит в том, что он позволяет сформировать набор элементов внутренней среды в зависимости от поставленной цели, а также предполагает раскрытие и внешних факторов (таблица 1).
Таблица 1. SWOT-анализ ОАО «Сбербанк России»
Внешняя среда Внутренняя среда |
Возможности «О» - Opportunities |
Угрозы «Т» - Threats |
Экономический подъем в стране дает возможность повышения доходов организаций, что повышает платежеспособность, т.е. спрос становится платежеспособным Ожидаемый рост рынка кредитования населения, в том числе вырастет потребительский и ипотечный рынок. Повышение спроса на услуги кредитования Стабильная работа инфраструктуры дает возможность успешной деятельности как самой компании, так и обслуживающих систем (транспорт, связь, логистика). |
Снижение темпов развития отрасли Усиление финансового кризиса Упадок экономической активности потребителей банковских услуг Укрупнение конкурентов за счет слияния приведет к захвату большой доли рынка и к ужесточению конкуренции Потеря клиентов из-за ухудшения сервисного обслуживания или имиджа банка Нестабильность хозяйственного, налогового и другихзаконодательств в Россиивлечет дополнительные трудности для функционирования финансовых структур | |
Силы «S» - Strength |
Сила и возможности «СиВ» |
Сила и угрозы «СиУ» |
Накопленный многолетний опыт успешной работы на рынке Широкая клиентская база в различных регионах России Устойчивая структура доходов банка Большой ресурс доверия потребителей к банку со стороны различных категорий клиентов Наличие необходимой инфраструктуры (филиалы, отделения и др. |
Повышение спроса на продукцию путем применения маркетинговых мероприятий и рекламы → будет способствовать стабилизации спроса и его увеличению Расширение доли банка на рынке ипотечного кредитования. Дальнейшее развитие филиальной сети за рубеж Увеличение кредитования предприятий малого и среднего |
Предоставление оптимальных, взаимовыгодных и гибких условий при заключении сделок с постоянными корпоративными клиентами Поддержание долгосрочных стабильных отношений с крупными клиентами Акцент на предоставление широкого спектра услуг Репутация банка на рынке и длительный |
структурные единицы) Репутация универсального банка, обслуживающего крупныхкорпоративных клиентови при этом активно развивающего розничный бизнес. Стабильный рост финансовых показателей. Оперативная система консультирования и поддержки клиентов Широкий ассортимент предлагаемых расчетно-кассовых услуг Крупный масштаб банковских операций (охват всех регионов) |
бизнеса Ввод нового рублевого продукта для регионов. Использовать опыт современныхуспешных банков с целью совершенствования процесса продвижения банковских услуг и продуктов Увеличение сбережений и вкладов населения за счет роста его доходов и благосостояния |
срок работы удерживает розничных клиентов, несмотря на усиление конкуренции помимо непосредственной продажи продукции |
Слабости "W" - Weakness |
Слабость и возможности «СЛВ» |
Слабость и угрозы «СЛУ» |
Качество обслуживания на низком уровне с точки зрения скорости принятиярешений, а также из-за длительности и сложности процедур Низкий уровень производительности труда, его разделения и специализации, что влечет невозможность экономии на масштабе Автоматизация на низком уровне и использование ручного труда в большинстве случаев В некоторых случаях баланс между контролем рисков и доходностью банка чрезмерно смещен в сторону недопущения рисков Умеренная капитализация с учетом высоких уровней концентрации и быстрого роста активов. Текучесть кадров Избыточный бюрократизм |
Привлечение и заключение
договоров с новыми деловыми партнерами
→ активный поиск потенциальных
и заинтересованных в продукции
клиентов Поиск новых путей продвижения
продукции → более предметная
и плотная работа с персоналом,
ориентация его на достижение целей
компании позволит увеличить количество
потенциальных сделок Создание проработанной
системы мотивации для |
Риски, связанные с правовой системой и операционной средой России. Рост межбанковской конкуренции в приоритетных направлениях бизнеса банка. Использование малозатратных, но эффективных способов рекламы с целью охвата целевой аудитории и активных продаж банковских продуктов Следить за действиями конкурентов и стараться опережать изменения продуктового ряда Снижение маржи как результат обострения конкуренции в банковском бизнесе. |
По результатам анализа можно сделать выводы о том, какие направления необходимо развивать, какие стороны деятельности усиливать и как использовать возможности внешней среды.
Таким образом, по результатам проведенного анализа, было установлено, что необходимо укреплять и осуществлять поддержку сильных сторон и конкурентных преимуществ банка, а также предпринимать усилия и осуществлять деятельность по снижению и устранению слабых сторон.
Организация маркетинга в ОАО «Сбербанк России» представлена следующей структурой (см. рис.5)
Рис. 5 Организация службы маркетинга ОАО «Сбербанк России»
«Директор по маркетингу руководит департаментом маркетинга банка, организует и управляет всей деятельностью банка в сфере маркетинга, рекламы и стимулирования сбыта.
Ему напрямую подчинены руководители групп департамента маркетинга, а в специальном отношении – директора департаментов, подразделений и служб, выполняющие маркетинговые функции и задачи в банке.
Группа маркетингового планирования
и контроля отвечает за стратегическое
и текущее планирование маркетинговой
деятельности банка. Специалисты этой
группы осуществляют контроль выполнения
маркетинговых функций
На них же возложена задача периодической ревизии организации системы маркетинговой деятельности в банке.
Группа маркетинговых
При необходимости, специалисты данной группы могут привлекать внешние ресурсы (компании) к проведению маркетинговых исследований. Также занимаются изучением новинок.
Группа экономического анализа и ценовой политики осуществляет анализ экономических показателей деятельности банка. При этом в задачу группы не входят задачи финансового анализа и планирования деятельности. Специалисты этой группы определяют ценовую политику банка, политику скидок, составляют предложения по банковским продуктам.
Группа рекламы, и стимулирования продаж банковских продуктов предназначена для планирования, организации и контроля рекламной деятельности банка, деятельности в области продвижения товаров и стимулирования сбыта. На эту же группу возлагаются обязанности по поддержанию общественных связей банка.
Информация о работе Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Сбербанк России»