Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:00, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в разработке механизма выявления резервов маркетинговой деятельности предприятия на примере ОАО «Сбербанк России».
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Сбербанк России»;
Провести анализ маркетинговой среды ОАО «Сбербанк России»;
Сделать SWOT – анализ ОАО «Сбербанк России»;
Изучить пути совершенствования маркетинговой деятельности Астраханского отделения Сбербанка России на рынке предоставления банковских услуг.
Введение……………………………………………………………………….3
Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………………5
Анализ маркетинговой среды ОАО «Сбербанк России»………………….11
SWOT – анализ ОАО «Сбербанк России»………………………………….15
Маркетинговая деятельность ОАО «Сбербанк России»…………………..17
Пути улучшения маркетинговой деятельности ОАО
«Сбербанк России»…………………………………………………………...22
Заключение …………………………………………………………………..26
Библиография…………………………………………………………...……28
Содержание:
Введение…………………………………………………………
«Сбербанк
России»………………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………..26
Библиография………………………………………………
Введение
Еще совсем недавно рынок банковских услуг был рынком продавца, когда клиенты располагали большими суммами (вследствие инфляции) денег, а банков было немного. Но в последнее время при изменчивости инфляцией и в условиях хронической нехватки денежных ресурсов у основных клиентов банков - предприятий, рынок банковских услуг превратился в рынок покупателя. С этого момента большинство российских банков стали искать новые способы привлечения клиентов. Для этих целей они могут успешно применять маркетинг. Маркетинговый подход в организации деятельности предполагает переориентацию банка со своего продукта на потребности клиента. Поэтому необходимо тщательное изучение рынка, анализ изменяющихся вкусов и потребностей потребителей банковских услуг.
«В настоящее время, можно определить банковский маркетинг (от англ. bankmarketing), как рыночную стратегию по созданию, продвижению и сбыту банковских продуктов и услуг. Банковский маркетинг представляет собой набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов и получение банком дохода» [5,стр. 133].
Инструменты и приемы банковского маркетинга опираются на различную информацию политико-экономического характера, статистики, психологии, социологии.
Предметом исследования курсовой работы выступает исследование маркетинговой деятельности предприятия на примере ОАО «Сбербанк России»
Цель курсовой работы заключается в разработке механизма выявления резервов маркетинговой деятельности предприятия на примере ОАО «Сбербанк России».
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 30% (данные на 1 ноября 2011 года). По данным The Banker, Сбербанк занимал 40 место в мире по размеру капитала 1-го уровня в мире (на 1 июля 2011 года).
Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 ноября 2011 года доля Сбербанка на рынке частных вкладов России составляла 47%, на рынке кредитов – около трети (31% – как розничных, так и корпоративных).
«Сбербанк располагает широкой филиальной сетью: 17 территориальных банков и выше 18,5 тысяч отделений по всей стране. Дочерние банки работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. Стратегия развития Сбербанка также предусматривает расширение международного присутствия: открыты представительства в Германии и Китае, работает филиал в Индии. В конце декабря 2011 года Сбербанк завершил сделку по приобретению банка в Швейцарии. В целом, в 2014 году планируется увеличить долю чистой прибыли, получаемой за пределами России, до 5%.» [10].
Миссия
Банка: «Мы даем людям уверенность
и надежность, мы делаем их жизнь
лучше, помогая реализовывать
Миссия определяет смысл и содержание деятельности Банка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России. Клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Банка как организации.
«Совокупный доход ОАО «Сбербанк России» по МСФО в 2011 г. составил 206,6 млрд. руб., что в 5 раз превышает результат 2010 г. Положительная переоценка ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, отраженная в составе собственных средств, составила 31,3 млрд руб. Таким образом, совокупный доход ОАО «Сбербанк России» от операций с ценными бумагами, отраженный через счета прибылей и убытков и через счета прочего совокупного дохода, в 2011 г. достиг 55,3 млрд руб.
2011 г.
стал для России годом
Чистая прибыль ОАО «Сбербанк России» по МСФО в 2011 г. выросла до 181,6 млрд. руб., что более чем в 7 раз превышает чистую прибыль 2010 г. (24,4 млрд. руб.). Чистая прибыль ОАО «Сбербанк России» отражена на рисунке 1.
Рис. 1 Чистая прибыль ОАО «Сбербанк России»
Прибыль до налогообложения составила 230,2 млрд руб. и 29,9 млрд руб. соответственно. В 2011 г. чистый процентный доход составил 495,8 млрд руб. (502,7 млрд руб. в 2009 г.), чистый комиссионный доход вырос на 22,3% до 123,6 млрд руб.
Доход ОАО «Сбербанк России» от операций с ценными бумагами, отраженный через счета прибылей и убытков, составил 24,0 млрд. руб., что ниже результата 2010 г. (36,5 млрд руб.). Чистые доходы ОАО «Сбербанк России» от операций с иностранной валютой составили 14,1 млрд. руб., что на 13% ниже показателя 2010 г.
В результате операционные доходы до формирования резервов под обесценение кредитного портфеля за 2011 г. выросли на 2,9% в сравнении с предыдущим периодом и составили 666,6 млрд руб. (648,1 млрд руб. в 2010 г.). Операционный доход до резервов ОАО «Сбербанк России» отражен на рисунке 2.
Рис. 2 Операционный доход до резервов ОАО «Сбербанк России»
Увеличение чистой прибыли ОАО «Сбербанк России» в 2011 г. происходило на фоне сокращения отчислений в резерв под обесценение кредитного портфеля (153,8 млрд руб. в 2011 г. и 388,9 млрд руб. в 2010 г. соответственно). Операционные расходы выросли в 2011 г. до 282,6 млрд руб.(229,3 млрд руб. годом ранее).
Процентные доходы ОАО «Сбербанк России» в 2011 г. составили 795,6 млрд руб., что ниже результата 2010 г. на 2,4%. Изменение в объеме процентного дохода в 2011 г. связано со снижением доходности по основным работающим активам ОАО «Сбербанк России» (кредитному портфелю и портфелю ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи) при одновременном росте объема данных активов.
Процентные доходы, полученные в течение 2011 г., составили 809,6 млрд руб. Процентные доходы по кредитному портфелю ОАО «Сбербанк России» отражены на рисунке 3.
Рис. 3 Процентные доходы по кредитному портфелю ОАО «Сбербанк России»
Процентные доходы по кредитам клиентам составили 682 млрд руб., сократившись по сравнению с 2010 г. на 70,6 млрд руб. Сокращение процентных доходов вызвано снижением процентных ставок по кредитам юридическим лицам, характерным для российского финансового рынка в 2011 г. Влияние снижения процентных ставок на объем процентных доходов не было компенсировано ростом кредитного портфеля.
В 2011 г. процентные доходы от операций с ценными бумагами выросли до 105,6 млрд. руб., что почти в 2 раза выше дохода 2010 г. (54,2 млрд руб.). Данный рост связан в первую очередь со значительным увеличением объема портфеля ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи.
Процентные
доходы по средствам, размещенным в
банках (включая межбанковские
В 2011 г. в
российской банковской системе сохранялись
высокие темпы роста
Рис.4 - Прирост кредитов и привлеченных средств клиентов ОАО «Сбербанк России»
Тем не менее, темпы кредитования оставались недостаточно высокими в сравнении с притоком средств клиентов, и банки продолжали наращивать портфели ценных бумаг. За 2011 г. вложения банков в ценные бумаги возросли более чем на треть. Портфель ценных бумаг Сбербанка увеличился гораздо значительнее — в 1,7 раза, что стало основным фактором роста доли Сбербанка в активах банковского сектора.
Высокий уровень рублевой ликвидности Сбербанка, поддерживаемый стабильным притоком средств клиентов, позволил Банку снизить ставки привлечения и, таким образом, сократить свои процентные расходы. В свою очередь, это повлияло на снижение доли Банка на рынке привлечения средств корпоративных и частных клиентов.
Стабилизация экономической ситуации положительно отразилась на качестве кредитных портфелей банков. Доля просроченной задолженности по кредитам предприятиям, возросшая в январе–мае с 5,9 до 6,3%, начала снижаться и к концу 2011 г. опустилась до 5,1%. Доля просроченной задолженности по кредитам населению стала уменьшаться только в IV квартале и на конец 2011 г. составила 6,9%, что несколько выше уровня начала года — 6,8%. Снижение темпов роста просроченной задолженности отразилось на динамике резервов по кредитам, рост которых приостановился. За год резервы выросли всего на 4,6% против двукратного роста в 2010 г., а отношение резервов к кредитам снизилось с 9,2 до 8,6%.
Аналогичные
тенденции были характерны и для
Сбербанка, качество кредитного портфеля
которого начало улучшаться. Расходы
на создание резервов в сравнении
с 2010 г. существенно сократились, что
стало основным фактором роста прибыли
ОАО «Сбербанк России» и
«Кредитный портфель ОАО «Сбербанк России» включает в себя около трети всех выданных в стране кредитов (32% розничных и 31% корпоративных кредитов). В 2011 г. ОАО «Сбербанк России» активно кредитовал крупнейших корпоративных клиентов, предоставляя средства на финансирование текущей деятельности и инвестиционных программ, рефинансирование кредитов в других банках, приобретение активов и совершение сделок по слиянию и поглощению, финансирование лизинговых сделок, расходов по участию в тендерах, строительства жилья. Как и в предыдущие годы, Сбербанк принимал непосредственное участие в реализации государственных программ» [10].
«В 2011-2012 гг. ОАО «Сбербанк России» продолжил работу по улучшению качества клиентского сервиса. Наиболее значимой услугой Сбербанка остается прием платежей населения. Их объем за 2011 г. вырос в 1,4 раза и достиг 1 621 млрд руб., количество принятых платежей увеличилось на 6,5% и превысило 1 134 млн. Доля платежей, принимаемых по биллинговой технологии, увеличилась за 2011 г. до 65,7%»[12].
Таким образом, ОАО «Сбербанк России» занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса ОАО «Сбербанк России», а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками – залогом его успешной работы.
2. Анализ маркетинговой среды ОАО «Сбербанк России»
Анализ макросреды:
«Рынок банковских услуг находится под сильным воздействием факторов внешней среды, которые во многом определяют правила игры. Банковская деятельность довольно сильно регламентируется государством. Государство устанавливает как прямые ограничения на деятельность банковских учреждений (минимальная величина уставного капитала, резервного фонда, лицензирования банковской деятельности), так и оказывает косвенно регулирование, например, через политику налогообложения юридических и физических лиц» [5, стр. 189].
Информация о работе Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Сбербанк России»