Программированное задание по дисциплине «логика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:12, тест

Краткое описание

ПЗ-01 Тема «Предмет и значение логики»……………………………………3
Тема «Понятие»…………………………………………………………………3
Тема «Суждение»……………………………………………………………….6
ПЗ-02 Тема «Основные законы логики»………………………………………9
Тема «Умозаключение»………………………………………………….…….10
ПЗ-03 Тема «Логические основы аргументации»……………………………14
Тема «Формы развития знания»………………………………………………

Файлы: 1 файл

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса1.doc

— 228.00 Кб (Скачать)
 

    Меньший термин – «музыканты», больший термин «невежда», средний термин «ценит искусство». Фигура IV.

    Ни  один S не есть P (Е)

    Некоторые S есть P (I)

    Ни  один S не есть P (Е)

    Модус EIE.

    Доказательства: нарушен закон достаточного основания; среди правильных модусов четвёртой  фигуры модуса EIE нет.

    Следовательно, данный категорический силлогизм построен неправильно, заключение является ложным. 

    3. Восстановить энтимему до полного силлогизма и доказать его правильность.

    «Только мысль интересна и прекрасна, потому что мысль – это жизнь»

    (Б.  Шоу).

    Только  мысль интересна  и прекрасна.

    Мысль – это жизнь.

    Некоторая жизнь интересна и прекрасна.

    Малый термин – «жизнь».

    Больший термин – «интересна и прекрасна».

    Средний термин – «мысль».

    Третья  фигура. Модус ААI относится к правильным модусам третьей фигуры. 

    4. Определить схему,  вид, модус и  логическое значение  табличным способом

    сложного  умозаключения:

    1.

    «Невежество либо предшествует знанию, либо следует за ним» (М. Монтень).

    Невежество  не следует за знанием.

    Следовательно, невежество предшествует ему. 

    Вид – разделительно – категорический силлогизм.

    Модус: отрицающе - утверждающий. 

   

    2.

    Если  ты будешь говорить правду, то тебя возненавидят богатые и знатные, а если ты будешь лгать, то тебя возненавидит простой народ.

    

    Ты  будешь говорить правду или лгать.

    

    Следовательно, тебя возненавидят богатые и знатные  или простой народ.

    

   

    Вид – условно – разделительный силлогизм, конструктивная дилемма.

    Формула:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЗ-03 Тема «Логические основы аргументации»

1. Определить вид  доказательства:

1. «Человек с рассудком обладает волею. Человек без рассудка – человек

без воли. Кто не обладает умом, того другие обманывают, ослепляют, эксплуатируют. Только тот, кто мыслит, свободен и самостоятелен» (Л. Фейхтвангер).

Вид доказательства - косвенное  апагогическое. 

2. Установлено,  что известное стихотворение  великого поэта могло быть адресовано либо Б., либо К., либо В., либо никому, кроме этих трех лиц. Прямых свидетельств, подтверждающих первую возможность, в распоряжении исследователя нет, однако ему удается доказать ложность второго и третьего предположений. Тем самым доказывается, что стихотворение адресовано Б.

Вид доказательства – аргументация 2 типа (достоверные аргументы и недемонстративная форма),косвенное. 

2. Определить логическую  ошибку в рассуждении:

1. «− Скажи мне, Шевчук, что такое часовой?

– Часовой  есть лицо неприкосновенное.

– Правильно. А почему, Бондаренко?

– Потому что до него никто не смеет дотронуться.

– Верно. Садись, Бондаренко...» (А. Куприн. «В казарме»).

Логическая  ошибка в рассуждении – ошибка «не подтверждает».

2. –  Источник этих денег подозрителен.

– Вы утверждаете, что деньги эти краденные?

Логическая  ошибка в рассуждении - ошибка предвосхищения основания.

3. Солнце  и звезды вращаются вокруг  Земли.

Логическая  ошибка в рассуждении - классическая ошибка в рассуждении, т.е. построение доказательств на ложных аргументах.

4. Во  Франции упрекали католиков: они  для себя требуют свободы слова,  в

то время  как сами являются врагами свободы  для других.

Логическая  ошибка в рассуждении - ошибка противоречия аргументов.

5. Французские  моралисты искренне верили, что  все, о чем они говорят и

пишут, является истиной на все времена. Однако в этой универсальной форме они выразили лишь истину своего времени.

Логическая  ошибка в рассуждении - ошибка круг в доказательстве.

6. Госпожа  Простакова говорит, что география  совсем не дворянская наука,

потому  что «на то есть кучер, чтобы везти, куда ему прикажут, безо всякого

описания  земли» (из пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»).

Логическая  ошибка в рассуждении - ошибка ложного следования. 

Тема  «Формы развития знания»

1. Определить виды  вопросов:

1. Когда  родился П.И. Чайковский?

Логически корректный легкий вопрос.

2. Все  ли вулканы – горы?

Логически некорректный неопределенный вопрос.

3. Запущен  ли искусственный спутник на Марс?

Логически корректный легкий вопрос.

4. Где  проходили последние Олимпийские  игры?

Логически корректный легкий вопрос. 

2. Какое требование  к постановке вопроса  нарушено?

1. Какова  форма «летающих тарелок»?

Логически некорректный неопределенный вопрос.

2. Где  живет «снежный человек»?

Логически некорректный бессмысленный  вопрос.

3. В  каком году Р. Амундсен первым  достиг полюса?

Логически корректный легкий вопрос. 

3. Определить виды  ответов:

1. Кто  автор романа «Двадцать лет  спустя»? – А. Дюма-отец.

Логически правильный сильный  неполный ответ.

2. Верно  ли, что женьшень применяют в  качестве тонизирующего средства?

– Да.

Логически правильный слабый неполный ответ. 

3. Курите  ли Вы? – 1 грамм никотина убивает  лошадь.

Логически неправильный нерелевантный ответ. 

4. Какое требование  к ответу нарушено?

1. Анна  Ахматова – великая французская  поэтесса.

Нарушенное  требование к ответу - правильность предпосылки.

2. А.  Дюма написал роман «Дама с  камелиями».

Нарушенное  требование к ответу - истинность.

3. Я его люблю и ненавижу одновременно.

Нарушенное  требование к ответу –не противоречивости. 

5. Ставится ли проблема  в тексте? Если  да, то какая (с  логической точки  зрения)?

1. «В  настоящее время ведется активный  поиск и внедрение различных форм и методов работы с руководящими кадрами, среди которых заслуженное место занимает аттестация... Цель аттестации – определить степень профессиональной подготовки руководителя, ... установить, соответствует ли руководитель предъявляемым требованиям, определить соответствие руководителя выполняемой работе или должности». Как проводить аттестацию?

В данном тексте проблема не ставится.

2. «Еще  в работах И.М. Сеченова отмечалось  влияние некоторых условий

совместной  деятельности на снижение чувства усталости (Сеченов писал о роли песни при передвижении воинских подразделений). На первых этапах развития отечественной психологии труда В.М. Бехтерев, Н.А. Грудескул, П.П. Блонский отмечали зависимость между интересом к труду, настроением, стимуляцией и развитием усталости». Как связана утомляемость с условиями совместной деятельности?

В данном тексте ставится неразвитая проблема. 

6. Проанализировать  текст и выяснить, излагается гипотеза  или догадка?

1. Т.Р.  Мальтус предположил, что население будет увеличиваться в геометрической прогрессии: 1, 2, 3, 4, 8, 16, 32, ..., причем удвоение населения будет происходить каждые 25 лет. В те же промежутки времени средства существования будут возрастать лишь в арифметической прогрессии: 1, 2, 3, 4, 5, 6 ...

В данном тексте излагается догадка, т.к. нет ни частичного, ни полного обоснования. 

7. Проанализировать  текст и выделить  компоненты теории:

1. Бихевиористы  считают предметом психологии  человека изучение его по-

ведения. Поскольку при изучении поведения  не наблюдается сознание, то таких психических явлений не существует. Поведение описывается в терминах «стимул», «реакция». Задача – накопить наблюдения, чтобы предсказывать реакции на стимулы. Вопросы о соответствующих стимулах – реакциях нервных связей и об их природе – не рассматриваются.

Данный текст не является изложением теории, так как отсутствуют элементы теории. 

Информация о работе Программированное задание по дисциплине «логика»