Программированное задание по дисциплине «логика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:12, тест

Краткое описание

ПЗ-01 Тема «Предмет и значение логики»……………………………………3
Тема «Понятие»…………………………………………………………………3
Тема «Суждение»……………………………………………………………….6
ПЗ-02 Тема «Основные законы логики»………………………………………9
Тема «Умозаключение»………………………………………………….…….10
ПЗ-03 Тема «Логические основы аргументации»……………………………14
Тема «Формы развития знания»………………………………………………

Файлы: 1 файл

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса1.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

             

Нижегородский институт менеджмента  и бизнеса 

Кафедра философии и социальных наук 
 
 
 
 
 

Программированное задание по дисциплине «логика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                          Выполнила:

                                                                                          Студентка 2 курса 

                                                                                          35 поток ФММ ЗФДО

                                                                                          Шапошникова Г.С.

                                                                                          Проверил:

                                                                                          Закунов Ю.А. 
 

 
 

п.Воротынец

2010 год 

Содержание 

ПЗ-01 Тема «Предмет и значение логики»……………………………………3

Тема  «Понятие»…………………………………………………………………3

Тема  «Суждение»……………………………………………………………….6

ПЗ-02 Тема «Основные законы логики»………………………………………9

Тема  «Умозаключение»………………………………………………….…….10

ПЗ-03 Тема «Логические основы аргументации»……………………………14

Тема  «Формы развития знания»………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЗ-01 Тема «Предмет и значение логики»

    1. Выберите правильный  вариант ответа:

    1. Логика – это философская наука,  изучающая:

    + а) законы и формы правильного  рассуждения;

    2. Возникновение науки логики в  Древней Греции было в значительной  степени связано с:

    + высоким уровнем развития философской мысли;

    3. Кто является «отцом логики»?

    + в) Аристотель; 

    2. Дать семантическую  характеристику высказываний:

    1. «Выступая, будь творцом, создателем  своей речи». Имя – «выступая», 2 предикатора – «будь творцом своей речи», «будь создателем своей речи».

    2. «Метод – мать памяти» (Т. Фуллер). Имя – «метод», предикатор – «мать памяти», логический термин – “ – “ или «есть».

    3. Стиль – это человек. Имя – «стиль», предикатор «человек», логический термин – «- это».

    4. Лицензии на экспорт или импорт  бывают двух видов. Два имени: «лицензия на экспорт», «лицензия на импорт», предикатор – «бывают двух видов», логический термин – «или». 

    3. Установить причину  ошибок мышления:

    1. «Ум человека – клад, достоинств  всех дороже,

    Ты  мудрецам внемли, чтоб стать мудрее тоже.

    В зерцало мудрости каменьев не бросай,

    Волшебное стекло – оно разбиться может» (Низами).

    Ошибки: предвосхищение основания, аргументы не обосновывают тезис.

    2. «Люди думают, что достаточно  доказать истину, как математическую  теорему, чтобы ее поняли; что  достаточно самому верить, чтобы  другие поверили. Выходит совсем иное: одни говорят одно, а другие слушают и понимают другое»

    Ошибки: «от сказанного в  условном смысле к  сказанному в безусловном  смысле»: аргумент, истинный для определённых условий приводится как истинный для  всех условий. 
 

Тема «Понятие»

1. Дать логическую  характеристику выделенным  понятиям.

1. «В XVII веке тысячи крестьян, ремесленников,  самураев, чьи князья разорились, устремились в Эдо (Токио). К  слову «счастливый» они знали единственный синоним – «богатый» (В. Цветов).

2. «Понятие интеллигенции не равнозначно понятию людей умственного

труда» (акад. Г. Фридлендер).

3. «Честность и богатство – две вещи несовместные» (корр. Н. Максимова).

    «Счастливый» - общее, абстрактное, относительное, положительное, собирательное.

    «Богатый» – общее, абстрактное, относительное, положительное, собирательное.

    Интеллигенция –   общее, абстрактное, безотносительное, положительное, собирательное.

    «Честность» – общее, абстрактное, безотносительное, положительное, несобирательное.

    «Богатство» – общее, абстрактное, безотносительное, положительное, собирательное. 

2. Определить отношения  между понятиями  и отразить в  кругах Эйлера: 

    1. Магистр бизнеса (А), бакалавр  бизнеса(В), специалист бизнеса(С).

    

    2. Учебник(А), учебник логики(В), автор(С), книга(D).

    Некоторые книги – учебники, некоторые учебник  – учебники логики, ни один автор  не является книгой.

    

    3. ВУЗ(A), институт(B), НИМБ(C), факультет(D), студент(E).

    Если  считать, что институт – это только высшее учебное заведение, то:

    

    Если  считать, что институт может быть и ВУЗом, и научно-исследовательским или проектным, то:

    

    5. Сын(A), отец(B), мужчина(C), директор(D).

    

    6. Хитрец(A), глупец(B), мудрец(C), человек(D).

    Если  считать, что А, В  и С находятся  в отношении противоположности:

    ни  один хитрец не является глупцом;

    ни  один хитрец не является мудрецом;

    ни  один глупец не является хитрецом;

    ни  один глупец не является мудрецом;

    ни  один мудрец не является хитрецом;

    ни  один мудрец не является глупцом.

    Будем считать, что все  эти понятия относятся  только к понятию «человек», то в сумме эти понятия не исчерпывают объём понятия «человек».

      
 

3. Обобщить и ограничить  понятие, сделав  не менее 4-х  переходов:

Задания:

    1. Негосударственное образовательное  учреждение.

    Обобщение: образовательное учреждение – учреждение – организация – социальная структура.

    Ограничение: высшее негосударственное образовательное учреждение - высшее негосударственное образовательное учреждение Российской Федерации – нижегородское высшее негосударственное образовательное учреждение – Нижегородский Институт Менеджмента и Бизнеса.

    2. Ответственный бизнесмен.

    Обобщение: бизнесмен – работодатель – налогоплательщик – член общества.

    Ограничение: нижегородский ответственный бизнесмен – нижегородский ответственный индивидуальный предприниматель – нижегородский ответственный индивидуальный предприниматель, имеющий магазин - нижегородский ответственный индивидуальный предприниматель, имеющий магазин канцтоваров.

    3. Министерство.

    Обобщение: Центральный орган государственного управления – орган государственного управления – государственное учреждение – государственная структура.

    Ограничение: министерство Российской федерации – министерство образования Российской Федерации – министерство образования Нижегородской области.

    4. Экономика.

    Ограничение: наука – дисциплина в ВУЗе – лекция, которую я пропустила в прошлую субботу. 

Тема  «Суждение»

    1. Определить термины,  вид и распределённость  терминов простого  суждения:

    1. Деловое общение – это успех предпринимательства и благополучия в жизни.

    Субъект (S) – «деловое общение», Предикат (P) – «успех предпринимательства и благополучия в жизни», Связка – «есть».

    Вид суждения: «А» - общеутвердительное. По таблице распределённости терминов субъект данного простого суждения распределён (+), предикат не распределён (-). 

    2. В общении с собеседником не делайте того, чему сами не порадуетесь.

    Субъект (S) – «не делайте того», Предикат (P) – «чему сами не порадуетесь», Связка – «в общении с собеседником».

    Вид суждения – «Е» - общеотрицательное. По таблице распределённости терминов S и P распределены. 

    2. Определить отношения  по логическому  квадрату между  простыми суждениями:

    1. «Большинство людей судит о ближних по богатству или успехам» (Ларошфуко).

    Данное  суждение вида I (некоторые S есть P) вступает в отношения подчинения с суждением вида А, субконтрарности – с суждением вида О, контрадикторности – с суждением вида Е.

    При условии его истинности суждение вида А – « Все люди судят  о ближних по богатству или  успехам» - неопределённо; вида О –  «Некоторые люди не судят о ближних  по богатству или успехам» - неопределённо; суждение вида Е – «Никто из людей не судит о ближних по богатству или успехам» - ложно.

    При условии его ложности суждение вида А – ложно, вида О – истинно, вида Е – истинно. 

    2. Основное качество менеджера – способность к деловому общению.

    Данное  суждение вида I (некоторые S есть P) вступает в отношения подчинения с суждением вида А, субконтрарности – с суждением вида О, контрадикторности – с суждением вида Е.

    При условии его истинности суждение вида А – «Единственное качество менеджера – способность к деловому общению» - неопределённо; вида О – «Основное качество менеджера – неспособность к деловому общению» - неопределённо; суждение вида Е – «Ни одно из качеств менеджера не есть способность к деловому общению» - ложно.

    При условии его ложности суждение вида А – ложно, вида О – истинно, вида Е – истинно. 

    3. Записать в виде  формулы, определить  вид и логическое  значение табличным  способом сложного  суждения:

Информация о работе Программированное задание по дисциплине «логика»