Зачетное задание по дисциплине: Философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:27, практическая работа

Краткое описание

С чем в прошлом мы порываем? По-видимому, есть основания говорить прежде всего о мировоззрениях. Безусловно, сейчас они поражены кризисом, причем речь идет не о каком-то одном мировоззрении. Разрыв с прошлым проходит гораздо глубже, затрагивая предпосылки, всех мировоззрений и основания, на которых они возникают. У нас нет общепринятой терминологии, для того чтобы адекватно выразить эти предпосылки. Они, несомненно, не являются мировоззрениями в том же смысле, как религии, идеологии или философии. Из-за отсутствия лучшей терминологии назовем настроение, создаваемое наукой и общественной практикой, "духовной ситуацией", а элементы, общие для мировоззрений, "основным воззрением" данного периода. Предыдущие замечания можно суммировать в следующем: в настоящее время мы переживаем кризис, вызванный изменением в духовной ситуации и соответствующим ему разрывом с основными воззрениями прошлого.

Файлы: 1 файл

зачет по философии.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

                                                Федеральное агентство связи 

             Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Межрегиональный центр переподготовки специалистов 
 
 

Зачетное  задание

По  дисциплине: Философия 
 
 
 
 

                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Новосибирск, 2009 г 

  24. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени.      

  1.Как выразить степень  разрыва  человечества с прошлым?

   С чем в прошлом мы порываем? По-видимому, есть основания говорить прежде всего  о мировоззрениях. Безусловно, сейчас они поражены кризисом, причем речь идет не о каком-то одном мировоззрении. Разрыв с прошлым проходит гораздо  глубже, затрагивая предпосылки, всех мировоззрений и основания, на которых они возникают. У нас нет общепринятой терминологии, для того чтобы адекватно выразить эти предпосылки. Они, несомненно, не являются мировоззрениями в том же смысле, как религии, идеологии или философии. Из-за отсутствия лучшей терминологии назовем настроение, создаваемое наукой и общественной практикой, "духовной ситуацией", а элементы, общие для мировоззрений, "основным воззрением" данного периода. Предыдущие замечания можно суммировать в следующем: в настоящее время мы переживаем кризис, вызванный изменением в духовной ситуации и соответствующим ему разрывом с основными воззрениями прошлого. 

2. Что  содержится в основном воззрении и в чем заключается духовная перемена?

Основное воззрение  дает ответы на основные вопросы своего времени, включает определенное отношение к ним. Существует множество таких вопросов и здесь едва ли стоит пытаться все их поднять. Я остановлюсь на четырех, сейчас наиболее важных:

- какое место  занимает человек в космосе? 
- существует ли прогресс? 
- в чем ценность науки? 
- как велики сила или бессилие человека?

Прежде чем  приступить к рассмотрению ответов  нашего времени на эти вопросы, стоит, напомнить важный факт: массы людей, включая интеллигенцию, остаются под  влиянием двух прежних основных воззрений — Средневековья и Просвещения. Среди католических народов Средневековье все еще жизненно. Оно проявляется не только в содержании христианства, но также и в других мировоззрениях, основанных на Библии. Безусловно, влияние Средневековья на интеллигенцию уступает влиянию Просвещения, но отнюдь не менее значимо. "Эпохой Просвещения" я называю идеи и позиции, возникшие в философии XVIII в., общие таким мировоззрениям, как либеральный агностицизм и марксизм. Эта духовная ситуация оказывает преобладающее влияние на большинство интеллектуалов нашей культурной сферы. Следовательно, суть современного кризиса заключается в разрыве с основным воззрением Просвещения и в меньшей степени — с основным воззрением Средневековья, хотя они оба продолжают оказывать воздействие на массы.

2. 1 Что включает основное воззрение Средневековья?

   Что касается места человека в космосе, ответ, бесспорно, антропоцентричен. С  точки зрения существовавшей в то время науки вырисовывается следующая  картина. Человек — властелин  Земли; Земля — центр мира; вокруг нее вращаются солнце и планеты; звезды — всего лишь обрамление этой земной, т.е. предназначенной для человека, системы. Согласно биологии, человек — единственный в своем роде, превосходящий все иное во вселенной. Он, следовательно, находится в центре космоса. Это антропоцентрическое воззрение черпает силу в библейской вере: мир был создан для человека — не только центра, но и единственной цели мироздания.

   Средневековый ответ на вопрос о прогрессе также  безоговорочно негативен. Несмотря на авторитет св. Августина — первооткрывателя и радикального сторонника эволюции, средневековый человек, тем не менее, не верил в космический прогресс, и еще менее — в его социальное дополнение. Его воззрение на мир и общество было совершенно статичным.

   Относительно  вопроса о науке позиция Средневековья  была умеренной. Соглашаясь с возможностью существования знания и признавая  ценность науки, оно отличало (явно и определенно — начиная со св. Фомы Аквинского) знание от веры, так  как положения веры и мировоззрений не могут быть доказаны. Наконец, в вопросе" о возможностях человека господствующей позицией в Средние века было чувство бессилия.

   Таким образом, основное воззрение Средневековья включает антропоцентризм, статичное представление о мире, умеренный рационализм и убежденность в ограниченности человеческих возможностей. 

2.2 Что включает основное воззрение Просвещения ?  

   Начиная с XVII в., это воззрение постепенно вытесняется новым, которое мы называем "Просвещением". Антропоцентризм  принимается в новой радикальной форме. Однако при решении остальных вопросов Просвещение решительно порывает со Средневековьем. Во-первых, оно провозглашает веру в неограниченный прогресс, и это, в сущности, еще одна странность истории, учитывая, что наиболее важные аргументы в его защиту были сформулированы только во второй половине XIX в. Оно также утверждает, в отличие от Средневековья, неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы исследовать и понять. Наука не знает границ. Все, что вне ее границ, объявляется просто выдумкой. Наконец, испытывая благоговейный трепет перед достижениями науки и технологии, человек верил в свои неограниченные возможности. Следовательно, основное воззрение Просвещения включает крайний антропоцентризм, веру в прогресс, крайний рационализм и веру в неограниченные возможности человека. 

3.0 Что представляет собой современная духовная ситуация? 

   Рассмотрим  прежде всего вопрос о месте человека в космосе. Что представляет собой современная духовная ситуация в этом отношении? 'С точки зрения антропоцентризма, общего для прежних основных воззрений, она катастрофична. Астрономия показала, что Земля не является центром солнечной системы, что она не охватывает всей реальности, а является всего лишь ее незначительным фрагментом. Земля не является даже центром Млечного Пути. Мысль о том, что существо, живущее долю космической секунды на земле, является центром вселенной, представляется нам сегодня совершенно неосновательной.

   Биология  и психология опровергли миф об уникальных качествах человека, о его природном  превосходстве. Было показано, что человек, подобно другим животным, -лишь один из вариантов жизни, возможной на Земле.

   Cледует сказать, что взаимоподтвержденные и хорошо проверенные выводы естественных наук конституируют духовную ситуацию, противостоящую любой форме антропоцентризма. Человека нельзя рассматривать как центр космоса.

   Следовательно, мы приходим к радикальному отказу от основной составляющей как средневекового мировоззрения, так и мировоззрения эпохи Просвещения. Новая духовная ситуация запрещает нам мыслить антропоцентрически 

   Что касается других проблем, здесь мы также  видим изменения, хотя в каждом случае они особые.

   И уроки истории, и наука со всей убедительностью подрывают веру в прогресс. В любом случае теперь мы знаем, что нет аргументов в защиту космического прогресса.. Современная наука не дает оснований для веры в космический прогресс.

   . Очень существен  опыт человеческой жестокости, с которым предшествующее поколение столкнулось в таком масштабе, что это не позволяет нам говорить о нравственном совершенствовании человечества. Подобным же образом страх перед ядерной войной и ее последствиями так же, как и перед загрязнением окружающей среды, разрушил веру в отождествление прогресса науки и техники с прогрессом человечества, самому существованию которого угрожает 

наука. Опыт человеческой жестокости и страх перед последствиями технологии подорвали веру человека в исторический прогресс.

Как результат  этой новой ситуации мы видим здесь  радикальный разрыв с воззрением Просвещения, но также (не в смысле антропоцентризма) — определенное движение по направлению  к средневековому миросозерцанию.

В вопросе  о ценности науки разрыв с миросозерцанием Просвещения намечается в двух аспектах. С одной стороны, со времени бомбардировки Хиросимы практическая ценность науки все более ставится под вопрос. С другой стороны, современная философия науки и теория мировоззрений разрушили оптимистическое представление о науке. Не только ее практическая, но также и ее теоретическая ценность подвергается тщательной проверке.

Во многих случаях отношение к науке  становится даже более скептическим, чем в Средневековье. Новый дух времени отказывает науке в праве отвечать на все вопросы, требовать безусловного доверия, быть главным фактором прогресса. В этом отношении она даже рискует стать жертвой скептицизма.

Таким образом, налицо не только разрыв с  миросозерцанием Просвещения, но также  в значительной степени с миросозерцанием Средневековья, где ценность науки в своей области никогда не. ставилась под сомнение.

Неудивительно, что современная духовная ситуация не дает оснований для прометеевских  представлений, для веры в человеческое всемогущество. Одной из наиболее важных реакций на новую духовную ситуацию стало чувство человеческого бессилия.

Утрата  смысла — ибо нынешняя ситуация враждебна попыткам обрести смысл  жизни в прогрессе человечества, дана как отсутствие такого прогресса; трагическое бессилие — из-за отказа от прометеевского мифа. 

   Перед лицом перемен в духовной ситуации у нас есть ясная обязанность  противостоять им и осмыслять  их в свете всех сторон жизни. Перечень задач, которые необходимо выполнить, включает следующие положения:

   - Необходимо заново переосмыслить основные положения религии: ее понятия не могут оставаться такими, какими они были в течение последних веков.

   - Нам необходима новая философия,  которая бы согласовала науку  и мировоззрения. Ее исходные  начала видятся в форме аналитической  философии.

   - Взгляды на науку требуют решительного  пересмотра. Несмотря на то, что  здесь много сделано, массы  не способны постичь даже простейшие  следствия современного научного  исследования.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Зачетное задание по дисциплине: Философия