Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:27, практическая работа
С чем в прошлом мы порываем? По-видимому, есть основания говорить прежде всего о мировоззрениях. Безусловно, сейчас они поражены кризисом, причем речь идет не о каком-то одном мировоззрении. Разрыв с прошлым проходит гораздо глубже, затрагивая предпосылки, всех мировоззрений и основания, на которых они возникают. У нас нет общепринятой терминологии, для того чтобы адекватно выразить эти предпосылки. Они, несомненно, не являются мировоззрениями в том же смысле, как религии, идеологии или философии. Из-за отсутствия лучшей терминологии назовем настроение, создаваемое наукой и общественной практикой, "духовной ситуацией", а элементы, общие для мировоззрений, "основным воззрением" данного периода. Предыдущие замечания можно суммировать в следующем: в настоящее время мы переживаем кризис, вызванный изменением в духовной ситуации и соответствующим ему разрывом с основными воззрениями прошлого.
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Межрегиональный
центр переподготовки
специалистов
По
дисциплине: Философия
24. Бохеньский Ю.
Духовная ситуация времени.
1.Как выразить степень разрыва человечества с прошлым?
С
чем в прошлом мы порываем? По-видимому,
есть основания говорить прежде всего
о мировоззрениях. Безусловно, сейчас
они поражены кризисом, причем речь
идет не о каком-то одном мировоззрении.
Разрыв с прошлым проходит гораздо
глубже, затрагивая предпосылки, всех
мировоззрений и основания, на которых
они возникают. У нас нет общепринятой
терминологии, для того чтобы адекватно
выразить эти предпосылки. Они, несомненно,
не являются мировоззрениями в том же
смысле, как религии, идеологии или философии.
Из-за отсутствия лучшей терминологии
назовем настроение, создаваемое наукой
и общественной практикой, "духовной
ситуацией", а элементы, общие для мировоззрений,
"основным воззрением" данного периода.
Предыдущие замечания можно суммировать
в следующем: в настоящее
время мы переживаем
кризис, вызванный изменением
в духовной ситуации
и соответствующим ему
разрывом с основными
воззрениями прошлого.
2. Что содержится в основном воззрении и в чем заключается духовная перемена?
Основное воззрение дает ответы на основные вопросы своего времени, включает определенное отношение к ним. Существует множество таких вопросов и здесь едва ли стоит пытаться все их поднять. Я остановлюсь на четырех, сейчас наиболее важных:
- какое место
занимает человек в космосе?
- существует ли прогресс?
- в чем ценность науки?
- как велики сила или бессилие человека?
Прежде чем приступить к рассмотрению ответов нашего времени на эти вопросы, стоит, напомнить важный факт: массы людей, включая интеллигенцию, остаются под влиянием двух прежних основных воззрений — Средневековья и Просвещения. Среди католических народов Средневековье все еще жизненно. Оно проявляется не только в содержании христианства, но также и в других мировоззрениях, основанных на Библии. Безусловно, влияние Средневековья на интеллигенцию уступает влиянию Просвещения, но отнюдь не менее значимо. "Эпохой Просвещения" я называю идеи и позиции, возникшие в философии XVIII в., общие таким мировоззрениям, как либеральный агностицизм и марксизм. Эта духовная ситуация оказывает преобладающее влияние на большинство интеллектуалов нашей культурной сферы. Следовательно, суть современного кризиса заключается в разрыве с основным воззрением Просвещения и в меньшей степени — с основным воззрением Средневековья, хотя они оба продолжают оказывать воздействие на массы.
2. 1 Что включает основное воззрение Средневековья?
Что касается места человека в космосе, ответ, бесспорно, антропоцентричен. С точки зрения существовавшей в то время науки вырисовывается следующая картина. Человек — властелин Земли; Земля — центр мира; вокруг нее вращаются солнце и планеты; звезды — всего лишь обрамление этой земной, т.е. предназначенной для человека, системы. Согласно биологии, человек — единственный в своем роде, превосходящий все иное во вселенной. Он, следовательно, находится в центре космоса. Это антропоцентрическое воззрение черпает силу в библейской вере: мир был создан для человека — не только центра, но и единственной цели мироздания.
Средневековый ответ на вопрос о прогрессе также безоговорочно негативен. Несмотря на авторитет св. Августина — первооткрывателя и радикального сторонника эволюции, средневековый человек, тем не менее, не верил в космический прогресс, и еще менее — в его социальное дополнение. Его воззрение на мир и общество было совершенно статичным.
Относительно
вопроса о науке позиция
Таким
образом, основное
воззрение Средневековья
включает антропоцентризм,
статичное представление
о мире, умеренный рационализм
и убежденность в ограниченности
человеческих возможностей.
2.2
Что включает основное воззрение Просвещения
?
Начиная
с XVII в., это воззрение постепенно
вытесняется новым, которое мы называем
"Просвещением". Антропоцентризм
принимается в новой радикальной
форме. Однако при решении остальных вопросов
Просвещение решительно порывает со Средневековьем.
Во-первых, оно провозглашает веру в неограниченный
прогресс, и это, в сущности, еще одна странность
истории, учитывая, что наиболее важные
аргументы в его защиту были сформулированы
только во второй половине XIX в. Оно также
утверждает, в отличие от Средневековья,
неограниченный рационализм. Нет ничего,
что человек не мог бы исследовать и понять.
Наука не знает границ. Все, что вне ее
границ, объявляется просто выдумкой.
Наконец, испытывая благоговейный трепет
перед достижениями науки и технологии,
человек верил в свои неограниченные возможности.
Следовательно, основное
воззрение Просвещения
включает крайний антропоцентризм,
веру в прогресс, крайний
рационализм и веру
в неограниченные возможности
человека.
3.0
Что представляет собой современная духовная
ситуация?
Рассмотрим прежде всего вопрос о месте человека в космосе. Что представляет собой современная духовная ситуация в этом отношении? 'С точки зрения антропоцентризма, общего для прежних основных воззрений, она катастрофична. Астрономия показала, что Земля не является центром солнечной системы, что она не охватывает всей реальности, а является всего лишь ее незначительным фрагментом. Земля не является даже центром Млечного Пути. Мысль о том, что существо, живущее долю космической секунды на земле, является центром вселенной, представляется нам сегодня совершенно неосновательной.
Биология и психология опровергли миф об уникальных качествах человека, о его природном превосходстве. Было показано, что человек, подобно другим животным, -лишь один из вариантов жизни, возможной на Земле.
Cледует сказать, что взаимоподтвержденные и хорошо проверенные выводы естественных наук конституируют духовную ситуацию, противостоящую любой форме антропоцентризма. Человека нельзя рассматривать как центр космоса.
Следовательно,
мы приходим к радикальному отказу
от основной составляющей как средневекового
мировоззрения, так и мировоззрения эпохи
Просвещения. Новая духовная ситуация
запрещает нам мыслить антропоцентрически
Что касается других проблем, здесь мы также видим изменения, хотя в каждом случае они особые.
И уроки истории, и наука со всей убедительностью подрывают веру в прогресс. В любом случае теперь мы знаем, что нет аргументов в защиту космического прогресса.. Современная наука не дает оснований для веры в космический прогресс.
.
Очень существен опыт человеческой
жестокости, с которым предшествующее
поколение столкнулось в таком масштабе,
что это не позволяет нам говорить о нравственном
совершенствовании человечества. Подобным
же образом страх перед ядерной войной
и ее последствиями так же, как и перед
загрязнением окружающей среды, разрушил
веру в отождествление прогресса науки
и техники с прогрессом человечества,
самому существованию которого угрожает
наука. Опыт человеческой жестокости и страх перед последствиями технологии подорвали веру человека в исторический прогресс.
Как результат этой новой ситуации мы видим здесь радикальный разрыв с воззрением Просвещения, но также (не в смысле антропоцентризма) — определенное движение по направлению к средневековому миросозерцанию.
В вопросе о ценности науки разрыв с миросозерцанием Просвещения намечается в двух аспектах. С одной стороны, со времени бомбардировки Хиросимы практическая ценность науки все более ставится под вопрос. С другой стороны, современная философия науки и теория мировоззрений разрушили оптимистическое представление о науке. Не только ее практическая, но также и ее теоретическая ценность подвергается тщательной проверке.
Во многих случаях отношение к науке становится даже более скептическим, чем в Средневековье. Новый дух времени отказывает науке в праве отвечать на все вопросы, требовать безусловного доверия, быть главным фактором прогресса. В этом отношении она даже рискует стать жертвой скептицизма.
Таким образом, налицо не только разрыв с миросозерцанием Просвещения, но также в значительной степени с миросозерцанием Средневековья, где ценность науки в своей области никогда не. ставилась под сомнение.
Неудивительно, что современная духовная ситуация не дает оснований для прометеевских представлений, для веры в человеческое всемогущество. Одной из наиболее важных реакций на новую духовную ситуацию стало чувство человеческого бессилия.
Утрата
смысла — ибо нынешняя ситуация
враждебна попыткам обрести смысл
жизни в прогрессе
Перед лицом перемен в духовной ситуации у нас есть ясная обязанность противостоять им и осмыслять их в свете всех сторон жизни. Перечень задач, которые необходимо выполнить, включает следующие положения:
-
Необходимо заново
-
Нам необходима новая
-
Взгляды на науку требуют
Информация о работе Зачетное задание по дисциплине: Философия