Истинность и формальная правельность мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:21, реферат

Краткое описание

Логика — наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Оглавление

Введение 3
1. Определение логики 4
1.1 Рассуждение как принуждение 5
1.2 Роль мышления в познании 6
1.3 Основные особенности мышления 7
2.Понятие о форме и законе мышления: 10
2.1 Форма мышления 10
2.2 Законы мышления 12
3. Истинность мысли формальная правильность рассуждений 24
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

чистовистинностт и формальная правильность мышления.docx

— 41.05 Кб (Скачать)

Противоречащим  (контрадикторным) называются суждения, в одном из которых что-либо утверждается (или отрицается) о каждом предмете некоторого множества, а в другом - отрицается (утверждается) о некоторой части этого множества, Эти суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: если одно из них истинно, то другое ложно и наоборот. Например, если суждение «Каждому гражданину Российской Федераций гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» истинно, то суждение «Некоторым гражданам Российской Федерации «не гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» ложно. Противоречащим являются также два суждения об одном предмете, в одном из которых что-либо утверждается, а в другом то же самое отрицается. Например: «П. привлечен к административной ответственности» и «П. не привлечен к административной ответственности». Одно из этих суждений необходимо истинно, другое— необходимо ложно.

Этот закон  можно записать с помощью дизъюнкции: р v ┐р, где р — любое высказывание, ┐р — отрицание высказывания р.

Подобно закону непротиворечия закон исключенного третьего выражает последовательность, непротиворечивость мышления, не допускает  противоречий в мыслях, вместе с  тем, действуя только в отношении  противоречащих суждений, он устанавливает, что два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными (на что указывает закон непротиворечия), но также и одновременно ложными: если ложно одно из них, то другое необходимо истинно, третьего не дано.

Конечно, закон  исключенного третьего не может указать, какое именно из данных суждений истинно. Этот вопрос решается другими средствами. Значение закона состоит в том, что  он указывает направление в отыскании  истины: возможно только два решения  вопроса, причем одно из них (и только одно) необходимо истинно.

 Закон  исключенного третьего требует  ясных, определенных ответов,  указывая на невозможность отвечать  на один и тот же вопрос  в одном и том же смысле  и «да» и «нет», на невозможность  искать нечто среднее между  утверждением чего-либо и отрицанием  того же самого

Важное значение имеет этот закон в юридической  практике, где требуется категорическое решение вопроса. Юрист должен решать дело по форме «или — или». Данный факт либо установлен, либо не установлен. Обвиняемый либо виновен, либо не виновен. Jus (право) знает только: «или - или».

Закон достаточного основания. Наши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными или ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, т.е. доказать ее соответствие действительности. Так, выдвигая обвинение против подсудимого, обвинитель должен привести необходимые доказательства, обосновать истинность своего утверждения. В противном случае обвинение будет необоснованным.

Требование  доказанности, обоснованности мысли  выражает закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если они имеет достаточное основание. Если есть b, то есть и его основание  а. 

 

Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт человека. Истинность некоторых  суждений подтверждается путем их непосредственного  сопоставления с фактами действительности. Так, для человека» явившегося свидетелем преступления, обоснованием истинности суждения «Н. совершил преступление»  будет сам факт преступления, очевидцем  которого, он был. Но личный опыт ограничен. Поэтому человеку в своей деятельности приходится опираться на опыт других людей, например на показания Очевидцев  того или иного события. К таким  основаниям прибегают обычно в следственной и судебной практике при расследовании преступлений.

Благодаря развитию научных знаний человек все шире использует в качестве основания  своих мыслей опыт всего человечества, закрепленный в законах и аксиомах науки, в принципах и положениях, существующих в любой области  человеческой деятельности.

Истинность  законов, аксиом подтверждена практикой  человечества и не нуждается поэтому в новом подтверждении. Для подтверждения какого-либо частного случая нет необходимости обосновывать его при помощи личного опыта. Если, например, нам известен закон Архимеда (каждое тело погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько сколько весит вытесненная им жидкость), то нет никакого смысла погружать в жидкость какой-либо предмет, чтобы выяснить сколько он теряет в весе. Закон Архимеда будет достаточным основанием для подтверждения любого частного случая.

Благодаря науке, которая в своих законах и  принципах закрепляет общественно-историческую практику человечества, мы для обоснования  наших мыслей не прибегаем всякий раз к их проверке, а обосновываем их логически, путем выведения из уже установленных положений.

Таким образом, достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и установленная мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.

Если из истинности суждения а следует истинность суждения b, то а будет основанием для b, а b - следствием это основания.

Связь основания  и следствия является отражением в мышлении объективных, в том  числе причинно-следственных связей, которые выражаются в том, что  одно явление (причина) порождает другое явление (следствие). Однако это отражение  не является непосредственным. В некоторых  случаях логическое основание может  совпадать с причиной явления (если, например; мысль о том, что число  дорожно-транспортных происшествий увеличилось, обосновывается указанием на причину  этого явления — гололед на дорогах). Но чаще всего такого совпадения нет. Суждение «Недавно был дождь» можно  обосновать суждением «Крыши домов  мокрые»; след протекторов автомобильных  шил — достаточное основание  суждения «В данном месте прошла автомашина». Между тем мокрые крыши и след, оставленный автомашиной, — не причина, а следствие указанных явлений. Поэтому логическую связь между  основанием и следствием необходимо отличать от причинно-следственной связи.

Обоснованность  — важнейшее свойство логического  мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо, убеждаем в чем-либо других, мы должны доказывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность наших мыслей. В этом состоит коренное отличие  научного мышления от мышления ненаучного, которое характеризуется бездоказательностью, способностью принимать на веру различные  положения и догмы. Это особенно характерно для религиозного мышления, опирающегося не на доказательство, а  на веру.

Закон достаточного основания не совместим с различными предрассудками и суевериями. Например, существуют нелепые приметы: разбить  зеркало—к несчастью, рассыпать  соль—к ссоре и т.д., хотя между  разбитым зеркалом и несчастьем, рассыпанной  солью и ссорой нет причинной  связи. Логика —враг суеверий и предрассудков, она требует обоснованности суждений и не совместима поэтому с утверждениями, которые строятся по схеме «после этого – значит, по причине этого». Эта логическая ошибка возникает в случаях, когда причинная связь смешивается с простой последовательностью во времени, когда предшествующее явление принимается за причину последующего.

Закон достаточного основания имеет важное теоретическое  и практическое значение. Фиксируя внимание на суждениях, обосновывающих истинность выдвинутых положений, этот закон помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному  выводу.

Значение  закона достаточного основания в юридической практике состоит, в частности, в следующем, Всякий вывод суда или следствия должен быть обоснован. В материалах по поводу какого-либо дела, содержащих, например, утверждение о виновности обвиняемого, должны быть данные, являющиеся достаточным основанием обвинения. В противном случае обвинение не может быть признано правильным. Вынесение мотивированного приговора или решения суда во всех, без исключения, случаях является важнейшим принципом процессуального права.[4, С.5-18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Истинность мысли формальная правильность рассуждений

 

Понятие истинности (ложности) относится лишь к конкретному  содержанию того или иного суждения. Если в суждении верно отражено то, что имеет место в действительности, то оно истинно, в противном случае оно ложно. Например, суждение «Все волки – хищные животные» истинно, а суждение «Все грибы — ядовиты» ложно.

Понятие формальной правильности рассуждения относится  лишь к логическим действиям и  операциям мышления. Если в числе  посылок умозаключения встречается  ложная посылка, то при соблюдении правил логики мы в заключении можем получить и истину, и ложь. Чтобы это  показать, возьмем два умозаключения:

1) Все металлы — твердые тела.

Ртуть не является твердым телом.

Ртуть не является металлом.

2) Все небесные тела — планеты.

Юпитер —  небесное тело.

Юпитер —  планета.

В первом умозаключении  заключение получилось ложным именно потому, что в качестве первой посылки  взято ложное суждение. Во втором же умозаключении, несмотря на первую ложную посыпку, заключение является истинным суждением. Чтобы заключение было истинным, обе посылки должны быть истинными  суждениями и соблюдаться правила  логики. При несоблюдении правил логики (если посылки при этом истинны) мы также можем получить как истинное, так и ложное заключение. Чтобы  это показать, возьмем такие умозаключения:

3) Все тигры полосатые.

Это животное полосатое.

Это животное — тигр.

Все ушастые  тюлени — ластоногие.

Все ушастые  тюлени — водные млекопитающие.

Все водные млекопитающие  — ластоногие.

В третьем  умозаключении обе посылки —  истинные суждения, но полученное заключение может быть как ложным, так и  истинным потому, что нарушено было одно из правил умозаключения. В четвертом умозаключении обе посылки — истинные суждения, но заключение — ложное, т.к. нарушено правило построения умозаключения (в соответствии с правилом, вместо слова «все» должно стоять слово «некоторые»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С точки зрения содержания мышление может давать истинное или ложное отражение мира, а со стороны формы оно может быть логически правильным или неправильным. Истинность есть соответствие мысли действительности, а правильность мышления — соблюдение законов и правил логики. Нельзя отождествлять (смешивать) следующие понятия: «истинность» («истина») и «правильность», а также понятия «ложность» («ложь») и «неправильность».

Современная логика — это интенсивно развивающаяся  наука, которая включает в себя логику формальную и логику диалектическую. На их базе формируется логика научного познания, использующая методы обеих  наук для анализа научного знания.

Как уже отмечалось, формальная логика — наука о законах  и формах правильного мышления. Формальная логика в определенном смысле подобна  грамматике. К.Д.Ушинский считал логику грамматикой мышления. Подобно грамматике, придающей языку стройный и четко  осмысленный характер, логика обеспечивает доказательность и стройность мышления.[5, С.14-16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список используемой литературы:

1. Меськов В.С. Очерки по логике квантовой механики. - М., 1986. С. 7

2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 29. С. 162

3. Ивин А.А. Логика и теория аргументации: элементарный курс: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2007. С.7-8

4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. С. 5-18

5. Гетмонова А.Д. Логика: учеб. для стулентов вузов. – 12-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. С. 14-16

6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. С. 23-27

7. Ивин А.А. Логика: для юристов: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.        С. 18-19

 


Информация о работе Истинность и формальная правельность мышления