Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:21, реферат
Логика — наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Введение 3
1. Определение логики 4
1.1 Рассуждение как принуждение 5
1.2 Роль мышления в познании 6
1.3 Основные особенности мышления 7
2.Понятие о форме и законе мышления: 10
2.1 Форма мышления 10
2.2 Законы мышления 12
3. Истинность мысли формальная правильность рассуждений 24
Заключение 26
Список литературы 27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права»
в г. Норильске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Логика»
Тема: «Истинность и формальная правильность мышления»
Выполнил студент группы ЮР-09
Ф.И.О.: Тихомирова Наталья Николаевна
№ зачетной книжки 3051112
Проверил: к.ф.н., доцент Стеклянникова Светлана Викторовна
Дата сдачи на проверку _______________________
Норильск, 2011
Содержание
Введение 3
1. Определение логики 4
1.1 Рассуждение как принуждение 5
1.2 Роль мышления в познании 6
1.3 Основные особенности мышления 7
2.Понятие о форме и законе мышления: 10
2.1 Форма мышления 10
2.2 Законы мышления 12
3. Истинность мысли формальная правильность рассуждений 24
Заключение 26
Список литературы 27
Введение
Логика — наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.
1. Определение логики
Слово «логика» употребляется нами довольно часто, но в разных значениях. Нередко говорят о логике событий, логике характера и т.д. В этих случаях имеется в виду определенная последовательность и взаимозависимость событий или поступков. «Быть может, он безумец, — говорит один из героев рассказа английского писателя Г. К. Честертона, — но в его безумии есть логика. Почти всегда в безумии есть логика. Именно это и сводит человека с ума». Здесь «логика» как раз означает наличие в мыслях определенной общей линии, от которой человек не в силах отойти.
Слово «логика»
употребляется также в связи
с процессами мышления. Так, мы говорим
о логичном и нелогичном мышлении,
имея в виду его определенность,
последовательность, доказательность
и т.п. Кроме того, логика — особая
наука о мышлении. Она возникла
еще в IV в. до н.э., а позднее стала
называться также формальной логикой.
Самым общим образом логику можно
определить как науку о законах
и операциях правильного
Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем человеческое мышление. Оно изучается многими науками, и логика — одна из них. Всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать им.
Формальная логика — наука о законах и формах правильного мышления. В.С.Меськов пишет: «...Предметом науки логики являются рассуждения, а сама она есть наука о рассуждениях. Задачей логики как науки является установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения»[1, С.7]. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами. «...Логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира»[2, С.162].
1.1 Рассуждение как принуждение
В рассказе Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» есть эпизод, имеющий прямое отношение к логике.
Иван Ильич видел, что он умирает, и был в постоянном отчаянии. В мучительных поисках какого-нибудь просвета он ухватился даже за старую свою мысль, что правила логики, верные всегда и для всех, к нему самому неприложимы. «Тот пример силлогизма, которому он учился в логике: Кай — человек, люди смертны, потому Кай смертен, — казался ему во всю его жизнь правильным только по отношению к Каю, но никак не к нему. То был Кай — человек, вообще человек, и это было совершенно справедливо; но он был не Кай и не вообще человек, а он всегда был совсем, совсем особенное от всех других существо... И Кай точно смертен, и ему правильно умирать, но мне, Ване, Ивану Ильичу, со всеми моими чувствами, мыслями, — мне это другое дело. И не может быть, что мне следовало умирать. Это было бы слишком ужасно».
Ход мыслей Ивана Ильича продиктован, конечно, охватившим его отчаянием. Только оно способно заставить предположить, что верное всегда и для всех окажется вдруг неприложимым в конкретный момент к определенному человеку. В уме, не охваченном ужасом, такое предположение не может даже возникнуть. Как бы ни были нежелательны следствия наших рассуждений, они должны быть приняты, если приняты исходные посылки. Рассуждение — это всегда принуждение. Размышляя, мы постоянно ощущаем давление и несвободу.
От нашей воли зависит, на чем остановить свою мысль. В любое время мы можем прервать начатое размышление и перейти к другой теме. Но если мы решили провести его до конца, то мы сразу же попадем в сети необходимости, стоящей выше нашей воли и наших желаний. Согласившись с одними утверждениями, мы вынуждены принять и те, что из них вытекают, независимо от того, нравятся они нам или нет, способствуют нашим целям или, напротив, препятствуют им. Допустив одно, мы автоматически лишаем себя возможности утверждать другое, несовместимое с уже допущенным. Если мы убеждены, что все металлы проводят электрический ток, мы должны признать также, что вещества, не проводящие ток, не относятся к металлам. Уверив себя, что каждая птица летает, мы вынуждены не считать птицами курицу и страуса. Из того, что все люди смертны и Иван Ильич является человеком, мы обязаны заключить, что он смертен.
В чем источник
этого постоянного принуждения?
Какова его природа? Что именно следует
считать несовместимым с
1.2 Роль мышления в познании
Познание
как процесс отражения
Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов — их цвета, формы, запаха, вкуса. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т.п.
Формой чувственного
познания является также представление.
Представление — это
Представления
могут быть не только образами предметов,
существующих реально; нередко они
формируются на основе описания предметов,
не существующих в действительности
(например, крылатый конь Пегас, получеловек-полулошадь
кентавр древнегреческой
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.
1.3 Основные особенности мышления
1. Мышление
отражает действительность в
обобщенных образах. В отличие
от чувственного познания
2. Мышление
— процесс опосредствованного
отражения действительности. При
помощи органов чувств можно
познать лишь то, что непосредственно
воздействует или
Знание, полученное
из уже имеющихся знаний, без
обращения в каждом
3. Мышление
неразрывно связано с языком.
Какая бы мысль ни возникла
в голове человека, она может
возникнуть и существовать
4. Мышление
— процесс активного отражения
действительности. Активность характеризует
весь процесс познания в целом,
Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения — таковы основные особенности мышления.
Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи.
Благодаря этим,
особенностям мышление является высшей
по сравнению с чувственным
Было бы, однако,
неправильно рассматривать
2. Понятие о форме и законе мышления
2.1 Форма мышления
Основные формы мышления — понятие, суждение и умозаключение. Каждая из этих форм будет подробно рассмотрена в следующих главах. Здесь остановимся на них кратко, чтобы раскрыть понятие логической формы.
Отдельные предметы и их совокупности отражаются мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию. Например, «юридический закон» и «грабеж» — понятия, отражающие различные предметы мысли. Юридический закон — это нормативный акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Грабеж в уголовном законодательстве рассматривается как открытое хищение чужого имущества. Но эти различные явления мыслятся одним и тем же способом — как определенная совокупность их общих, существенных свойств, или признаков.
Выделяя характерные в определенном отношении признаки одного предмета или общие, повторяющиеся признаки группы предметов, мы образуем понятие предмета А как некоторую совокупность его существенных признаков а, в, с и т.д., определенным образом связанных друг с другом.
Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково — как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятий.
В форме суждений
отражаются связи между предметами
и их свойствами. Эти связи утверждаются
или отрицаются. Например, в суждении
«Обвиняемый имеет право на защиту»
утверждается связь между обвиняемым
и правом на защиту. В суждении «Это
преступление не является умышленным»
связь между совершенным
Приведенные суждения различны по своему содержаний, однако способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков, эта связь выражается в форме утверждения или в форме отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект) — так обозначается понятие о предаете суждения — и Р (предикат) — понятие о признаке предмета, получим схему; общую для любого суждения данного вида: S — Р, где S и Р — понятия, входящие в суждение, а знак «—» — обозначение связи между ними.
Под S и Р можно мыслить любые предметы и их свойства, под знаком «—» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания.
Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений (они называются посылками) выводится новое суждение (заключение), можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Федоров — свидетель» — необходимостью вытекает новое суждение: «Федоров не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из, которых выводится заключение, связаны общим для них понятием «свидетель».
Информация о работе Истинность и формальная правельность мышления