Истинность и формальная правельность мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:21, реферат

Краткое описание

Логика — наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Оглавление

Введение 3
1. Определение логики 4
1.1 Рассуждение как принуждение 5
1.2 Роль мышления в познании 6
1.3 Основные особенности мышления 7
2.Понятие о форме и законе мышления: 10
2.1 Форма мышления 10
2.2 Законы мышления 12
3. Истинность мысли формальная правильность рассуждений 24
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

чистовистинностт и формальная правильность мышления.docx

— 41.05 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Филиал НОУ  ВПО «Московский институт предпринимательства  и права»

в г. Норильске

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Логика»

Тема: «Истинность и формальная правильность мышления»

 

 

 

 

Выполнил  студент группы ЮР-09

Ф.И.О.: Тихомирова Наталья Николаевна

№ зачетной книжки 3051112

Проверил: к.ф.н., доцент Стеклянникова Светлана Викторовна

Дата  сдачи на проверку  _______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Норильск, 2011

 

Содержание 

 

Введение           3

1. Определение логики         4

1.1 Рассуждение как принуждение      5

1.2 Роль мышления в познании       6

1.3 Основные особенности мышления      7

2.Понятие о форме и законе мышления:           10

2.1 Форма мышления               10

2.2 Законы мышления               12

3. Истинность мысли формальная правильность рассуждений        24

Заключение                 26

Список  литературы               27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Логика —  наука о мышлении. Но в отличие  от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек  познает окружающий его мир.

Вопросы, связанные  с познанием действительности, относятся  к важнейшим вопросам философии. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение логики

 

Слово «логика» употребляется нами довольно часто, но в разных значениях. Нередко говорят  о логике событий, логике характера  и т.д. В этих случаях имеется  в виду определенная последовательность и взаимозависимость событий  или поступков. «Быть может, он безумец, — говорит один из героев рассказа английского писателя Г. К. Честертона, — но в его безумии есть логика. Почти всегда в безумии есть логика. Именно это и сводит человека с  ума». Здесь «логика» как раз означает наличие в мыслях определенной общей  линии, от которой человек не в  силах отойти.

Слово «логика» употребляется также в связи  с процессами мышления. Так, мы говорим  о логичном и нелогичном мышлении, имея в виду его определенность, последовательность, доказательность  и т.п. Кроме того, логика — особая наука о мышлении. Она возникла еще в IV в. до н.э., а позднее стала  называться также формальной логикой. Самым общим образом логику можно  определить как науку о законах  и операциях правильного мышления.

Трудно найти  более многогранное и сложное  явление, чем человеческое мышление. Оно изучается многими науками, и логика — одна из них. Всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать  им.

Формальная  логика — наука о законах и  формах правильного мышления. В.С.Меськов  пишет: «...Предметом науки логики являются рассуждения, а сама она  есть наука о рассуждениях. Задачей  логики как науки является установление законов и правил, которым подчиняются  рассуждения»[1, С.7]. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами. «...Логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира»[2, С.162].

 

1.1 Рассуждение как принуждение

В рассказе Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»  есть эпизод, имеющий прямое отношение  к логике.

Иван Ильич  видел, что он умирает, и был в  постоянном отчаянии. В мучительных  поисках какого-нибудь просвета он ухватился даже за старую свою мысль, что правила логики, верные всегда и для всех, к нему самому неприложимы. «Тот пример силлогизма, которому он учился в логике: Кай — человек, люди смертны, потому Кай смертен, — казался  ему во всю его жизнь правильным только по отношению к Каю, но никак  не к нему. То был Кай — человек, вообще человек, и это было совершенно справедливо; но он был не Кай и  не вообще человек, а он всегда был  совсем, совсем особенное от всех других существо... И Кай точно смертен, и ему правильно умирать, но мне, Ване, Ивану Ильичу, со всеми моими  чувствами, мыслями, — мне это  другое дело. И не может быть, что  мне следовало умирать. Это было бы слишком ужасно».

Ход мыслей Ивана  Ильича продиктован, конечно, охватившим его отчаянием. Только оно способно заставить предположить, что верное всегда и для всех окажется вдруг  неприложимым в конкретный момент к  определенному человеку. В уме, не охваченном ужасом, такое предположение  не может даже возникнуть. Как бы ни были нежелательны следствия наших  рассуждений, они должны быть приняты, если приняты исходные посылки. Рассуждение  — это всегда принуждение. Размышляя, мы постоянно ощущаем давление и  несвободу.

От нашей  воли зависит, на чем остановить свою мысль. В любое время мы можем  прервать начатое размышление и  перейти к другой теме. Но если мы решили провести его до конца, то мы сразу же попадем в сети необходимости, стоящей выше нашей воли и наших  желаний. Согласившись с одними утверждениями, мы вынуждены принять и те, что  из них вытекают, независимо от того, нравятся они нам или нет, способствуют нашим целям или, напротив, препятствуют им. Допустив одно, мы автоматически  лишаем себя возможности утверждать другое, несовместимое с уже допущенным. Если мы убеждены, что все металлы проводят электрический ток, мы должны признать также, что вещества, не проводящие ток, не относятся к металлам. Уверив себя, что каждая птица летает, мы вынуждены не считать птицами курицу и страуса. Из того, что все люди смертны и Иван Ильич является человеком, мы обязаны заключить, что он смертен.

В чем источник этого постоянного принуждения? Какова его природа? Что именно следует  считать несовместимым с принятыми  уже утверждениями и что должно приниматься вместе с ними? Какие  вообще принципы лежат в основе деятельности нашего мышления? Над этими вопросами  человек начал задумываться очень  давно. Из этих раздумий выросла особая наука о мышлении — логика.[3, С. 7-8]

 

1.2 Роль мышления в познании

Познание  как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального  познания.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение  — это отражение отдельных  чувственно воспринимаемых свойств  предметов — их цвета, формы, запаха, вкуса. Целостный образ предмета, возникающий в результате его  непосредственного воздействия  на органы чувств, называется восприятием. Например, зрительное восприятие растущего  под окном дерева или лежащей  на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии  и т.п.

Формой чувственного познания является также представление. Представление — это сохранившийся  в сознании чувственный образ  предмета, который воспринимался  раньше. Если восприятие возникает  лишь в результате непосредственного  воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Например, представление о сохранившимися в памяти человеке, предмете, событии.

Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они  формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый конь Пегас, получеловек-полулошадь кентавр древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной  фантазией). Такие представления  образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных  предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о  причинной зависимости между  такими, например, явлениями, как смена  времен года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления  солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако, познавая окружающий мир, человек стремится  установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы  и общества. А это невозможно без  мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.

 

1.3 Основные особенности мышления

1. Мышление  отражает действительность в  обобщенных образах. В отличие  от чувственного познания мышление  абстрагируется от единичного, выделяет  в предметах общее, повторяющееся,  существенное. Так, выделяя общие  всем людям свойства — способность  трудиться, мыслить, обмениваться  мыслями при помощи языка, мышление  обобщает эти свойства и создает  абстрактный образ человека. Подобным  же образом создаются понятия  юридического лица, государственного  суверенитета, правоспособности и  т.п. Благодаря обобщению абстрактное  мышление глубже проникает в  действительность, открывает присущие  ей законы.

2. Мышление  — процесс опосредствованного  отражения действительности. При  помощи органов чувств можно  познать лишь то, что непосредственно  воздействует или воздействовало  на органы чувств. Мы видим  березовую рощу, слышим пение  птиц, вдыхаем аромат цветов. Благодаря  мышлению мы получаем новые  знания не непосредственно, а  на основе уже имеющихся знаний, т.е. опосредствованно. По показанию  термометра можно судить о  погоде, не выходя на улицу.  Не наблюдая самого факта поступления,  Можно на основании прямых  и косвенных улик установить  преступника.

 Знание, полученное  из уже имеющихся знаний, без  обращения  в каждом конкретном  случае к опыту, к практике, называется выводным, а сам процесс  его получения — выведением. Получение  новых знаний путем выведения  находит широкое применение в  познавательной деятельности человека.

3. Мышление  неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла  в голове человека, она может  возникнуть и существовать лишь  на базе языкового материала,  в словах и предложениях. При  помощи языка люди выражают  и закрепляют результаты своей  мыслительной работы, обмениваясь  мыслями, добиваются взаимного  понимания.

4.  Мышление  — процесс активного отражения  действительности. Активность характеризует  весь процесс познания в целом,  но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование  и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о  предметах действительности, выражая  их не только средствами естественного  языка, но и в символах языка  формализованного, играющего важную  роль в современной науке.

Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения  действительности, неразрывная связь  с языком, активный характер отражения  — таковы основные особенности мышления.

Отвлекаясь  от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи.

Благодаря этим, особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием  формой отражения действительности.

Было бы, однако, неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном  единстве, составляют стороны, моменты  единого процесса познания. Чувственное  познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны  не только представлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям  и составляют предпосылку для  перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно  основывается на данных, полученных с  помощью органов чувств. С помощью  мышления человек познает такие  недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о  действительности являются, в конечном счете, ощущения, восприятия, представления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие о форме и законе мышления

 

2.1 Форма мышления

Основные  формы мышления — понятие, суждение и умозаключение. Каждая из этих форм будет подробно рассмотрена в  следующих главах. Здесь остановимся  на них кратко, чтобы раскрыть понятие логической формы.

Отдельные предметы и их совокупности отражаются мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию. Например, «юридический закон» и «грабеж» — понятия, отражающие различные предметы мысли. Юридический закон — это нормативный акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Грабеж в уголовном законодательстве рассматривается как открытое хищение чужого имущества. Но эти различные явления мыслятся одним и тем же способом — как определенная совокупность их общих, существенных свойств, или признаков.

Выделяя характерные  в определенном отношении признаки одного предмета или общие, повторяющиеся  признаки группы предметов, мы образуем понятие предмета А как некоторую  совокупность его существенных признаков  а, в, с и т.д., определенным образом  связанных друг с другом.

Таким образом, различные предметы отражаются в  мышлении человека одинаково — как  определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятий.

В форме  суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. Например, в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту»  утверждается связь между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Это преступление не является умышленным»  связь между совершенным преступлением  и умыслом отрицается.

Приведенные суждения различны по своему содержаний, однако способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков, эта связь  выражается в форме утверждения  или в форме отрицания. Обозначив  понятия, входящие в суждение, принятыми  в логике символами S (субъект) —  так обозначается понятие о предаете суждения — и Р (предикат) — понятие  о признаке предмета, получим схему; общую для любого суждения данного  вида: S — Р, где S и Р — понятия, входящие в суждение, а знак «—»  — обозначение связи между  ними.

Под S и Р  можно мыслить любые предметы и их свойства, под знаком «—»  — любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме  утверждения или отрицания.

Рассматривая  умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений (они называются посылками) выводится новое суждение (заключение), можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Федоров — свидетель» — необходимостью вытекает новое суждение: «Федоров не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из, которых выводится заключение, связаны общим для них понятием «свидетель».

Информация о работе Истинность и формальная правельность мышления