Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 01:53, курсовая работа
Объектом исследования является УП «Акпари».
Предмет исследования – логистические процессы, обеспечивающие координацию деятельности транспортного и складского хозяйств.
Цель работы – оценка уровня организации и планирования работы транспортного и складского хозяйства на предприятии и разработка предложений по ее совершенствованию.
Введение
1. Теоретические аспекты организации транспортного и складского хозяйства
1.1. Сущность и значение складирования и транспортировки товаров
1.2. Организация работы склада и грузовых перевозок
1.3. Правовое обеспечение работы транспортного и складского хозяйства в Республике Беларусь
1.4. Зарубежный опыт создания и функционирования логистических систем
2. Организация и планирование работы транспортного и складского хозяйства частного торгового унитарного предприятия «АКПАРИ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ состояния транспортного и складского хозяйства предприятия
2.3. Оценка эффективности деятельности транспорта и складов
3. Совершенствование работы транспортного и складского хозяйства частного торгового унитарного предприятия «АКПАРИ»
3.1. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию работы транспортного и складского хозяйства
3.2. Перспективные направления развития складских и логистических процессов
заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Примечание. Источник: собственная разработка
Соответственно, скорость перемещения 10 кг замороженной трески составит: 112200/ 9368 = 11,98 минут.
Очевидно, что 12 минут - результат, выявляющий необходимость дополнительных усовершенствований складского процесса на ЧУП «АКПАРИ».
В нашей схеме мы рассматриваем использование ресурсов, продуктивность процесса и производительность продукта/услуги. При оценке этих показателей используются следующие методы измерения.
Использование ресурсов: в расчет берутся использованные входящие ресурсы (ресурсы, которые уже были в работе).
Т. о., если по результатам хронометража рабочего времени полученные данные указывают на то, что отборка производилась в течение 7,5 часа во время смены, общая длительность которой равна 8 часам, то использование рабочего времени составило: 7,5/8 = 93,75 %.
Для того чтобы определить продуктивность процесса, необходимо высчитать соотношение использованных входящих ресурсов к полученному результату. Если в течение 8-часовой смены рабочий производит отборку с использованием ручной тележки для перевозки поддонов, то, используя приведенные выше примеры, получаем: выход, составляющий 1125 упаковок за 7,5 часа (или 150 упаковок в час), делим на ожидаемый выход 1200 упаковок за 8-часовую смену (или 200 упаковок в час). Получаем продуктивность работы отборщика, использующего ручную тележку для перевозки поддонов.
Продуктивность продукта/услуги – это величина, сопоставляющая полученный и ожидаемый результат (существующей нормы отборки и ее реального выполнения). Так, например, за смену один работник отобрал 1125 упаковок. Норма на одного составляет 1600 упаковок. Таким образом, продуктивность отборки составила: 1125/1600 = 70,13 % от нормативной производительности отборщика.
Эффективность работы системы складирования осуществляется на основе технико-экономической оценки ее показателей.
В качестве критериев оценки могут быть применены:
1) показатель эффективности использования складской площади и объема;
2) показатель общих затрат на 1 т товара, связанных с оснащенностью склада по данному варианту.
Показатель эффективности использования складской площади и объема показывает, насколько эффективно используется складское пространство при установке конкретных видов оборудования, а экономический показатель дает возможность оценить затраты, связанные с их приобретением и эксплуатацией.
Коэффициент полезно используемой площади Кs равен отношению площади, занятой под складирование (под технологическое оборудование), - Sгр, к общей площади склада – Sос;
; (2.3.1)
Аналогично определяют коэффициент полезно используемого объема КV:
; (2.2.2)
где Vос – общий складской объем, м3;
Vгр – складской объем, занимаемый оборудованием, на котором хранится
груз, м3;
hос – высота складского помещения, м3;
hскл – используемая высота складского помещения под хранение груза, м.
Проанализируем, какой процент складских площадей фактически используется для хранения товаров/продуктов на ЧУП «АКПАРИ».
= 533,7/635,4 = 0,84 или 84%.
= 705,9/1641,7= 0,43 или 43%.
Коэффициент полезного использования складской площади составляет 84%, объема - 43%, что говорит о недоиспользовании предприятием имеющегося складского пространства на 16% и 57% соответственно.
Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом, в том числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.
Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели.
Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска.
Коэффициент технической готовности () подвижного состава к работе определяется по формуле:
(2.2.3)
где АД - автомобиле-дни в готовом для эксплуатации состоянии;
АД - списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.
Коэффициент выпуска подвижного состава можно определить по формуле:
(2.2.4)
где АД - число автомобиле-дней эксплуатации.
Проанализируем использование парка подвижного состава на ЧУП «АКПАРИ».
= 697/780 = 0,89
= 500/780 = 0,64
Указанные показатели можно улучшить за счет повышения уровня технической готовности автомобилей, постоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.
Для определения степени использования грузоподъемности транспортных средств используется статический коэффициент.
Статический коэффициент (Кс) определяется отношением
(2.3.5)
где - количество фактически перевозочного груза;
- номинальная грузоподъемность автомобиля.
= 53,3/57,6 = 0,93.
Улучшению использования грузоподъемности автотранспортных средств в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.
Экономическим показателем для оценки работы транспортных средств является себестоимость одного тонно-километра. В нем заложены все факторы, характеризующие уровень использования автомобиля.
Необходимость собственного транспорта диктуется тем, что затраты на перевозку в данном случае существенно уменьшаются, так как в себестоимость одного тонно-километра входят только прямые затраты, в то время как в автохозяйствах имеется большой штат диспетчеров, механиков, бухгалтерии, а также управленческий аппарат. Все это большим грузом ложится на себестоимость тонно-километра.
Кроме того, автопредприятия не оказывают транспортные услуги по их себестоимости, да это было бы неразумно с их стороны.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, они вправе претендовать на прибыль, а потому тарифы на их транспортные услуги включают в себя кроме затрат, определенную сумму прибыли.
В итоге стоимость единицы транспортных услуг у отдельных перевозчиков товаров складываются следующим образом (таблица 2.3.2)
Таблица 2.3.2. Стоимость единицы транспортных услуг отдельных перевозчиков товаров в 2007 г., руб.
Показатели | Транспорт ЧУП «АКПАРИ» | Услуги перевозчиков | |
Автотранспортный комбинат № 3
| Частные предприниматели (объявление в газете) | ||
Прямые затраты на 1 км | 321 | 226 | - |
Расценки за: 1 км | 850 | 880 | 920 |
1 час пробега | 7360 | 7690 | 8510 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Приведенные данные показывают, что собственный транспорт наиболее эффективен с позиции затрат для перевозок товаров. Это объясняется тем, что являясь обслуживающим производством, он не включает в себя управленческие расходы, а тем более прибыль.
Вследствие этого, хотя прямые затраты на единицу транспортных услуг несколько выше, чем в специализированных транспортных организациях, что в свою очередь, обусловлено, естественно, худшим использованием машин, общая стоимость перевозок собственным транспортом ниже, так как в них кроме прямых затрат ничего не включается.
В автокомбинате, кроме них, в затраты еще включают управленческие расходы, а они немалые, так как приходится содержать бухгалтерию, диспетчерскую службу, ремонтных рабочих и др., а также прибыль.
Что касается частных предпринимателей, занимающихся перевозочным бизнесом, то их услуги самые высокие, особенно если расчеты вести через цену машино-часа и самое главное, несмотря на обилие объявлений о предоставлении данной услуги и большом разнообразии предоставляемых для перевозки транспортных средств, тарифы за перевозку практически одинаковы. Нам удалось найти разницу лишь в расценке за один машино-час, да и то незначительную- 10 рублей (здесь, видимо, больше желающих оказать эту услугу). Что касается международных перевозок, то кроме 920 рублей за один км, других предложений не удалось найти. Не случайно поэтому все импортеры пытаются заполучить собственный транспорт.
Все эти факторы и показатели необходимо учитывать при планировании рациональной организации перевозок товаров.
Разработка системы складирования основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем.
При создании складской системы нужно руководствоваться следующим основным принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Предпосылкой этого является четкое определение функциональных задач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Любые затраты должны быть экономически оправданными, т.е. внедрение любого технологического и технического решения, связанное с капиталовложениями, должно исходить из рациональной целесообразности.
Сооружение и содержание транспортных средств и складов, оснащенных холодильными установками, требует значительных затрат. Сооружение такого склада, как правило, обходится в три раза дороже по сравнению со строительством обычного склада, на котором продукция хранится при температуре окружающей среды. Кроме того, затраты на хранение скоропортящегося товара влияют на текущие расходы по содержанию системы распределения. Эти расходы должны быть сбалансированы относительно необходимости сохранения качества продукции.
Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке:
1) определяются место склада в логистической цепи и его функции;
2) устанавливается общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);
3) определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;
4) выбираются элементы каждой складской подсистемы;
5) создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;
6) осуществляется предварительный выбор конкурентных вариантов из всех технически возможных;
7) проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентного варианта;
8) осуществляется альтернативный выбор рационального варианта.
Экономическим критерием при оценке эффективности систем складирования может быть показатель общих затрат (в рублях на 1 т товара), рассчитанный как сумма единовременных и текущих затрат:
; (3.1.1)
где Э – текущие затраты, руб./т;
К – единовременные затраты, руб./т;
0,29 – коэффициент эффективности капитальных вложений.
Текущие затраты (издержки производства и обращения в рублях на 1 т товара) исчисляются по формуле:
; (3.1.2)
где А – затраты, связанные с функционированием склада, руб.;
n – оборачиваемость товара (365 дней : t3); здесь t3 – средняя продолжительность срока хранения товара на складе, т.е. товарный запас в днях;
Q – вес товара, размещенного на оборудовании склада, т.
Единовременные затраты (в рублях на 1 т товара) определяются следующим образом:
; (3.1.3)
где Ст – стоимость оборудования, размещенного на данном складе.
Рассмотрим важнейшие статьи складских расходов УП «Акпари» за 2007г. (таблица 3.1.1).