Транспортная система Юга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 23:52, контрольная работа

Краткое описание

Транспорт подразделяется на сухопутный (железнодорожный и автомо-бильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и электронный (ЛЭП). В нашей стране развиты все виды транспорта.
В данной работе предлагается к рассмотрению состояние транспортной системы юга России, однако, возможно использование статистических данных по состоянию транспорта для всей России.

Оглавление

1. Транспорт – отрасль материального производства……………….3
2. Российский транспорт………………………………………………3
3. Состояние российской транспортной системы……………………5
3.1 Отраслевая статистика…………………………………………….6
4. Международные трасмодальные транспортные коридоры………9
5. Транспортная система Юга России………………………………..11
5.1. Транспортные коридоры региона ………………………………13
5.2. Транспортная структура и инфраструктура региона………….16

Файлы: 1 файл

контр 1.docx

— 41.17 Кб (Скачать)

Но ключ к повышению рентабельности транспортной системы – в мак-симальном обеспечении информационными технологиями и информатиза-ции. В числе первоочередных вопросов правительство РФ планирует обсу-дить:

- обеспечение безопасности  мореплавания;

- развитие систем управления  судами;

- вопросы воздушного транспорта;

- совершенствование системы  управления дорожным хозяйством.

Готовится к внесению в Госдуму несколько важных законопроектов – о морских портах РФ, Устав автотранспорта и др.

 

Все перечисленные проблемы и задачи могут быть полностью решены только при действительно государственном подходе, а для этого необхо-димо единое понимание положений государственной транспортной поли-тики федеральным центром и субъектами РФ, всеми ведомствами, прича-стными к выработке и реализации такой стратегии, в сочетании с эффек-тивной социальной политикой в самом транспортном комплексе.

Точная формула развития транспорта в XXI веке – доступность, эффек-тивность, качество и безопасность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Транспортная  система Юга России.

 

В данном докладе под термином «юг России» понимается территория Южного Федерального округа Российской Федерации, в состав которого входят следующие субъекты:

- Волгоградская область;

- Астраханская область;

- Республика Калмыкия;

- Ростовская область (1*);

- Краснодарский край (2);*

- Ставропольский край (3);

- Республика Адыгея (4);

- Карачаево-Черкесская Республика (5);

- Кабардино-Балкарская Республика (6);

- Республика Северная  Осетия – Алания (7);

- Ингушская Ресбулика (8);

- Чеченская Республика (9);

- Республика Дагестан (10);

 

Южный Федеральный округ (далее ЮФО) – крупный экономический район Российской Федерации.

Площадь – 589,2 тыс. км².

Население – около 20000 тыс. чел.

ЮФО является важнейшим геополитическим, стратегическим и эконо-мическим регионом России. Это обусловленно многими причинами, ос-новными из которых являются:

1) выгодное географическое  положение;

2) граничит со многими  странами – важными экономическими  партнё-рами России: Украина, Грузия, Азейбарджан, Казахстан;

3) омывается тремя морями: Азовское, Чёрное и Каспийское;

4) через две крупнейшие  реки Европейской части РФ  Дон и Волгу свя-зан речным транспортом с другими экономическими регионами стра-ны;

5) через вышеуказанные  моря граничит с Турцией, Болгарией, Румыни-ей, Ираном, Туркменистаном;

6) на севере граничит  с Центральным Федеральным округом, на северо-востоке с Поволжским  Федеральным округом.

 

 Как уже говорилось  в начале работы целью её  является анализ и пер-спективы функционирования транспортного комплекса России и отдельно Юга РФ. Поэтому далее предлогается краткая характеристика транспорт-ной системы ЮФО РФ.

 

ЮФО благодаря своему выгодному ЭГП, близости как зарубежных важ-ных экономических регионов, так и российских, высокой плотности насе-ления, наличия рекреационных ресурсов, непосредственного прилегания к территории крупных морских и речных бассейнов, имеет довольно густую сеть железных и автомобильных дорог, трубопроводов, речных и морских путей.

Исторически сложилось, что южные территории России всегда, начиная с XVIII в. оказывали огромное влияние как на экономическое, так и на по-литическое развитие государства. Сначала главной задачей этой террито-рии была оборона основной (центральной) территории Руси от набегов ко-чевых степных племён. Затем постепенно функции расширились. Уже в начале XVIII в. кроме оборонительно-пограничных, появляются внешне-торговые функции (хотя через территорию Волгоградской и Астраханской области по реке Волге, затем по Каспию уже ранее были налажены торго-вые связи со странами Ближнего Востока и Закавказья). Развитие получа-ют такие населённые пункты как Азов и Ростов-на-Дону. Сначала осваива-ется река Дон и побережье Азовского моря, затем внутренние районы Предкавказья и Черноморское побережье. И уже с середины XVIII в. и по наши дни Каваказ (в т. ч. юг Поволжья) активно выполняют наряду с вы-шеперечисленными торгово-транспортные функции.

С середины XIX – до начала XX вв. начинается активное строительство и развитие транспортной инфраструктуры региона. Появляются новые ж/д дороги, морские порты. Следствием развития транспорта является разви-тие экономики юга России. Такая политика продолжается и после револю-ции 1917 г. Однако именно в XX в. начался координально новый этап раз-вития транспортной системы юга России.

В настоящее время Северный Кавказ и Юг Поволжья представляют со-бой отдельные составные части огромной транспортной отрасли РФ. Ос-новными задачами работы транспортной системы ЮФО являются:

1) обеспечение беспрерывного  процесса перевозок по всем  видам транспорта, представленным  в данном регионе;

2) эффективное взаимодействие  с соседними транспортными систе-мами регионов России и иностранных государств;

3) внедрение новейших  технологий выполнения транспортного  про-цесса, для повышения работы всех видов транспорта;

4) обеспечение безопасной  эксплуатации все транспортной  инфра-структуры ЮФО;

 

5.1. Транспортные  коридоры региона.

 

Главным преимуществом для развития транспорта на юге России явля-ется, то, что, либо непосредственно по территории этого региона либо близко от нее походят крупные континетальный трансмодальные транс-портные коридоры (как уже существующие, так и планируемые).

Трансмодальные коридоры – новинка для России. Однако именно они действительно могут помочь нашей стране (региону) быстрее проити ста-дию транспортного реформирования и перейти к стадии развития и усо-вершенствования, а также, главное, вхождения в крупнейшие как контине-тальные, так и мировые транспортные системы.

Примером вышеуказаного реформирования может служить идея созда-ния транспортного коридора Балтика – Центр – Чёрное море, непосред-ственно в своём южном окончании проходящего по территории ЮФО. Эту идею поддержали не только российские властные структуры различного уровня, представленные министром транспорта и губернаторами, но и представители Запада в лице министра транспорта Нидерландов, Европей-ского банка реконструкции и развития, Всемирного банка. Транспортный коридор Балтика – Центр – Чёрное море будет иметь протяжённость 2 тыс. км и пройдёт по территории 14 областей и краёв России (в т. ч. на террито-рии ЮФО: Ростовская область и Краснодарский край), площадь которых составляет 1 млн. кв. км, а население – почти 60 млн. чел. Российский транспортный коридор со временем должен превратиться в важную со-ставляющую трансконтинентальной транспортной системы, соединяющей Северную и Западную Европу со странами Ближнего Востока, Турцией, Ираном.

 

Также осенью 2000 г. Председатель правительства РФ подписал поста-новление «О подписании Соглашения о международном транспортном ко-ридоре «Север – Юг». Данный транспортный коридор свяжет страны Ев-ропы со странами Южной Азии и Персидского залива.

Новый транспортный проект должен в корне изменить существующий подход к морским и ж/д перевозкам между Европой и Азией, а на отдель-ных участках сделать их сопоставимыми с авиаперевозками.

Суть проекта заключается в том, что транспортный коридор будет управляться единым оператором. Грузы будут перемещаться по коридору в железнодорожных вагонах, цистернах, контейнерах, а также на автотрей-лерах.

*Согласно одобренному  Правительством Российской Федерации  проекту Соглашения доку-мент подписывается Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Ин-дия, Правительством Исламской Республики Иран и Правительством Султаната Оман.

В соответствии с проектом, целями Соглашения являются:

а) повышение эффективности транспортных связей для организации перевозок пассажиров и товаров по международному транспортному коридору "Север-Юг";

б) содействие доступу на международный рынок услуг железнодорожного, автомобильного, морского, речного и воздушного транспорта государств - Сторон;

в) содействие увеличению объемов международных перевозок пассажиров и товаров;

г) обеспечение безопасности движения транспортных средств, сохранности товаров и охраны окружающей среды в соответствии с международными стандартами;

д) гармонизация транспортной политики, а также правового регулирования в сфере транспорта в целях реализации Соглашения;

е) создание равных недискриминационных условий доступа для поставщиков транспортных услуг на различных видах транспорта при перевозках пассажиров и товаров в пределах между-народного транспортного коридора "Север-Юг".

В соответствии с вышеуказанными целями, Стороны предпринимают все усилия, направлен-ные на:

а) сокращение времени транзитных перевозок пассажиров и товаров через территории их госу-дарств;

б) сведение к минимуму стоимости транзитных перевозок;

в) упрощение и унификацию всей административной документации и процедур (включая та-моженные), касающихся транзитных перевозок пассажиров, товаров через их соответствующие территории в соответствии с принятыми международными соглашениями и стандартами.

Настоящее Соглашение регулирует международные и транзитные перевозки пассажиров и то-варов через территории государств - Сторон по маршрутам, определяемым компетентными ор-ганами соответствующих Сторон.

Вышеописанный транспотный коридор непосредственно будет прохо-дить по территории Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей.

 

Сегодня правительство Казахстана и руководство порта Актау, основы-ваясь на технических проектах, разработанных в рамках программ ТРА-СЕКА, ведут переговоры о выделении займа в размере 82 млн. дол. для финансирования нового транспортного коридора из Европы в Централь-ную Азию через Кавказ с пересечением Черного и Каспийского морей. В Казахстане крайней восточной точкой проекта является станция Дружба на казахстанско-китайской границе, презентация которой состоялась в прошлом году в совместном проекте с выставкой "Транзит-Трансказахстан 2000". В свою очередь, данный транспортный проект непосредственно за-трагивает практически всю территорию ЮФО.

 

Все перечисленные транспортные коридоры находятся пока в стадии разработки, однако их эксплуатация выведет транспортную и всю эконо-мическую отрасль региона и отдельно каждого субъекта на принципиально новый более эффективный уровень развития. Поэтому руководству нашего федерального округа необходимо поддерживать новые проекты транс-портных коридоров, а при их разработке принимать в ней активное участие и отстаивать позицию, при которой эти транспортные коридоры должны будут проходить по территории субъектов нашего региона.

Немалые налоговые поступления в местные бюджеты от эксплуатации транспортных коридоров автоматически помогут улучшить инфраструкту-ру и общее благосостояние населения этих регионов.

 

 

 

 

5.2. Транспортная  структура и инфраструкту-ра региона.

 

Однако для привлечения новых транспортных проектов на территорию ЮФО необходимо наличие собственной транспортной инфраструктуры региона. Ниже предлагается краткая характеристика транспортной систе-мы и инфраструктуры описываемого региона по отдельным отраслям транспорта.

 

Основными транспортными узлами ЮФО являются следующие насе-лённые пункты*:

1) Ростов-на-Дону (центр Ростовской  области; население – ок. 1100 тыс. чел.) – крупнейший транспортный узел региона – «ворота Кавка-за»; узел ж/д линий и автомобильных дорог, морской и речной порт, международный аэропорт.

2) Батайск (расположен в  Ростовской обл.; население – 100 тыс. чел.) – ж/д и а/м узел.

3) Краснодар (центр Краснодарского  края; население – 800 тыс. чел.) –  крупный узел ж/д линий и  а/м дорог, имеется речной порт  на р. Ку-бань, аэропорт.

4) Новороссийск (ниже будет  предложено подробное описание  этого транспортного узла).

5) Туапсе (расположен в  Краснодарском кр.; население – ок. 80 тыс. чел.) – порт на черноморском побережье, ж/д, трубопроводный и а/м узел.

6) Темрюк (расположен в  Краснодарском кр.; население – 40 тыс. чел.) – порт на побережье Азовского моря у устья р. Кубань.

7) Тихорецк (расположен в  Краснодарском крае.; население – 70 тыс. чел.) – крупный ж/д, трубопроводный  и а/м узел.

8) Минеральные воды (расположен  в Ставропольском крае; население  – 80 тыс. чел.) – ж/д и а/м узел, международный аэропорт.

9) Ставрополь (центр Ставропольского  края; население – 350 тыс. чел.) –  а/м узел, аэропорт.

10) Моздок (расположен в  Североосетинской республике; население  – 40 тыс. чел.) – а/м узел.

11) Махачкала (столица Дагестана; население – 400 тыс. чел.) – ж/д  и а/м узел, аэропорт.

12) Астрахань (центр Астраханской  обл.; население – 490 тыс. чел.) – расположен  в р-не дельты р. Волга, крупный  речной порт, ж/д и а/м, трупроводный узел, аэропорт.

13) Волгоград (центр Волгоградской  обл.; население – св. 1000 тыс. чел.) – крупный речной порт и  и узел ж/д линий, а/м и трубопровод-ный узел, аэропорт.

 

 

 


Информация о работе Транспортная система Юга России