Тара и упаковка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение путей совершенствования и развития тары и упаковки.
Для реализации поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
- изучена роль тары и упаковки в технологическом процессе;
- рассмотрена классификация тары, характеристика новых видов тары;
- изучены перспективы развития упаковки;
- рассмотрены требования, предъявляемые к таре и упаковке;
- изучены пути совершенствования и развития тары и упаковки.

Оглавление

Введение 3
1 Роль тары и упаковки в технологическом процессе 5
2 Классификация тары, характеристика новых видов тары 9
3 Упаковка товаров, перспективы развития 15
4 Требования, предъявляемые к таре и упаковке 18
5 Пути совершенствования и развития тары и упаковки 23
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

курсовая тара.docx

— 87.43 Кб (Скачать)

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

 

Кафедра коммерции и технологии торговли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Тара и упаковка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

специальности «Коммерческая деятельность», гр. Кс-33

Суфан Я.М.

 

Руководитель:

асс. Грицкевич  В.М.


 

 

 

Гомель 2009

 

Содержание 

 

Введение 3

1 Роль тары  и упаковки в технологическом  процессе 5

2 Классификация  тары, характеристика новых видов  тары 9

3 Упаковка  товаров, перспективы развития 15

4 Требования, предъявляемые к таре и упаковке 18

5 Пути совершенствования  и развития тары и упаковки 23

Заключение 29

Список использованных источников 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Большинство товаров, выпускаемых  промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в  упаковке или таре. Дадим определения  этим понятиям.

Упаковка — средство или  комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды  от повреждений и потерь и облегчающих  процесс транспортирования, хранения и реализации продукции. Тара является элементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции. В процессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без него.

Разнообразие свойств  и особенностей товаров, различные  условия их транспортирования, хранения и отпуска вызывают необходимость  производства тары множества видов: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, банки, бутылки, мешки, пакеты, корзины и т. д.

Роль упаковки и тары в  торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они  выполняют. Эти функции сводятся к следующим: предохранение товара от вредного воздействия внешней  среды, а также внешней среды от вредного воздействия товара; зашита товара от влияния других товаров; обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления; придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей; создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета; выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы; использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

Использование современной  упаковки и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания.

Ассортимент тары, используемой для размещения товаров, постоянно  расширяется. Он пополняется новыми видами тары, позволяющими расширить  ее функции, а следовательно, и сделать  еще более значимой в торгово- технологическом процессе. Таким образом, знание классификации тары, перспектив развития тары и упаковки помогут не только улучшить качество производимых товаров, но и повысить эффективность торгово-технологического процесса в торговле. Вот почему, изучение данной темы весьма актуальна.

Цель курсовой работы –  изучение путей совершенствования  и развития тары и упаковки.

Для реализации поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:

- изучена роль тары  и упаковки в технологическом  процессе;

- рассмотрена классификация  тары, характеристика новых видов  тары;

- изучены перспективы  развития упаковки;

- рассмотрены требования, предъявляемые к таре и упаковке;

- изучены пути совершенствования  и развития тары и упаковки.

Предметом изучения являются тара и упаковка.

При написании курсовой работы были использованы приемы логического анализа, статистического анализа, аналитический метод обработки данных, метод дедукции.

При написании данной работы глубоко изучен широкий ряд литературных источников, в частности монографическая  и учебная литература по вопросу  развития народнохозяйственного комплекса, торговой отрасли в Республике Беларусь; учебники и монографии зарубежных и  отечественных авторов для экономических  специальностей ВУЗов; лекции для студентов  кооперативных ВУЗов.

Также в ходе написании  курсовой работы были изучены нормативные акты, действующие в Республике Беларусь (Законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства, инструкции министерств и ведомств, методические указания и рекомендации, прочий инструктивный материал по теме исследования).

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Курсовая работа включает 30 страниц машинописного текста, 18 литературных источников.

 

 

 

 

 

 

1 Роль тары и упаковки  в технологическом процессе

 

Перемещение  большинства  товаров  из   сферы   производства   в   сферу потребления невозможно без упаковки.

Упаковка  — это  средство  или  комплекс  средств,  которые  обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений [13, с. 112].

Основным  элементом  упаковки  является  тара.  Она  представляет  собой изделие для размещения товара. Отдельные  виды  тары  участвуют  в  процессе обращения не только вместе с товаром, но и без него.

Элемент упаковки, который  в комплексе  с  тарой  или  без  нее  выполняет функцию упаковки, называется вспомогательным упаковочным средством.

Упаковка играет важную роль в торгово-технологическом  процессе,  так как ее применение позволяет [11, с. 115]:

  • защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров;
  • защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;
  • обеспечить сохранность количества и качества товаров;
  • упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций;
  • эффективно использовать емкость складских помещений;
  • донести коммерческую  информацию до потребителя товара.

Таким образом, применение упаковки во многом способствует рациональной организации  процесса  товарного  обращения,  то есть транспортирования, хранения, и продажи товаров.

Процесс  розничной  продажи  заметно ускоряется, если  предлагаемые покупателю   товары   упакованы  в мелкую,  соответствующую  запросам потребителей, тару. При этом возрастает производительность труда  работников торговли, повышается  уровень  культуры  торгового  облуживания,  улучшаются показатели работы торговой организации.

С развитием научно-технического прогресса наблюдается тенденция  расширения   функций тары в торгово-технологическом процессе. Она используется не только для хранения и транспортирования товаров, но и как оборудование    торговых залов магазинов. Такая тара, имея особую конструкцию, заменяет    механическое оборудование магазинов, обеспечивает возможность транспортирования товаров без переформирования пакета на всем пути товародвижения. С более широким использованием такой тары связаны темпы технического перевооружения, использование прогрессивных технологий на транспорте, сокращение ручного труда, замена его механизированным, повышение эффективности использования техники.

Кроме того упаковка - важнейший  инструмент раскрутки новых торговых марок [9]. Причем необходимо не только привлечь внимание к вышедшему на рынок товару, но и представить его целевой группе в соответствии с маркетинговыми целями компании. В частности, игроки продовольственного рынка указывают на прямую зависимость между типом упаковки и ценовым сегментом, в котором позиционируется товар. Также важно, что инновации в области упаковки позволяют создать новую ситуацию потребления, не меняя самого продукта. Скажем, упаковка делает процесс потребления более удобным - некоторые мясные полуфабрикаты теперь продаются в специальных ланч-боксах, что позволяет их разогревать и есть, не вынимая из коробки. Хотя продукт остается тем же по составу и качеству, производитель дифференцирует его, занимая таким образом новую нишу.

Наконец, смена упаковки является инструментом "омоложения" стареющих марок. Известно, что современный потребитель периодически устает от примелькавшегося ассортимента, что сказывается на его покупательской активности. Чтобы возродить эту активность, не обязательно разрабатывать принципиально новый тип упаковки. "Достаточно просто изменить дизайн и форму тары, - рассуждает Илья Гамов. - Это позволяет не только удерживать старых покупателей, но и привлекать новых". Повторный запуск торговой марки компания может использовать и в качестве превентивной меры. Как отмечают участники продовольственного рынка, корректировка образа продукта часто бывает необходима и для поддержания достаточно стабильного брэнда.

Таким образом, можно отметить, что роль тары и упаковки в технологическом процессе очень высока и продолжает развиваться.

Изучим динамику основных видов тары, производимых в Республике Беларусь [19].

Производство консервной стеклотары в Беларуси в январе-августе 2009 года составило 134,391 млн штук и  сократилось по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года на 32,2%. Стеклянных бутылок за восемь месяцев текущего года было произведено 149,637 млн штук, что на 4,2% меньше, чем в том же периоде 2008 года.

Объем производства транспортной картонной тары в Беларуси по итогам января-августа 2009 года составил 178,1 млн  кв.м (на 21,1% меньше, чем в январе-августе прошлого года).

Выпуск полимерной тары в  республике в январе-августе 2009 года составил 129 тыс. штук (на 11,2% больше уровня аналогичного периода прошлого года), контейнеров одноразового применения из полимерных материалов – 265,9 млн штук (на 12,1% меньше).

Бумажных мешков по итогам восьми месяцев текущего года произведено 2,8 млн. штук (на 11,5% меньше, чем в том  же период прошлого года), упаковочных мешков из полимерных материалов – 72,3 млн штук (на 0,4% меньше).

Таким образом, отмечается снижение производства всех видов тары, за исключением полимерной тары, поскольку по своим качествам она превосходит другие виды тары. 

О важности тары и упаковки в современном производстве и  реализации продукции свидетельствует  и факт ежегодного проведения конкурса на лучшую упаковку «Золотой орех» в рамках форума "Упаковка и Склад – 2009 ".

На конкурс на лучшую упаковку и этикетку года "Золотой орех" было представлено 52 образца упаковочной  продукции предприятий Белоруссии, дипломами был награждены 18 компаний [3].

В номинации "Лучшая упаковка для напитков" диплом первой степени получил РУП "Витебский ликероводочный завод" в номинации "Лучшая упаковка для напитков" за серию упаковки для эмульсионных ликеров "Птичье молоко" и "Кофе со сливками", второй степени - ОАО "Минский завод игристых вин" за серию виноградных натуральных вин "Фиеста".

В номинации "Лучшая этикетка для напитков" победителем стало  ИП "Принттим-Пак" за серию этикеток для вина "Букет Кавказа". Диплом второй степени получило СООО "Полипринт" за этикетку для водки "Северный стандарт", диплом третьей степени - Витебский ЛВЗ за этикетку на настойку горькую "Золотой зубр".

Победителем в номинации "Лучшая подарочная упаковка" признано ИП "ДП Друк Сервис" за сувенирную упаковку "М. Шагал". Победителем  второй степени стал Витебский ЛВЗ  за тубу на водку "Vodka.by", третьей  степени - ИП "Принттим-Пак" за упаковку для ликера "Эмульсионный ликер "Беллинг".

В номинации "Лучшая упаковка-этикетка для продуктов питания" удостоены диплома первой степени два предприятия ИП "Принттим-Пак" за серию упаковки "Кусковой сахар Golden Brown" и ООО "Реалпак" - за линейку логистически ориентированной тортовой упаковки и контейнер пропиленовый под крышку, под запайку для упаковки в газомодифицированной среде. В этой же номинации диплом второй степени получило ОАО "Кондитерская фабрика "Слодыч" в номинации за коробку печенья "Для Танюши" и КУП "Городской молочный завод N1» за упаковку для пасты творожной пастеризованной "Венский завтрак". Победителем третьей степени признано СП ЗАО "Биган" за универсальную оболочку для ветчины.

Специальные дипломы также  получили ОАО "Могилевская фабрика  мороженого" за оригинальное графическое решение в упаковке для линейки мороженого щербета "Оранжевое лето", "Арбузное лето", "Клубничное лето", и РУП "Гомельский ликероводочный завод" за разработку специальной сувенирной упаковки "Фельдмаршальская".

Информация о работе Тара и упаковка