Тара и упаковка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение путей совершенствования и развития тары и упаковки.
Для реализации поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
- изучена роль тары и упаковки в технологическом процессе;
- рассмотрена классификация тары, характеристика новых видов тары;
- изучены перспективы развития упаковки;
- рассмотрены требования, предъявляемые к таре и упаковке;
- изучены пути совершенствования и развития тары и упаковки.

Оглавление

Введение 3
1 Роль тары и упаковки в технологическом процессе 5
2 Классификация тары, характеристика новых видов тары 9
3 Упаковка товаров, перспективы развития 15
4 Требования, предъявляемые к таре и упаковке 18
5 Пути совершенствования и развития тары и упаковки 23
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

курсовая тара.docx

— 87.43 Кб (Скачать)

Адекватность продукту, марке, клиенту предполагает создание упаковки,    соответствующей образу жизни потребителей. Понятно, что нет смысла использовать дорогую упаковку для дешевого товара.

Соответствие каналам  сбыта. Если товар продается в  магазинах самообслуживания, то он должен не просто быть упакован, но и подходить по величине и внешнему виду для представления на полках магазина.

Важное значение имеют повышение уровня унификации тары и тарных материалов, совершенствование стандартов и технических условий.

Унификация тары — приведение ее к единым типоразмерам. Она осуществляется на основе единого модуля (единицы меры) 1200x800 мм, который соответствует размерам международного плоского обменного поддона.

Принципы унификации заключаются в том, что размеры  ящиков по площади дна должны быть кратными по отношению к модульному размеру. Так, кратность по отношению к модульному размеру 1200x800 мм ящиков, имеющих размер 300x200 мм, составляет 16, т. е. такое количество ящиков должно разместиться на поддоне, заполнив его полностью.

Унификации подлежит транспортная тара круглого сечения (бочки). Размещение бочек на поддоне в один ряд возможно в нескольких вариантах в количестве от 3 до 24 единиц с условием наиболее полного его использования.

Унификация транспортной тары обусловливает необходимость  унификации потребительской тары с учетом ее погрузки в транспортные ящики принятых размеров. Неизменность объема унифицированной транспортной тары делает ее независимой от характера груза и тем самым более универсальной, удобной, экономичной.

Унификация по единому  модулю создает условия для сокращения типоразмеров тары, автоматизации ее производства, наилучшего использования транспортных средств, широкого внедрения пакетных перевозок грузов, механизации  погрузочно-разгрузочных работ. Однотипность грузовых мест обеспечит  возможность использования системы машин, механизмов для пакетирования и переработки грузов.

Стандартизация  тары предусматривает установление наиболее рациональных типов тары с точки зрения установления единых требований к материалам    изготовления, конструктивным особенностям, размерам, форме, весу, качеству. Внедрение государственных стандартов позволяет быстрее развивать производственные мощности промышленных предприятий, изготавливающих тару,  способствует экономии материальных ресурсов, повышению качества тары и   производительности труда. Стандарты обеспечивают массовое внедрение в   народное хозяйство новейших научно-технических достижений, увязку качественных показателей разнообразных изделий, выпускаемых различными промышленными предприятиями и отраслями промышленности. Различают две    основные группы ГОСТов на тару: для товаров народного потребления –ГОСТы на типы, размеры, методы испытаний; Г0СТы на тару для конкретных видов продукции (товаров).

В настоящее время  действует большое количество стандартов и технических условий на различные виды тары. Стандарты предусматривают:

- назначение данного вида тары;

- типы тары в зависимости от ее конструктивных особенностей;

- количество выпускаемых номеров тары (номенклатура), различаемых по        наружным и внутренним размерам (длина, ширина, высота);

- технические требования, предъявляемые к таре;

- маркировку и внешний вид тары.

 

 

 

 

 

 

 

5 Пути совершенствования  и развития тары и упаковки

 

Каким бы новым и  оригинальным ни было решение упаковки, оно всегда     должно подчиняться требованиям, предъявляемым к упаковываемому товару.

Самой же упаковке необходимо обладать определенными  свойствами [17]:

1) защитными;

2) потребительскими;

3) экологическими;

4) рекламно-эстетическими.

Защитные свойства должны обеспечить сохранность продукта с момента     упаковки до момента потребления. Они предусматривают защиту продукта     от:

1) механических;

2) физических;

3) химических;

 4) климатических;

5) биологических  воздействий и предотвращают  изменения продукта сверх установленных нормативов.

Потребительские свойства включают в себя:

1) разнообразие форм и размеров упаковки;

2) степень готовности  продукта к употреблению;

3) удобство обращения  с упакованным продуктом;

4) удобство потребления;

5) возможность переноса  упаковки;

6) наличие устройств,  предотвращающих несанкционированное  вскрытие     упаковки и осуществляющих контроль за содержимым;

7) простоту и  надежность повторной укупорки  емкостей.

Наличие определенных экологических свойств необходимо:

1) для обеспечения  минимального загрязнения среды  использованной     упаковкой;

2) наиболее эффективной  и экономически выгодной утилизации  ее отходов.

Упаковка – составная  часть современной массовой культуры, продукт     дизайна, поэтому она должна не только удовлетворять любые, даже изысканные эстетические потребности покупателя, но и формировать эстетический уровень массового потребителя.

Рекламно-эстетические свойства упаковки:

1) информативность;

2) привлечение внимания  покупателя;

3) стимулирование  сделать покупку.

Эти свойства продлевают коммерческую жизнь товара, выводят  его на     рынок, переключают покупательский спрос на обновленную продукцию.

Упаковка с расширенными потребительскими и рекламно- эстетическими свойствами необходима для упаковывания бытовых товаров, при этом часть защитных функций можно переложить на транспортную тару.

 Известно, что  активным средством повышения  привлекательности упаковки является обновление конструкции и формообразования. Но наибольшая эффективность достигается в случае соответствия художественно- конструкторского решения упаковки критериям изобретения и промышленного образца. При этом, с одной стороны, достигаются высокие технические качества упаковки, а с другой – оригинальный внешний вид.

Проектирование  такой упаковки начинается с анализа  известных решений и тенденций. Из них выбирается прототип будущей упаковки, максимально проявляющий запланированные свойства, например потребительские и рекламно-эстетические. Иногда дальнейшее их улучшение на базе существующей технологии может оказаться экономически нецелесообразным. Поэтому выявляются и анализируются недостатки прототипа, в частности в конструкции и форме. Как правило, к этим недостаткам относятся низкая прочность, жесткость и надежность потребительской тары. Решению этих проблем может послужить введение в конструкцию новых элементов или образование нового соединения известных элементов и узлов, позволяющие качественно улучшить свойства прототипа либо придать ему новые свойства. Так, введение в конструкцию упрочняющих элементов может упростить сборку, повысить надежность тары, а также привести к новому формообразованию.

Рынок пластиковой тары также движется в сторону обновления, усложнения конструкций и учета потребностей разных отраслей промышленности. Ассортимент ящиков становится все более разнообразным. Это касается и размеров (от 200 х 150 х 120 мм до 1 800 х 1 200 х 975 мм), и областей применения (автоматические линии, перевозка живой птицы, донорской крови и др.), и свойств (антистатические, изотермические). Разработаны складные, поворотные, трапециевидные ящики, позволяющие экономить до 75% площади при транспортировке и хранении пустой тары. Предлагаются конструкции с разными модификациями дна, в том числе и для повышенных нагрузок: сплошное, ребристое, решетчатое, щелевое, усиленное, двойное (грузовместимость до 70 кг при стандартном размере 600 х 400 мм), с различными вариантами боковых стенок и способов захвата. В автомобилестроении, электронике, например, очень востребованы ящики-контейнеры (или вкладыши для них), изготовленные из листа термопласта методом горячей формовки, для хранения хрупких деталей технического назначения. Разрабатываются контейнеры со специальным оснащением, таким как карманы или держатели для этикеток, специальные вкладыши из пеноматериалов, перегородки (например, для посуды). Возможна установка штрих-кодов и чипов-транспондеров для автоматизированного хранения, патентных замков, ручек для переноски (чемоданы), различных типов крышек, а также прикрепление ремней к ящикам для опасных грузов (I, II, III группы). Постоянно улучшается внешнее оформление — предлагаются различные цвета исполнения, возможно нанесение логотипов и любых других изображений методом горячей штамповки, шелкографии, тампонной или рельефной печати. Одним из интереснейших направлений развития этого рынка является разработка новых видов тары в системе компьютерного проектирования CATIA (особенно часто ее используют автомобильные концерны). Программа позволяет, например, создать оптимальный ящик для изделий, которых еще не существует в реальности, и уже на этапе проектирования проверить, сможет ли он обеспечить надлежащую сохранность. Сегодня эксперты не сомневаются — будущее, без сомнения, за полимерами. Так, если сейчас в мире, поданным Института ИТКОР, ежегодно выпускается не более 1 млн пластиковых поддонов или паллет (это не более одной сотой части от общего объема рынка поддонов), то через пять лет их производство вырастет до 4-5 млн штук в год.

Одним из направлений развития тары и упаковки является создание упаковки с учетом особенностей магазинов самообслуживания. Удобная инновационная упаковка обеспечивает гигиеничность, надежность и прочность, необходимые для и транспортировки и перемещения товаров; позволяет сохранить естественные свойства товаров при их хранении и продаже; уменьшает количество ручного труда; имеет привлекательный дизайн, побуждающий к незапланированным покупкам, и повышает скорость и объемы продаж [8].

В ведущих промышленно развитых странах (США, Великобритания, ФРГ, Япония и др.) прогрессивные виды тары (картонная, полимерная, стеклянная и др.) практически вытеснили деревянную.

Основными направлениями развития и использования тары за рубежом  является бурный рост производства и повышение удельного веса картонной тары. Доля тары из картона в общей структуре мирового производства тары составляет в среднем 60 %.

Совершенствование картона, конструкций  к технологии изготовления картонной тары и оборудования для этого являются главными тенденциями развития производства картонной тары.

Изготовление картонной тары предполагает производство двух основных типов картона  — гофрированного и плоского склеенного. Наибольшее распространение получил гофрированный картон (одно-, двух-, трех-, пяти-, семпелойиый).

Для транспортировки и хранения пищевой продукции, жидких, сыпучих  и тарно-штучных грузов за рубежом  вы пускаются такие основные виды тары из картона, как ящики, ящичные поддоны, лотки, прокладки и др. Ящики занимают основное место. Они могут быть многооборотными, крупногабаритными, складными и жесткой конструкции. Осуществляется работа по их стандартизации. Ящичные поддоны из картона, как правило, производятся в комбинации с другими материалами, что обеспечивает их высокую прочность за счет изготовления стоек, каркасов, опор и других деталей из металлов, дерева, полимеров.

Для изготовления картонной тары производятся штамповочные машины для выпуска заготовок; машины, автоматы и полуавтоматы — для формирования тары из заготовок (склеивание, сшивание скобами и т.д.), а также технологические линии по изготовлению тары из картона. Одним из достижений в области производства картонной тары за рубежом является разработка и внедрение оборудования для одновременного выполнения операций по сборке тары и упаковке в нее грузов.

Важное место в производстве тары и упаковки занимает алюминий. Его основные преимущества: легкость, минимальная трудоемкость, простота утилизации, экономия энергоресурсов, экологическая безопасность, возможность вторичного использования.

В США, Швеции, Канаде, Австралии за счет вторичного использования алюминия обеспечивается от 50 до 90 % производства упаковок. Производство тары из алюминия, сбор и ее переработка организованы также в европейских странах.

Определенное развитие за рубежом  получило производство полимерной тары. Для этого используются различные пластмассы: полиэфиры, полиамид, поликарбонат, полиэтилен, полипропилен и др. Основное достоинство этой тары заключается в ее легкости, прочности, гигиеничности. До 20 % полимерной тары подвергается повторной переработке.

Значительное внимание в развитых странах уделяется вопросам повторного использования тары. Так, в США в целях защиты окружающей среды городские власти Нью-Йорка разработали комплекс мер для налаживания повторного использования тары. Ими установлены требования, по которым работники оптовой торговли обязаны производить отчисления городским властям в следующих случаях: если тара применяется однократно, в зависимости от вида тарного материала, от степени трудности ее повторного использования или утилизации. За упаковочные средства, тару, используемые оптовой торговлей повторно, отчисления не взимаются. Собираемые отчисления идут на исследования в области сбора и утилизации тары.

В Германии повторно используется деревянная и частично картонная тара для овощей и фруктов с применением разделительных площадок. Среди повторно используемых видов тары выделяется складной контейнер из пластмассы, который многократно загружается товарами в первичной упаковке.

Правительство Германии рассмотрело вопрос об упорядочении и вторичном использовании упаковочных материалов, в частности, упаковок хозяйственно-бытового назначения, напитков и пива. Решением правительства все предприятия розничной торговли должны обеспечить сбор упаковок от пищевых товаров, а коммунальные органы — сбор упаковок, не имеющих залоговой стоимости. С 1990 г. функционирует объединение по сбору и переработке вторичных ресурсов, в которое входят свыше 400 фирм.

В Англии 95 % деревянных бочек для  вина, пива и других напитков используются многократно. Существует широкая сеть предприятий по сбору, ремонту и санитарной обработке бочкотары.

Мировая общественность и правительства большинства ведущих стран все больше внимания уделяют проблемам экологии. Рано или поздно все производства, в том числе и те, которые имеют непосредственное отношение к упаковочной отрасли, будут вынуждены искать пути сокращения количества вредных выбросов в атмосферу и методы утилизации отходов. Эта ситуация может привести к появлению совершенно новых конкурентоспособных материалов для производства тары. Так, все большую популярность набирает упаковка на основе биоразлагающихся материалов, которые в несколько раз уступают по цене пластику и при этом в сотню раз позволяют сократить период разложения тары. Поэтому я считаю, что за данным видом упаковки будущее, особенно в сфере одноразовой упаковки, которая широко применяется в кондитерском производстве.

Информация о работе Тара и упаковка