Тара и упаковка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение путей совершенствования и развития тары и упаковки.
Для реализации поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
- изучена роль тары и упаковки в технологическом процессе;
- рассмотрена классификация тары, характеристика новых видов тары;
- изучены перспективы развития упаковки;
- рассмотрены требования, предъявляемые к таре и упаковке;
- изучены пути совершенствования и развития тары и упаковки.

Оглавление

Введение 3
1 Роль тары и упаковки в технологическом процессе 5
2 Классификация тары, характеристика новых видов тары 9
3 Упаковка товаров, перспективы развития 15
4 Требования, предъявляемые к таре и упаковке 18
5 Пути совершенствования и развития тары и упаковки 23
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

курсовая тара.docx

— 87.43 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

3 Упаковка товаров, перспективы  развития

 

Современная упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающую среду от загрязнений, а также способствующих процессу обращения продукции. Процесс обращения включает стадии транспортирования, хранения и реализации продукции. Таким образом, упаковка выполняет следующие функции:

  • защитная;
  • логистическая;
  • маркетинговая;
  • информационная.

Основная  задача упаковки - сохранить первоначальные свойства и характеристики пищевого продукта и защитить его от временного воздействия внешних факторов. Для выполнения специальных требований существует множество особых упаковок, изготовленных как из традиционных материалов - бумаги, стекла, жести, алюминия- так и из более дешевых и доступных новых, к примеру, полимерных пленочных материалов и жестких пластмасс. Гибкие полимерные материалы могут состоять из одного полумера либо из сочетании нескольких слоев разнотипных или однотипных полимеров.

Мягкая  потребительская упаковка позволяет  надежно защитить продукцию от внешних воздействий и, как правило, полностью автоматизировать процесс упаковывания. Упаковка из полимерных пленок эстетична, имеет привлекательный внешний вид, отличается небольшой удельной массой и низкой стоимостью. Обычно она предназначена для разового использования. Процесс упаковывания продукции в пленочные материалы, как правило, состоит из следующих этапов: фасовки продукции, герметизации упаковки и ее укладки в транспортную тару. Наиболее распространенной мягкой потребительской упаковкой являются:

Пакеты - различаются оформлением дна, наличием боковых сгибов или складок. Обычно вместимость пакетов не превышает 3000 см3. Основной способ их изготовления — сваривание, реже склеивание, сшивание скобами, зажимами и т.д. Закрываются пакеты различными затворами. Термоусадочные пленки - для изготовления мягкой потребительской упаковки используются однослойные пленки из полиэтилена (ПЭ), полипропилена (ПП), поливинилхлорида (ПВХ), полиамидов (ПА), различные многослойные и комбинированные пленки.

Основным  направлением развития комбинированной потребительской тары и упаковки является комбинация полимерных материалов с бумагой, картоном, фольгой [9].

Упаковка типа «стреч» представляет собой двойную заготовку из листового материала (чаще всего картона), в которой вырезают окно, соответствующее по форме упаковываемому изделию. Изделие закрывают с двух сторон растягивающейся или термоусадочной пленкой на основе ПВХ, ПВДХ, СЭВ, а концы закрепляют скобами, клеем или сваркой между листами картона. Для плотного прилегания пленки полость с изделием нагревают и ваккумируют. Эту упаковку применяют для парфюмерных и косметических средств в пеналах, флаконах, тубах, различных галантерейных и хозяйственных товаров.

В качестве примера новых разработок упаковок служат треугольные конструкции. Треугольная форма используется довольно редко, поэтому она притягивает к себе внимание потребителя больше, чем какая-либо другая. Кроме того, она конструктивно проще, имеет меньше сторон и обладает повышенной жесткостью треугольного поперечного сечения. Вертикальная ориентация силуэта придает ему легкость и стройность, сохраняя при этом устойчивость и сбалансированность. Такие упаковки чаще используются для сувениров, ценных подарков, ювелирных и парфюмерных изделий, сложных бытовых товаров. Складная коробка с треугольными торцевыми стенками отличается повышенной жесткостью и прочностью.

Упаковка типа «блистер» состоит из жесткой картонной подложки и футляра из прозрачного листового материала. Футляр может иметь форму правильного полушария (упаковка типа «блистер-бабл-пак») или повторять по контуру упаковываемое изделие (упаковка типа «блистер-контур-пак»). Футляр изготавливают методами термоформования и прикрепляют к картонной подложке, сваркой, скобами или с помощью клеев-расплавов. Для упаковки этого типа применяют листовые и пленочные материалы на основе ПС, ПВХ-Ж, целлюлозы, изомеров, ацетатов и др. Применяют для лекарственных препаратов, хозяйственных товаров, канцелярских принадлежностей, галантерейных, парфюмерных и косметических товаров, сувениров, игрушек, инструмента и т.д.

Другим  примером в достижении нового этапа  потребительских и рекламно-эстетических свойств служит демонстрационная упаковка «клин-блистер». Исходной была треугольная форма. В качестве прототипа использовалась упаковка типа «блистер», что определило высокие демонстрационные качества упаковки благодаря использованию формованного прозрачного футляра из жесткого листового полимера, позволяющего осматривать изделие в упаковке. Однако недостатками треугольной формы являются неэффективное использование внутреннего объема для прямоугольных изделий, ее сложность, затрудняющая складирование группы упаковок на торговых площадях, а недостатками упаковки «блистер» - разовое вскрытие, сопровождающееся разрушением упаковки, низкая прочность и недостаточная защищенность от ударных нагрузок. Сущность нового решения заключается в объединении клиновидной формы с прозрачным блистерным элементом, выходящим наружу коробки через вырубное окно и имеющим вид треугольной призмы, меньшая сторона которой расположена у вершины коробки.

Упаковка типа «флоу» (комбинированная потребительская упаковка) - нанесение расплава полимера непосредственно на упаковываемые изделия. Упаковку подвергают нагреванию, пленка усаживается и плотно облегает изделие.

Упаковка типа «скин» (комбинированная потребительская упаковка) с использованием термоусадочных пленок (вторая кожа), когда на картонную подложку помещают изделие, обтянутое усадочной пленкой. Упаковку подвергают нагреванию, пленка усаживается и плотно облегает изделие. Отдельные виды продуктов упаковываются без подложки, например, мясо, овощи, фрукты, рыба, батарейки, галантерейные изделия и т.д. Дополнительно может быть применено вакуумирование.

Упаковка типа «вителло» -представляет собой термоформованный стакан, который вставлен в клееный картонный цилиндр. Стакан изготовлен из листового ПВХ-Ж. Крышка упаковки изготавливается из ПП, ПЭНП, ПЭВП методом литья под давлением, Такую упаковку используют для молочных продуктов, пищевых приправ, товаров бытовой химии. Ее можно оформлять печатью в несколько красок.

 

 

 

4 Требования, предъявляемые  к таре и упаковке

 

Требования к  упаковке устанавливаются производителями  товаров,  транспортными и складскими организациями, Центром стандартизации, метрологии и сертификации при участии санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Республики Беларусь и отражаются в стандартах на продукцию, специальных стандартах на упаковку для определенных видов продукции (ГОСТ), технических условиях (ТУ) на производство упаковочных материалов и упаковки, в методических указаниях, инструкциях, нормах по определению гигиенических и микробиологических показателей упаковочных материалов и тары, контрактах и договорах на поставку продукции, в законе о защите прав потребителей.

Совокупность требований можно разделить на три группы: основополагающие, дополнительные и маркетинговые. В. число основополагающих требований входят безопасность упаковки, экологичность, надежность [6].

Безопасность упаковки — это не отсутствие вредных веществ  в ней, это    недопущение перехода вредных веществ из упаковки в соприкасающийся с ней   товар. Вредные вещества содержат многие виды упаковки. Например, в бумаге    содержится свинец, в полимерных материалах — мономеры, в металлической    таре — железо, олово или алюминий. Безопасности упаковки обеспечивается    путем нанесения на нее защитных покрытий (пищевой лак, посуда для металлической тары) или ограничением сроков хранения изделий  (полиэтиленовая или полихлорвиниловая упаковки). Использование определенных красителей для оформления упаковки требует разрешения Минздрава Республики Беларусь. Наиболее безопасны стеклянная и тканевая упаковки, наименее — металлическая и полимерная.

Экологичность упаковки — способность ее при использовании  и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде.

Абсолютно безопасных для среды видов упаковки нет, так как при утилизации в атмосферу выделяются разнообразные вещества. При утилизации термическим путем деревянной, бумажной, тканевой и полимерной упаковок в окружающую среду выделяется углекислый газ, следствием чего является наступление парникового эффекта и изменение климата. Полимерная упаковка, помимо этого, выделяет при сгорании хлор, стирол, диоксины и др.

Стеклянная и  металлическая упаковки должны быть подвергнуты переплавке, в противном случае они долгие годы загрязняют окружающую среду. Полимерная и стеклянная упаковки практически не разрушаются, металлическая разрушается в течение 10 - 20 лет. Наиболее быстро разрушаются бумажная и тканевая упаковки.

Экологичность упаковки повышается при многократном использовании    (возвратная тара) или вторичной переработке (бумага и древесина).

Надежность упаковки — способность сохранять механические свойства и герметичность в течение предусмотренного времени при определенных условиях транспортировки и хранения.

Упаковка многократного  использования сама должна обладать сохраняемостью.

Срок сохраняемости  одноразовой упаковки может незначительно  превышать сроки годности товаров.

Совместимость упаковки — способность не изменять потребительские свойства товаров. Упаковка не должна поглощать отдельные компоненты товара (вода, жир и др.) или придавать не присущие ему свойства. Например, деревянные ящики для пищевых продуктов нельзя изготавливать из древесины хвойных пород, поскольку продукты приобретут хвойный запах.

Взаимозаменяемость  — способность упаковок одного вида заменять упаковки другого вида при использовании по одному функциональному назначению.

Например, взаимозаменяемыми  являются герметичные металлические  и    стеклянные банки с металлическими крышками или ящики и картонные коробки.

Экономическая эффективность  упаковки определяется стоимостью, ценой эксплуатации, ценой утилизации.

Стоимость упаковки зависит от материала и технологии производства.

Одноразовая упаковка дешевле, но требует больших затрат на утилизацию.

Многоразовая упаковка становится более экономически эффективной, если используется свыше 3 - 5 раз без ремонта.

Экономическая эффективность  упаковок неодинакова и определяется    особенностями товара. Нет одного вида упаковки, наиболее эффективного для всех товаров.

Дополнительные  требования включают транспортабельность  и складируемость упаковки.

Транспортабельность — это возможность товара в  упаковке подвергаться    транспортировке определенными видами транспорта и обеспечивать технико-технологическую и экономическую эффективность этого процесса.

Складируемость  является важным требованием, поскольку  товары складируются не только у производителя, оптовиков и в магазинах розничной торговли, но и у экспедиторов в портах и у самих потребителей. Поэтому перед тем, как выбрать приемлемое средство упаковки, рекомендуется изучить все обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к хранению товаров, чтобы сделать упакованные единицы оптимально удобными для складирования.

Гигиеничность упаковки. При гигиенической оценке пригодности  материалов для контакта с пищевыми продуктами учитываются следующие факторы:

- отсутствие изменений органолептических свойств продукта - прочности,        консистенции, цвета, запаха, вкуса;

- отсутствие миграции в пищевые продукты чужеродных химических веществ, входящих в состав материалов, в количествах, превышающих гигиенический норматив;

- отсутствие стимулирующего действия материала или его компонентов на        развитие микрофлоры;

- отсутствие химических реакций или других взаимодействий между       материалом и пищевым продуктом.

Проведение гигиенической  экспертизы предусматривает:

- изучение влияния материалов на органолептические свойства продуктов;

- определение качественного и количественного состава веществ, выделяющихся из материалов;

- изучение биологической активности (токсилогических свойств) веществ,       выделяющихся из материалов.

Первый и второй этапы обязательны при проведении текущего санитарного  надзора. Соблюдение всех трех этапов необходимо при предупредительном    санитарном надзоре, а также при оценке гигиенической безопасности материалов, что важно знать эксперту продовольственных товаров.

К маркетинговым  требованиям относятся: информативность, наличие эстетических свойств, узнаваемость, повышение ценности, последующая применимость, адекватность продукту, марке и клиенту, соответствие каналам сбыта.

Информативность. На упаковке должны быть ясно представлены преимущества продукта, область его применения (функции, пригодность, срок хранения).

Наличие эстетических свойств особенно важно для потребительской  упаковки.

Упаковка должна быть современной и привлекательной, что достигается за    счет применения привлекательных материалов и красочного оформления.

Узнаваемость - способность  упаковки быть замеченной среди большого    ассортимента товаров-конкурентов и однозначно указывать на марку или    производителя. Это свойство, характеризующее действенность рекламы.

Повышение ценности — обеспечение потребителю дополнительных удобств в использовании. Соблюдение этого требования позволяет получить конкурентное преимущество перед товарами-конкурентами, что особенно важно в условиях насыщенного рынка.

Последующая применимость, т.е. возможность использования упаковки после ее опорожнения, что является немаловажным для некоторых групп потребителей, например, для экономных.

Информация о работе Тара и упаковка