Совершенствование организационно - экономического механизма оценки конкурентоспособности структурных

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 12:26, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Рост автомобилизации России, динамика приобретений легковых и грузовых автомобилей предопределяет рост и развитие экономики государства в целом, причём следует учитывать не только промышленное производство транспорта, но и его послепродажное обслуживание. При этом, количество предприятий и качество, ассортимент предлагаемых услуг должны соответствовать растущим потребностям в обслуживании автомобилей, в том числе техническом. Сегодня, и автомобильная промышленность и службы автосервиса в России демонстрируют быстрый рост: их доля в структуре услуг с 2001-го по 2009 г. возросла с 22,1 до 86,0%, то есть более чем в 3 раза. Только в Самарской области функционирует почти 2 000 предприятий технического автосервиса, из них лишь каждое десятое отвечает современным требованиям и имеет необходимое контрольно-диагностическое оборудование. Развитие автомобилестроительной промышленности за счет прихода иностранных производителей на российский рынок, строительство сборочных производств автомобилей способствует росту потребностей в техническом обслуживании автомобилей.

Файлы: 1 файл

Реферат - Лысенко..doc

— 118.00 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ  ВПО  «Тольяттинский государственный университет»

Институт финансов, экономики  и управления

 

Кафедра «Менеджмент  организации»

 

 

 

 

 

 

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ (ПОВЫШЕНИЯ)

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  СТРУКТУРНЫХ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 

ИНТЕГРИРОВАННЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 (НА ПРИМЕРЕ ОАО  «АвтоВАЗ»)

 

 

направление 080500.68 «Менеджмент»

профиль 080506.68 «Производственный менеджмент»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

магистерской диссертации

 

 

                    

 

 

 

Выполнила:                      Лысенко Татьяна  Анатольевна, гр. МЕНм-101

 

Научный

руководитель:                        доктор экономических наук, доцент

           Руденко Александр Алексеевич

 

 

 

 

Тольятти 2010

Актуальность  темы исследования. Рост автомобилизации России, динамика приобретений легковых и грузовых автомобилей предопределяет рост и развитие экономики государства в целом, причём следует учитывать не только промышленное производство транспорта, но и его послепродажное обслуживание. При этом, количество предприятий и качество, ассортимент предлагаемых услуг должны соответствовать растущим потребностям в обслуживании автомобилей, в том числе техническом. Сегодня, и автомобильная промышленность и службы автосервиса в России демонстрируют быстрый рост: их доля в структуре услуг с 2001-го по 2009 г. возросла с 22,1 до 86,0%, то есть более чем в 3 раза. Только в Самарской области функционирует почти 2 000 предприятий технического автосервиса, из них лишь каждое десятое отвечает современным требованиям и имеет необходимое контрольно-диагностическое оборудование. Развитие автомобилестроительной промышленности за счет прихода иностранных производителей на российский рынок, строительство сборочных производств автомобилей способствует росту потребностей в техническом обслуживании автомобилей.

В настоящее время  этот вопрос становится все актуальнее, так как состояние сферы и производства и автосервиса по масштабам, количеству, качеству и другим потребительским ожиданиям предоставляемых услуг не отвечает растущим потребностям автомобильного парка страны. Наряду с отмеченной выше тенденцией можно отметить усложнение автомобильной техники, специальные условия выполнения сервиса, необходимость приобретения сложного оборудования для ремонта, квалифицированных рабочих кадров, а также создание специальных условий для клиентов.

Исследование состояния  сферы автомобильной промышленности и автосервиса в России позволяет сделать вывод о существенном отставании данных сфер от потребностей растущего парка автомобилей страны, при этом ресурсы, привлекаемые в развитие автосферы, ограничены, а организационные и экономические методы управления не в полной мере учитывают особенности, условия, тенденции развития автомобилизации, потребности клиентуры, уровень доходности и высокие требования к условиям и формам технического обслуживания автомобилей.

Наряду с тем, что  для решения проблем производства и технического сервиса автомобилей проводятся многочисленные и разносторонние исследования, а также широко внедряется, адаптируется опыт зарубежных предприятий автосервиса, исследования, направленные на повышение качества предоставления услуг предприятиями автосервиса в условиях ограниченных ресурсов и с учетом факторов конъюнктуры рынка, цикличности, сезонности колебаний спроса на услуги, их структурного изменения, немногочисленны.

Следовательно, необходимость  решения назревших в практической деятельности проблем, а также теоретически недостаточная разработанность процесса взаимодействия дочерних и зависимых предприятий ОАО «АвтоВАЗ» в современных условиях обусловили актуальность темы работы, а направления и содержание исследования определяются острой потребностью в систематизации, комплексном анализе методов развития предприятий автомобильной промышленности на современном этапе развития экономики.

Отмеченное определяет актуальность рассматриваемой в рамках исследования проблемы, ее методическую и практическую значимость.

Степень разработанности  проблемы. В отечественной экономической науке сфера услуг выступает традиционным предметом специального исследования.

Большой вклад в развитие науки сферы услуг внесли следующие  ученые Малиев Ш. З., Васильева О. И., Петрова Н. А., Карпова О. М., Горинина А. П., Грибов В. Д., Ерошенкова Л. И., Мясникова В. М., Решетникова Е. Г., Романова В. К., Рябова В. М., Шатаева И. М.

Проблемы технического, технологического характера развития транспорта различных видов, в том числе и сферы автосервиса, широко рассматриваются в трудах известных отечественных ученых Н. М. Васильева, Н. Н. Громова, П. А. Колесника, Г. В. Краморенко, В. С. Кузнецова, А. В. Курбатова, В. С. Лукинского, О. Д. Маркова, Г. М. Напольского, Г. Ф. Фастовцева, А. И. Хлявич; основы формирования качественного процесса предоставления услуг потребителям сервисных организаций представлены в работах таких зарубежных ученых, как Ф. Котлер, Э. Мат, К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик, В. Зайтмен, и других.

Общие вопросы управления качеством  применительно к сфере сервиса, к которой относится и фирменное послепродажное обслуживание автомобилей, анализируются Н. Е. Егоровой, А. С. Мудуновым, В. М. Власовым, А. А. Головановым, В. И. Сарбаевым, В. В. Тарасовым, Ю. Т. Вишневедским, Л. Б. Миротиным, В. В. Волгиным и другими.

В работах представителей отечественной  и зарубежной науки решены многие важные методологические и прикладные проблемы предоставления услуг предприятиями автомобильной промышленности. Однако это не дает основания считать проблему повышения и качества производства и послепродажного обслуживания автомобилей полностью исследованной.

Многие вопросы теории и практики обозначенной области  деятельности остаются недостаточно изученными, что вызывает научный интерес к исследованию перспектив предоставления услуг предприятиями автомобилестроения, а также требует их практической разработки для всей системы фирменного послепродажного сервиса автомобилей.

Целью исследования является разработка  методических подходов к процессу предоставления услуг предприятиями автосервиса, выработке основных перспектив развития с учетом влияющих на него факторов.

Поставленная  цель логически предопределила необходимость  решения следующих взаимосвязанных задач:

– обобщения теоретических  подходов к процессу производства автомобилей и предоставления услуг как объекта исследования;

– раскрытия содержания элементов интегрированной системы ОАО «АвтоВАЗ»;

– исследования современного состояния сферы производства и предоставления услуг ОАО «АвтоВАЗ»;

– разработки и апробации  методики оценки эффективности взаимодействия предприятиями ОАО «АвтоВАЗ»;

– формирования модели прогнозирования показателей функционирования дочерних и зависимых предприятий ОАО «АвтоВАЗ».

Объектом исследования выступают предприятия в системе ОАО «АвтоВАЗ», оказывающие услуги по ремонту и обслуживанию транспортных средств.

Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, складывающихся в процессе производства автомобилей и предоставления автосервисных услуг ОАО «АвтоВАЗ».

Теоретической и методологической основой исследования предполагается станут концептуальные, методологические и теоретические положения, представленные в научных работах отечественных и зарубежных ученых в области производства автомобилей и предоставления услуг; публикации в периодической печати по данной проблеме, материалы международных, всероссийских и региональных конференций и семинаров, посвященных теоретическим вопросам и практическим аспектам производства автомобилей и предоставления услуг.

Методы  исследования.  В процессе исследования предполагается использовать общие и специальные методы научного познания: системного, структурно-функционального, сравнительного, факторного анализа, сравнения, графического представления результатов исследования, метод экспертных оценок, экономико-статистические методы, которые дают возможность определить перспективы предоставления услуг предприятиями автомобильной промышленности и автосервиса ОАО «АВТОВАЗ».

Информационной  базой исследования предполагается станут официальные статистические данные Госкомстата РФ, статистических органов Приволжского федерального органа, а также городов Самарского региона, финансовая информация предприятий в системе ОАО «АВТОВАЗ», осуществляющих весь комплекс производства и сервисного обслуживания автомобилей; нормативно-правовую базу составили федеральные законы, указы и нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, посвященные процессу производства и предоставления услуг в системе автомобильной промышленности.

Научная новизна исследования состоит в разработке методико-практических положений по производству автомобилей и предоставлению услуг в системе функционирования ОАО «АвтоВАЗ».

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные методические и практические положения диссертационного исследования будут направлены на разработку системы мер по перспективам предоставления услуг в современных условиях, а также могут быть использованы предприятиями автомобильной промышленности для повышения эффективности своей деятельности и местными органами власти в решении вопросов регулирования развития рынка в изменяющихся экономических условиях.

Теоретические выводы и  рекомендации, приведенные в данной работе, дадут ориентиры для формирования направлений развития предприятий  в сфере производства и обслуживания автомобилей, разработки методических рекомендаций по обеспечению деятельности предприятий в современных условиях.

Апробация результатов  исследования. Сформулированные в диссертации теоретико-практические разработки, методические рекомендации, выводы и предложения планируется апробировать в департаменте потребительского рынка и предпринимательства мэрии городского округа Тольятти, ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ», что должно быть подтверждено справками о внедрении.

Основные теоретические и практические положения диссертационного исследования планируется опубликовать в печати в виде статей, обсуждать на международных и всероссийских научно-практических конференциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Быстров В.Ф. Конкурентная среда: Учеб. Пособие для экон. вузов / Под ред. Г.А.Краюхина. СПб.: СПбГИЭА, 2009. – 142 с.
  2. Башев Г.Л. Маркетинг. – М.: Экономика, 2008.
  3. Беляевский И.К. Конкурентные стратегии: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие М.: Финансы и статистика, 2010.
  4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика . – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Финпресс», 2009.
  5. Джоббер  Д. Принципы и практика менеджмента.: Пер. с анг.: Уч. пос. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2010. 
  6. Дойль П.  Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Издательство «Питер», 2009.- 560 с.
  7. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ./ Науч. ред. и авт. послесл. В.А. Приписнов. –М.: Экономика, 1999.
  8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент – СПб: Питер Ком, 1999.
  9. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - СПб., Питер, 1994.
  10. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. – СПб.: Наука, 1996.
  11. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг -М.: Юрайт , 2001.
  12. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  13. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ  - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.
  14. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина.- М.: Международные отношения, 2009.



Информация о работе Совершенствование организационно - экономического механизма оценки конкурентоспособности структурных