Экономические методы управления закупками товаров производственного и потребительского назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является ООО «Техцентр - С».
Предмет исследования – логистические процессы, обеспечивающие координацию закупочной деятельности.
Цель настоящей работы состоит в анализе закупочной деятельности предприятия розничной торговли, работающего на территории Ульяновской области.
Для раскрытия темы работы ставятся следующие задачи:

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты закупочной деятельности……………....
1.1 Сущность, роль и назначение закупочной работы, планирование закупок в торговле……………………………………………………………………….
1.2 Изучение, поиск и выбор поставщиков при закупке товаров………..
1.3 Организация и технология закупок товаров у поставщиков…………
Глава 2. Анализ закупочной деятельности ……….
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………..
2.2 Оценка состояния организации и планирования закупочной деятельности
2.3 Анализ закупочной деятельности предприятия……………………….
Глава 3. Предложения по совершенствованию закупочной деятельности
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовой по логистике.doc

— 230.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Организация закупок  в торговой фирме   
Старщий менеджер занимается закупками различных групп товаров и комплектующих.  
Проанализируем основные этапы процесса закупки товарв в ООО «Техцентр - С».  
Закупка оборудования в ООО «Техцентр - С» начинается с анализа рынков сбыта. Цель проведения исследований рынка закупок комплектующих определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:  
·        непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);  
·        опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);  
·        рынки заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);  
·        новые рынки.  
Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как предложение, спрос и рыночный баланс. Полученная информация обрабатывается в трех аспектах:  
а) современный анализ рынка («моментальный снимок»);  
б) динамика изменения конъюнктуры рынка;  
в) прогнозы изменения рынка.  
Далее происходит непосредственно выбор поставщиков. Большинство оборудования ООО «Техцентр - С» закупает в крупных  оптовых фирмах города Самары, С-Петербурга, Москвы, Н- Новгорода. Выбор поставщиков осуществляется по следующей технологии.  
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:  
·        изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;  
·        посещение выставок и ярмарок;  
·        переписка и личные контакты с возможными поставщиками.  
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.  
2. Анализ потенциальных поставщиков.  
          Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.  
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:  
·        удаленность поставщика от потребителя;  
·        сроки выполнения текущих и экстренных заказов;  
·        наличие резервных мощностей;  
·        организация управления качеством у поставщика;  
·        психологический климат у поставщика (возможности забастовок);  
·        способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока  
·        службы поставляемого оборудования;  
·        финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.  
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.  
3. Оценка результатов работы с поставщиками.  
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.  
         Непосредственно формирование заявок у поставщиков осуществляется следующим образом. Менеджер по закупкам высылает поставщику по e-mail или факсу заказ, в котором перечисляется интересующее оборудование, количества, условия, сроки поставки или резервирования, а так же каталожные коды фирм-производителей. На основании полученного заказа поставщик выставляет подтверждение с указанием номенклатуры, цен, количества, условий и сроков поставки заказанного оборудования. После подтверждения менеджера, заказ считается размещенным и оборудование, отсутствующее на складе поступает в отдел закупок, после чего отказаться от него уже невозможно, а оборудование, находящееся на складе резервируется.  
Ввиду того, что прайс-листы поставщиков меняются очень оперативно, и отражает тенденции московского оптового рынков, то может возникнуть ситуация изменения цены заказанного но еще не отгруженного товара как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В этом случае цена товара в резерве изменяется вместе с прайс-листом, и если необходимо зафиксировать цены на момент согласования заказа, то менеджер сообщает, что резерв окончательный и ему присваивается статус брони. Резерв и бронь имеют разный статус - товар из резерва может быть продан, а бронь является аналогом расходной накладной. Ассортимент и количество товара в резерве может меняться вплоть до отгрузки, а попытка аналогичных действий с бронью является нарушением правил резервирования.

Первой  технологической операцией закупочной логистики является приемка товаров  поступивших на предприятия.  
Поступающие в магазин товары принимают материально ответственные лица. При приемке товаров по количеству проверяются соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованием стандартов и технических условий. При поступлении в розничную сеть все комплектующие должны иметь сертификат соответствия. Маркировка на комплектующие должна соответствовать сертификату качества.  
После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади складских площадей.  
Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процесса является подготовка товаров к продаже, в частности их сборка из комплектующих. При торговле товарами, не требующими сборки, подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс их продажи. Подготовкой товаров к продаже занимаются работники склада, который ставят розничную цену, с учетом необходимой наценки, пишут ценники, где указывают наименование товара и его данные.  
Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Анализ закупочной  деятельности предприятия 

Оценка  эффективности закупок ООО«Техцентр - С» осуществляются путем анализа следующих показателей:  
·        выполнение плана закупок;  
·        абсолютная прибыль от продаж закупленного – простая разница между суммой продажи и суммой закупки (цель – минимизация закупочных цен);  
·        относительная прибыль от продаж закупленного – абсолютную разницу нужно разделить на сумму закупки (вариант мотивации на минимизацию закупочных цен);  
·        срок продажи закупленного – разница между датой закупки и датой продажи (цель – повышение оборачиваемости вложенных средств);  

срок  отсрочки платежа по товару (цель –  получение отсрочки платежа от поставщика);  
·        процент товара, взятого на полную реализацию, по отношению к общей сумме закупленного (цель – минимизация вложенных средств);  
·        абсолютная сумма дебиторской задолженности поставщикам (цель – погашение дебиторской задолженности путем возврата товара);  
·        относительная сумма дебиторской задолженности поставщикам по сравнению с общей суммой закупок (вариант погашения дебиторской задолженности путем возврата товара).  
·        абсолютная сумма товарного запаса на складе (цель – минимизация складских остатков);  
·        структура товарного запаса на складе (цель – поддержание нормы товарного запаса). Имеется в виду разделение всего товарного запаса на сегменты: ниже нормы, норма, выше нормы, неликвиды, а также вычисление денежных сумм по каждому сегменту;  
·        абсолютная сумма неликвидов (цель – недопущение неликвида);  
·        относительная сумма неликвидов по отношению к общей сумме (вариант недопущения неликвидов);  
·        процент выполнения клиентских заявок (цель – повышение уровня клиентского сервиса и общего оборота);  
 
 
Таблица 2.6 - Анализ закупок ООО«Техцентр - С» в 2005-2006 гг.

Параметры анализа  2005 2006
Выполнение  плана закупок, % 102,1 103,4
Относительная прибыль от продаж закупленного, % 32,4% 37,3%
Доля товара, взятого с отсрочкой платежа, % 75,4 72,3
Абсолютная  сумма дебиторской задолженности  поставщикам, тыс. руб. 12,7 7,6
Относительная сумма дебиторской задолженности  поставщикам по сравнению с общей  суммой закупок, % 4,3 2,1
Абсолютная  сумма товарного запаса на складе, тыс. руб. 1288 1560
Относительная сумма неликвидов по отношению к  общей сумме, % 9,2 8,4

Анализ  данных таблицы 2.6 показывает, что большинство  показателей улучшилось. Небольшое  снижение имеет место по показателю доли товара, взятого с отсрочкой платежа.  
     Итак, на основе анализа данных по предприятию ООО«Техцентр - С» в закупочной деятельности были выявлены следующие положительные и отрицательные моменты.

     Во-первых, некоторые виды товаров  приобретаются у  разных поставщиков, что ведет к увеличению сроков поставки, постоянному изменению цен товара, а также доставка осуществляется через разные фирмы, что также негативно сказывается на______________

     Во-вторых, при работе с постоянными  поставщиками ООО «Техцентр - С» делаются скидки от объема товара, разрешается закупка под реализаию, что положительно влияет на __________________ 

Глава 3. Предложения по совершенствованию  закупочной деятельности ООО Техцентр –  С 

Исходя  из проведенного SWOT-анализа по предприятию выявлены слабые стороны, ликвидация которых, позволит повысить эффективность коммерческой деятельности. 
В результате проведенного анализа выявлено, что предприятия в настоящее время имеет такие сильные стороны: хорошая репутация у покупателей, высокая квалификация торгового персонала, расположение в центре города, большие торговые площади и складские помещения. Для дальнейшего развития, повышения эффективности коммерческой деятельности мною предлагается решить ряд вопросов, на которых я и остановлюсь. 
Предприятие сегодня имеет слабые стороны, которые в ходе деятельности следует устранить. 
Это, прежде всего: нет ясных направлений стратегического развития, отсутствие плана маркетинга и квалифицированных работников по маркетингу. 
Организация и управление закупочной деятельностью предполагает ликвидацию всех слабых звеньев, выявленных в ходе SWOT-анализа. 
Здесь следует выделить такие вопросы: 
- планирование закупочной деятельности; 
- организация и управление закупками; 
- контроль за ведением закупок. 
Так как сегодня ООО «Огонек» занимается оптовой и розничной торговлей, т.е. торгово-закупочной деятельности, то необходимо составить долгосрочный или стратегический план на 3-5 лет. 
На основе ее будут составляться годовые планы. Основу стратегической маркетинговой программы составляют такие блоки, как цели фирмы, цели маркетинга, планы развития хозяйственного портфеля фирмы и стратегия роста фирмы.

 
Предприятию необходимо сосредоточить  свое внимание на росте. Поэтому хозяйственный  портфель фирмы определяется как  совокупность закупаемых

товаров и оказываемых услуг, предлагаемых для продажи. Этим планом сегодня  необходимо предусмотреть открытие новых розничных точек в городе и окружающих поселках. Для этого  ежегодно часть прибыли должна выделяться на эти цели.

Руководители закупочных, торговых, коммерческих и других служб составляет основу торгового предприятия. 
Сегодня достаточно отчетливо прослеживаются растущие требования к рынку закупок, который представляют поставщики продукции. При рыночных отношениях соответствующим образом соединено воедино приобретение нужного товара, требуемого качества, в установленные сроки поставки, по приемлемой цене и у надежного поставщика. Важное значение приобретает и фактор времени, который становится определяющим в деятельности торгового предприятия.

Рост  требований к реализации продукции  вызывает адекватные требования к источникам закупки товаров. Непременными условиями  организации закупочной деятельности торгового предприятия является изучение рынка закупок.

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
       Руководители закупочных, торговых, коммерческих и других служб составляет основу торгового предприятия. 
Сегодня достаточно отчетливо прослеживаются растущие требования к рынку закупок, который представляют поставщики продукции. При рыночных отношениях соответствующим образом соединено воедино приобретение нужного товара, требуемого качества, в установленные сроки поставки, по приемлемой цене и у надежного поставщика. Важное значение приобретает и фактор времени, который становится определяющим в деятельности торгового предприятия. 
        Рост требований к реализации продукции вызывает адекватные требования к источникам закупки товаров. Непременными условиями организации закупочной деятельности торгового предприятия является изучение рынка закупок. 
       Рынок закупок товаров отражает коммерческие интересы всех его участников. Закупка товаров торговым предприятием происходит у различных поставщиков и под влиянием большого числа переменных. Поэтому важное значение приобретает установление коммерческих связей между торговым предприятием и поставщиками. Нашему предприятию ООО «Техценр - С» необходимо четко уяснить, что поставщики должны быть в большей мере постоянными и в разных регионах для того, чтобы уменьшить риск срыва поставки товаров, ухудшение их качества. 
Составной частью товаробеспечения является образование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях. Товарные запасы создаются и поддерживаются в таких размерах, которые соответствуют прогнозной потребности и обеспечивают непрерывную продажу товаров. Оптовая торговля охватывает широкое рыночное пространство и является проводником в реализации больших партий и объемов товаров. Цель ее – удовлетворение спроса на товары в удобное для потребления время и необходимом количестве.

Информация о работе Экономические методы управления закупками товаров производственного и потребительского назначения