Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Алтайский край расположен в центре Евразии и является составной ча-стью Западно-Сибирского экономического района России. В его границах разместились юго-восточная окраина Западно-Сибирской равнины и часть Алтайской горной области. Его территория составляет 168 тыс. кв. км, насе-ление 2 684 300 человек. Среди краёв и областей России по площади край занимает 12-е место, по численности населения – 16-е. Столица – город Бар-наул.

Файлы: 1 файл

Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы.doc

— 565.50 Кб (Скачать)

«Грузовые города» размещают вне территории аэро­порта, т.к. территория ограничена и дорога. В то же вре­мя они находятся вблизи от аэропорта, поскольку авиационно-автомобильные контейнеры не приспособлены для транспортировки на большие расстояния.

 

 

 

 

1.4. Анализ стратегий развития авиапредприятия в области перевозок с учетом конъюнктуры рынка транспортных услуг.

1.4.1. Стратегический подход к управлению авиапредприятием.

В последнее время в России повышается интерес к стратегическому подходу планирова­ния деятельности фирм. Назрела необходимость иного отношения к задачам управления: рассматривать возникающие проблемы необходимо не только изнутри фирмы, но и извне, в открытой долгосрочной перспективе. С учетом новых технологий, неожиданных конкурен­тов, изменяющихся запросов потребителей и новых подходов к решению социальных про­блем. Перемены случаются все чаще и являются все менее предсказуемыми. Поэтому мно­гим предприятиям приходится учиться изучать окружение с точки зрения отдельных тенден­ций, опасностей, возможностей, которые вытекают из состояния этого окружения.

Все вышесказанное на сегодняшний момент как никогда актуально и для российских авиапредприятий.

Как известно, воздушный транспорт Российской Федерации в настоящее время нахо­дится в очень тяжелом положении, которое год от года еще более ухудшается в силу низко­го платежеспособного спроса на услуги по перевозке пассажиров и грузов и авиационные работы. В результате структура существующего парка воздушных судов авиакомпаний не соответствует потребностям рынка, не позволяя предприятиям наиболее эффективно дейст­вовать на выбранных целевых рынках. Эта проблема имеет корни макроэкономического ха­рактера и находится вне сферы влияния менеджмента среднестатистической авиакомпании.

Чандлер, известный специалист в области управления, показал, что необходимость в переходе на стратегический стиль работы на предприятии чаще всего осознается после зна­чительного падения объема продаж или уровня доходов, при обострении конкуренции, про­должительной неспособности достичь целевой прибыли. К сожалению, итог учебы на своих ошибках оказывается в большинстве случаев печальным, когда фирма осознает стоящие пе­ред ней проблемы, она уже слишком слаба, чтобы справиться с ними. Проблема эта сложна еще и потому, что ее симптомы, как правило, не очевидны. Для того чтобы понять, что про­блема носит стратегический характер, необходимо провести глубокий анализ ситуации и та­ким образом найти решение целого комплекса задач.

В современных условиях для эффективного управления предприятием необходимо воздействовать как на внутренние, так и на внешние по отношению к предприятию факторы. Это обусловлено тем, что любое предприятие является открытой производственной систе­мой, действующей на рынке, на котором формируется спрос на продукцию или услуги со стороны потребителей. Кроме того, внешняя среда характеризуется определённым набором конъюнктурообразующих факторов, которые также оказывают своё влияние на деятельность предприятия. В свою очередь успех предприятия определяется тем, насколько оно обладает устойчивостью и способно ли удачно вписываться во внешнюю среду и приспосабливаться к ней.

В цивилизованной экономике большинство компаний заранее готовится к возможному возникновению кризисов. Тот, кто лучше подготовится, тот имеет больше шансов выжить.

Беда многих российских руководителей состоит в том, что они действуют, исходя из близлежащих оперативных задач, а не из осознанных долгосрочных целей и планов. Они не могут задать качественные цели и разработать план достижения этих целей, поскольку уве­рены, что живут в вероятностной, полной случайностей среде.

Как показывает практика, многие руководители начинают признавать необходимость разработки стратегии, но при этом сохраняют приоритет на внутреннюю ориентацию управ­ления. Такая противоречивость развития менеджмента присуща переходной экономике, сме­не психологических установок и менталитета.

П. Друкер писал, что "завтра" всегда не похоже на "сегодня". Современное стратегиче­ское мышление основано на предпосылке: "завтрашний день всегда отличается от сегодняш­него" . Однако, в своей деятельности многие менеджеры довольно успешно действуют на ос­новании интуиции, которая заменяет им формальное планирование, но интуиция не может помочь в том случае, когда:

- увеличиваются размеры предприятия,

- существенно изменяется внешняя среда,

- развиваются кризисные явления и тенденции.

Если внешняя среда стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим ме­неджментом, и в этом случае следует пользоваться общим менеджментом по классической схеме: планирование, организация, мотивация, контроль. Однако российские предприятия работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении. Здесь роль стратегического менеджмента чрезвычайно важна, она увеличивается тем больше, чем больше неоп­ределенность, в которой приходится действовать предприятию.

Возрастание коммерческих рисков вынуждает менеджеров обращаться к стратегиче­скому управлению, как средству сохранения конкурентоспособности предприятия в дли­тельной перспективе.

Когда в фирмах, где управление ведётся в основном методом экстраполяции прошлого опыта и адаптации его к сложившейся ситуации, начинается падение ожидаемого уровня прибыли, объемов перевозок и продаж, руководство фирмы нередко считает, что это связано с ошибками в текущей, оперативной деятельности и пытается исправить ситуацию традици­онными действиями: жестким контролем, наказаниями и т.д. И лишь когда они не приносят результата, руководители обращаются к вопросам, которые должны быть отражены в страте­гии: замена оборудования, расширение служб подготовки производства, корректировка кад­ровой политики, борьба с конкурентами и т.д. Но в большинстве случаев бывает уже слиш­ком поздно, так как неблагоприятные изменения зачастую происходят настолько быстро, что буквально сметают неподготовленные в стратегическом отношении предприятия с рынка.

Стратегическое управление – это, по сути, искусство управления развитием бизнес-системы для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе, основанное на возможности наиболее эффективно использовать не только внутренние ресурсы, но и ситуа­цию, возникающую во внешней среде.

Исходя из этого, концептуально модель стратегического управления авиакомпанией можно представить на рис__.

                                           спрос 

 

                             предложение

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис___. Концепция стратегического управления

Необходимо учитывать тот факт, что стратегическое управление – замкнутый корректи­руемый процесс. Предприятие, двигаясь в условиях неопределённости, ежедневно испыты­вает действие ряда факторов, играющих положительную или отрицательную роль в процессе реализации стратегии. Большую часть из них по той или иной причине невозможно учесть или оценить с определённой степенью достоверности на начальном этапе реализации страте­гической программы. Под воздействием данных факторов происходит отклонение от наме­ченной траектории движения. От того, насколько своевременно и правильно руководство предприятия ответит на воздействие факторов из зоны неопределённости, зависит стабиль­ность движения к намеченной цели, а в конечном итоге и её достижение. Важно также то, что процесс стратегического управления должен быть упреждающим, а не сиюминутным, раскачивающим предприятие в бурном море рыночных отношений. В силу этого стратегиче­ское управление в быстро меняющейся среде должно быть тесно увязано с оперативным управлением.

Следует отметить, что стратегический подход к управлению авиапредприятием основан на системном подходе и ставит своей задачей увязку стратегического потенциала предпри­ятия с его возможностями во внешней среде.

 

1.4.2. Стратегия целевого управления авиапредприятием.

В условиях перехода к цивилизованным рыночным отношениям резко возрастает сте­пень самостоятельности авиапредприятий в принятии решений на всех уровнях управления. Естественно, по мере повышения самостоятельности растет и ответственность за конечные результаты деятельности, за эффективность использования имеющегося на предприятии ре­сурсного потенциала. Новые условия хозяйствования требуют новой методологии построе­ния и развития организационных структур управления предприятием. Они становятся более гибкими и динамичными. Изменяются и методы управления: вместо метода, основанного на реакции на отклонение от нормы, от плана, где главной функцией выступает диспетчерование, приходит новый метод управления – упреждающий, основанный на предвидении ситуа­ции, на умении прогнозировать изменения внешней среды, в которой действует авиапред­приятие.

Одним из таких методов, которые могут оказаться эффективными в сложившейся ситуа­ции, является целевое управление.

Целевое управление – это процесс управления, который объединяет выработку цели, разработку целевых программ и реалистических планов их выполнения, систематический контроль за результатами работы и принятие корректирующих мер для своевременного дос­тижения поставленных целей.

Определяющим моментом целевого управления является правильный выбор цели, под которой понимается не только желаемое, но и реально достижимое состояние системы в бу­дущем.

Правильно выбранные стратегические цели, как показывает история России, влияют на общественное развитие. Такими долгосрочными целями, в частности, были:

• выбор Киевской Русью идеологии в виде православия;

• завоевание и освоение Сибири;

• превращение России в ведущую европейскую державу (Петр I, Екатерина II);

• индустриализация страны и т.п.

Выбор нереальных целей (без учета совокупности всех факторов внутреннего и внешне­го воздействия), напротив, приводил к замедлению общественного развития и нерациональ­ному использованию стратегического потенциала страны. Такими недостижимыми целями были, в частности – задача построения коммунизма к 1980 г., поворот сибирских рек и многие  другие.

Сказанное выше справедливо и для выбора цели различного рода бизнес-систем, в том числе и для предприятий воздушного транспорта, где в качестве долгосрочных целей могут быть выбраны, например:

• для авиакомпании:

-увеличение доли и завоевание более сильных позиций в выбранной рыночной нише;

-удовлетворение потребностей и решение проблем определенной группы клиентов;

-повышение качества услуг и др.

• для аэропорта:

-модернизация и реконструкция для обеспечения работы в соответствии с международными стандартами;

-повышение категорийности;

-улучшение финансовых результатов за счет диверсификации и др.

Достижение намеченных целей возможно лишь при наличии генеральной стратегии, на­правленной на повышение уровня конкурентоспособности. Реализация генеральной страте­гии позволит авиапредприятию осуществить поэтапную и всестороннюю интеграцию в ми­ровую транспортную систему и работать на рынке авиатранспортных услуг на равных, обес­печивая дальнейшее эффективное развитие.

Следует отметить, однако, что деятельность любой бизнес-системы, осуществляемая в условиях рыночных отношений, тем не менее, регулируется как на международном, так и на государственном уровне. Это внешнее регулирование может оказать существенное значение на реализацию выбранной генеральной стратегии. Положительный эффект может быть по­лучен только в том случае, если целевая ориентация бизнес-системы по своей направленно­сти совпадает с интересами государства или мирового сообщества.

Целевое управление предполагает не только наличие четко  сформулированных и привя­занных к определенным срокам целей, но и формирование для их достижения целевых про­грамм. В основе разработки целевых программ лежит рациональная логика рыночной дея­тельности:

•изучение конъюнктуры рынка авиатранспортных услуг  (прогнозирование потребно­стей потенциальных клиентов и оценка неудовлетворенного спроса);

•адаптация производственно-технических возможностей  авиапредприятия к потребно­стям рынка;

•продвижение услуг на рынок для удовлетворения платежеспособного спроса.

Логическая цепочка целевого управления с ориентацией на опережающего соперника на рынке авиаперевозок представлена на рис.__.

Состав и содержание целевых программ определяется необходимостью поэтапной лик­видации существующего на определенном этапе развития предприятия разрыва между зна­чениями его базовых технико-экономических показателей и показателей опережающих, но равных по потенциалу ведущих российских или зарубежных предприятий.

При таком подходе выбранная система базовых показателей опережающих соперников становится тем нормативом, той долгосрочной целью, на достижение которой направлена генеральная стратегия авиапредприятия. Целевое управление предполагает поэтапную лик­видацию отставания и взаимную увязку долгосрочной и краткосрочных целей предприятия. Ежегодные целевые показатели устанавливаются в количественном виде. Их величина зави­сит от результатов деятельности авиапредприятия, достигнутых за предшествующий год. Значения краткосрочных целевых показателей тесно увязываются с ежегодными планами работ по целевым программам.

Информация о работе Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы региона