Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа
Алтайский край расположен в центре Евразии и является составной ча-стью Западно-Сибирского экономического района России. В его границах разместились юго-восточная окраина Западно-Сибирской равнины и часть Алтайской горной области. Его территория составляет 168 тыс. кв. км, насе-ление 2 684 300 человек. Среди краёв и областей России по площади край занимает 12-е место, по численности населения – 16-е. Столица – город Бар-наул.
Целевое управление и целевые программы позволяют оптимальным образом задействовать стратегический потенциал авиапредприятия. Все целевые программы должны быть объединены общностью цели и ориентированы на конечные результаты. Их содержание тесным образом увязано не только с генеральной целью и целевыми нормативами, но и с задачами, стоящими перед отдельными структурными подразделениями. В каждой целевой программе должны быть интегрированы ресурсные возможности авиапредприятия, которые могут быть перераспределены (в случае необходимости) для обеспечения своевременной адаптации деятельности всех функциональных подсистем к изменению рыночной ситуации.
Рис.___. Структурно-логическая модель целевого управления
При целевом управлении целесообразно выделять два основных вида работ:
• оперативную деятельность, направленную на выполнение регулярных и устоявшихся работ:
• стратегическую деятельность, направленную на решение проблем перспективного характера.
Работа по первому направлению носит повседневный, рутинный характер, имеет, как правило, отработанную технологию и распределена как функциональные обязанности штатных работников. Работа по второму направлению требует разработки и внедрения нововведений, ее результаты могут быть трудно прогнозируемыми; важно, что они затрагивают деятельность лишь конкретного структурного подразделения и могут быть решены силами имеющегося персонала.
Работы оперативной направленности не включаются в целевые программы, тогда как работы стратегической направленности целесообразно включать в их состав в качестве самостоятельных программ наряду с работами, имеющими комплексный характер и требующими привлечения работников других подразделений и обеспечения взаимодействия между службами. Работы стратегической направленности структурных подразделений после их завершения могут быть или приняты к внедрению и переведены в разряд оперативных видов деятельности, или отклонены как бесперспективные, не способствующие повышению эффективности деятельности, или "заморожены'' как несвоевременные из-за недостатка ресурсного обеспечения.
Организационная структура целевого управления предполагает наличие двух основных компонентов, находящихся на разных иерархических уровнях:
• штаб целевого управления;
• временные рабочие группы по реализации целевых программ.
Штаб целевого управления подчинен непосредственно руководителю авиапредприятия, который обеспечивает координацию работ по целевым программам и осуществляет непосредственный контроль за их ходом. В состав штаба входят два заместителя руководителя, имеющих широкие полномочия, один из которых отвечает за финансовое обеспечение разработки целевого управления, формирование ресурсно-целевых матриц, другой – за разработку технологии целевого управления, комплекта организационно-
Большинство сотрудников не освобождаются от своих основных оперативных функциональных обязанностей, совмещая их с работой в штабе. Освобожденным нередко является только ответственный секретарь.
Временные рабочие группы по реализации целевых программ возглавляются руководителем соответствующей целевой программы, которому подчинены ответственные исполнители подпрограмм. Руководители целевых программ работают в тесном контакте со штабом целевого управления, обеспечивая своевременность выполнения работ и гибкую их корректировку в случае необходимости. Для решения сложных вопросов по координации и реализации целевых программ к работе штаба и рабочих групп мот быть привлечены внешние консультанты и эксперты. Подобный подход позволяет обеспечить более объективный подход к оценке стратегического потенциала предприятия и, как правило, позволяет повысить эффективность целевого управления.
Создание системы управления целевыми программами оформляется приказом руководителя авиапредприятия. Общесистемная координация хода работ и принятие решений по актуальным проблемам осуществляется на совместном заседании штаба и руководителей целевых программ, за которыми четко закреплены их права и обязанности.
Руководитель целевой программы:
• подчиняется лично начальнику штаба целевого управления;
• несет полную ответственность за разработку и реализацию программы;
• координирует деятельность всех подразделений по выполнению всех мероприятий, входящих в состав программы;
• получает часть полномочий по оперативному управлению и контролю за ходом работ, предусмотренных программой;
• в отношениях с функциональными подразделениями руководитель программы выступает как полномочный представитель начальника авиапредприятия.
Схема управления при целевом управлении приведена на рис.__.
Руководитель целевой программы полностью распоряжается всеми видами ресурсов, выделенных для разработки и реализации целевой программы, и несет полную ответственность за их эффективное использование. Он ежемесячно отчитывается о ходе выполнения программы на заседании штаба целевого управления. В рамках целевой программы он может представлять интересы авиапредприятия при взаимодействии с внешними партнерами.
Руководитель программы не обладает всей полнотой административной власти над ответственными исполнителями подпрограмм, входящими в состав функциональных подразделений, и управляет их деятельностью через руководителей соответствующих структур и систему мотивации.
Для разработки и реализации каждой целевой программы создается рабочая группа, обычно в составе двух-семи человек (в зависимости от объема работы). На период работы по целевым программам члены рабочей группы находятся в двойном подчинении: своему функциональному руководителю и руководителю целевой программы. Руководитель целевой программы дает им задания, контролирует и оценивает их работу. Совместно с функциональными руководителями он координирует объем работы для каждого члена рабочей группы в пределах оговоренного лимита рабочего времени и способ реализации поставленной задачи.
Система мотивации участников целевого управления является самостоятельной частью общей системы мотивации работников авиапредприятия. Она осуществляется независимо от мотивации за результаты их основной работы в том или ином подразделении и может иметь различные формы и методы. Руководители целевых программ должны иметь специальный фонд для поощрения исполнителей целевых программ. Схема ресурсного обеспечения целевого управления представлена на рис.__
На стадии реализации целевых программ система мотивации может предусматривать:
создание специального фонда руководителя целевой программы;
использование системы персональных надбавок к должностным окладам руководителям и участникам целевых программ.
Размер премии исполнителям определяется руководителем целевой программы; размер персональной надбавки руководителю целевой программы – руководителем штаба целевого управления. Руководитель целевой программы несет ответственность за оптимальное использование выделенного премиального фонда.
1
Наряду с подобным подходом мотивационное поле целевого управления включает в себя использование системы стимулирования инициативы и предприимчивости. Подобная система призвана активизировать творческий потенциал всего персонала авиапредприятия, даже непосредственно не задействованного в системе целевого управления. Формой реализации подобной системы является внесение предложений, направленных на повышение эффективности деятельности авиапредприятия с привязкой их к целевым программам.
Система контроля за реализацией каждой целевой программы включает следующие этапы:
• самоконтроль – контроль каждого исполнителя за практическим выполнением определенного ему объема работ;
• контроль руководителя целевой программы:
• контроль руководителя штаба целевого управления за координацией деятельности всех подразделений по реализации целевых программ.
Целевое управление как относительно новый для нашей экономической системы метод управления требует определенных условий для реализации и внедрения. Эффективность этого метода обеспечивается при выполнении следующих условий:
• Демократический стиль руководства в сочетании со строгой персональной ответственностью за разработку и внедрение всех мероприятий системы целевого управления.
• Создание психологического комфорта для разработчиков системы целевого управления в рамках сложившейся на предприятии корпоративной культуры, позволяющего получить эффект синергии.
• Четкая координация всех видов работ с использованием автоматизированной системы контроля за ходом работ и степенью рассогласования между целевыми нормативами и целевыми показателями.
• Эффективная система морального и материального стимулирования участников работ по целевым программам.
• Постоянное внимание со стороны всех руководителей высшего звена управления к ходу работ, быстрое реагирование на возникающие отклонения.
Следует также отметить, что целевое управление – это не механическое следование первоначально разработанной стратегии, а своевременная ее корректировка с учетом возможного изменения, как стратегического потенциала авиапредприятия, так и конъюнктуры рынка для достижения поставленных стратегических целей. Правильный выбор целевой ориентации, таким образом, является более важным, чем детальная проработка стратегии. Последняя должна быть достаточно гибкой, чтобы была возможность адаптировать ее к изменениям внешних условий и трансформировать в оперативные планы в соответствии с результатами контроля за их выполнением.
1.4.3 Рыночно-конъюнктурные исследования в коммерческой работе авиакомпаний
Особенностью работы на МВЛ является постоянное изменение политических и экономических условий, в которых приходится работать авиакомпании, большое количество разноемких рынков воздушных перевозок и перевозчиков, предлагающих свои услуги на этих рынках. Сложность международных условий и задачи по повышению экономической эффективности коммерческой эксплуатации МВЛ, требуют совершенствования стиля и методов организации коммерческой работы, в том числе научного подхода к изучению рынка воздушных перевозок и его конъюнктуры. Изучение этого рынка и прогнозирование его конъюнктуры является неотъемлемой составной частью коммерческой деятельности любой авиакомпании и обязательным условием ее эффективного функционирования. Без знания состояния рынка авиационных перевозок в любой данный момент и без умения определить его перспективу невозможно прибыльно работать в условиях присущей ему жесточайшей конкуренции. Под конъюнктурой понимается совокупность факторов и условий, взятая в их взаимной связи и дающая представление о состоянии рынка в определенный момент времени. Следует различать общехозяйственную и рыночную конъюнктуру (характеризующую состояние дел на рынке конкретного товара или услуг). Конъюнктура рынка воздушных перевозок относится к категории рыночной конъюнктуры, так как она характеризует состояние дел на рынке воздушных перевозок. Под рынком в общеэкономическом смысле понимается сфера обмена товарами, имеющими потребительскую и меновую стоимость, обязательным условием существования которого является наличие платежеспособного спроса на товары или услуги и предложения, способного в определенной мере удовлетворить этот спрос. Отсюда рынок международных воздушных перевозок — это платежеспособный спрос на перевозки воздушным транспортом, при которых затрагиваются два или более государства, и предложение провозных мощностей перевозчиков, способных в той или иной степени удовлетворить этот спрос.
По отношению к конкретной авиалинии рынок делится на внутренний и внешний. Под внутренним рынком понимается местный рынок, на котором спрос на международные перевозки непосредственно тяготеет к авиалинии между двумя странами и удовлетворяется перевозчиками, предлагающими свои услуги на этой линии. Например, внутренним рынком для линии Монреаль-Москва является рынок Канады.
Под внешним рынком следует понимать рынок за пределами внутреннего, на котором имеется спрос, тяготеющий к удовлетворению совокупностью авиалиний, эксплуатируемых между данными регионами. Например, внешним рынком для той же авиалинии Монреаль-Москва является регион Северной Америки, откуда имеются потенциальные и фактические пассажиро- и грузопотоки на линиях, стыкующихся с авиалинией Монреаль-Москва.
Под мировым рынком воздушных перевозок понимается платежеспособный спрос на перевозки воздушным транспортом в мировом масштабе, удовлетворяемый всей совокупностью мировых авиалиний.
Мировой рынок воздушных перевозок представляет собой многофакторную динамическую систему, представляющую собой регулярно взаимодействующую и взаимозависящую группу отдельных составных частей, образующих единое целое. Составными частями рыночной системы являются: 1) система мирового воздушного транспорта, предлагающая совокупную транспортную продукцию; 2) система формирования спроса, включающая в себя систему цен, систему продажи и привлечения покупателей и т. д. и 3) система удовлетворения спроса, охватывающая инфраструктуру мирового воздушного транспорта, собственную инфраструктуру авиакомпаний и всю систему транспортных услуг.
В рыночную систему входят и все потребители авиатранспортной продукции, в совокупности удовлетворяемые системой мирового воздушного транспорта. Последняя взаимодействует с внешним окружением. Внешним окружением по отношению к этой системе является политическая система мира, макроэкономика, социально-экономическая система, географическая среда и др. Взаимодействие между рыночной системой и внешним окружением осуществляется посредством их внешних связей, которые характеризуют как влияние окружения на систему, так и воздействие системы на ее внешнее окружение. Все эти факторы и условия взаимодействия рынка и его внешнего окружения оказывают влияние на формирование конъюнктуры мирового рынка воздушных перевозок.
Таким образом, конъюнктура мирового рынка воздушных перевозок формируется под воздействием множества факторов, которые определяют условия развития и существования рыночной системы. Эти факторы могут носить постоянный или временный характер, быть циклическими и нециклическими.
Информация о работе Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы региона