Вольфганг Кеппен – хронист 50-х годов в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Вольфганг Кёппен (1908-1998 гг.) - знаковая личность в литературе XX века. Его творческий путь начался еще до Второй Мировой войны («История несчастной любви» и «Стена шатается»), но вершиной таланта писателя является послевоенная трилогия «Голуби в траве», «Теплица» и «Смерть в Риме». Эти романы есть социально-политическая летопись послевоенной Германии. В. Кеппен является ярым борцом, противником фашизма, способ борьбы которого - творчество. В. Кеппен писал: «Как человек, я чувствую себя бессильным, но как писатель – нет»1.

Оглавление

Вольфганг Кеппен………………………………………………….3
Роман «Голуби в траве»……………………………………….4
Роман «Теплица»………………………………………………..10
Роман «Смерть в Риме»…………………………………….15
Итог………………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Несколько слов о Вольфганге Кёппенеdd.docx

— 49.01 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  государственный Политехнический  университет

Гуманитарный  факультет

Кафедра русского языка 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Вольфганг Кеппен – хронист 50-х годов в Германии 
 

Выполнила: студентка 2-гокурса

Страус И.С. 
 
 
 

Спб

2010

Содержание

  1. Вольфганг Кеппен………………………………………………….3
  2. Роман «Голуби в траве»……………………………………….4
  3. Роман «Теплица»………………………………………………..10
  4. Роман «Смерть в Риме»…………………………………….15
  5. Итог………………………………………………………………………19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вольфганг Кеппен

      Вольфганг Кёппен (1908-1998 гг.)  - знаковая личность в литературе XX века. Его творческий путь начался еще до Второй Мировой войны («История несчастной любви» и «Стена шатается»), но вершиной таланта писателя является послевоенная трилогия «Голуби в траве», «Теплица» и «Смерть в Риме». Эти романы есть социально-политическая летопись послевоенной Германии. В. Кеппен является ярым борцом, противником фашизма, способ борьбы которого  -  творчество. В. Кеппен писал: «Как человек, я чувствую себя бессильным, но как писатель – нет»1.

    В общих чертах трилогию В. Кеппена можно охарактеризовать как весьма агрессивное, жестокое и беспощадное изображение действительности Западной Германии 50-х г. В этом смысле писатель был для властей талантливой и очень влиятельной в литературных кругах занозой.

    В. Кеппен не является представителем  какого-то определенного литературного  направления. Его творчество уникально  как по форме, так и по содержанию. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

Роман «Голуби  в траве»

   Роман «Голуби в траве» вышел в 1951 году и является первым произведением послевоенной трилогии В. Кеппена.

   Название романа является частью знаменитого высказывания Г. Стайн о потерянном поколении: «Как голуби в траве, какая жалость»2. Хотя, конечно, ни о каком потерянном поколении речи в рассматриваемом нами произведении нет. Писатель имеет в виду потерянную нацию, растерянный немецкий народ. Настроением растерянности, разрозненности дышит весь роман. Он наполнен тревожными нотами ожидания чего-то поистине страшного.

   Основной  идеей романа «Голуби в траве»  является предостережение о стремительном  развитии реваншистских идей  в стране. Еще до публикации романа В. Кеппен писал: «Я удивлялся многим невиновным, которые вдруг всплыли и оказались у кормила, старым преступникам, которые занимали прежние посты или даже более высокие, каждому, кто ничего не видел, ничего не знал, ничего не слышал и ничему не научился. «Голуби в траве» - это как раз послание всем тем, кто ничего не слышал, не знал, не видел».3 Кроме того, В. Кеппен в произведении раскрывает тему вины, хотя и довольно своеобразно. Писатель здесь будто бы оглядывается на прошлое через мысли и высказывания различных героев романа, вскрывая тем самым их истинную сущность. Так, к примеру, главный герой романа Филипп, после пережитого не способен более писать. Супротив ему находится его жена Эмилия, которой не совсем понятны причины кризиса творчества ее мужа. Ей жаль тех времен, когда она была богата. Знаменателен в этом ключе и образ чванливой аристократки фрау Беренд, которая тоскует по былым временам и гневно рассуждает о распустившихся евреях. В. Кеппен не уделяет много времени рассуждению о прошлом, он дает лишь отклики о нем. Больше внимания в романе уделено настоящему, которое невольно, не без мастерства писателя, рассматривается через призму темы вины. Призраки прошлого нависают над настоящим. Сам В. Кеппен относится к нацистскому прошлому Германии как к неотъемлемой части истории его страны, и в романе «Голуби в траве» отражается это настроение «данности», неразрывной связи народа и фашизма.

   Стиль и композиция романа «Голуби в траве» исполнены неповторимым характером письма В. Кеппена. Писатель использует такие художественные методы, как монтаж (цитирование газетных заголовков, статей с отсутствием каких-либо комментариев). Так, этот метод фигурирует в первом и последнем эпизоде произведения, фактически они только из монтажа и состоят. Прием монтажа – это и тот голос, звучащий из чемоданчика Одиссея, который нес Йозеф. Важно отметить, что впервые этот метод использовал Дублин, в романе «Александрплац». Прием монтажа является важной функцией в романе для крупномасштабного отражения действительности послевоенной Германии, для воссоздания той атмосферы напряженности, неопределенности, в которой пребывал и сам автор. Следуя традициям модернисткой прозы, В. Кеппен использует прием потока сознания, истинным мастером которого, несомненно, был Дж. Джойс. Нельзя не обратить внимания и на хронотоп произведения. Роман «Голуби в траве» длится всего один день, точно как и у Дж. Джойса в романе «Улисс». Как отмечает Е.А. Зачевский, творчество Дж. Джойса во многом повлияло на формирование В. Кеппена как писателя, однако, он только «берет себе Джойса в попутчики», принимая и интерпретируя его методы к современной ему действительности, считая эти приемы наиболее близкими, эффективными для полного выражения чувств и мыслей писателя.

    Роман «Голуби в траве» содержит ровно 106 эпизодов, никак не связанных между собой сюжетными линиями. Таким образом, автор добавляет и в композицию произведения настроение разрозненности, одиночества. 4Единственное, что сцепляет эпизоды – это ассоциации в конце одного эпизода и начале другого. К примеру, вот конец: «Ему нужны деньги. И как можно быстрее…». А это уже начало следующего: «И как можно быстрее пересесть с шестого на одиннадцатый».  Метод ассоциативности нашел свое отражение не только в данном аспекте. Ассоциации у В. Кеппена привносят в каждую мелочь, деталь дополнительную информационную нагрузку, истинный смысл, сатиру, акцентируют внимание читателя. Использование данного приема – одна из особенностей неповторимого стиля писателя.

     Слог В. Кеппена живой, даже агрессивный, ироничный, своеобразный, и это выражается не только в тонко подобранных, необычных ассоциациях и аллегориях, аллюзиях, но и в самой особенности построения текста.  В романе «Голуби в траве» присутствует большое количество предложений незаконченных, или состоящих из одного слова. Это проза написанная, словно картина, мазками, штрихами. И каждый штрих здесь важен. В. Кеппен, играет со словами, формирует из них скорее ощущение, нежели образ.

   В.  Кеппен выстраивает несколько  сюжетных линий, которые не  связаны между собой. Судьбы  героев лишь мимолетно пересекаются  в баре, на улице. Это отрешенность, замкнутость каждого героя в себе создает общую картину разрозненного немецкого народа.

      В романе «Голуби в траве»  нет ни единого героя, который  бы устраивал автора. В. Кеппен  не проявляет к своим персонажам  таких чувств как жалость, сострадание.  Он лишь, как справедливо отмечает  Е.А. Зачевский, констатирует у  них наличие болезни.5

   Главный  герой романа – писатель Филлип. Пораженный недавними событиями,  он перестает творить, он не  способен больше на это. Этот  образ, несомненно, автобиографичен, поскольку В. Кеппен в первые послевоенные годы так же переживал творческий кризис. Филипп пребывает в исступленном состоянии, меланхолии.  Походы к психологу – это его единственная возможность побыть нигде. Самокопание доставляет ему боль. В противовес ему становится успешный писатель Эдвин. Он также переживает кризис, но причина этого кризиса совсем иная, чем у Филиппа. Эдвин просто зарос в собственном благополучии от окружающего мира. Он больше не способен его воспринимать, чувствовать. Через образ Эдвина раскрывается тема критики, обличения общества потребления. Совсем иное отношение к прошедшим временам у жены Филиппа Эмилии. Она жалеет ушедшие годы, свое потерянное в ходе крушения экономики Германии богатство. Она силится понять Филиппа, старается освободиться от гнетущих мыслей о своем тяжелом положении. Более того, Эмилия делает большой шаг к этому, просто подарив Кэт свое колье, вместо того, чтобы хоть сколько-нибудь за него выручить. В конце концов она сдается. Эмилия не может побороть в себе ни то, ни другое.  Единственным выходом является алкоголь. Она находит себе утешение в нем и общении с животными. Человеку проще понять животное, чем другого человека. Тема отсутствия способности слышать друг друга, понимать раскрывается также во время выступления Эдвина.

   Во взаимоотношениях Карлы и Вашингтона раскрывается тема классовых предрассудков. Решающую роль здесь играет образ матери Карлы фрау Беренд. Она олицетворяет гнилую, чопорную аристократию, которая всегда подстраивалась под власть и, собственно, не была против нацизма. Сама фрау Беренд отказалась от собственной дочери (и не страдает от этого) за то, что та связалась с негром. Именно этот призрак общественного мнения в образе матери мешает Карле довериться полностью Вашингтону. Именно предрассудки, в которых она сама выросла, заставляют ее идти на аборт. В итоге влюбленным ничего не остается, как бежать, но у Карлы есть и сын от первого брака.  Хейнц забыт ими, он живое напоминание Карле о прошлом. В конце романа Хейнц, случайно погибает, побежав за их машиной. Здесь тема вины, словно рок, спроецирована на судьбу сына Карлы, на следующее поколение.

   Знаменательна сцена, где Хайнц и Эзра жмут друг другу руки в знак примирения. Ведь Эзра из еврейской семьи и Хейнц это знает, но это для него совсем не важно, их конфликт был основан совсем не на этом. Это одна из немногих светлых сцен в романе, где теплится мотив уничтожения расовых предрассудков.

   Очень важен в произведении образ Одиссея, как олицетворения богатой, благополучной Америки.  Одиссея писатель сталкивает с носильщиком Йозефом, который является образом маленького человека. Вспомним, как он щедро платит Йозефу, как в свою очередь Йозеф ему благодарен. Но это всего лишь маска Одиссея. За этой маской скрывается жестокий дикий человек, который в порыве ярости убивает ни в чем не повинного Йозефа. Одиссей как образ благополучной Америки, родины общества потребления развенчан. Однако, вернемся к Йозефу.  Таская за Одиссеем его чемоданчик, он мимолетом вспоминает об участии в Первой Мировой войне, во Второй Мировой войне. Как же он себя там проявлял? Так же был носильщиком и дальше своих обязанностей ничем не интересовался. Голос, доносившийся из чемоданчика Одиссея и вешавший новости мирового масштаба, непонятен Йозефу, да и не надо ему, в общем, это знать. Йозеф – это образ маленького, ограниченного лишь собственными интересами человека. Его жизнь нелепа, а смерть еще нелепее.

  Весь свой сатирический талант, всю злобу, ненависть В. Кеппен выразил в образе Александра и его жены Мессалины. Их жизнь, их существование – это Содом и Гоморра современности. Александр – актер, образ греха, лицемерия. Символично, что он играет в кино эрцгерцога. Это вывернутый наизнанку образ политического деятеля того времени. У Александра и Мессалины есть дочь, которую воспитывает няня Эмми. Хиллегонда  забыта своими родителями. Эмми воспитывает Хиллегонду со всей строгостью религиозного воспитания. Ребенок расплачивается за грехи своих родителей, уверена Эмми. Она делает все, чтобы та расплатилась сполна. Чувство вины, так упорно ей внушаемое няней, эта девочка будет нести всю жизнь, как и все последующее поколение немецкого народа.

   Роман  «Голуби в траве» сквозит проблемой прошлого, настоящего и будущего фашизма. Кульминацией, неким итогом является финальная сцена начавшихся беспорядков у бара.  «Не хватало фюрера» - говорит автор. Проблема сохранения и развития нацистских идей в стране волновала В. Кеппена, и нашла свое отражение в последующих романах писателя.

   Повествование романа включает в себя мысли, речь героев и голос автора, которые перемежаются между собой, дополняют друг друга, образуя единое художественное целое.

   Роман  В. Кеппена «Голуби в траве» - это в первую очередь масштабная  перспектива настоящего Западной  Германии. Писатель затрагивает  все сферы жизни, начиная от  нижайших слоев населения (проститутки  Сусанны, несчастного Йозефа) и  заканчивая аристократией (фрау  Беренд, Карла). В совокупности вся  эта жизнь будто бы никакого  отношения к недавнему прошлому  не имеет, по крайней мере, так  может показаться читателю на  первый взгляд. В. Кеппен не считал фашистское прошлое своей страны каким-то исключительным явлением, а вполне закономерным событием, имевшим под собой причины в первую очередь социальные.  Каждый был настолько в себе, настолько занят собственными нуждами, что в итоге против  установления фашистского режима не сформировалось серьезной силы. Эта тема звучит еще в романе Деблина «Александрплац». То есть преступления фашистов лежат и на всем немецком народе. А теперь вернемся к произведению. Как уже было сказано выше, в романе «Голуби в траве» герои являются исключительными одиночками, с трудом понимающими друг друга, то есть ситуация в обществе аналогична той, что стала почвой для становления нацистского режима. И без данного аспекта, то есть совершенно безразличного к судьбе своей страны общества, возможно, и не было бы такой опасности восстановления тоталитаризма. Поэтому роман В. Кеппена именно социально-политический, где упор сделан на социальном. Политике здесь уделено сравнительно немного внимания. У писателя нет положительных героев потому, что все они виновны уже в том, что молчат, зная, видя, слыша.

   Роман  «Голуби в траве» - самый политически лояльный из трилогии В. Кеппена, где писатель пока предупреждает, предчувствует. Произведение было принято благожелательно, что добавило В. Кеппену сил и уверенности для нового удара, хотя, нашлись и «задетые»6.

  

 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Вольфганг Кеппен – хронист 50-х годов в Германии