Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа
Вольфганг Кёппен (1908-1998 гг.) - знаковая личность в литературе XX века. Его творческий путь начался еще до Второй Мировой войны («История несчастной любви» и «Стена шатается»), но вершиной таланта писателя является послевоенная трилогия «Голуби в траве», «Теплица» и «Смерть в Риме». Эти романы есть социально-политическая летопись послевоенной Германии. В. Кеппен является ярым борцом, противником фашизма, способ борьбы которого - творчество. В. Кеппен писал: «Как человек, я чувствую себя бессильным, но как писатель – нет»1.
Вольфганг Кеппен………………………………………………….3
Роман «Голуби в траве»……………………………………….4
Роман «Теплица»………………………………………………..10
Роман «Смерть в Риме»…………………………………….15
Итог………………………………………………………………………19
Роман «Теплица»
Роман «Теплица» вышел в 1953 году. Это второе по счету произведение в трилогии В. Кеппена. Как отмечает Е. А. Зачевский, роман «Теплица» является продолжением романа «Голуби в траве». На это указывают перекликающиеся по смыслу эпиграфы. В первом романе В. Кеппен в качестве эпиграфа берет известную фразу Г. Стайн: «Как голуби в траве, какая жалость». В «Теплице» эпиграф взят из Г. Никольсона: «Одному господу ведомо, как сложна политика и как часто, подобно беспомощным коноплянкам в силках, бьются людские умы и сердца. Но если мы не сможем возмутиться великой несправедливостью, нам никогда не совершить достойных дел».7 В романе «Голуби в траве» писатель выражает тревогу, высказывает мысль об опасности ремилитаризации. В «Теплице» эта мысль трансформируется из предостережений в активную борьбу, где уже на первое место выходит политический аспект. В. Кеппен, обладая неповторимым сатирическим талантом, который раскрывается в произведении с новой силой, создает первый в своем роде политический роман-памфлет, где вся подноготная немецкой государственности вывернута на обозрение и сдобрена неповторимым слогом писателя. Действие романа разворачивается в Западной Германии в период правления канцлера Аденауэра, когда происходит принятие и «узаконивание» милитаристской политики.
Знаковым в этом ключе является само название романа. Теплица – место (в данном случае Западная Германия), где под воздействием искусственно созданных благоприятных условий (монополизация, милитаризация) выращиваются новые плоды фашизма.
Роман
«Теплица» является не только
новой ступенью В. Кеппена в
отношении его позиции к
Главным
героем романа является
Композиция
«Теплицы» имеет цикличный
Кетенхейве в своей жизни переживает две трагедии разного характера, личностного (гибель жены) и более масштабного, политического (установление на выборах партии, выступающей за ремилитаризацию), которые тесно взаимосвязаны между собой. Ответственность за смерть Эльки, его жены, частично лежит на главном герое. Политическая деятельность Кетенхейве явилась причиной утраты тесной связи супругов. Как следствие, Элька, будучи намного моложе нашего героя, пребывая в постоянном одиночестве, находит себе утешение в алкоголе и сомнительных связях. В. Кеппен не зря рассказывает историю знакомства Эльки и Кетенхейве. Кетенхейве, приютив девушку, взял на себя ответственность за нее, за ее жизнь. Элька в романе является жертвой Кетенхейве, которую он преподносит во имя борьбы, противостояния злу. Введенная в сюжет романа история происхождения Эльки (она была дочерью гаулейтера и жила в роскоши), наводит на мысли закономерности гибели Эльки.
Образ Кетенхейве отличается глубоким психологизмом, что также свидетельствует о росте и развитии В. Кеппена в творческом плане как писателя.
По другую сторону от Кетенхейве, его идей, позиции становится вся политическая жизнь Западной Германии. В. Кеппен всесторонне, очень подробно рисует образы политиканов, представителей партий. Позицию Кетенхейве не принимают даже представители его партии. Писатель выворачивает всю систему наружу, показывает, как она работает. Выборы, это лишь формальность, красивая обертка, а под этой оберткой находится старая тоталитарная система, работающая исправно довольно долгое время. Сторонники милитаризации, носители реваншистских, нацистских идей, находятся у власти, и остальные партии, политические круги ничего «против» не имеют. Вспомним сцену в зале заседания. Публика скучает, ей не интересно выслушивать все эти речи, ведь итог заседания понятен каждому. Все принятые законы, программы затронут эту публику, сидящую в зале, меньше всего. Включая в описание городского пейзажа мимолетное, буквально в двух-трех предложениях, изображение митингов перед бундестагом, В. Кеппен поднимает проблему несоответствия деятельности парламента интересам народа. В политику идут люди, чтобы заработать, получить свое местечко под солнцем. В романе «Теплица» писатель подчеркивает, что политические деятели преследуют исключительно личный интерес. Здесь наиболее ярким примером является образ Кородина, с ног до головы духовного, правильного, но, по сути, только и умеющего красиво говорить, на чем, как подчеркивает В. Кеппен, он неплохо заработал. Действительность такова, что некому противостоять старой системе, это не имеет смысла. Коллеги Кетенхейве по партии неоднозначно намекают ему на это. Со стороны Фроста-Форестье поступает недвусмысленное предложение принять пост международного представителя в южной Америке. В итоге противники Кетенхейве одерживают над ним верх. Все эти методы устранения лишних, мешающих людей подробно изображаются В. Кеппеном.
Апофеозом является концовка романа. После заседания Кетенхейве отправляется гулять по городу, но дальше реальность рвется в клочья, перетекает в страшную, жуткую, фантасмагоричную картину, наполненную аллегорическими символами и символизирующую торжество зла, которому противостоял Кетенхейве. Герой, осознавая свою бесцельность, бессмысленность существования, кончает жизнь самоубийством.
Тема
безысходности,
Роман
«Теплица» был встречен
Роман «Смерть в Риме»
Роман «Смерть в Риме» вышел в 1954 году. Произведение по праву считается вершиной творчества В. Кеппена. Главной мишенью писателя на этот раз становится фашизм. В. Кеппен переходит от критики действительности к анализу, исследованию причин формирования этой действительности. Писатель также затрагивает тему вины, проецируя ее на следующее поколение. Она раскрывается во фрейдистской коллизии «отец» и «сын», и, как отмечает Е.А. Зачевский, выражается в невозможности получения свободы, пока жив отец. Важно отметить в романе «Смерть в Риме» развитие темы борьбы, непримиримости к фашизму, которая берет свое начало в романе «Теплица». Последнее произведение из трилогии В. Кеппена характеризуется глубоким психологизмом, многоплановостью, а также наличием одновременно нескольких основных тем.
Традиционно
для романов В. Кеппена
Фашизм, а именно все самые
отвратительные его проявления,
В. Кеппен вкладывает в образ
Юдеяна, генерала армии СС, избежавшего
суда, и жаждущего «восстановления
справедливости». Одной из
В Юдеяне живет еще одна сущность. Это маленький Готлиб. Юдеян ненавидит свое имя, данное ему отцом. Это семя мещанства и одновременно крохи человеского (страх, отчаяние). Еврейка Ильза Кюренберг стала последней жертвой Юдеяна. Выражается, тем самым, мысль об опасности фашизма в принципе, тема преступности, лежащая в основе фашизма изначально.
Олицетворением мещанства является семья Пфафратов. Тему мещанства и тему фашизма В. Кеппен связывает по сюжету родственными связями не случайно (Юдеян и Фридрих-Вильгельм женаты на сестрах). Писатель ответственность за формирование фашизма возлагает именно на мещан, бюргеров. Как следствие из вышеуказанного: мещанство способствовало формированию юдеянов. Юдеяны были необходимы мещанским трусам для поддержания порядка, дисциплины. Доказательством тому являются воспоминания из детства Зигфрида о днях, когда их навещал Юдеян. Пфафраты робели перед ним, Юдеян был для них примером. Но все это вместе с фашизмом уже в прошлом. Пфафратам пока не нужен Юдеян, необходимо переждать, отсидеться. Мещанство остается хранителями нацистких идей и неизменной основой фашизма.
Зигфрид – единственный герой романа, повествующий от первого лица наравне с автором. Зигфрид является сыном Фридриха Пфафрата. В этих отношениях В. Кеппен реализует тему вины, мысль о преступности фашистского прошлого проецируя ее на молодое поколение. Зигфрид в данном контексте является символом противостояния, отвержения фашизма, войны, своей собственной семьи. Будучи композитором, Зигфрид отражает свою позицию в музыке: «мятеж Зигфрида против окружающей его действительности: лагерей для военнопленных, оград из колючей проволоки, против пресловутых соплеменников с их нудными речами, мятеж против войны, виновниками которой он считал таких людей, как его родители, против всего своего отечества – оно было одержимо чертом, и черт его уже побрал». Прошлое оставляет неизгладимый отпечаток на настоящем Зигфрида. Его творчество, музыка не доставляют ему удовольствия. Зигфрид не способен без отвращения думать о продолжении рода.
Информация о работе Вольфганг Кеппен – хронист 50-х годов в Германии