Кодификация права в 20-х годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей кодификации права в период НЭПа, определении взаимосвязи политико-экономической ситуации в России 1920-х годов и формирования новых правовых норм. С этой целью мы рассмотрим и проанализируем основные законодательные акты, принятые в 1920-х годах, проследим динамику их развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………. 2
Особенности кодификации в период НЭПа…………………………………
Конституция……………………………………………………………………..
Гражданский кодекс……………………………………………………………
Трудовое законодательство……………………………………………………
Уголовное законодательство………………………………………………….
Земельный кодекс………………………………………………………………
Общесоюзные акты…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………… 29
Библиографический список…………………………………………………………... 30

Файлы: 1 файл

Контрольная ИОГП 1.docx

— 71.17 Кб (Скачать)

    План 

Введение…………………………………………………………………………………. 2
  1. Особенности кодификации в период НЭПа…………………………………
3
  1. Конституция……………………………………………………………………..
4
  1. Гражданский кодекс……………………………………………………………
11
  1. Трудовое законодательство……………………………………………………
15
  1. Уголовное законодательство………………………………………………….
19
  1. Земельный кодекс………………………………………………………………
24
  1. Общесоюзные акты…………………………………………………………….
26
Заключение……………………………………………………………………………… 29
Библиографический список…………………………………………………………... 30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Первые  шаги советская юридическая наука делала в трудный период осуществления революции, гражданской войны, создания основ социалистической государственности. Развитие гражданско-правового законодательства в 1920-е годы было обусловлено переходом к мирному хозяйственному строительству после Гражданской войны. Право должно было способствовать восстановлению разрушенного войнами хозяйства, гарантии сохранности союза рабочего класса и крестьянства, укреплению Советского государства и законности. Основными правовыми проблемами стали источники права и юридическая техника. Идеологическая подоплека деятельности большевиков обусловила специфическое отношение к праву как к демократическому и гуманистическому институту. Право в таком виде трактовалось как контрреволюционный фактор. Основными источниками права должны были стать «революционное правосознание» и «революционное право».  Наиболее характерной особенностью советского права стало огосударствление, предполагающее безусловный диктат государства и государственной собственности над личностью и собственностью граждан, из жизни общества исключаются права человека, частное право, независимое правосудие. Право должно было способствовать восстановлению разрушенного войнами хозяйства, укреплению Советского государства и законности, гарантировать сохранность союза рабочего класса и крестьянства. Создание нового государственного аппарата, новой системы права на обломках разрушенной государственности самодержавной России требовало переосмысления всех категорий юридической науки в соответствии с требованиями времени. Социалистическая революция не только выдвигает задачу дальнейшей разработки проблем государства и права, но и предоставляет широчайшие возможности для развития юридической науки на базе практики социалистического строительства.

    Господство  марксистско-ленинской идеологии предполагало трактовку государства как классового общества, идея господства правящего класса наложила отпечаток на формирование правового сознания. По словам П. Стучки, «мы определили государство вообще, как классовую организацию общества или организацию власти господствующего класса».1 В целом процесс утверждения марксисткой методологии проходил крайне сложно. На положение, сложившееся тогда в правовой науке, можно распространить характеристику, данную в журнале «Советское право» анонимным автором: «Пока еще не марксисты начинают изучать уголовное право, а криминалисты, прочитав истмат Бухарина, становятся марксистами», и «указанием на классовый природу уголовного права заканчивается его марксистская, т.е. научная постановка». Наибольшее значение для формирования марксистской правовой теории имели концепции Е. Пашуканиса, П. Стучки и А. Гойхбарга, их идеи о праве и государстве представляли вполне сложившиеся теоретические конструкции.

    1920-е  годы остаются, пожалуй, единственным  периодом в советской истории,  когда отечественная юридическая  наука развивалась в тесной  информационной взаимосвязи с  мировой, в первую очередь европейской.  Безусловно, в более выигрышном  положении находилось отраслевое  право, особенно уголовное и  криминалистика.

    Цель  данной работы заключается в выявлении  особенностей кодификации права  в период НЭПа, определении взаимосвязи  политико-экономической ситуации в  России 1920-х годов и формирования новых правовых норм. С этой целью  мы рассмотрим и проанализируем основные законодательные акты, принятые в 1920-х  годах, проследим динамику их развития. 
 

    1. Особенности кодификации в  период НЭПА
 

    Начало 1920-х годов было ознаменовано переходом  к НЭПу, который был провозглашен в марте 1921 года X съездом партии, что обусловило два противоположных процесса: отмену чрезвычайных норм и классового подхода с упором на законность - и усиление репрессивного механизма (установленного законом) для предотвращения «государственных» преступлений. Правовая система в своей особой части начинает поворот от борьбы с классовым врагом к борьбе против оппозиции внутри самой советской системы. Развернулась новая дискуссия по вопросу о  революционной законности в ее отношении к экономике переходного периода. Как отмечает И. Исаев, «первоначальную роль источника права играло революционное правосознание. Поскольку практика и «революционное мировоззрение трудящихся масс» в тот период еще не могли принимать форму определенных законов, а старое законодательство было неприемлемым для нового строя, революционное правосознание оставалось почти единственным источником права».2 Правоведы 20-х гг. отводили главное место судебному решению как ведущей форме правотворчества. Это отчасти объяснялось тем, что декреты этого периода (1917—1920) были разрознены и не приведены в систему. На данном этапе «революционное правосознание» составляло стереотип «революционной законности» вообще, которая, в свою очередь, почти совпадала с представлением о «революционной целесообразности». Лишь к концу периода «военного коммунизма» в правовой теории произошла определенная дифференциация этих категорий. Правосознание стало рассматриваться в качестве ведущего принципа правотворчества, положенного в основу законодательства и наиболее определенно выявляющегося в содержании принимаемых кодексов. Сама кодификация рассматривалась в этой связи только как этап в осуществлении революционного правосознания.

    Советские правоведы 20-х гг. столкнулись со значительным противоречием, заложенным в самой правовой системе переходного  периода, между «пролетарским судом» и «буржуазным правом». Праву переходного периода наряду с принципом целесообразности был присущ и принцип «справедливости».

    Уже в 1919 г. П. Стучка предложил начать кодификацию нового права. Главенствующее место должна была занять Конституция. Далее шло «социальное право», включающее семейное и право социального обеспечения. Затем должны были располагаться «имущественные права», точнее, нормы, отменяющие и ограничивающие эти права (о национализации земли и производства), а также «допустимость применения пережитков частной собственности переходного времени». Завершать сборник должны были кодифицированные правила о труде, «остатки договорного» и международное право. 20-е гг. стали периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов, а также разработана и принята Конституция РСФСР. 
 

    1. Конституция
 

    По  словам П. Стучки, «конституция, как результат классовой борьбы, это — организация участия господствующею класса во власти»3.

    В январе 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал  шесть комиссий для подготовки важнейших  частей будущей Конституции. Началась работа над проектом и в союзных  республиках. Вновь вносились предложения, отвергнутые в ходе создания СССР: о ликвидации РСФСР и непосредственном вхождении в состав СССР ее автономных республик; о предоставлении республикам Закавказья права непосредственного вхождения в СССР и т.д.

         Летом 1923 г. сессия ЦИК утвердила  и ввела в действие Конституцию.  Окончательное утверждение должно  было произойти на II съезде Советов  в январе 1924 г. Верховным органом  власти провозглашался съезд  Советов. Делегаты на него избирались  на губернских или республиканских  съездах. При этом сохранялось  преимущество для рабочих: от  городских советов и т. п. 1 делегат  от 25 тыс. избирателей, а от  губернских съездов 1 от 125 тыс.  Сохранилось ограничение политических  прав, установленное Конституцией 1918 г. В 1922 - 1925 гг. к выборам не  допускалось от 2 до 9% населения старше 18 лет. 

         31 января 1924 г. II съезд Советов СССР  утвердил Конституцию. 

         Анализ частей основного закона  показывает, что главный смысл  Конституции СССР 1924 г. - конституционное  закрепление образования СССР  и разделения прав Союза ССР  и союзных республик. Конституция  СССР 1924 г. состояла из двух  разделов: Декларации об образовании  СССР и Договора об образовании  СССР.

         В Декларации отражены принципы  добровольности и равноправия  при объединении республик в  Союз ССР. За каждой союзной  республикой оставлялось право  свободного выхода из СССР. Декларация, как бы обозначала достижения  молодой советской власти.

         Вторая составная часть конституции  - договор об образовании СССР  включил в себя следующие главы: 

         Глава 1. О предметах ведения  верховных органов власти Союза  Советских Социалистических Республик 

         Глава 2. О суверенных правах  союзных республик и о союзном  гражданстве 

         Глава 3. О съезде Советов Союза  Советских Социалистических Республик 

         Глава 4. О Центральном Исполнительном  Комитете Союза Советских Социалистических  Республик 

         Глава 5. О Президиуме Центрального  Исполнительного Комитета Союза  Советских Социалистических Республик 

         Глава 6. О Совете Народных Комиссаров  Союза Советских Социалистических  Республик 

         Глава 7. О Верховном Суде Союза  Советских Социалистических Республик 

         Глава 8. О народных комиссариатах  Союза Советских Социалистических  Республик 

         Глава 9. Об Объединенном Государственном  Политическом Управлении 

         Глава 10. О союзных республиках 

         Глава 11. О гербе, флаге и  столице Союза Советских Социалистических  Республик. 

         В Договоре закреплялось объединение  республик в одно союзное федеративное  государство. Ведению СССР подлежали:      

  1. представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;
  2. изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;
  3. заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
  4. объявление войны и заключение мира;
  5. заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;
  6. ратификация международных договоров;
  7. руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;
  8. установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;
  9. руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;
  10. организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик;
  11. утверждение единого Государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик;
  12. установление единой денежной и кредитной системы;
  13. установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик;
  14. общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;
  15. установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;
  16. установление основных законов о труде;
  17. установление общих начал в области народного просвещения;
  18. установление общих мер в области охраны народного здравия;
  19. установление системы мер и весов;
  20. организация общесоюзной статистики;
  21. основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
  22. право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;
  23. отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;
  24. разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.

         Вне этих пределов каждая союзная  республика осуществляла свою  власть самостоятельно. Территория  союзных республик не могла  быть изменена без их согласия. Конституция устанавливала для  граждан союзных республик единое  союзное гражданство. 

         Верховным органом власти СССР, в соответствии со ст.8 Конституции  являлся съезд Советов СССР. Утверждение  и изменение основных начал  Конституции подлежит исключительному  ведению съезда Советов Союза  Советских Социалистических Республик. 

         Съезд Советов ССР избирался  от городских Советов из расчета  1 депутат от 25 тыс. избирателей  и от губернских или республиканских  съездов Советов из расчета  1 депутат от 125 тыс. жителей. 

         В соответствии со ст. 11 Конституции,  очередные съезды Советов Союза  Советских Социалистических Республик  созываются Центральным Исполнительным  Комитетом Союза Советских Социалистических  Республик один раз в год;  чрезвычайные съезды созываются  Центральным Исполнительным Комитетом  Союза Советских Социалистических  Республик по его собственному  решению, по требованию Союзного  Совета, Совета Национальностей,  или же по требованию двух  союзных республик. 

         В период между съездами высшим  органом власти являлся ЦИК  СССР, состоявший из двух равноправных  палат: Союзного Совета и Совета  Национальностей. 

         Союзный Совет избирался съездом  Советов СССР из представителей  союзных республик пропорционально  населению каждой в количестве 414 человек. Они представляли все  союзные и автономные республики, автономные области и губернии. Совет Национальностей образовывался  из представителей союзных и  автономных республик по 5 от каждой  и по одному представителю  от автономных областей и утверждался  съездом Советов СССР. Конституция  не устанавливала количественного  состава Совета Национальностей.  Образованный Вторым съездом  Советов СССР Совет Национальностей  состоял из 100 человек. Союзный  Совет и Совет Национальностей  для руководства своей работой  избирали Президиум. 

         В соответствии со ст. 16 Конституции,  Союзный Совет и Совет Национальностей  рассматривали все декреты, кодексы  и постановления, поступающие  к ним от Президиума Центрального  Исполнительного Комитета и Совета  Народных Комиссаров Союза Советских  Социалистических Республик, отдельных  народных комиссариатов Союза,  центральных исполнительных комитетов  союзных республик, а также  возникающие по инициативе Союзного  Совета и Совета Национальностей. 

Информация о работе Кодификация права в 20-х годах