Кодификация права в 20-х годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей кодификации права в период НЭПа, определении взаимосвязи политико-экономической ситуации в России 1920-х годов и формирования новых правовых норм. С этой целью мы рассмотрим и проанализируем основные законодательные акты, принятые в 1920-х годах, проследим динамику их развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………. 2
Особенности кодификации в период НЭПа…………………………………
Конституция……………………………………………………………………..
Гражданский кодекс……………………………………………………………
Трудовое законодательство……………………………………………………
Уголовное законодательство………………………………………………….
Земельный кодекс………………………………………………………………
Общесоюзные акты…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………… 29
Библиографический список…………………………………………………………... 30

Файлы: 1 файл

Контрольная ИОГП 1.docx

— 71.17 Кб (Скачать)

    Право пользования землей из единого государственного земельного фонда предоставлялось: трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным  учреждениям и предприятиям. Право  на пользование землей для ведения сельского хозяйства имели все граждане РСФСР, желавшие обрабатывать ее своим трудом. Правда, в 1925 г. бывшие помещики были лишены права землепользования в своих прежних имениях.

    Землю крестьяне получали в бессрочное пользование. Допускалась трудовая аренда. В тех случаях, когда трудовое хозяйство по состоянию своей  рабочей силы не могло выполнить  своевременно сельскохозяйственные работы, допускалось применение наемного труда  с соблюдением норм об охране труда  в сельском хозяйстве. В апреле 1925 г. было разрешено применение подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах (с подробным определением прав батраков и батрачек).

    Наибольшие  трудности были связаны с правовым регулированием труда в нелегальной  или полулегальной частной промышленности. В июле 1923 г. СНК принял Декрет, в  котором уточнялось понятие «квартирник» — лицо, выполняющее у себя на дому работу по найму исключительно  личным трудом из материала работодателя. «Квартирники» не были наемными рабочими в смысле КЗоТ и по статусу приближались к кустарям-одиночкам. Профсоюзы  и инспекции труда должны были устанавливать, являются ли те или иные категории «квартирников» кустарями  или наемными рабочими (в связи  с чем на них распространялись или не распространялись нормы КЗоТ).

    Без сомнения, первый Кодекс законов о  труде в той его части, которая  касается защиты прав рядовых тружеников, явился весьма прогрессивным (даже по меркам аналогичного законодательства зарубежных стран) явлением в хозяйственной  жизни страны. Этим он выгодно отличался  от весьма скоро пришедшего ему на смену «драконовского» предвоенного сталинского трудового законодательства.  

    1. Уголовное законодательство
 

    Принятию  первого Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. предшествовала кропотливая законопроектная  работа. Левоэсеровский проект Уложения о наказаниях, в котором из 378 статей 342 полностью воспроизводили Уголовное  уложение 1903 г. и лишь 13 статей содержали  нормы советского законодательства 1917-1918 гг., был решительно отвергнут. Уже в июне 1920 г. вопрос о разработке уголовного кодекса выносится на рассмотрение III Всероссийского съезда деятелей юстиции. «Основными источниками Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. являлись советское уголовной законодательство и судебная практика революционных трибуналов и народных судов 1917 — 1921 гг. Однако Уголовный кодекс 1922 г. не был ни воспроизведением норм декретов или выводов судебной практики, ни даже простой их переработкой. Создание Уголовного кодекса было творческим процессом, в котором все предшествующее уголовное законодательство явилось только материалом. В процессе подготовки и издания Уголовного кодекса весь этот материал пересматривался и по существу и с точки зрения юридической его конструкции, причем многое отбрасывалось или вследствие непригодности, или же вследствие того, что норма была связана только с временными обстоятельствами. Значительный интерес в этом отношении представляет сопоставление первого проекта УК 1921 г., зачастую механически воспроизводившего нормы действовавших законов, с проектом 1922 г. и УК 1922 г., где эти нормы подвергались глубокой переработке».6

    Существовало  несколько вариантов проектов УК. По принципиальным вопросам, например об основаниях уголовной ответственности, понятии преступления, институте  аналогии, предлагались различные решения. Большие дискуссии разгорелись вокруг аналогии, классификации преступлений, смертной казни, системы наказания. Проекты УК обсуждались в январе 1922 г. на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, в котором приняли участие 5,5 тыс. делегатов. Созданная съездом комиссия разработала новый вариант проекта УК. Рассмотрением проекта УК занималась специальная комиссия при Малом Совнаркоме в марте 1922 г., внесшая в проект УК свыше ста поправок.

    На 3-й сессии ВЦИК IX созыва проект УК обсуждался на четырех пленарных заседаниях, а также на трех заседаниях комиссии, специально созданной сессией для  доработки УК. Острейшие дебаты развернулись вокруг понятия преступления должно ли оно быть формальным либо материальным, об аналогии нужна она либо нет, об условном осуждении, основаниях уголовной  ответственности и многих других.

    На  пленарном заседании ВЦИК 23 мая 1922 г. в результате постатейного обсуждения проекта было одобрено большинство  замечаний к нему и внесены  новые поправки, в частности увеличен срок лишения свободы до десяти лет, декриминализированы многие мелкие преступления (например, курение в  неразрешенных местах, превышение скорости езды, пьянка в общественном месте).

    Обращает  на себя внимание необыкновенная тщательность законопроектной работы, и это  в чрезвычайно тяжелых условиях жизни страны в начале 20-х годов: несколько альтернативных проектов УК, сотни поправок на различных  этапах его обсуждения, подлинная  демократичность обсуждения, прежде всего профессиональными юристами, несколько пленарных заседаний  ВЦИК по проекту УК , наконец, постатейное  обсуждение УК . Опыт подобного принятия республиканского УК , к сожалению, затем ни разу не повторился.

    Так принимался УК только при жизни В. И. Ленина.

    1 июня 1922 г. УК РСФСР вошел в  силу. Это был самый краткий  из всех известных в мировой  истории уголовного права кодекс: всего 218 статей. Четвертую часть  его занимали нормы Общей части.  Это верный показатель содержательности  и научности всякого УК, ибо  именно в нормах Общей части  выражаются принципы и общие  положения ответственности за  преступления. От их точности  и полноты зависит ценность  и уровень кодекса в целом. 

    Принципиальной  особенностью первого социалистического  УК явилось раскрытие впервые  в мировой истории уголовного законодательства материальной, т. е. социальной, сущности и назначения институтов и  норм Общей части. Защита рабоче-крестьянского  государства и общества от преступных посягательств четко и открыто  объявлялась задачей УК (ст. 5). Преступление определилось как общественно опасное  действие или бездействие, опасное  не для абстрактной системы благ, а для рабоче-крестьянского правопорядка. В дефиниции преступления присутствует в неявном виде и правовой признак  – противоправность, ибо говорится  об опасности преступлений для правопорядка, т. е. порядка, охраняемого правом. Однако запрещенность преступлений уголовным  законом не могла быть включена в  понятие преступления из-за нормы  об аналогии. Ст. 10 УК устанавливала: “В случае отсутствия в Уголовном кодексе  прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания или меры социальной защиты применяются согласно статей Уголовного кодекса, предусматривающих  наиболее близкие по важности и роду преступления, с соблюдением правил Общей части сего кодекса”.

    Принципиальным  достижением УК 1922 г. явилась норма  об умысле и неосторожности. Законодательная  формулировка форм вины оказалась настолько  удачной, что прошла испытание временем и с небольшими изменениями вошла  в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г., а затем и в проект Основ 1989 г.

    УК  занял позицию абсолютной ненаказуемости приготовлений к преступлениям. В нормы о соучастии внесено  важное уточнение о том, что наказуемость соучастников определяется степенью их участия в преступлении. Расширена  система обстоятельств, исключающих  уголовную ответственность: в нее  помимо нормы о необходимой обороне  вошла норма о крайней необходимости.

    Помимо  наказаний УК знал и меры социальной защиты. Система наказаний включала: а) изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; б) лишение свободы  со строгой изоляцией или без таковой; в) принудительные работы без содержания под стражей; г) условное осуждение; д) конфискация имущества, полная или частичная; е) штраф; ж) поражение прав; з) увольнение от должности; и) общественное порицание; к) возложение обязанности загладить вред. Смертная казнь предусматривалась, но вне системы наказания, что подчеркивало ее исключительный и временный, «впредь до отмены Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом», характер.

    Максимальный  срок лишения свободы устанавливался в десять лет. Это было весьма гуманным вообще, а для государства, где  еще продолжалась гражданская война, существовала экономическая разруха, преступность оставалась на высоком  уровне, особенно.

    Минимальный возраст уголовной ответственности  устанавливался в 18 лет.

    Общая часть УК имела такую систему: раздел I – пределы действия уголовного кодекса; раздел II-общие начала применения наказания; раздел III-определение меры наказания; раздел IV-роды и виды наказаний  и других мер социальной защиты; раздел V-порядок отбывания наказания.

    В 1926 году был принят и 1 января 1927 года вступил в силу новый Уголовный  кодекс. Н. В. Палибин подверг его резкой критике: «Из года в год вводятся все более и более суровые меры "социальной защиты", а обычные преступления переводятся соответствующими декретами в квалификационные деяния, караемые смертью. Вводятся специальные суды с жестокими расправами вроде транспортных судов, военных трибуналов (коим подсудны не только дела военнослужащих, но и гражданских лиц), спецколлегий и особых сессий разных наименований. Расширяют, вплоть до расстрелов, права народных судей. Параллельно с этим сужаются процессуальные права и судебные гарантии лиц, имеющих несчастье попасть под эту колесницу: в специальных судах отменяется право обвиняемого ознакомиться с материалами предварительного следствия; судам разрешается не вызывать свидетелей, даже допрошенных на предварительном следствии, не говоря уже о вызове новых свидетелей по просьбе обвиняемого; отменяется закон о вручении обвиняемому копии обвинительного заключения за три дня до слушания дела; вместо этого может быть вручена за день "выписка" из обвинительного заключения, любого объема, по усмотрению суда. Широко практикуется обычай слушания дела "при закрытых дверях", не потому, что дело связано с чем-нибудь безнравственным или с государственными тайнами, но для того, чтобы не стеснять судей общественным контролем присутствующих в зале. Вводится порядок слушания дела "без сторон", т.е. без прокурора и без защитника. Правильнее, конечно же, считать, что без одного лишь защитника, поскольку прокурор принимает активное участие в деле во время предварительного следствия и ведет не только надзорное производство за ним, но и в любой момент может по закону затребовать еще не оконченное дело и дать соответствующие указания. Кроме того, прокурор утверждает обвинительное заключение. Наконец, вводится закон по политическим преступлениям, лишающий обвиняемого права подать кассацию или даже ходатайствовать о помиловании».7

    15 октября 1927 г. ЦИК СССР издал  Манифест[28], согласно которому из уголовных  кодексов  союзных  республик  по  некоторым  видам   преступлений  исключалась смертная казнь. 31 октября из УК РСФСР исключены санкции в  виде исключительной меры охраны  государства  трудящихся  за  такие  преступления как:

        -превышение власти, сопровождавшееся  насилием;

        -злоупотребление  властью,  превышение  или  бездействие  власти  и халатное  отношение  к   служебным   обязанностям   при   особо   отягчающих обстоятельствах;

         -постановление  судьями  из  корыстных  или  иных   личных   видов неправосудного приговора,  решения или  определения   при  особо  отягчающих обстоятельствах;

        -присвоение  должностным   лицом   особо   важных   государственных ценностей;

        -получение  должностным  лицом  взятки   при   особо   отягчающих обстоятельствах.

      Постановлением ВЦИК и СНК  РСФСР от 26 августа 1929 г. из  сферы  применения смертной казни выпал  разбой, совершенный  особо  социально  опасным  лицом, повлекший за собой  смерть  или  тяжкое  увечье  потерпевшего  (вместо  него установлен вооруженный разбой при отягчающих обстоятельствах).  Этот  разбой стал  единственным  общеуголовным  преступлением,  за  которое  могла   быть назначена смертная казнь.

    В феврале 1927 г. ЦИК принял Положение  о государственных (контрреволюционных) и особо опасных преступлениях  против порядка управления. В Положении  давалось довольно широкое определение  контрреволюционного преступления (всего 14 составов). В перечне различных  видов этого деяния особое место  заняло «вредительство» («подрыв государственной  промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной  системы, а равно кооперации ... путем... использования государственных  учреждений и предприятий...»), борьба с которым вскоре получила самое  широкое распространение (процессы Промпартии, «шахтинское дело» и  т.д.). Недонесение о готовящихся  преступлениях также влекло уголовную  ответственность.

    Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, утвержденный ВЦИК в феврале 1923 г., закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность и гласность (кроме дел, содержавших военную, дипломатическую или государственную тайну или сведения об интимной стороне жизни граждан). Суд не ограничивался формальными доказательствами, и сам осуществлял их отбор. На предварительном следствии должны были выясняться и исследоваться все обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты. 

Информация о работе Кодификация права в 20-х годах