Центральный Исполнительный Комитет
Союза Советских Социалистических
Республик имел право приостанавливать
или отменять декреты, постановления
и распоряжения Президиума Центрального
Исполнительного Комитета Союза
Советских Социалистических Республик,
а также съездов Советов и
центральных исполнительных комитетов
союзных республик и Других
органов власти на территории
Союза Советских Социалистических
Республик.
ЦИК СССР не являлся постоянно
действующим органом, а созывался
на сессии три раза в год.
В период между сессиями ЦИК
СССР высшим законодательным,
исполнительным и распорядительным
органом власти СССР являлся
Президиум ЦИК СССР, избираемый
на совместном заседании Союзного
Совета и Совета Национальностей
в количестве 21 человека.
Происходило раздельное голосование
палат при выборах Президиума.
ЦИК СССР избирал из состава
своего Президиума четырех председателей
по числу союзных республик,
что также подчеркивало их
равноправие.
ЦИК СССР образовывал Советское
правительство - Совет Народных
Комиссаров. СНК СССР являлся
исполнительным и распорядительным
органом ЦИК СССР и был в
своей работе ответственен перед
ним и его Президиумом (ст.37
Конституции). В главах о высших
органах СССР закреплено единство
законодательной и исполнительной
власти.
Для руководства отраслями государственного
управления создавалось 10 наркоматов
СССР (глава 8 Конституции СССР 1924
г.): пять общесоюзных (по иностранным
делам, по военным и морским
делам, внешней торговле, путей
сообщения, почт и телеграфов)
и пять объединенных (Высший Совет
Народного Хозяйства, продовольствия,
труда, финансов и рабоче-крестьянской
инспекции). Общесоюзные наркоматы
имели своих уполномоченных в
союзных республиках. Объединенные
наркоматы осуществляли руководство
на территории союзных республик
через одноименные наркоматы
республик. В остальных сферах
управление осуществлялось исключительно
союзными республиками через
соответствующие республиканские
наркоматы: земледелия, внутренних
дел, юстиции, просвещения, здравоохранения,
социального обеспечения.
Наркоматы СССР возглавлялись
народными комиссарами. В их
деятельности сочетались принципы
коллегиальности и единоначалия.
Особое значение имело повышение
статуса органов госбезопасности.
Если в РСФСР Государственное
политическое управление (ГПУ) было
подразделением НКВД, то с созданием
СССР оно приобретает конституционный
статус объединенного наркомата
- ОГПУ СССР, имеющее своих уполномоченных
в республиках. «В целях объединения
революционных усилий союзных
республик по борьбе с политической
и экономической контрреволюцией,
шпионажем и бандитизмом, учреждается
при Совете Народных Комиссаров
Союза Советских Социалистических
Республик Объединенное Государственное
Политическое Управление (ОГПУ), председатель
которого входит в Совет Народных
Комиссаров Союза Советских Социалистических
Республик с правом совещательного
голоса» (ст.61). В рамках Конституции
выделяется отдельная глава 9
«Об Объединенном Государственном
Политическом Управлении».
В соответствии со ст.63 Конституцией
СССР 1924 г., надзор за закономерностью
действий Объединенного Государственного
Политического Управления Союза
Советских Социалистических Республик
был возложен на прокурора
Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик на
основе специального постановления
Центрального Исполнительного Комитета
Союза Советских Социалистических
Республик.
Отдельно в Конституции урегулировано
правовой статус и состав Верховного
суда СССР (глава 7), учреждение
которого провозгласила ст.43.
К его компетенции было отнесено:
а) дача верховным судам союзных
республик руководящих разъяснений
по вопросам общесоюзного законодательства;
б) рассмотрение и опротестование
перед Центральным Исполнительным
Комитетом Союза Советских Социалистических
Республик по представлению прокурора
Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик постановлений,
решений и приговоров верховных
судов союзных республик, по
соображениям противоречия таковых
общесоюзному законодательству, или
поскольку ими затрагиваются
интересы других республик;
в) дача заключений по требованию
Центрального Исполнительного Комитета
Союза Советских Социалистических
Республик о законности тех
или иных постановлений союзных
республик с точки зрения Конституции;
г) разрешение судебных споров
между союзными республиками;
д) рассмотрение дел по обвинению
высших должностных лиц Союза
в преступлениях по должности.
Верховный суд действовал в составе:
пленарного заседания Верховного Суда
Союза Советских Социалистических Республик;
гражданско-судебной и уголовно-судебной
коллегий Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик; военной
и военно-транспортной коллегий.
Прокурор Верховного Суда Союза
Советских Социалистических Республик
и его заместитель назначался
Президиумом ЦИК СССР. На обязанности
прокурора Верховного Суда Союза
Советских Социалистических Республик
лежала дача заключений по
всем вопросам, подлежащим разрешению
Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик, поддержание
обвинения в заседании его
и, в случае несогласия с
решениями пленарного заседания
Верховного Суда СССР, опротестование
их в Президиум ЦИК СССР.
Анализ содержания основного
закона показывает - Конституция
СССР 1924 г. непохожа на другие
советские конституции. В ней
нет характеристики общественного
устройства, нет глав о правах
и обязанностях граждан, избирательном
праве, местных органах власти
и управления. Все это отражено
в республиканских конституциях,
которые принимались несколько
позднее, в том числе и в
новой Конституции РСФСР 1925 г.
В ст. 1, которой, отмечалось, что
она исходит из основных положений
Декларации прав трудящегося
и эксплуатируемого народа и
основных начал Конституции РСФСР
1918 г.
Проект Конституции РСФСР 1925 г.
был разработан в НКЮ, затем
над ним работала комиссия
Президиума ВЦИК. Она привела
Конституцию РСФСР в соответствие
с Конституцией СССР 1924 г., оформила
правовой статус автономных республик
и областей РСФСР. Из проекта
была исключена Декларация прав
трудящегося и эксплуатируемого
народа и введена статья “Об
основах экономического строя
РСФСР”. Проект обсуждался затем во ВЦИК
и на Всероссийском съезде Советов и был
утвержден 11 мая 1925 г. Конституция СССР
1924 г. и республиканские конституции, в
том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как
бы дополняли друг друга, составляя единую
Советскую Конституцию.
Конституция РСФСР 1925 г. закрепила
РСФСР как федеративное государство
с автономными образованиями.
На территории РСФСР имели
обязательную силу постановления
верховных органов СССР в пределах,
указанных в Конституции СССР,
и по предметам, отнесенным
к компетенции Союза.
Конституция РСФСР 1925 г. установила,
что фабрики, заводы, водный, железнодорожный
и воздушный транспорт и средства
связи составляют собственность
государства. Несколько иначе
в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы
задачи. Если в Конституции РСФСР
1918 г. ставилась задача “установления
социалистической организации общества
и победы социализма во всех
странах”, то Конституция РСФСР
1925 г. ставила конечной целью
“осуществление коммунизма”, а
о других странах ничего уже
не говорилось.
Гражданский
Кодекс 1922 г. – наиболее фундаментальный
акт рассматриваемой кодификации
не только по содержанию, но и по охвату
регулируемых отношений.
ГК
РСФСР исходил из наличия многоукладной
экономики, проведения НЭПа, товарно-денежных
отношений, хотя и отдавал предпочтение
социалистическому укладу. Вводились
статьи, направленные “против злоупотребления
НЭПом”. ГК состоял из четырех разделов:
общая часть, вещное право, обязательное
право, наследственное право. ГК был
одним из самых больших кодексов
не только по количеству статей (435), но
и по кругу регулируемых отношений.
В ГК утверждалось, что гражданские
права охраняются законом (вне зависимости
от пола, расы, национальности, вероисповедания
и происхождения) за исключением
тех случаев, когда они осуществляются
в противоречии с их назначением.
При этом граждане получали многочисленные
права:
Ст.
5. В соответствии с этим каждый гражданин
РСФСР и союзных советских
республик имеет право свободно
передвигаться и селиться на территории
РСФСР, избирать не воспрещенные законом
занятия и профессии, приобретать
и отчуждать имущества с ограничениями,
указанными в законе, совершать сделки
и вступать в обязательства, организовывать
промышленные и торговые предприятия
с соблюдением всех постановлений,
регулирующих промышленную и торговую
деятельность и охраняющих применение
труда.
Особо
оговаривался приоритет законности
в отношении лишения гражданских
прав:
Ст.
6. Никто не может быть лишен гражданских
прав или ограничен в правах иначе,
как в случаях и в порядке,
определенных законом.
Дееспособность
в полном объеме наступала по достижении
18 летнего возраста.
Кодексом
предусматривалась: государственная,
кооперативная, частная собственность.
Ст.
52. Различается собственность: а) государственная
(национализированная и муниципализированная),
б) кооперативная, в) частная.
Земля,
недра, леса, горы, железные дороги, их
передвижной состав и летательные
аппараты могли быть исключительно
собственностью государства:
Ст.
21. Земля является достоянием государства
и не может быть предметом частного
оборота. Владение землею допускается
только на правах пользования.
Однако
с отменой частной собственности на землю
деление имущества на движимое и недвижимое
упразднено.
На
правах частной собственности могли
быть: строения, торговые предприятия,
предприятия промышленные с числом
рабочих не выше установленного законом,
орудия производства, ценности, не воспрещенные
законом к продаже товары, предметы
хозяйства и домашнего обихода
и всякое имущество, не изъятое из
частного оборота. Предприятия с
неограниченным числом работающих могли
быть собственностью кооперативных
организаций.
Кодекс
определял порядок, условия и
формы заключения договорных обязательств
и последствия их нарушения. Жилые
строения могли быть предметом купли-продажи
при условии, что в руках покупателя
(и его супруга и несовершеннолетних
детей) не оказалось более одного
владения, а продавец и его семья
могли отчуждать не более одного
строения в три года. Разрешались
договора займа с ограничением взимаемых
процентов не свыше 6% годовых (при
этом было запрещено начисление сложных
процентов). Сделки, явно наносящие
ущерб государству, признавались недействительными.
Интересна
следующая введенная законодателем
статья:
Ст.
33. Когда лицо под влиянием крайней
нужды вступило в явно невыгодную
для себя сделку, суд, по требованию
потерпевшей стороны или подлежащих
государственных органов и общественных
организаций, может либо признать сделку
недействительной, либо прекратить ее
действие на будущее время.