Кодификация права в 20-х годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей кодификации права в период НЭПа, определении взаимосвязи политико-экономической ситуации в России 1920-х годов и формирования новых правовых норм. С этой целью мы рассмотрим и проанализируем основные законодательные акты, принятые в 1920-х годах, проследим динамику их развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………. 2
Особенности кодификации в период НЭПа…………………………………
Конституция……………………………………………………………………..
Гражданский кодекс……………………………………………………………
Трудовое законодательство……………………………………………………
Уголовное законодательство………………………………………………….
Земельный кодекс………………………………………………………………
Общесоюзные акты…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………… 29
Библиографический список…………………………………………………………... 30

Файлы: 1 файл

Контрольная ИОГП 1.docx

— 71.17 Кб (Скачать)

    Очевидно, таким своеобразным способом эта  статья преследовала цель защиты интересов  беднейших слоев общества.

    Что касается наследственного права, то кодекс вводил наследование как по закону, так и по завещанию. Однако было оговорено, что передаваемая наследственная масса не должна превышать 10 тысяч  золотых рублей (в 1926 г. это ограничение  было отменено, но наследство облагалось высоким налогом).

    Законодатель  определяет многочисленные формы кооперированной  собственности: товарищества простое, полное, на вере, с ограниченной ответственностью, паевое товарищество (акционерное общество).

    Принятием ГК РСФСР регулирование имущественных  отношений не ограничилось. Был принят целый ряд актов: “Об основах  авторского права”, “О патентах и изобретениях”, Уставы железных дорог (1922 и 1927 гг.) и  др.

    Как отмечает И. Исаев, «при формировании особой отрасли гражданского права в 1921—1923 гг. законодатель стремился по возможности  упростить систему норм, регламентировавших хозяйственную жизнь. Позже (1923—1924) в развитии гражданского (хозяйственного) законодательства наметилась другая тенденция, что сказалось на усложнении структуры  и языка правовых норм ГК. Гражданско-правовые нормы дифференцировались по принципу обязательности: диспозитивные и  принудительные. Чем шире была автономия  сторон в гражданском правоотношении, тем больше норм, регулировавших его, являлись диспозитивными. Наоборот, по мере так называемой социализации гражданского права (т.е. проникновения в него плановых начал) возрастало число принудительных норм».4

    Гражданский кодекс, кроме того, содержал нормы  определительные, декларативные, истолкователъные и организационные. При разработке ГК предполагалось выделить в кодексе  группу основных статей, непосредственно  выражающих социально-экономические  задачи нового гражданского права. Такими декларативными статьями ГК стали ст. 1 «О применении гражданского законодательства на практике» и ст. 4 «О нормировании общего порядка разрешения гражданских  споров». В эти статьи были введены  неправовые критерии (так, ст. 1 устанавливала  порядок защиты имущественных прав только в случае их соответствия «социально-хозяйственному назначению»). Это давало судьям большой  простор для толкования закона, не связывая их четкими правовыми нормами.

    В 1923 г. ВЦИК принимает Гражданский  процессуальный кодекс (ГКП РСФСР 1923 г.), согласно которому процесс основывался  на началах гласности и публичности, с делопроизводством на языке  большинства населения данного  района. Основанием для процесса служил иск. Стороны в процессе представляли доказательства, однако суд по своей  инициативе мог привлечь и другие доказательства. На любой стадии процесса в дело мог вступить прокурор. Закон  допускал представительство сторон в процессе. ГКП РСФСР регулировал  порядок исполнения судебных решений  и определений. Семейное право получило дальнейшее развитие в Кодексе законов  о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. Особенно характерно, что был  узаконен фактический брак. Достаточными условиями для его признания  были совместное проживание, ведение  общего хозяйства, совместное воспитание детей.

    Третьи  лица могли быть свидетелями наличия  этих оснований в случае споров между  совместно проживающими. Устанавливался единый минимальный возраст вступающих в брак – 18 лет. Местным исполкомам было предоставлено право в исключительных случаях снижать брачный возраст  женщины, но не более чем на один год. Признавалось совместным (общим) имуществом супругов, нажитое в браке. Кодекс дал право суду выносить решения  об отбирании детей до 14 лет у  родителей и передаче их органам  опеки и попечительства. Кодекс разрешил усыновление несовершеннолетних.

    По  оценке Н. В. Палибина, «материал расположен в Гражданском кодексе РСФСР систематически. В вводной части указано действие Гражданского кодекса во времени и пространстве, а именно: никакие правоотношения, возникшие до 7 ноября 1917 года, судами к своему рассмотрению не принимаются. Правоотношения, возникшие с момента революции и до издания первого Гражданского кодекса, т.е. до 1922 года, рассматриваются на основании советских законов, изданных в то время. Ссылки на законы "свергнутых правительств" запрещены. Действие Гражданского кодекса распространяется на всю территорию РСФСР. Так же интересна ст. 5: "...Каждый гражданин РСФСР и союзных советских республик имеет право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать невоспрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущества с ограничениями, указанными в законе, совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулирующих промышленную и торговую деятельность и охраняющих применение труда". В эту статью был, собственно, вложен смысл новой экономической политики». 5 

    1. Трудовое  законодательство
 

    Первый советский КЗоТ можно поставить в один ряд с первой Конституцией и «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Это был правовой документ, ознаменовавший собой пик революционных завоеваний пролетариата. Кодекс законов о труде был подготовлен комиссией Наркомата юстиции с участием наркомата труда и ВЦСПС (КЗоТ 1922 года уже разрабатывался только Наркоматом труда). Проект рассматривался на заседании ВЦИК 4 ноября 1918 года и был принят за основу. После коллективной доработки без повторного рассмотрения в декабре 1918 года был опубликован в «Сборнике узаконений РСФСР» и таким образом введен в действие. В нем были учтены декреты Советского государства, положения и инструкции отдельных наркоматов, а также решения отдельных фабрично-заводских комитетов и съездов профсоюзов.

    Состоял КЗоТ из девяти разделов:

    1. О трудовой повинности.

    2. Право на применение труда. 

    3. Порядок предоставления труда. 

    4. О предварительном испытании. 

    5. О переводе и увольнении трудящихся.

    6. О вознаграждении за труд.

    7. О рабочем времени. 

    8. Об обеспечении надлежащей производительности  труда. 

    9. Об охране труда 

    И пяти приложений:

    1. О выдаче пособий трудящимся  во время их болезни. 

    2. О безработных и выдаче пособий. 

    3. О трудовых книжках. 

    4. О еженедельном отдыхе и праздничных  днях.

    Кодекс  законов о труде (КЗоТ) РСФСР 1922 г. принципиально отличался от КЗТ 1918 г. От методов принуждения в  регулировании трудовых отношений  государство переходит к методам  свободного найма рабочей силы с  заключением добровольного трудового  договора. Кодекс допускал в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для  выполнения важнейших государственных  заданий) привлечение граждан к  труду в порядке трудовой повинности по специальным постановлениям СНК.

    Кодексом  было провозглашено право на труд и применение труда по специальности; вводилась всеобщая трудовая повинность; устанавливался всюду 8-часовой рабочий  день, требование которого было выдвинуто  еще Женевским конгрессом 1-го Интернационала в 1866 году. В ночное время рабочее  время ограничивалось 7-ю часами.

    Для женщин и подростков до 18 лет, а также  для лиц, занятых на производстве с вредными условиями труда, рабочий  день сокращался до 6 часов. Увольнение с работы допускалось лишь вследствие полной или частичной ликвидации предприятия, истечения срока временной  работы, приостановки работ свыше  месяца, в случае явной непригодности  рабочего, определенной в установленном  порядке и, наконец, по желанию самого трудящегося. (В КЗоТ 1922 года порядок  увольнения был значительно облегчен). Регламентировалось время отдыха и  праздничные дни. Интересно, что  вводилось 15 праздничных дней: 1 января, 6 января, 27 февраля, 25 марта, 1 мая, 15 августа, 14 сентября, 25 и 26 декабря, пятница и  суббота страстной недели, понедельник  и вторник Пасхальной недели, день вознесения Господня и второй день праздника сошествия Святого  Духа (для нехристиан допускалось  внесение в расписание других праздников взамен христианских). Отпуск вводился продолжительностью не менее 2-х недель за 6 месяцев работы и не менее 1-го месяца – за год (с 1922 года сокращен до 2-х недель). Практически запрещались  сверхурочные работы. Полностью ликвидировалась  и запрещалась система штрафов  и любых удержаний из зарплат. К работе по найму не допускались  лица, не достигшие 14 лет (с 1 января 1919 года- 15 лет, с 1 января 1920 года-20 лет, а с мая года, по новому КЗоТу возрастная планка вновь упала до 16 лет.)

    Трудовой  договор заключался как при наличии  коллективного договора, так и  без него. Договор заключался либо на неопределенный срок, или на время  выполнения работы, или на определенный срок (не более одного года). Договор  на неопределенный срок мог быть расторгнут по соглашению сторон, по требованию нанимателя в случаях, установленных законом, и желанию работника в любое  время, предупредив нанимателя за семь дней. Договоры, ухудшавшие положение  трудящегося сравнительно с условиями, установленными законами о труде, условиями  коллективного договора и правилами  внутреннего распорядка, распространявшимися на данное предприятие или учреждение, признавались недействительными.

    В кодексе 1922 г. появились положения  о коллективных договорах. Они являлись соглашением, заключаемым профсоюзом, как представителем рабочих и  служащих, и нанимателем. Коллективный договор устанавливал условия труда и найма для отдельных предприятий, учреждений или группы таковых. Тем самым он задавал рамки для личных трудовых договоров найма. Недействительными признавались статьи договора, ухудшавшие условия труда по сравнению с условиями, установленными КЗоТ и другими нормативными актами о труде. Профсоюзы имели право выступать перед различными органами от имени работавших по найму в качестве стороны, заключившей колдоговор.

    КЗоТ 1922 г. вместо социального обеспечения  вновь вводил социальное страхование. Оно распространялось на всех лиц  наемного труда. Страховые взносы вносились  предприятиями, учреждениями, хозяйствами  или работодателями без права  обложения страхуемого и без  вычета взносов из заработной платы.

    Социальное  страхование предусматривало: оказание лечебной помощи, выдачу пособий при  временной нетрудоспособности и  дополнительных пособий, выдачу пособий  по безработице, инвалидности, членам семей трудящихся в случае смерти кормильца.

    В 1925 г. была проведена либерализация  процесса найма – отменялось обязательное до этого посредничество бирж труда  при найме рабочих и служащих. За 1928-1932 гг. был осуществлен переход  с 8-часового рабочего дня к 7-часовому без уменьшения зарплаты.

    Уникальность  этого Кодекса даже не во всех этих, позже отнятых, привилегиях пролетариата, а в той системе отношений  на производстве, которую он устанавливал между трудовым коллективом, с одной  стороны, и администрацией и частным  собственником (если он имелся) – с  другой. КЗоТ полностью подтверждал  действительность “Положения о рабочем  контроле” от 14 ноября 1917 года. А  по этому документу орган всего  рабочего коллектива: фабрично-заводской  комитет, совет старост и т.д., – был полновластным и неограниченным хозяином на производстве. Он регулировал  вопросы найма, увольнения, оплаты труда  и даже разработки тарифов. Решения  органа рабочего контроля были неукоснительны и обязательны для исполнения администрацией. Та лишь могла в  трехдневный срок попытаться обжаловать решение в высший орган рабочего контроля. Органы рабочего контроля полновластно разрешали и все без исключения спорные вопросы.

    Многие  из этих положений были решительно перечеркнуты уже КЗоТ от 9 ноября 1922 года. Констатацией поражения ростков  диктатуры пролетариата здесь является даже не сужение льгот рабочих, а  то, что пролетариат терял –  как оказалось, уже навсегда в  советскую эпоху – свою неограниченную власть на предприятиях, передавая бразды правления администрации. Поэтому и появились такие разделы, как о коллективных договорах; о профессиональных (производственных) союзах рабочих и служащих и их органах на предприятиях, учреждениях и хозяйствах; об органах по разрешению конфликтов и рассмотрению дел по нарушению законов о труде. В трудах советской эпохи введение этих разделов объяснялось задачей организации труда, основанного на трудовом договоре. Договорная форма трудовых отношений рассматривалась в качестве основной и важнейшей в определении условий труда. И далее: “предусматривались гарантии осуществления защиты наемных работников от предпринимателей. Трудовая дисциплина отныне должна была регулироваться правилами внутреннего распорядка на предприятиях и учреждениях”. Нетрудно догадаться, что необходимость данных разделов появилась именно потому, что рабочий коллектив потерял свою власть (при всевластии Фабрично-заводских комитетов они были бы просто абсурдны) и отныне нуждался в регламентации и защите от произвола администрации и предпринимателей. Возрождалась чистой воды буржуазная система трудовых соглашений между профсоюзом и хозяином. Все это было следствием “новой экономической политики” и вынужденных мер отступления в область товарно-денежных отношений.

    Даже  советские правоведы вынуждены  были констатировать, что в КЗоТ 1922 года “наблюдается отступление  от уровня правового регулирования  трудовых отношений в первые годы Советской власти”. После сворачивания НЭПа эти отступления были не только не ликвидированы, а еще более  расширены: вместо большой массы  нэпманов возник один огромный нэпман – государственный капитал. Революционный  пролетариат в этих условиях, хоть и вынужден был сдавать свои позиции, но сдавал их в упорнейшей и жесточайшей  борьбе 1919-21 годов. Вещественное воплощение эта борьба получила в дискуссиях “О коллективных и единоличных формах руководства на производстве” (19-20 гг.) и “О роли профсоюзов” (20-21 гг.), а также в деятельности “Рабочей оппозиции”.

    Многие  вопросы трудового права регламентировались также и Земельным кодексом. Земельный  кодекс РСФСР 1922 г. уделил основное внимание правовому режиму сельскохозяйственных земель. Он подтвердил, что право  частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР  “отменено навсегда”. Запрещалась  покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли. Такие сделки признавались недействительными, а виновные наказывались в уголовном порядке.

Информация о работе Кодификация права в 20-х годах