Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:25, контрольная работа
дним из представителей тюркской духовной культуры является аль-Фараби, автор множества научных трактатов.
Большая плеяда ученых, литераторов и поэтов - выходцев из местной тюркоязычной и ираноязычной среды Средней Азии и Казахстана - творила на арабском языке, игравшем в этот период роль международного научного языка.
Цель контрольной работы изучить биографию и творчество аль-Фараби, его вклад в научное и литературное наследие казахстанской и мировой культуры.
Введение………………………………………………………………….…3
Биография Аль-Фараби……………………………………………...4
Творчество и наследие Аль-Фараби………………………………..8
Заключение………………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………….15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Исторически сложившаяся в Х - XII вв. на территории Казахстана обстановка: укрепление феодальных начал, возникновение государственных образований, рост оседло-земледельческой культуры и городов, усиление консолидационных этнических процессов, широкие хозяйственные и культурные связи с народами Средней Азии, Переднего Востока и Восточной Европы - обусловила подъем духовной культуры народов и племен на территории Казахстана.
В идеологии кочевого и оседлого населения значительное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространение получил ислам. Исламизация южных областей Казахстана, проникновение мусульманской религии в глубь кочевой аристократической среды приводили к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на основе арабской графики. Все определеннее выявлялись тенденции развития локальных языковых групп и вариантов тюркского этноса. Вместе с тем большинство языковых и литературных памятников XI-ХII вв. написано на межплеменном литературном языке и принадлежало к общетюркскому наследию.
Одним из представителей тюркской духовной культуры является аль-Фараби, автор множества научных трактатов.
Большая плеяда ученых, литераторов и поэтов - выходцев из местной тюркоязычной и ираноязычной среды Средней Азии и Казахстана - творила на арабском языке, игравшем в этот период роль международного научного языка.
Цель контрольной работы изучить биографию и творчество аль-Фараби, его вклад в научное и литературное наследие казахстанской и мировой культуры.
К Х в. относится деятельность выходца с территории Казахстана - философа и ученого-энциклопедиста, известного на мусульманском Востоке как «Второй Учитель» (после Аристотеля), - Абу Насра Мухаммада ибн Мухаммада ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Аль-Фараби родился в г. Фарабе (Отраре) в 870 г. в тюркской семье. Его отец, очевидно, был военачальником не очень высокого ранга.
По сведениям источников, аль-Фараби был роста ниже среднего, крепким и смелым человеком, прекрасным наездником, хорошо стрелял из лука "1.
Первоначальное знание ремесел и основ науки он получил, по-видимому, в медресе Отрара. Обучался он на родном, тюркском языке. Во всяком случае до приезда в Багдад – культурный центр халифата - аль-Фараби не знал арабского языка.
Абу Наср по пути в Багдад побывал в Шаше, Самарканде, Исфахане, Хамадане и других городах. В Багдаде он изучал древнегреческую философию и математику, логику и медицину, музыку и языки. С огромным усердием он изучал труды греческого мыслителя Аристотеля.
С 941 г. аль-Фараби находился в Дамаске и Халебе (Алеппо), правители которых всячески покровительствовали ему. Даже в среде известных поэтов и ученых того времени он выделялся ученостью и широтой своих знаний "1.
Живя в разных странах, в разнообразной этнической среде, аль-Фараби не забывал о своей родине, подчеркивал свою принадлежность к тюркам. Не случайно в ряде источников рядом с местом его рождения указывалась нисба (имя относительное) «ат-Турки», т. е. «из тюрков». Умер аль-Фараби в 950 г. в Дамаске.
Философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с неоплатонизмом. Прозвище - Второй учитель (после Аристотеля). Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения - "Геммы мудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", трактат о классификации наук, "Большая книга о музыке".
Аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки Арысь в Сырдарью (территория современного Казахстана). Он выходец из привилегированных слоев тюрков, о чем свидетельствует слово "тархан" в составе его полного имени Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим - в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата. В пределах Арабского халифата и протекала большая часть жизни и творчества аль-Фараби. При династии Аббасидов столицей был Багдад, где зарождались все духовные течения, получившие распространение в халифате Аль-Фараби говорит о Багдаде как о коллективном городе. Этот город самый "восхитительный и счастливый из невежественных городов и своим внешним видом напоминает цветастое и красочное одеяние и в силу этого оказывается любимым кровом каждого, ибо любой человек в этом городе может удовлетворить свои желания и устремления. Потому-то народ стекается и оседает там. Его размеры безмерно увеличиваются. В нем рождаются люди разных родов, имеют место браки и половые связи разного вида, здесь рождаются дети самого разного рода, воспитания и происхождения. Этот город состоит из многообразных, входящих друг в друга объединений с отличными друг от друга частями, в которых чужеземец не выделяется из местного населения и в которых объединяются все желания и все действия. Поэтому очень возможно, что с течением времени в нем могут вырасти самые достойные люди. Там могут существовать мудрецы и ораторы, поэты всех видов.
Но, несмотря на кажущуюся благоприятную обстановку коллективного города, аль-Фараби отнес его не к добродетельному городу, а к "невежественным" городам, ибо в нем контрасты добра и зла проявлялись сильнее, чем где бы то ни было. В источниках есть упоминание о том, что до своего увлечения науками аль-Фараби был судьей, но, решив посвятить себя поискам истины, бросил эту должность, занявшись светскими делами, в частности преподавательской деятельностью. Рассказывается также и о том, как он приобщился к знаниям. Однажды один из близких людей отдал аль-Фараби на хранение большое количество книг, среди которых было много трактатов Аристотеля. Аль-Фараби в часы досуга начал листать эти книги и настолько увлекся ими, что бросил должность кади. Этот случай якобы сыграл решающую роль в его судьбе, он стал великим ученым. Известно, что аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими, но не знал арабского. Надо отметить, что он много времени уделял изучению языков и в этом достиг поразительных результатов в конце жизни он владел более чем семьюдесятью языками. Живя в Багдаде, аль-Фараби в короткий срок в совершенстве овладел арабским языком и начал заниматься различными науками, прежде всего логикой. В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем и философом-наставником был Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Он был известен не только в Багдаде, но и, пожалуй, во всех культурных центрах Арабского халифата как крупный комментатор логического наследия Аристотеля. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который прилежно записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Влияние багдадского учителя на аль-Фараби, по свидетельствам современников, было весьма значительным, ибо Абу-Бишр Матта обладал прекрасным стилем, тонкой культурой комментирования логического наследия Стагирита он удачно избегал сверхсложных конструкций, умело сочетая глубину с простотой изложения. Все эти достоинства стичя Абу-Бишр Матта были целиком усвоены его достойным учеником. В период жизни в Багдаде аль-Фараби совершил поездку в город Харран со специальной целью обучиться некоторым особым приемам логики у мыслителя-христианина Йуханны бен-Хаилана, которыми тот прославился в мусульманском мире. Вернувшись в Багдад, аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим греком. О трудоемкости усвоения наследия Аристотеля арабоязычными мыслителями говорит хотя бы фраза, которая была написана аль-Фараби на копии аристотелевского трактата "О душе": "Я прочел этот трактат двести раз". Детальное комментирование всех трудов античных авторов требовало буквального знания и запоминания текста. Ясно, что в этой фразе содержится призыв к постоянному, многократному возвращению к одним и тем же источникам, и в этом, по-видимому, состоит один из важнейших принципов обучения философии того времени.
Однажды у аль-Фараби спросили "Кто больше знает - ты или Аристотель?" Он ответил: "Если бы я жил в тот период и встретился с ним и занимался бы у него, то я мог бы быть его лучшим учеником"1.
Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат "О классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования каждой. По свидетельствам современников, "ничего подобного никто ранее не писал и подобного плана не придерживался, и она незаменима для изучающих науки".
В Багдаде аль-Фараби основательно пополняет свои знания входит в контакт с видными учеными и довольно быстро становится самым авторитетным среди них благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера. Но в среде догматически настроенных богословов возникает неприязнь ко всему строю мышления аль-Фараби, нацеленному на открытие рационалистических путей познания и поиски достижения для людей счастья в земной жизни, а не в потустороннем мире. В конце концов аль-Фараби вынужден покинуть Багдад. Он направляется в Дамаск, но не останавливается в нем, путь его лежит в Египет В своей книге "Гражданская политика" он упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). После путешествия аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нем уединенный образ жизни. Несмотря на покровительство правившего в те времена в Дамаске Сайф ад-Даулы бен-Хамдани, он избегал придворной жизни, редко присутствовал на приемах. Как-то раз в Дамаске аль-Фараби пришел к правителю Сайф ад-Дауле, когда у него происходило собрание ученых. Когда аль-Фараби вошел в зал, где правитель восседал на троне, тот предложил ему сесть. Тогда ученый спросил "Как сесть, сообразно моему сану или сообразно твоему?" -"Сообразно твоему", - ответил правитель. Тогда аль-Фараби прошел мимо всех эмиров и сел окало трона. Государь рассердился и сказал своему телохранителю на тайном языке, который знали только немногие посвященные: "Этот тюрк нарушил все правила приличия, поэтому когда он…", а аль-Фараби спросил: "Я никакого проступка не совершил, за что я буду наказан?" Услышав этот вопрос, изумленный Сайф ад-Даула спросил: "Ведь в народе этого языка никто не знает, где и у кого ты его изучал?" -Аль Фараби ответил: "Мне пришлось изучать многие языки, я знаю больше 70 их". В этот момент кто-то из ученых задал вопрос, и началась дискуссия среди собравшихся. Никто не мог ответить на этот вопрос, и тогда Второй учитель всесторонне разъяснил его, и никто не смог с ним спорить. Правитель обратился к аль-Фараби: "Судя по всему, ты и есть тот, кого среди знатоков тайн мира называют "вторым" после Аристотеля?" -Аль-Фараби ответил утвердительно. И пришлось Сайф ад-Дауле просить у него прощения за то, что не узнал мудреца и обидел его, а аль-Фараби пожелал правителю здоровья. Обыкновенно большую часть дня он проводил на краю бассейна или в тенистом саду, где писал книги и беседовал с учениками. Свои сочинения он записывает на отдельных листах (поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и записок, некоторые из них сохранились лишь во фрагментах, многие не были закончены). Аль Фараби был очень непритязательным человеком. Его жизненные потребности ограничивались суммой в четы редирхема, которые он ежедневно получал из казны Сайф ад-Даулы. Умер он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель. Смерть не страшна добродетельному человеку, считал аль-Фараби. Перед лицом ее он сохраняет достоинство, не впадает в смятение и ценит жизнь, стараясь продлить ее. Добродетельный человек не боится смерти и желает продолжения жизни для совершения блага. Поэтому он не стремится приблизить смерть, но встречает ее достойно Если такой человек умирает, то нужно оплакивать не его, в эпикурейском духе заявляет аль-Фараби, а его сограждан, которым он был нужен.
В основе философии аль-Фараби лежит сочетание аристотелизма с неоплатоническим учением об эманации. Несомненен оригинальный, самостоятельный характер его философии. Оставаясь в основном идеалистом, аль-Фараби высказал ряд материалистических идей. Так, он признавал существование высшего мира и возможность его познания через ощущения; индивидуальную душу он связывал с телом. Именно поэтому мусульманские ортодоксы обвинили философа в неверии.
Мир, согласно аль-Фараби, состоит из вещей, которые образуются из материальных элементов. Движение есть свойство тел. Предметный мир содержит в самом себе возможность движения.
Учение о разуме является одним из важнейших достижений философии аль-Фараби. Он раскрыл диалектику единства человеческого разума и бытия, основанную на объективно-идеалистическом понимании того, что их пронизывает единое начало - божественный разум. Аль-Фараби выдвинул концепцию о «деятельном разуме», внутренне присущем земному миру и выявляющем закономерности мира.
Аль-Фараби разрабатывает отличные взгляды на философию, и в этом он следует тем аристотелевским воззрениям, которые противоречили признанию автаркии и обосновывали идею о возможной причастности к истине иных философских учений; Абу Наср последовательно шел дальше по такому пути. На мой взгляд, существенное влияние на понимание философии оказала духовная атмосфера ислама, в контексте которой оно формируется и может быть расшифровано. Монотеистическая религия, тем более ислам, в принципе отрицает возможность чего бы то ни было и кого бы то ни было самодостаточного и независимого, кроме Бога. Уже вследствие этого обстоятельства арабоязычный перипатетизм, взаимосвязанный внутренним образом с исламским религиозным мировоззрением, не мог вполне разделять античную теорию философской автаркии2.
Таким образом, для аль-Фараби, доминирующей мыслью которого была идея достижения человеческого личного счастья и общественного блага посредством всеобщего обучения знанию метафизических основ мироздания, платоновская позиция оказывалась недостаточной. В его работах господствующей становится проблематика, интересующаяся всевозможными формами отношений между людьми в общей структуре познания, включающей сотрудничество в целях достижения знания объединенными усилиями, его приобретение в познавательной коммуникации с предшествующей философией, передачу знания от учителя к ученику, от добродетельного правителя к гражданам и т.д. Вот почему для него была более приемлемой аристотелевская позиция, ближе подошедшая к тому, чтобы сделать просвещение предметом философской рефлексии.