План
- Введение……………………………………………………………………2
- Философия
Аль-Фараби…………………………………………………...5
- Заключение………………………………………………………………..10
- Список использованной
литературы……………………………………12
Введение
Абу Наср Мухаммед
ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье
при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он
происходит из семьи знатного тюркского
военачальника, что явствует из термина
"тархан".
Крупнейшие историки
культуры и науки отмечали величие
и уникальность фигуры Фараби. Астрономия,
логика, теория музыки и математика, социология
и этика, медицина и психология, философия
и право - таков перечень его интересов.
Видимо, еще в молодые годы Фараби покинул
родной город и практически побывал во
всех городах, связанных с исламом и арабским
халифатом, в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии,
Каире, Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни
он провел в Багдаде, явившимся политическим
и культурным центром арабского халифата.
Здесь он основательно пополняет свои
знания, изучая труды деятелей "Бейт
аль-хикма", переводчиков греческих
авторов, входит в контакт с видными учеными
и по истечении определенного времени
занимает первенствующее место среди
них благодаря нравственной высоте и силе
мысли. Именно здесь ему был присвоен титул
"Муаллим ассана" - Второй учитель.
Звание "второго" подразумевало наличие
"первого", под которым имелся в виду
Аристотель.
И действительно,
их многое сближает: широта и разносторонность
научных интересов, стремление философски
понять бытие и место человека в нем, близость
к “общепринятому мнению”, к практической
житейской мудрости народа. Фараби внес
самостоятельный вклад в науку логики,
которую впервые разработал великий греческий
предшественник. Необычность и смелость
его философских воззрений входила в определенное
противоречие с общественным мнением,
неспособным к полному восприятию греческой
философии и науки. А прямые нападки на
некоторые предрассудки эпохи заставили
многих людей подозревать его в ереси
и отходе от религии. На самом деле он проявлял
исключительную независимость в своем
мышлении и последовательно отстаивал
свои убеждения.
Зависть и неприязнь
заставили его покинуть Багдад. Последние
годы своей жизни он провел в Алеппо
и Дамаске, пользуясь покровительством
Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал
жить вдали от дворцовой суеты, довольствуясь
скромным жалованием в четыре дирхема.
В Дамаске в возрасте 80 лет он умер и был
похоронен за так называемыми Малыми воротами.
Фараби был
поистине человеком мирового уровня,
он сблизил и синтезировал в своем творчестве
ценнейшие достижения арабской, персидской,
греческой, индийской и своей собственной,
тюркской культуры. Отзвуки последней
особенно явственно просматриваются в
его знаменитой “Китаб аль-музык аль-кабир”
(“Большой книге музыки”). Но он был не
просто ученым-гуманитарием, сблизившим
различные культурные традиции, в нем
жил гений реформатора науки, стремившегося
систематизировать знания своего времени,
что нашло отражение в его трактате “Слово
о классификации наук”. Фараби мыслил
как реформатор педагогики, стремящийся
внести знания в народную толщу, соединить
просвещение с развитием в людях человечности.
Требования, предъявляемые
Фараби к тому, кто желает постичь
мудрость, столь же высокого порядка.
“Тому, кто стремится к истокам
науки мудрости, необходимо (с малых ногтей)
быть доброго нрава, воспитанным наилучшим
образом, изучить Коран и науки Закона
в первую очередь. Быть благоразумным,
целомудренным, совестливым, правдивым,
отталкивающим порок, разврат, измену,
ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов
пропитания, приближаясь к выполнению
законных назначений, не нарушая опоры
законных основ и не нарушая ни одного
из правил сунны и шариата. Стремиться
к возвышению в науке и (среди) ученых,
не избирая науку ради нескольких достижений
и приобретений, (не избирая ее) средством
приобретении материальных благ”.
Тот, кто преследует
иные цели, превращая стремление к
знанию как таковому сделать подчиненным
по отношению к честолюбию, славе
и материальным благам, изменяет самой
сути философии. Именно это, т. е. предательство
разума и творческих способностей человека
- наихудший порок, поскольку, как считает
Фараби, растлевается ни душа отдельного
человека, спекулирующего духом и продающего
его, а всего общества - сверху донизу.
Исторический опыт тоталитаризма доказал
глубокую правоту этих размышлений Учителя.
Серость и посредственность XX в. утвердила
себя в качестве власти только за счет
физического уничтожения самостоятельно
мыслящих личностей. Для продления и узаконения
своей власти она нуждается в угодливой
продажной интеллигенции. Действительно,
ведь у нас каждые 10 лет скашивали под
корень творчески и критически мыслящую
интеллигенцию. Так и сформировалась угодливо
мыслящая прослойка, по-прежнему именуемая
интеллигенцией, но лишенная всякого чувства
собственного достоинства, которая своей
трепотней и анафемой по поводу того, чему
она поклонялась только вчера, вызывает
омерзительное ощущение. “Город” станет
тогда добродетельным, утверждал Фараби
более тысячи лет тому назад, когда в нем
почетное место займут науки и искусства,
когда мыслящие люди не только сохранят
свою честь и достоинство, но своим примером
и воздействием на души сограждан, как
правителей, так и подданных, сделают всеобщей
нормой стремление к совершенству.
Отдавая среди знаний
приоритет политической философии и этике,
поскольку благодаря им возможно достижение
подлинного счастья, отграничение последнего
от мнимого, ложного счастья, Фараби противопоставляет
добродетельный город невежественному
и заблудшему городу, подлинно добродетельного
человека тому, кто живет низкими ценностями
и прозябает в лжи, клевете и высокомерии.
Его рассуждения о пути к счастью и достойной
человека жизни, о природе человека, об
интеллектуальном и этическом совершенстве,
об идеале правителя, развиваемые в "Афоризмах
государственного деятеля", "Гражданской
политике", в сочинении "О достижении
счастья" еще требуют более глубокого
изучения. Свобода духа в утверждении
непреходящих человеческих ценностей,
пронизывающая творчество Фараби, чрезвычайно
поучительна и актуальна. Счастье это
- абсолютное благо. Имеется, говорит Фараби,
множество вещей, о которых человек полагает,
что они-то и являются основой и целью
жизни. Чаще всего это приятное, полезное,
деньги, слава и тому подобное. Но осознать,
что такое счастье, сделать его целью и
неуклонно идти к нему невозможно без
совершенствования разумной теоретической
части души. Способные к этому - мудрецы.
Большинство же людей поддается в представлении
счастья образам воображения. Религии
это как раз и есть различные способы представления
счастья в образах воображения, хотя все
народы и все люди верят в одно и то же
счастье.
Философия
Аль-Фараби
В трудах Аль-Фараби
нет резкого разделения философии
и частных наук. В данном вопросе
ему свойственно то отношение к системе
знания, которое сложилось в его эпоху.
Прежде чем приступить к существу дела,
два замечания вводного характера.
Во-первых, Аль-Фараби
высоко ценит авторитет науки
и занимающихся ею людей. Для науки
нужны люди чистого сердца, высоких
помыслов, лишенные всякого тщеславия
и мелочного себялюбия. Атмосфера научного
исследования формирует культуру человека,
способность его быть объективным и преклоняться
перед истиной. Он нетерпим к тем, кто не
способен выполнять высокое предназначение
человека науки и играет лишь роль камня
преткновения. "А наука из-за тех, кто
подвизается на ее поприще, из-за того,
что она оказалась несостоятельной и бесполезной
для них, теряет престиж и унижается".
Во-вторых, изучение
вклада Аль-Фараби в естествознание и
математику имеет принципиальное значение
с точки зрения опровержения тех, кто говорит
об отсутствии на "Востоке" самобытного
мышления, ибо развитие естествознания,
по своей сути противоположное мистике
и суеверию, - факт чрезвычайной важности.
Прежде всего,
необходимо отметить тождество методологических
позиций Аль-Фараби и Галилея. Последний
подчеркивает, что Аристотель предпочитает
чувственный опыт всем рассуждениям.
"... У нас в наш век есть
такие новые обстоятельства, которые,
в этом я нисколько не сомневаюсь, заставили
бы Аристотеля, если бы он жил в наше время,
переменить свое мнение". Сказанное
относится и к Аль-Фараби. Подчеркивая
внутреннее единство человеческой культуры,
О. Нейгебауэр расценивает исключительную
роль астрономии, "поскольку она несет
в своем медленном, но неуклонном прогрессе
корни наиболее решающего события в человеческой
истории - создания современных точных
наук. Мне кажется, что проследить за этой
особенной ветвью истории культуры стоило
наших усилий, как бы отрывочны ни были
полученные результаты". Выбирая некоторые
отрывки, заметим, что Галилей прямо ссылается
на предшественника Аль-Фараби - Аль-Фаргани
и на его старшего современника - Аль-Баттани.
Что касается ученых позднейших времен,
то следует отметить некоторые другие
факты. Так, Аль-Бируни, между прочим, приводит
сведения, которые показывают, что идея
эквивалентности геоцентрической и гелиоцентрической
систем подспудно жила на Востоке. Аль-Бируни
пишет: "Кроме того, вращение Земли ни
в коей мере не уменьшает значения астрономии,
поскольку все явления астрономического
характера так же хорошо можно объяснить
этой теорией, как и другой". Под влиянием
учения Аль-Фараби, Насир ад-Дин ат-Туси
выступал против сложных механизмов птолемеевой
теории Луны и Меркурия. Коперник использовал
его конструкции.
Комментарии Аль-Фараби
к "Алмагесту" составлены на основе
переработки текста Птолемея; в них
авторский текст не выделен из
слов толкователя и содержание сочинения
вольно и порою сжато излагается
комментатором. Комментарии к "Алмагесту"
написаны Аль-Фараби как учебно-педагогическое
сочинение, но в них имеются добавления
и усовершенствования методического характера.
Например, в отличие от Птолемея движение
планет Аль-Фараби по возможности изучает
совместно, так как, по его мнению, у светил
много общего как в астрономическом, так
и в математическом отношении, и поэтому
у него в девятой книге вмещено содержание
девятой, десятой и одиннадцатой книг
"Алмагеста". Здесь мы встречаем ряд
новых добавлений и примечаний, отражающих
результаты исследований самого Аль-Фараби,
а также достижения его предшественников
и современников.
Относительно
положения о том, что Земля
не совершает никакого поступательного
движения, Аль-Фараби замечает, что
он в своей "Физике" дал другое
доказательство невозможности движения
Земли. Он подробно останавливается на
вопросах сферической астрономии. Аль-Фараби
совершенствует тригонометрический аппарат
Птолемея: он везде заменяет хорды синусами,
высказывает лемму, равносильную плоской
теореме синусов, и доказывает ее для вписанного
прямоугольного треугольника, дает ряд
разъяснений сущности действия составления
отношений. Следует особо отметить, что,
обобщая метод Птолемея по вычитанию одного
числового отношения из Другого, Аль-Фараби
фактически рассматривает каждое ^отношение
как число. В своих комментариях он пользуется
терминами "число отношения" и "число
линии АВ", которые явились важным шагом
в расширении понятия числа. Эти идеи Аль-Фараби
в дальнейшем были успешно развиты Аль-Бируни,
Омаром Хайямом и другими мыслителями.
Введение тригонометрических функций
(линий) и расширение понятия числа позволили
Абу Насру алгебраизировать многие рассуждения
Птолемея. Аль-Фараби своими наблюдениями
подтверждает важное открытие, сделанное
его предшественниками, об изменении апогея
Солнца, что является его заслугой в теории
Солнца и показывает, что он был не только
крупным теоретиком астрономии, но и превосходным
практиком-наблюдателем. Однако, сам Аль-Фараби
считал это открытие заслугой астрономов
обсерватории Аль-Мамуна.
Комментарии к
"Алмагесту" сыграли важную роль
в освоении и развитии учеными
мусульманского средневековья астрономо-математического
наследия Птолемея. Свидетельством тому
служит включение в астрономический раздел
энциклопедической "Книги исцеления"
Ибн Сины этих комментариев Аль-Фараби.
Как изложение
Абу Насром содержания птолемеевского
сочинения, так в особенности его "Книга
приложений к „Алмагесту", содержащая
оригинальные разработки, еще не подвергались
в литературе детальному анализу. По единогласному
мнению крупнейших историков арабской
науки и философии, научные труды Аль-Фараби
изучены далеко не полностью, почти не
изучены его физико-математические труды.
Таким образом,
Аль-Фараби в системе наук большое
внимание уделяет естественно-математическим
наукам. Исходя из того, что в основе познания
многообразия всего мира лежит познание
чисел и величин, Аль-Фараби особое значение
придает среди этих разделов арифметике
и геометрии, а также искусству правильного
логического мышления. По его утверждению,
эти науки "проникают во все науки",
так как они оперируют понятиями и отношениями,
абстрагированными от реальных предметов
и от реально существующих взаимосвязей
и взаимоотношений между этими предметами.
Так, геометрическое тело есть, не что
иное, как реальное тело, рассматриваемое
только-с точки зрения его пространственной
формы и размеров в полном отвлечении
от всех других свойств. Это отвлечение
обусловливает умозрительно-дедуктивный
метод геометрии, причем ее выводы являются
развитием непосредственного отражения
в; сознании реальных пространственных
форм, отношений и их взаимосвязей.
Характерно
определение, данное Аль-Фараби последнему
разделу математики - "науке об искусных
приемах" как науке о применении математики
на практике, т.е. прикладной области математики,
касающейся "естественных и ощущаемых
тел". Мы еще возвратимся к "науке
об искусных приемах".
Следует отметить,
что до сих пор "Слово о классификаций-наук"
рассматривалось односторонне как
сугубо философское сочинение, затрагивающее
отдельные аспекты методологических
вопросов классификации наук. На самом
же деле определение предмета каждой
отрасли знания в нем органически переплетается
с сопровождающим его сжатым, емким и лаконичным
изложением самого содержания данной
науки. Поэтому более правы те, кто считал
этот труд своеобразной энциклопедией
науки средневековья. На мой взгляд, разделы
"Слова о классификации наук" следует,
прежде всего, рассматривать как миниатюрные
монографии по той или иной отрасли знания
и принимать их во внимание как при изучении
уровня отдельных отраслей наук рассматриваемой
эпохи, так и при оценке научных интересов
и достижений самого Аль-Фараби как ученого.