Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:25, контрольная работа
дним из представителей тюркской духовной культуры является аль-Фараби, автор множества научных трактатов.
Большая плеяда ученых, литераторов и поэтов - выходцев из местной тюркоязычной и ираноязычной среды Средней Азии и Казахстана - творила на арабском языке, игравшем в этот период роль международного научного языка.
Цель контрольной работы изучить биографию и творчество аль-Фараби, его вклад в научное и литературное наследие казахстанской и мировой культуры.
Введение………………………………………………………………….…3
Биография Аль-Фараби……………………………………………...4
Творчество и наследие Аль-Фараби………………………………..8
Заключение………………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………….15
Особое значение аль-Фараби придавал методологическим вопросам науки. В трактате «Происхождение наук» он опирается на концепцию независимости науки от религии, допускает бога только как первопричину мироздания, отмечая, что природа самостоятельна, а ее причины по своему характеру естественны е.
В системе наук аль-Фараби большое внимание уделяет естественно-математическим наукам. Ему принадлежит ряд крупных исследований по математической астрономии, физико-математической теории музыки, а также математическим основам геодезии и архитектуры.
Значительный интерес представляют идеи аль-Фараби о происхождении человеческого общества, о государственном строе.
В социально-этических
трактатах он развивал учение о «добродетельном
городе», руководимом правителем-
Аль-Фараби высказывал весьма важные соображения о взаимосвязи языка и мышления, логики и языка, в его трудах отмечен контакт понятий и их логического содержания с семантической природой слов и словосочетаний, выделен момент классификации науки о языке, которую он членит на отрасли знания о простых словах и словосочетаниях, о законах письма, орфоэпии, о правилах стихосложения. Его идеи во многом предвосхитили лингвистические исследования последующих веков и составляют значительное явление в истории науки о языке.
Ввиду того, что
аль-Фараби избрал в качестве орудия
творчества арабский язык и создал
на нем все свои научные труды,
возможным представляется изучение
ученого лишь как вторичной языковой
личности. Следы первичной языковой
личности ученого в его трудах не прослеживаются.
Более того, язык трактатов
аль-Фараби этнически не маркирован, что
также затрудняет выявление этнической
идентификации Абу Насра.
Если факт рождения
аль-Фараби в тюркских землях (селении
Фараб, находившегося на территории современного Казахстана)
не вызывает сомнений среди ученых, чему
имеется немало достоверных доказательств
в средневековых арабоязычных источниках,
то до сих пор неизвестно, какой язык являлся
родным для философа. В период, на который
приходится жизнь и творчество аль-Фараби,
на территории нынешнего Южного Казахстана
проживали многочисленные конгломераты
тюркоязычных племен, которые в силу сложившихся
историко-культурных условий вступали
в тесные контакты с представителями других
народов (в частности, персов, курдов и
т.д.). К моменту рождения аль-Фараби во
второй половине IX в., около 870 г., тюркоязычные
племена не сложились в отдельные нации,
вести речь о создании национальных языков
также видится затруднительным. В этой
связи определение родного языка и этнической
принадлежности
аль-Фараби представляется весьма сложной
задачей. В своих трудах аль-Фараби упоминает
несколько языков – согдийский, персидский,
курдский и греческий. Что касается согдийского
языка, то в течение долгого времени он
оставался основным языком письменного
и устного общения на большой территории,
в которую входило и Семиречье. Позже он
был вытеснен персидским языком и тюркскими
языками. Данное обстоятельство позволяет
предположить, что
аль-Фараби в силу своего проживания на
землях, в которых имел широкое хождение
согдийский язык, владел им в полной степени.
Различные тюркские диалекты и наречия
могли использоваться аль-Фараби в обиходной
жизни. Думается, что в силу того, что они
не получили к тому времени достаточного
развития и не превратились в национальные
языки, имеющие письменное оформление,
аль-Фараби не упоминает их в своих трудах.
Таким образом, оставленное аль-Фараби наследие позволяет реконструировать его языковую личность как инофона в арабском языке. В этой связи важно проследить, каким образом протекала когнитивная деятельность аль-Фараби в процессе усвоения неродного языка, которая, по определению исследователей, «рассматривается как часть процесса познания индивидом объективной действительности, связанного с социальной и языковой адаптацией к иноязычной среде»3.
Аль-Фараби, в силу своего рождения на периферии Арабского халифата – в «землях тюрков», представлял неарабский мусульманский элемент. Продолжив свое образование в крупных научных центрах современных Ирана, Ирака и Сирии, он овладевает несколькими языками и знакомится с различными культурами, как внутри халифата, так и за его пределами – персидской, собственно арабской и греческой. Также он глубоко изучает закономерности и природу арабского языка, что позволяет ему избрать этот язык в качестве своего орудия выражения мысли и перевода. Аль-Фараби можно уверенно назвать связующим звеном между традициями греческого философского наследия и арабо-мусульманской философии, которая получила свое развитие в халифате и дала миру таких выдающихся представителей, как аль-Кинди, Ибн Сина, Ибн Рушд, Ибн Туфейль и др. Думается, что именно открытость аль-Фараби как индивида, его научный и беспристрастный интерес, объективное отношение и оценка достижений других народов и культур способствовали его формированию как поликультурной и полиязычной личности, преодолевшей узкие рамки и ограниченность отдельно взятой культуры, языковой и религиозной принадлежности. Аль-Фараби комментировал труды многих греческих философов, проводил сравнение их взглядов с постулатами исламской философии. Его учителями были представители ислама, христианства и иудаизма.
Аль-Фараби как инофон в процессе усвоения неродного для него арабского языка прошел несколько этапов: практическое овладение языком, изучение его грамматического строя, постижение философии языка, законов, управляющих им, и, наконец, развитие способности к абстрагированию в языке. Именно через посредство неродного языка аль-Фараби смог получить, переработать и интерпретировать интересующую его информацию (как известно, в большей части это были труды древнегреческих философов), передать свое видение тех или иных проблем и отраслей знания, а также создать свою модель мира.
Аль-Фараби известен и как автор «Большой книги музыки» - синтетического произведения, включающего помимо важнейших сведений о музыке Востока значительную информацию об эстетике, психологии, акустике.
В мировоззрении мыслителя имелись плодотворные зерна материализма и рационализма в понимании материальности мира и причинности "1.
Научное наследие аль-Фараби оказало большое влияние на развитие науки и культуры Востока и Запада, в частности на творчество Ибн Туфайля, Ибн Рушда, Ибн Сины, Омара Хайяма, Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей.
Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Об этом свидетельствуют и названия трудов "Рассуждения Второго учителя аль-Фараби о значении слова "интеллект", "О том, что должно предшествовать изучению философии", "Об общности взглядов двух философов - Божественного Платона и Аристотеля", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" и др Общее количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю. Есть трактаты, состоящие из 2-3 страниц, но есть многотомные. Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит вполне традиционно - это аллах. Середина - это иерархия бытия. Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец - достижение подлинного счастья. Проблему возникновения мира аль-Фараби решает в духе неоплатоников - умножением бытия, в результате чего возникают земные стихии - люди, животные, растения и пр.
Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании. Чувственное познание осуществляется посредством восприятия и воображения, но такое познание, согласно аль-Фараби, не позволяет постичь сущности. Это возможно только посредством разума, который существует в различных формах - как пассивный актуальный, приобретенный, деятельный "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" - одно из самых зрелых произведений аль-Фараби. Он создан в 948 году в Египте как переработка и логическая систематизация почти всех воззрений мыслителя на основе написанного в Багдаде и Дамаске текста под названием "Гражданская политика". Для достижения счастья необходимо прежде всего теоретическое обоснование его Философии в достижении счастья имеет существенное значение: "Поскольку мы достигаем счастья только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья" В свою очередь для овладения философией необходим и хороший нрав, сила ума Последняя культивируется искусством логики.
Аль-Фараби развил учение о "добродетельном городе", во главе которого стоит философ, передающий своим согражданам истины философии. Руководствуясь этическими установками Аристотеля, аль-Фараби идет вслед за Платоном. Он полагает, что цель человеческой деятельности - счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество- мыслитель отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм: "Добродетельный город подобен совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной".
Глава города, которого он отождествлял с багдадским халифом, по мнению аль-Фараби, должен обладать всеми добродетелями здоровьем, проницательным умом, совестью, знаниями и ласковым обращением со своими подданными.
Требования, предъявляемые аль-Фараби к тому, кто желает постичь мудрость, столь же высокого порядка. "Тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо (с малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и не нарушая ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и (среди) ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, (не избирая ее) средством приобретении материальных благ". Тот, кто преследует иные цели, превращая стремление к знанию как таковому сделать подчиненным по отношению к честолюбию, славе и материальным благам, изменяет самой сути философии. Именно это, т. е. предательство разума и творческих способностей человека - наихудший порок, поскольку, как считает аль-Фараби, растлевается ни душа отдельного человека, спекулирующего духом и продающего его, а всего общества - сверху донизу. Исторический опыт тоталитаризма доказал глубокую правоту этих размышлений Учителя. Серость и посредственность XX в. утвердила себя в качестве власти только за счет физического уничтожения самостоятельно мыслящих личностей. Для продления и узаконения своей власти она нуждается в угодливой продажной интеллигенции. Действительно, ведь у нас каждые 10 лет скашивали под корень творчески и критически мыслящую интеллигенцию. Так и сформировалась угодливо мыслящая прослойка, по-прежнему именуемая интеллигенцией, но лишенная всякого чувства собственного достоинства, которая своей трепотней и анафемой по поводу того, чему она поклонялась только вчера, вызывает омерзительное ощущение. "Город" станет тогда добродетельным, утверждал аль-Фараби более тысячи лет тому назад, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству.
Отдавая среди знаний приоритет политической философии и этике, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, отграничение последнего от мнимого, ложного счастья, аль-Фараби противопоставляет добродетельный город невежественному и заблудшему городу, подлинно добродетельного человека тому, кто живет низкими ценностями и прозябает во лжи, клевете и высокомерии. Его рассуждения о пути к счастью и достойной человека жизни, о природе человека, об интеллектуальном и этическом совершенстве, об идеале правителя, развиваемые в "Афоризмах государственного деятеля", "Гражданской политике", в сочинении "О достижении счастья" еще требуют более глубокого изучения. Свобода духа в утверждении непреходящих человеческих ценностей, пронизывающая творчество аль-Фараби, чрезвычайно поучительна и актуальна4. Счастье это - абсолютное благо. Имеется, говорит аль-Фараби, множество вещей, о которых человек полагает, что они-то и являются основой и целью жизни. Чаще всего это приятное, полезное, деньги, слава и тому подобное. Но осознать, что такое счастье, сделать его целью и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души. Способные к этому - мудрецы. Большинство же людей поддается в представлении счастья образам воображения. Религии это как раз и есть различные способы представления счастья в образах воображения, хотя все народы и все люди верят в одно и то же счастье. Рукописи аль-Фараби рассыпаны по многим библиотекам мира. Столь же многочислен отряд ученых, занятых изучением наследия аль-Фараби. Свою лепту в фарабиеведение вносят российские ученые, предпринявшие шаги по изданию трудов аль-Фараби на русском и казахском языках и изучению различных аспектов его поистине энциклопедического наследия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из представителей тюркской духовной культуры является аль-Фараби, автор множества научных трактатов.
Уроженец Отрара (Фараба), живя в разных странах, в разнообразной этнической среде, аль-Фараби не забывал о своей родине, подчеркивал свою принадлежность к тюркам. Не случайно в ряде источников рядом с местом его рождения указывалась нисба (имя относительное) «ат-Турки», т.е. «из тюрков». Умер аль-Фараби в 950 г. в Дамаске.
В основе философии аль-Фараби лежит сочетание аристотелизма с неоплатоническим учением об эманации. Несомненен оригинальный, самостоятельный характер его философии. Оставаясь в основном идеалистом, аль-Фараби высказал ряд материалистических идей.
Особое значение аль-Фараби придавал методологическим вопросам науки. В системе наук аль-Фараби большое внимание уделяет естественно-математическим наукам. Ему принадлежит ряд крупных исследований по математической астрономии, физико-математической теории музыки, а также математическим основам геодезии и архитектуры.
Значительный интерес представляют идеи аль-Фараби о происхождении человеческого общества, о государственном строе.
Научное наследие аль-Фараби оказало большое влияние на развитие науки и культуры Востока и Запада.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 История Казахстана. Т. 1. А. 1996 г. с. 56.
1 Касабек А., Касабек С. Искание истины. А.1998. с. 45.
1 Мир ценностей аль-Фараби и аксиология XX века. Книга 1. – Алматы, 2006. – 266 с.