Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:48, контрольная работа
Как и многие крупные мастера авангарда, Казимир Северинович Малевич не получил систематического художественного образования. Сначала он занимался в художественной школе в родном Киеве, с 1904 г. — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в частной школе, но нигде не задерживался надолго.
Первый этап творчества художника обычно связывают с импрессионизмом. Однако небольшой этюд «Цветочница» (1903 г.) показывает, что Малевич пытался решать в его рамках новые задачи, такие, как сочетание объёмности и плоскостности в изображении человеческой фигуры, поиски декоративного эффекта в цветовых соотношениях. Фигура девушки с цветами на переднем плане написана жёстко и статично, одежда показана отдельными крупными пятнами, контуры чётко прорисованы.
Живопись Казимира Малевича………………….……3
Творчество русских живописцев Феофана Грека, Андрея Рублева……………………………………………………5
Художники – передвижники……………………………7
Министерство Образования и науки Российской Федерации
Тамбовский
Государственный Технический
Кафедра “Связи
с общественностью
”
Контрольная работа по предмету:
«ИСТОРИЯ
МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И ИСКУССТВА»
На тему:
«Живопись
К. Малевича, А. Рублёва,
Ф. Грека. Художники
– передвижники».
Выполнила студентка гр. ССО-51з:
Бучина Ольга
Проверила преподаватель:
Попова
Ирина Михайловна
Г.Тамбов,
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Живопись
Казимира Малевича………………….……3
Творчество
русских живописцев
Феофана Грека, Андрея
Рублева……………………………………………………5
Художники
– передвижники……………………………7
Живопись
Казимира Малевича.
Как и многие крупные мастера авангарда, Казимир Северинович Малевич не получил систематического художественного образования. Сначала он занимался в художественной школе в родном Киеве, с 1904 г. — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в частной школе, но нигде не задерживался надолго.
Первый
этап творчества художника обычно связывают
с импрессионизмом. Однако небольшой
этюд «Цветочница» (1903 г.) показывает, что
Малевич пытался решать в его
рамках новые задачи, такие, как сочетание
объёмности и плоскостности в
изображении человеческой фигуры, поиски
декоративного эффекта в
К
началу 10-х гг. Малевич сблизился
с Михаилом Ларионовым и Наталией
Гончаровой. Вместе с ними он участвовал
в первых выставках объединения
«Бубновый валет» (1910 г.) и «Ослиный
хвост» (1912 г.), под их влиянием обратился
к примитивизму. Так в 1912— 1913 гг.
появилась первая из его «крестьянских
серий», свидетельствующая о том,
что художник вступил в пору настоящей
творческой зрелости. Сюжеты картин просты:
полевые работы («Уборка ржи», «Косарь»),
бытовые сцены («Крестьянка с
вёдрами и с ребёнком»). Фигуры
крестьян тяжеловесны, статичны и будто
сложены из каких-то условных объёмных
форм. В их лицах с огрублёнными
чертами, с огромными глазами
чувствуется почти иконная
Важным
событием в жизни Малевича стала
работа над оформлением
Художник,
способный к «космическому
Переехав в 1922 г. из Витебска в Петроград, живописец возглавил один из научных отделов только что созданного Института художественной культуры (ИНХУК). В это время он разрабатывал оригинальную теорию «прибавочного элемента». Анализируя наиболее крупные явления живописи конца XIX — начала XX в., Малевич пришёл к выводу, что каждое направление возникает под влиянием нового элемента формы (названного «прибавочным»), который, зарождаясь в предшествующем движении, принципиально его изменяет. Этими элементами он считал «волокнистую кривую» Сезанна, «серповидную» линию кубизма, «прямую» линию супрематизма. Таким образом, процесс развития искусства Малевич объяснял поисками в области абстрактных форм. Советская художественная критика яростно обрушилась на ИНХУК, и осенью 1926 г. институт был закрыт.
Период
супрематизма, безусловно, самый яркий,
но непродолжительный этап в творчестве
художника. В конце 20-х гг. он снова
вернулся к изобразительной живописи
и создал свою вторую «крестьянскую
серию». Она сильно отличается от первой,
поскольку вобрала в себя предшествующий
опыт. На картине «Крестьянка» (1928—1932
гг.) — плоская и неподвижная
женская фигура сложена из геометрических
тел, похожих на трапеции. У неё
нет лица, что ещё более усиливает
сходство с супрематическими конструкциями.
Цветовая гамма стала более яркой
и просветлённой. Если раньше образы
крестьян рождали ощущение глубинной
силы, идущей от земли, то теперь мастер
стремился к абстрактной
Супрематизм
Малевича — это не просто новое
течение в живописи. Он подвёл своеобразный
итог целому этапу в развитии искусства
XX в., экспериментам европейских
и русских мастеров в области
художественной формы. Влияние супрематизма
сказалось не только в живописи,
но и в архитектуре, скульптуре, дизайне,
декоративном искусстве.
Творчество
русских живописцев
Феофана Грека, Андрея
Рублева.
От второй половины ХIV века и начала ХV столетия до нас дошло достаточное количество икон и росписей, чтобы судить о русской живописи этого времени. Но внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на творчестве двух замечательных художников - Феофана Грека и Андрея Рублева. Несмотря на это, многие стороны их искусства, как и отдельные произведенрия, остаются либо мало, либо вовсе неизученными.
Рассмотрение новгородских фресок Феофана Грека привлекало больше всего исследователей, поскольку они были, по-видимому, его первой работой на русской почве(1378). Меньше внимания было уделено иконам Благовещенского собора (1405). Видимо, поэтому характеристика новгородских фресок невольно охватывала произведения художника, вплоть до приписываемых ему отдельных икон. В них хотели видеть те черты, которые с такой яркостью сказались в росписи церкви Спаса Преображения на Торговой стороне Новгорода.
Новгород
второй половины ХIV века раздирала "вражда
и смута церковная ". С одной
стороны выступали
Вот в такой атмосфере оказался Феофан по своем приезде в Новгород. Он не мог не прислушаться к спорам, не мог остаться в стороне от морально-нравственных проблем, напоминавшим ему то, с чем встречался он у себя на родине. Благодаря своему характеру ищущего и деятельного человека, ярко обрисованному Епифанием, он должен был стать на ту или иную сторону, а присоединив свой голос к одной из них, отразить свои взгляды в искусстве.
Вглядываясь
в образы, запечатленные Феофаном
на стенах церкви Спаса Преображения,
следует иметь ввиду
Феофан попал в Новгород в те годы, когда стригольничество еще не запуталось в вопросах формального богословия и церковного обихода, а обладало живительной силой. В отличие от византийского психазма, проповедовавшего индивидуальное спасение человека, стригольники выступали за спасение всех людей, народа в целом.
Воззрения
стригольников могли затронуть
сознание Феофана, могли вызвать
и вызвали создание вдохновенных
образов. Об этом говорят его праотцы,
пророки, столпники. В них он наглядно
воплотил становление сильной личности,
способной объединить людей и
вывести их на путь спасения.
Оказавшись в Москве, Феофан встретил совершенно иное отношение к себе, нежели в Новгороде. Он трижды был назван московским летописцем. И неизменно его имя стоит первым в перечне работавших в том или ином храме художников. Более того, он заново расписывает храм Архистратига Михаила, расписанный всего за пятьдесят пять лет до того. Все это свидетельствует не только об ином отношении к художнику, но и позволяет говорить о его первенствующем положении среди мастеров Москвы этих лет.
Есть
достаточное основание
Биографические сведения об Андрее Рублеве на редкость скупы. При жизни он был упомянут в летописи лишь дважды. Первый раз в 1405 году, когда он приступил к росписи Благовещенского собора совместно с Феофаном Греком и Прохором из Городца. Среди этих художников он назван третьим. Второй раз он упомянут уже вторым, после имени Даниила Черного, когда в 1408 году их обоих отправили во Владимир заново расписывать Успенский собор, что подразумевало создание и нового иконостаса. Вот и все. Остальные сведения о Рублеве относятся к "неофициальным" житийным известиям и были, видимо, записаны после его смерти в 1430 году.
Обычно начало художественной деятельности Рублева связывается с его участием в создании иконостаса Благовещенского собора. Порой даже утверждается, что работа Рублева с Феофаном была его основной школой, после которой его окрепшее дарование получило выход "на большую дорогу". Однако, Рублев пришел к Феофану хотя и относительно молодым мастером, но со сложившимися художественными навыками, если не принципами.
Андрей Рублёв, гениальный древнерусский живописец, работал и в технике фрески. Фрески его сохранились вЗвенигороде под Москвой, но самая большая коллекция их в Успенском соборе г. Владимира. Ученик Феофана Грека, Рублёв не унаследовал мятежного духа своего учителя, но, напротив, живопись его, лишённая драматизма, глубоко просветленна, гармонична, безмятежна. Впервые в истории живописи на Руси Страшный суд представлен как царство праведных, начало мира, в котором нет места трагедии. Это мир, объединённый сознанием братства и взаимной любви. Справа и слева- апостолы, сидящие в непринуждённых позах н скамьях, они разговаривают между собой. За ними- хоры ангелов. Над головами апостолов, на своде, в медальоне- изображение Христа, ангелы сворачивают в свиток небеса. Под изображением Христа - сцена «Престол уготованный» со стоящими фигурами Богородицы и Иоанна Крестителя. На правом столбе (ближе к иконостасу) располагается композиция «Видение Даниила», на противоположном-«Праведные жены». На двух столбах- изображение трубящих ангелов.
Уже
за пределами центрального нефа, при
входе в южную галерею
По
материалам книги "Искусство Московской
Руси эпохи Феофана Грека и
Андрея Рублева" известного историка
искусств М. А. Ильина, серия "Из истории
мирового искусства".
Художники
– передвижники.
Товарищество
Передвижных Художественных Выставок
является ключевой вехой в развитии
русского искусства. Художники-передвижники
стали, своего рода, символом русской
живописи 19 века. Возникшее как реакция
на мертвое безжизненное искусство
Академии Художеств, Товарищество Передвижников
стало самым массовым и влиятельным
художественным объединением в истории
России. Никогда - ни до, ни после этого
- искусство русских художников не
было так близко и понятно народным
массам. В рядах передвижников
зажглись и навечно засияли ярчайшие
звезды русской живописи - Саврасов,
Суриков, Репин, Левитан, Куинджи, Поленов,
Нестеров, Серов и многие другие.
Эти мастера подняли планку русской
живописи на невиданную доселе высоту.
Товарищество Передвижных Художественных
Выставок распалось в 1923 году, однако
за время его существования
Несомненно, что
возникновение общества ТПХВ произошло
в то самое время, когда это было особенно
необходимо для России – как с точки зрения
чистого искусства, так и с точки зрения
его социальной окраски. К концу 60-х годов
передовые художники Москвы и Петербурга
приходят умудренные некоторым опытом
общественной деятельности. К этому времени
у них складывается твердое убеждение,
что пришло время найти такую форму объединения,
которая могла бы обеспечить личную независимость
художника от официальных, покровительствуемых
правительством учреждений и меценатов,
сделать более тесными и прямыми связи
искусства со зрителем, с народом. Идея
создания Товарищества передвижных выставок
обещала многое. Возможность приобрести
необъятную народную аудиторию становилась
реальной. Мечта нескольких поколений
художников воочию воплощалась в жизнь.
Но ни для одного из предшествующих поколений
она не была так бесконечно привлекательна,
как для поколения, сформированного общедемократическим
подъемом конца 50-х — начала 60-х годов.
Краткая история
организации Товарищества Передвижных
Художественных Выставок рисуется в следующих
чертах. В итоге предварительных встреч
и переписки создавшаяся в Москве инициативная
группа направила 23 ноября 1869 года письмо,
обращенное в петербургскую Артель. В
нем содержалось предложение объединиться
для организации подвижных выставок (слово
"передвижные" пришло позже) и просьба
к Артели — "по возможности представить
этот проект в одном из Ваших четверговых
собраний, на общее усмотрение". Оканчивалось
обращение следующими строками: "Надеемся,
что идея устройства подвижной выставки
найдет в Вас сочувствие и поддержку и
что Вы будете так добры не оставить нас
без ответа". К письму приложен был Проект
Устава, составленный, по-видимому, не
одним Мясоедовым. Проект Устава содержит
и некоторые комментарии, дающие возможность
проникнуть сквозь сухие официальные
строки в существо нового начинания. Комментарии
эти касаются, прежде всего, вопроса о
творческой и материальной независимости
художника, о его свободе от начальственной
опеки. "Мы считаем совершенно необходимым,
— говорится в проекте, — совершенную
независимость товарищества от всех других
поощряющих искусство обществ, для чего
находим необходимым особый утвержденный
устав, идея которого сохранится. Хотя
бы общество по обстоятельствам и прекратило
свои действия (чего боже упаси), оно может
быть возобновлено на готовых уже основаниях".
Необходимо подчеркнуть, что стремление
будущих передвижников к независимости,
к творческой свободе, так же как и у их
предшественников, меньше всего носило
индивидуалистический характер. Так, Крамской,
касаясь этого вопроса, в другой связи
восклицает: "... свободы от чего? Только,
конечно, от административной опеки ...
но художнику, — продолжает он, — зато
необходимо научиться высшему повиновению
и зависимости от ... инстинктов и нужд
своего народа и согласию внутреннего
чувства и личного движения с общим движением...".
Эти слова очень глубоко и ярко раскрывают
подлинный смысл борьбы организаторов
Товарищества за создание своего самостоятельного
творческого центра. Четким по своей направленности
является и определение цели Товарищества,
данное в первом пункте проекта Устава:
"Основание Товарищества подвижной
выставки имеет целью: доставление обитателям
провинции возможности следить за успехами
русского искусства и русской живописи".
Таким образом, с самого начала вопрос
об огромном расширении круга зрителей,
сферы воздействия вставал с полной ясностью
для инициаторов Товарищества. Крамской
же в другой связи, имея возможность высказаться
более открыто, говорил, что искусство
передвижников должно привлечь симпатию
"в той огромной массе общества, которая
еще находится в состоянии усыпления".
Письмо и проект были действительно зачитаны
на одном из "четвергов" Артели. Аудитория
встретила их с большим подъемом. Тут же
многие из присутствующих своими подписями
подкрепили предложение москвичей. Замечательный
документ этот хранится ныне в отделе
рукописей Государственной Третьяковской
галереи. Все подписи под текстом — их
двадцать три — отчетливо различимы. Почти
все это имена художников обеих столиц.
Приведем их полностью: Г.Мясоедов, В.Перов,
Л.Каменев, А.Саврасов, В.Шервуд, И.Прянишников,
Ф.Васильев, А.Волков, М.П.Клодт, Н.Дмитриев-Оренбургский,
Н.Ге, И.Крамской, К.Лемох, К.Трутовский,
Н.Сверчков, А.Григорьев, Ф.Журавлев, Н.Петров,
В.Якоби, А.Корзухин, И.Репин, И.Шишкин,
А.Попов.
В целом
идея Товарищества Передвижных Художественных
Выставок по сравнению с идеей Артели
обладала огромным преимуществом: ознакомление
с искусством широких общественных кругов
прямо декларировалось как центральная,
основная форма выступлений. С точки зрения
организационной Товарищество также представляло
более совершенную, точнее, более отвечающую
своему времени форму. Знаменитая Артель
"14-ти бунтарей" и скромная вторая
Артель внесли в свою деятельность утопические
уравнительные начала, связали ее с бытовой
коммуной. Принципы эти были благородны
и великодушны, но нежизненны в условиях
России, вступившей на путь капиталистического
развития. Основатели Товарищества Передвижных
Художественных Выставок не повторили
ошибок своих предшественников. Учли они
и тяжелый опыт сотрудничества с благотворителями
и покровителями различных толков. Цель
была поставлена совершенно ясная: создать
организацию, руководимую самими художниками
— членами коллектива, объединенными
общностью идейных и творческих устремлений.