Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:48, контрольная работа
Как и многие крупные мастера авангарда, Казимир Северинович Малевич  не получил систематического художественного  образования. Сначала он занимался  в художественной школе в родном Киеве, с 1904 г. — в Московском училище  живописи, ваяния и зодчества, а затем  в частной школе, но нигде не задерживался надолго.
     Первый  этап творчества художника обычно связывают  с импрессионизмом. Однако небольшой  этюд «Цветочница» (1903 г.) показывает, что  Малевич пытался решать в его  рамках новые задачи, такие, как сочетание  объёмности и плоскостности в  изображении человеческой фигуры, поиски декоративного эффекта в цветовых соотношениях. Фигура девушки с цветами  на переднем плане написана жёстко и статично, одежда показана отдельными крупными пятнами, контуры чётко  прорисованы.
Живопись  Казимира Малевича………………….……3 
Творчество  русских живописцев Феофана Грека, Андрея Рублева……………………………………………………5 
Художники – передвижники……………………………7
Министерство Образования и науки Российской Федерации
Тамбовский 
Государственный Технический 
 
 
 
 
 
 
 
      Кафедра  “Связи 
с общественностью 
” 
Контрольная работа по предмету:
«ИСТОРИЯ 
МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
И ИСКУССТВА» 
На тему: 
«Живопись 
К. Малевича, А. Рублёва, 
Ф. Грека. Художники 
– передвижники». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила студентка гр. ССО-51з:
Бучина Ольга
Проверила преподаватель:
Попова 
Ирина Михайловна 
 
 
 
 
 
 
 
 
Г.Тамбов, 
2012г. 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
Живопись 
Казимира Малевича………………….……3 
Творчество 
русских живописцев 
Феофана Грека, Андрея 
Рублева……………………………………………………5 
Художники 
– передвижники……………………………7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Живопись 
Казимира Малевича. 
Как и многие крупные мастера авангарда, Казимир Северинович Малевич не получил систематического художественного образования. Сначала он занимался в художественной школе в родном Киеве, с 1904 г. — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в частной школе, но нигде не задерживался надолго.
     Первый 
этап творчества художника обычно связывают 
с импрессионизмом. Однако небольшой 
этюд «Цветочница» (1903 г.) показывает, что 
Малевич пытался решать в его 
рамках новые задачи, такие, как сочетание 
объёмности и плоскостности в 
изображении человеческой фигуры, поиски 
декоративного эффекта в 
     К 
началу 10-х гг. Малевич сблизился 
с Михаилом Ларионовым и Наталией 
Гончаровой. Вместе с ними он участвовал 
в первых выставках объединения 
«Бубновый валет» (1910 г.) и «Ослиный 
хвост» (1912 г.), под их влиянием обратился 
к примитивизму. Так в 1912— 1913 гг. 
появилась первая из его «крестьянских 
серий», свидетельствующая о том, 
что художник вступил в пору настоящей 
творческой зрелости. Сюжеты картин просты: 
полевые работы («Уборка ржи», «Косарь»), 
бытовые сцены («Крестьянка с 
вёдрами и с ребёнком»). Фигуры 
крестьян тяжеловесны, статичны и будто 
сложены из каких-то условных объёмных 
форм. В их лицах с огрублёнными 
чертами, с огромными глазами 
чувствуется почти иконная 
     Важным 
событием в жизни Малевича стала 
работа над оформлением 
     Художник, 
способный к «космическому 
Переехав в 1922 г. из Витебска в Петроград, живописец возглавил один из научных отделов только что созданного Института художественной культуры (ИНХУК). В это время он разрабатывал оригинальную теорию «прибавочного элемента». Анализируя наиболее крупные явления живописи конца XIX — начала XX в., Малевич пришёл к выводу, что каждое направление возникает под влиянием нового элемента формы (названного «прибавочным»), который, зарождаясь в предшествующем движении, принципиально его изменяет. Этими элементами он считал «волокнистую кривую» Сезанна, «серповидную» линию кубизма, «прямую» линию супрематизма. Таким образом, процесс развития искусства Малевич объяснял поисками в области абстрактных форм. Советская художественная критика яростно обрушилась на ИНХУК, и осенью 1926 г. институт был закрыт.
     Период 
супрематизма, безусловно, самый яркий, 
но непродолжительный этап в творчестве 
художника. В конце 20-х гг. он снова 
вернулся к изобразительной живописи 
и создал свою вторую «крестьянскую 
серию». Она сильно отличается от первой, 
поскольку вобрала в себя предшествующий 
опыт. На картине «Крестьянка» (1928—1932 
гг.) — плоская и неподвижная 
женская фигура сложена из геометрических 
тел, похожих на трапеции. У неё 
нет лица, что ещё более усиливает 
сходство с супрематическими конструкциями. 
Цветовая гамма стала более яркой 
и просветлённой. Если раньше образы 
крестьян рождали ощущение глубинной 
силы, идущей от земли, то теперь мастер 
стремился к абстрактной 
     Супрематизм 
Малевича — это не просто новое 
течение в живописи. Он подвёл своеобразный 
итог целому этапу в развитии искусства 
XX в., экспериментам европейских 
и русских мастеров в области 
художественной формы. Влияние супрематизма 
сказалось не только в живописи, 
но и в архитектуре, скульптуре, дизайне, 
декоративном искусстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Творчество 
русских живописцев 
Феофана Грека, Андрея 
Рублева. 
От второй половины ХIV века и начала ХV столетия до нас дошло достаточное количество икон и росписей, чтобы судить о русской живописи этого времени. Но внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на творчестве двух замечательных художников - Феофана Грека и Андрея Рублева. Несмотря на это, многие стороны их искусства, как и отдельные произведенрия, остаются либо мало, либо вовсе неизученными.
Рассмотрение новгородских фресок Феофана Грека привлекало больше всего исследователей, поскольку они были, по-видимому, его первой работой на русской почве(1378). Меньше внимания было уделено иконам Благовещенского собора (1405). Видимо, поэтому характеристика новгородских фресок невольно охватывала произведения художника, вплоть до приписываемых ему отдельных икон. В них хотели видеть те черты, которые с такой яркостью сказались в росписи церкви Спаса Преображения на Торговой стороне Новгорода.
     Новгород 
второй половины ХIV века раздирала "вражда 
и смута церковная ". С одной 
стороны выступали 
Вот в такой атмосфере оказался Феофан по своем приезде в Новгород. Он не мог не прислушаться к спорам, не мог остаться в стороне от морально-нравственных проблем, напоминавшим ему то, с чем встречался он у себя на родине. Благодаря своему характеру ищущего и деятельного человека, ярко обрисованному Епифанием, он должен был стать на ту или иную сторону, а присоединив свой голос к одной из них, отразить свои взгляды в искусстве.
     Вглядываясь 
в образы, запечатленные Феофаном 
на стенах церкви Спаса Преображения, 
следует иметь ввиду 
Феофан попал в Новгород в те годы, когда стригольничество еще не запуталось в вопросах формального богословия и церковного обихода, а обладало живительной силой. В отличие от византийского психазма, проповедовавшего индивидуальное спасение человека, стригольники выступали за спасение всех людей, народа в целом.
     Воззрения 
стригольников могли затронуть 
сознание Феофана, могли вызвать 
и вызвали создание вдохновенных 
образов. Об этом говорят его праотцы, 
пророки, столпники. В них он наглядно 
воплотил становление сильной личности, 
способной объединить людей и 
вывести их на путь спасения. 
 
Оказавшись в Москве, Феофан встретил совершенно иное отношение к себе, нежели в Новгороде. Он трижды был назван московским летописцем. И неизменно его имя стоит первым в перечне работавших в том или ином храме художников. Более того, он заново расписывает храм Архистратига Михаила, расписанный всего за пятьдесят пять лет до того. Все это свидетельствует не только об ином отношении к художнику, но и позволяет говорить о его первенствующем положении среди мастеров Москвы этих лет.
     Есть 
достаточное основание 
Биографические сведения об Андрее Рублеве на редкость скупы. При жизни он был упомянут в летописи лишь дважды. Первый раз в 1405 году, когда он приступил к росписи Благовещенского собора совместно с Феофаном Греком и Прохором из Городца. Среди этих художников он назван третьим. Второй раз он упомянут уже вторым, после имени Даниила Черного, когда в 1408 году их обоих отправили во Владимир заново расписывать Успенский собор, что подразумевало создание и нового иконостаса. Вот и все. Остальные сведения о Рублеве относятся к "неофициальным" житийным известиям и были, видимо, записаны после его смерти в 1430 году.
Обычно начало художественной деятельности Рублева связывается с его участием в создании иконостаса Благовещенского собора. Порой даже утверждается, что работа Рублева с Феофаном была его основной школой, после которой его окрепшее дарование получило выход "на большую дорогу". Однако, Рублев пришел к Феофану хотя и относительно молодым мастером, но со сложившимися художественными навыками, если не принципами.
Андрей Рублёв, гениальный древнерусский живописец, работал и в технике фрески. Фрески его сохранились вЗвенигороде под Москвой, но самая большая коллекция их в Успенском соборе г. Владимира. Ученик Феофана Грека, Рублёв не унаследовал мятежного духа своего учителя, но, напротив, живопись его, лишённая драматизма, глубоко просветленна, гармонична, безмятежна. Впервые в истории живописи на Руси Страшный суд представлен как царство праведных, начало мира, в котором нет места трагедии. Это мир, объединённый сознанием братства и взаимной любви. Справа и слева- апостолы, сидящие в непринуждённых позах н скамьях, они разговаривают между собой. За ними- хоры ангелов. Над головами апостолов, на своде, в медальоне- изображение Христа, ангелы сворачивают в свиток небеса. Под изображением Христа - сцена «Престол уготованный» со стоящими фигурами Богородицы и Иоанна Крестителя. На правом столбе (ближе к иконостасу) располагается композиция «Видение Даниила», на противоположном-«Праведные жены». На двух столбах- изображение трубящих ангелов.
     Уже 
за пределами центрального нефа, при 
входе в южную галерею 
 
 
     По 
материалам книги "Искусство Московской 
Руси эпохи Феофана Грека и 
Андрея Рублева" известного историка 
искусств  М. А. Ильина, серия "Из истории 
мирового искусства". 
 
     Художники 
– передвижники. 
     Товарищество 
Передвижных Художественных Выставок 
является ключевой вехой в развитии 
русского искусства. Художники-передвижники 
стали, своего рода, символом русской 
живописи 19 века. Возникшее как реакция 
на мертвое безжизненное искусство 
Академии Художеств, Товарищество Передвижников 
стало самым массовым и влиятельным 
художественным объединением в истории 
России. Никогда - ни до, ни после этого 
- искусство русских художников не 
было так близко и понятно народным 
массам. В рядах передвижников 
зажглись и навечно засияли ярчайшие 
звезды русской живописи - Саврасов, 
Суриков, Репин, Левитан, Куинджи, Поленов, 
Нестеров, Серов и многие другие. 
Эти мастера подняли планку русской 
живописи на невиданную доселе высоту. 
Товарищество Передвижных Художественных 
Выставок распалось в 1923 году, однако 
за время его существования 
        Несомненно, что 
возникновение общества ТПХВ произошло 
в то самое время, когда это было особенно 
необходимо для России – как с точки зрения 
чистого искусства, так и с точки зрения 
его социальной окраски. К концу 60-х годов 
передовые художники Москвы и Петербурга 
приходят умудренные некоторым опытом 
общественной деятельности. К этому времени 
у них складывается твердое убеждение, 
что пришло время найти такую форму объединения, 
которая могла бы обеспечить личную независимость 
художника от официальных, покровительствуемых 
правительством учреждений и меценатов, 
сделать более тесными и прямыми связи 
искусства со зрителем, с народом. Идея 
создания Товарищества передвижных выставок 
обещала многое. Возможность приобрести 
необъятную народную аудиторию становилась 
реальной. Мечта нескольких поколений 
художников воочию воплощалась в жизнь. 
Но ни для одного из предшествующих поколений 
она не была так бесконечно привлекательна, 
как для поколения, сформированного общедемократическим 
подъемом конца 50-х — начала 60-х годов.  
        Краткая история 
организации Товарищества Передвижных 
Художественных Выставок рисуется в следующих 
чертах. В итоге предварительных встреч 
и переписки создавшаяся в Москве инициативная 
группа направила 23 ноября 1869 года письмо, 
обращенное в петербургскую Артель. В 
нем содержалось предложение объединиться 
для организации подвижных выставок (слово 
"передвижные" пришло позже) и просьба 
к Артели — "по возможности представить 
этот проект в одном из Ваших четверговых 
собраний, на общее усмотрение". Оканчивалось 
обращение следующими строками: "Надеемся, 
что идея устройства подвижной выставки 
найдет в Вас сочувствие и поддержку и 
что Вы будете так добры не оставить нас 
без ответа". К письму приложен был Проект 
Устава, составленный, по-видимому, не 
одним Мясоедовым. Проект Устава содержит 
и некоторые комментарии, дающие возможность 
проникнуть сквозь сухие официальные 
строки в существо нового начинания. Комментарии 
эти касаются, прежде всего, вопроса о 
творческой и материальной независимости 
художника, о его свободе от начальственной 
опеки. "Мы считаем совершенно необходимым, 
— говорится в проекте, — совершенную 
независимость товарищества от всех других 
поощряющих искусство обществ, для чего 
находим необходимым особый утвержденный 
устав, идея которого сохранится. Хотя 
бы общество по обстоятельствам и прекратило 
свои действия (чего боже упаси), оно может 
быть возобновлено на готовых уже основаниях". 
Необходимо подчеркнуть, что стремление 
будущих передвижников к независимости, 
к творческой свободе, так же как и у их 
предшественников, меньше всего носило 
индивидуалистический характер. Так, Крамской, 
касаясь этого вопроса, в другой связи 
восклицает: "... свободы от чего? Только, 
конечно, от административной опеки ... 
но художнику, — продолжает он, — зато 
необходимо научиться высшему повиновению 
и зависимости от ... инстинктов и нужд 
своего народа и согласию внутреннего 
чувства и личного движения с общим движением...". 
Эти слова очень глубоко и ярко раскрывают 
подлинный смысл борьбы организаторов 
Товарищества за создание своего самостоятельного 
творческого центра. Четким по своей направленности 
является и определение цели Товарищества, 
данное в первом пункте проекта Устава: 
"Основание Товарищества подвижной 
выставки имеет целью: доставление обитателям 
провинции возможности следить за успехами 
русского искусства и русской живописи". 
Таким образом, с самого начала вопрос 
об огромном расширении круга зрителей, 
сферы воздействия вставал с полной ясностью 
для инициаторов Товарищества. Крамской 
же в другой связи, имея возможность высказаться 
более открыто, говорил, что искусство 
передвижников должно привлечь симпатию 
"в той огромной массе общества, которая 
еще находится в состоянии усыпления". 
Письмо и проект были действительно зачитаны 
на одном из "четвергов" Артели. Аудитория 
встретила их с большим подъемом. Тут же 
многие из присутствующих своими подписями 
подкрепили предложение москвичей. Замечательный 
документ этот хранится ныне в отделе 
рукописей Государственной Третьяковской 
галереи. Все подписи под текстом — их 
двадцать три — отчетливо различимы. Почти 
все это имена художников обеих столиц. 
Приведем их полностью: Г.Мясоедов, В.Перов, 
Л.Каменев, А.Саврасов, В.Шервуд, И.Прянишников, 
Ф.Васильев, А.Волков, М.П.Клодт, Н.Дмитриев-Оренбургский, 
Н.Ге, И.Крамской, К.Лемох, К.Трутовский, 
Н.Сверчков, А.Григорьев, Ф.Журавлев, Н.Петров, 
В.Якоби, А.Корзухин, И.Репин, И.Шишкин, 
А.Попов.  
           В целом 
идея Товарищества Передвижных Художественных 
Выставок по сравнению с идеей Артели 
обладала огромным преимуществом: ознакомление 
с искусством широких общественных кругов 
прямо декларировалось как центральная, 
основная форма выступлений. С точки зрения 
организационной Товарищество также представляло 
более совершенную, точнее, более отвечающую 
своему времени форму. Знаменитая Артель 
"14-ти бунтарей" и скромная вторая 
Артель внесли в свою деятельность утопические 
уравнительные начала, связали ее с бытовой 
коммуной. Принципы эти были благородны 
и великодушны, но нежизненны в условиях 
России, вступившей на путь капиталистического 
развития. Основатели Товарищества Передвижных 
Художественных Выставок не повторили 
ошибок своих предшественников. Учли они 
и тяжелый опыт сотрудничества с благотворителями 
и покровителями различных толков. Цель 
была поставлена совершенно ясная: создать 
организацию, руководимую самими художниками 
— членами коллектива, объединенными 
общностью идейных и творческих устремлений.