Русская литература 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Литература Петровского времени («Приклады, како пишутся комплименты разные», «Юности честное зерцало», песни, канты, стихи).
Петровские реформы властно вторгались не только в государственную и научную области, но и подчас насильственно в повседневную жизнь дворянства, в его быт.

Файлы: 1 файл

Билеты.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

Поэзия  Державина своей  основной темой берет  человека. В этом заключены ее новаторское значение и сила влияния на последующее развитие литературы. Описания у Державина столь подробны и живописны, как голландские и фламандские художники 17 века, изображавшие на своих натюрмортах плоды, дичь и вино, играющее в хрустале. “…роскошь, прохлады, пиры, казалось, составляли цель и разгадку жизни.

Со  всеми своими благоразумными толками об “умеренности”  Державин невольно, может быть часто  бессознательно, вдохновляется  восторгом при  изображении картин такой жизни…”  – писал Белинский. Державин пишет о людях, о своем к ним отношении, и в его стихах личность автора не скрывается в тени, а выходит на первый план. В стихах появляется сам Державин, он выступает со своими собственными мыслями, делами, заботами, как друзьями, так и врагами, живые образы в образы поэзии – это большой шаг в сторону развития русской реалистической поэзии.

В поэзии Державин создал свой собственный  образ – образ  поэта, неподкупного борца за правду, смело разговаривающего с царями, не боящегося  говорить сильным  мира сего даже самые неприятные истины. Многие оттенки настроений поэта, отзвуки его личной жизни можно найти почти в каждом стихотворении. Они являются фактами биографии Державина и сохраняют с ней теснейшую связь.

Державин  описал созданный  автопортрет в  стихотворении “Тончию” (1801). 

  1. Основные  идеи и характер из воплощения в оде  «Вольность» А. Радищева.
 

Ода «Вольность» русского писателя и философа Александра Николаевича  Радищева (1749 – 1802) является ярким гимном свободе  и призывом защищать ее и бороться с тиранией, в том числе с помощью революции. История изображается Радищевым как процесс борьбы свободы с несвободой, который, впрочем, может закончиться как торжеством вольности, так и ее подавлением 
Свобода, в терминологии 18 века – вольность, лежит в основе исторического прогресса. Однако это естественное право человека, данное ему от рождения, зачастую уничтожается властью, стремящейся поработить общество и подчинить своей воле. Задача общества («народа» в оде Радищева) состоит в том, чтобы отстоять свои естественные права. Свобода – это высшая, но очень хрупкая ценность. За нее всегда надо бороться. Иначе тирания уничтожит свободу – свет превратится «во тьму». 
Свобода дана человеку от рождения. Это его автономная воля, его право свободно мыслить и выражать свои мысли, реализовать себя так, как он этого желает. Вот что пишет Радищев, обращаясь к вольности: 
Я в свет изшел, и ты со мною; 
На мышцах нет твоих заклеп; 
Свободною могу рукою 
Прияти данный в пищу хлеб. 
Стопы несу, где мне приятно; 
Тому внимаю, что понятно; 
Вещаю то, что мыслю я; 
Любить могу и быть любимым; 
Творю добро, могу быть чтимым; 
Закон мой — воля есть моя. 
Радищев изображает свободу как источник прогресса, вектор истории, дающий людям просвещение и разрушающий существующее в обществе угнетение. 
Так дух свободы, разоряя 
Вознесшейся неволи гнет, 
В градах и селах пролетая, 
К величию он всех зовет, 
Живит, родит и созидает, 
Препоны на пути не знает, 
Вождаем мужеством в стезях; 
Нетрепетно с ним разум мыслит 
И слово собственностью числит, 
Невежства что развеет прах. 
Но здесь же Радищев указывает на угрозу свободе, которая воплощена в верховной власти. Правители через свои законы подавляют свободу и порабощают общество. Царь 
…Повлек в ярмо порабощенья, 
Облек их в броню заблужденья, 
Бояться истины велел. 
"Закон се Божий", — царь вещает; 
"Обман святый, — мудрец взывает, — 
Народ давить, что ты обрел". 
Власть в лице царей и правителей узурпирует свободу. Опираясь на священников, они диктуют обществу собственную волю. 
Воззрим мы в области обширны, 
Где тусклый трон стоит рабства. 
Градские власти там все мирны, 
В царе зря образ Божества. 
Власть царска веру охраняет, 
Власть царску вера утверждает; 
Союзно общество гнетут: 
Одна сковать рассудок тщится, 
Другая волю стерть стремится; 
На пользу общую, — рекут. 
Однако логика истории неизбежно ведет к свержению тирании. Закон природы и общества состоит в стремлении к свободе. Тирания разрушает самое себя. По мысли Радищева, чем больше угнетения, тем больше вероятности восстания и революции, яркое описание которой он дает в своей оде. 
Сей был и есть закон природы, 
Неизменимый никогда, 
Ему подвластны все народы, 
Незримо правит он всегда; 
Мучительство, стряся пределы, 
Отравы полны свои стрелы 
В себя, не ведая, вонзит; 
Равенство казнию восставит; 
Едину власть, валясь, раздавит; 
Обидой право обновит. 
Свобода – это логика истории. Она нацелена на бесконечность. Но при этом Радищев предупреждает об опасностях, которые могут угрожать свободе и которые исходят со стороны власти. 
Дойдешь до меты совершенства, 
В стезях препоны прескочив, 
В сожитии найдешь блаженство, 
Несчастных жребий облегчив, 
И паче солнца возблистаешь, 
О вольность, вольность, да скончаешь 
Со вечностью ты свой полет; 
Но корень благ твой истощится, 
Свобода в наглость превратится 
И власти под ярмом падет. 
Свобода нуждается в защите, иначе она обратима в тиранию. Гениальность Радищева в том, что он указал не только на прогрессивное развитие истории, но и на опасность обратного процесса – социального регресса, который связан с тиранией. Поэтому Радищев призывает беречь свободу и бороться за нее. 
О! вы, счастливые народы, 
Где случай вольность даровал! 
Блюдите дар благой природы, 
В сердцах что Вечный начертал. 
Се хлябь разверстая, цветами 
Усыпанная, под ногами 
У вас, готова вас сглотить. 
Не забывай ни на минуту, 
Что крепость сил в немощность люту, 
Что свет во тьму льзя претворить. 
В своей оде Радищев также приводит примеры политического и духовного прогресса в истории, который привел к завоеваниям большей свободы. Это Английская революция во главе с Кромвелем. Это религиозная реформация Лютера, географические открытия Колумба, научные достижения Галилея и Ньютона. Наконец, Радищев пишет о современной ему Американской революции и ее герое Вашингтоне.
 

  1. Проблематика  и художественные особенности «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева.
 

Особенность радищевского «Путешествия»  в том, что у  него публицистическая мысль акцентирована, поднята. Писатель не ограничивается выражением своего понимания  действительности через  показ ее в образах, он непосредственно  заявляет о своем к ней отношении.

В «Путешествии» мы находим органическое идейно-композиционное единство. Радищева мало интересует описание какого-то реального  путешествия, он показывает читателю путешествие  идей. Все события  здесь развиваются  как бы независимо от автора, но в то же время они связаны друг с другом и подчинены раскрытию единого замысла произведения.

Композицию "Путешествия из Петербурга в Москву" уместно подразделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя композиция предельно проста: книга открывается  посвящением А.М.К., любезнейшему другу (оно выполняет функцию предисловия), первая глава названа особо – «Выезд», остальные 24 главы имеют топонимические названия реальных почтовых станций на тракте между двумя столицами (в разных изданиях книги по-разному печатается "Слово о Ломоносове" - и как отдельный фрагмент книги, и в составе последней главы «Черная грязь»).

Если  бы перед нами был  путевой дневник  конкретного путешествия, такая композиция могла бы быть содержательной. Но книга Радищева - не дневник одного путешествия: она вобрала в себя весь опыт человека и писателя. Поэтому внешняя композиция в большой степени формальна, главы можно было бы считать взаимозаменяемыми: не все ли равно, на этой или на другой станции происходит встреча с тем или иным персонажем, читается тот или иной трактат. Внешняя композиция, обозначившая маршрут путешествия, имеет лишь формальное значение. Неизмеримо большую роль здесь играет композиция внутренняя, смысловая.

В книге Радищева возникает  пунктирный характер организации повествования: основные линии завязываются достаточно быстро и все прочерчиваются параллельно; естественно, они не могут продвигаться одновременно, а потому чередуются. Каждая глава - либо заявка на новую тему, либо продолжение (завершение) прежде заявленной.

С первых же строк Радищев обращается к реальному положению дел в России, которое воспринимается Радищевым нетерпимым: "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала".

Книга Радищева начинается посвящением, т.е. предисловием; приглядимся к нему. Автор книги предстает человеком с чувствительным сердцем, которое открыто другу и всему человечеству. И первый спрос за страдания человечества - с себя! "Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы". Виновата ли в том скупость природы? Серия подобных вопросов отвергается. "Я человеку нашел утешителя в нем самом. "Отыми завесу с очей природного чувствования - и блажен буду". Сей глас природы раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и - веселие неизреченное! — я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь".

В этом заключается  отправная идея книги. И вовсе она  не в том, чтобы  непременно революцию  и смуту в стране учинить. Писатель исходит  из того, что по природе человек добр и разумен; он повинен, что сам отуманивает "очи природного чувствования", но это беда поправимая. "Возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных": и да очистивший очи природного чувствования поможет это сделать другим.

Такова  концовка посвящения: "Но если, говорил я  сам себе, я найду  кого-либо, кто намерение  мое одобрит; кто  ради благой цели не опорочит неудачное  изображение мысли; кто состраждет со мною над бедствиями собратии своей, кто  в шествии моем меня подкрепит, - не сугубый ли плод произойдет от подъятого мною труда?.. Почто, почто мне искать далеко кого-либо? Мой друг! Ты близ моего сердца живешь - и имя твое да озарит сие начало". Здесь обозначаются программы максимум и минимум: найти друзей в незнакомой пока собратии - или ограничиться приветом реального друга; писатель скромно готов удовольствоваться малым.

В обращении к А.М.К. есть противоречие: писатель строит свою книгу на размышлениях, на доводах разума - а отмечает: "мнения мои о многих вещах различествуют с твоими..." Но он называет друга "сочувственником" и верит, что это устранит все преграды: "сердце твое бьет моему согласно - и ты мой друг».

Как бы то ни было, отправная  идея книги — просветительская. В самой постановке проблемы уже можно  видеть ее диалектическую сложность: идея воодушевляет, доставляет "веселие неизреченное", побуждает "начертать, что читать будешь" - но и взыскует к сдержанности. Идея плодотворна меж "сочувственниками"; сколько наберется таковых? В посвящении торжествует оптимистический взгляд — от ощущения возможности разбудить в человеке доброе начало, заложенное в него природой; в замене программы-максимум программой-минимум в адресации книги - мудрое ограничение самих возможностей просветительского пути преобразования отечества. 

  1. Сатирические  мотивы в произведениях  И. Крылова конца 18 века.
 

Иван  Андреевич К продолжатель традиции сатиры. Его  тв-во можно разделить  на 2 части. 1 часть  – К – сатирик. К происходил из обедневшего  рода, был разночинцем. Рано начал служить (с  12 лет). В 14 пишет первую ком оперу «Кофейница». Начинал с радикальной демократической сатиры.  В 20 лет он пишет яркое пр-е «Почта духов» (89г). Это цикл из 48 писем. Издавался как журнал. Сборник очерков в виде переписки разных гномов, эльфов и т.д.  с волшебником Маликулмульком. Половина писем – переводы с французского Маркиза де Аржана  «Кабалистические письма». 2 половина – оригинальные письма. Сатирический роман обозрение  (в будущем это жанр Щедрина). В переписке арабского философа с водяными, воздушными и подземными духами К ставит проблемы соц и полит. Он обрушивается на всю систему власти и культуры крепостническо- бюрократического г-ва. Произвол и разврат представителей власти, придворных и чиновников разоблачаются Почтой духов. Знать, вельможи – мишень его озлобленных нападок. К резок и очень смел. Он выступает и против аристократических претензий дворянских лидеров и против единоличной власти сильных и богатых вообще. Изобличает судей и чиновников, ханжей и лицемеров, не боится нападать и на царскую власть. Его критика злободневна и глубока. В Почте особенно выделяются подземные духи. Среди них Зора ( от зрения, рентгеновское зрение). Действие происходит как на земле, так и в подземном царстве Аида (прием бурлеска, снижение тональности). В Аиде проблема – нужны трое неподкупных судей. Задача – найти их на земле, но это, естественно, не было реализовано.  К ставит и экономические вопросы, причем он борется против засилья иностранных товаров, и в связи с этим стоит борьба с галломанией.  Последнее письмо №48 – восточный волшебник пишет античному философу. Мы видим яркие и широкие зарисовки быта, даже элементы реалистичного психологического романа. Ядовитый сарказм, беглые краткие хар-ки людей, уничтожающая ирония, легкий стиль – вот какова Почта. Элементы соц симпатий проглядываются среди множества образов, связанных с антипатиями. его сочувствие вызывает художник, не продающий свое ис-во знатным негодяям. В 90 годы, когда начались гонения на просветителей, К пытается издавать журналы «Зритель» и «С-П Меркурий», но не увенчалось успехом. К вынужден удалиться из столицы. Нанимается секретарем к опальному вельможе и уезжает в деревню. Пишет шутотрагедию Подщипа – травестированная трагедия, прием бурлеска.  Сюжет: П любит русского князя Слюня, но она должна отдать руку победителю Трумфу. П готова даже на самоубийство, лишь бы не достаться Трумфу. Намечается дуэль между Т и С, но С трус. Вакула – отец П. Он царь. Гос совет возглавляет Маршалл Дурдуран. Все бездействуют и не спасают русское г-во. Здесь есть сатира на фрунтоманию Павловского образца. Но это с одной стороны. А с другой он издевается над русскими царями. Идиот Вакула, трус Слюняй, совет царя – вот они русские герои и цари. Это была серьезная сатира. политический памфлет, сильно переросший из рамок шутки. Пр-е долго не печатали. 

  1. Русский сентиментализм, особенности  его развития.
 

В отличие от западноевропейского  сентиментализма, где  основной общественный конфликт был представлен  взаимоотношениями  между третьим  сословием и аристократией, в русском сентиментализме героями-антагонистами стали крепостной крестьянин и помещик-крепостник. Представители демократического течения, сочувствуя крепостным крестьянам, настойчиво подчеркивают их нравственное превосходство над крепостниками. В их произведениях чувствительности крестьян противопоставлено душевное огрубение, жестокость помещиков. Сентименталисты-демократы не идеализируют жизнь крестьян, не боятся показать ее антиэстетические подробности: грязь, нищету. Чувствительность героев представлена здесь наиболее широко и разнообразно — от умиления и радости до гнева и возмущения. Одним из ее проявлений может быть суровое возмездие своим обидчикам.

Дворянские  сентименталисты  также говорят  о моральном превосходстве  крестьян над помещиками, но факты насилия, бессердечия и произвола крепостников представлены в их произведениях в виде исключения, как своего рода заблуждение обидчика, ж чаще всего завершаются его чистосердечным раскаянием. С большим удовольствием пишут они о добрых, гуманных помещиках, о гармонических отношениях между ними и крестьянами. Дворянские сентименталисты последовательно обходят грубые черты крестьянского быта. Отсюда известный налет пасторальности на изображаемых ими деревенских сценах. Гамма чувствительности героев здесь гораздо беднее, чем в демократическом сентиментализме. Сельские жители, как правило, добры, любвеобильны, смиренны и послушны. И все же было бы неправильно называть дворянский сентиментализм реакционным явлением. Главная его цель — восстановить в глазах общества попранное человеческое достоинство крепостного крестьянина, раскрыть его духовное богатство, изобразить семейные и гражданские добродетели. И хотя писатели этого течения не отважились поставить вопрос об отмене крепостного права, но их деятельность подготавливала общественное мнение к разрешению этой задачи.

В России сентиментализм зарождается в 60е  годы, но лучшие его  произведения — «Путешествие из Петербурга в Москву»  Радищева, «Письма  русского путешественника» и повести Карамзина  — относятся к  последнему десятилетию XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого метода писателей не означает тождества их политических и социальных взглядов, В русском сентиментализме можно выделить два течения: демократическое, представленное творчеством А. Н. Радищева и близких к нему писателей — Н. С. Смирнова и И. И. Мартынова, и более обширное по своему составу — дворянское, видными деятелями которого были М. М. Херасков, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, П. Ю. Львов, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, П. И. Шаликов.

Информация о работе Русская литература 18 века