Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 04:16, курс лекций
Литература Петровского времени («Приклады, како пишутся комплименты разные», «Юности честное зерцало», песни, канты, стихи).
Петровские реформы властно вторгались не только в государственную и научную области, но и подчас насильственно в повседневную жизнь дворянства, в его быт.
Поэзия Державина своей основной темой берет человека. В этом заключены ее новаторское значение и сила влияния на последующее развитие литературы. Описания у Державина столь подробны и живописны, как голландские и фламандские художники 17 века, изображавшие на своих натюрмортах плоды, дичь и вино, играющее в хрустале. “…роскошь, прохлады, пиры, казалось, составляли цель и разгадку жизни.
Со всеми своими благоразумными толками об “умеренности” Державин невольно, может быть часто бессознательно, вдохновляется восторгом при изображении картин такой жизни…” – писал Белинский. Державин пишет о людях, о своем к ним отношении, и в его стихах личность автора не скрывается в тени, а выходит на первый план. В стихах появляется сам Державин, он выступает со своими собственными мыслями, делами, заботами, как друзьями, так и врагами, живые образы в образы поэзии – это большой шаг в сторону развития русской реалистической поэзии.
В поэзии Державин создал свой собственный образ – образ поэта, неподкупного борца за правду, смело разговаривающего с царями, не боящегося говорить сильным мира сего даже самые неприятные истины. Многие оттенки настроений поэта, отзвуки его личной жизни можно найти почти в каждом стихотворении. Они являются фактами биографии Державина и сохраняют с ней теснейшую связь.
Державин
описал созданный
автопортрет в
стихотворении “Тончию” (1801).
Ода
«Вольность» русского
писателя и философа
Александра Николаевича
Радищева (1749 – 1802) является
ярким гимном свободе
и призывом защищать
ее и бороться с тиранией,
в том числе с помощью
революции. История
изображается Радищевым
как процесс борьбы
свободы с несвободой,
который, впрочем, может
закончиться как торжеством
вольности, так и ее
подавлением
Свобода, в терминологии 18
века – вольность, лежит
в основе исторического
прогресса. Однако это
естественное право
человека, данное ему
от рождения, зачастую
уничтожается властью,
стремящейся поработить
общество и подчинить
своей воле. Задача общества («народа»
в оде Радищева) состоит
в том, чтобы отстоять
свои естественные права.
Свобода – это высшая,
но очень хрупкая ценность.
За нее всегда надо бороться.
Иначе тирания уничтожит
свободу – свет превратится
«во тьму».
Свобода дана человеку
от рождения. Это его
автономная воля, его
право свободно мыслить
и выражать свои мысли,
реализовать себя так,
как он этого желает.
Вот что пишет Радищев,
обращаясь к вольности:
Я в свет изшел, и ты
со мною;
На мышцах нет твоих
заклеп;
Свободною могу рукою
Прияти данный в пищу
хлеб.
Стопы несу, где мне
приятно;
Тому внимаю, что понятно;
Вещаю то, что мыслю
я;
Любить могу и быть любимым;
Творю добро, могу быть
чтимым;
Закон мой — воля есть
моя.
Радищев изображает
свободу как источник
прогресса, вектор истории,
дающий людям просвещение
и разрушающий существующее
в обществе угнетение.
Так дух свободы, разоряя
Вознесшейся неволи
гнет,
В градах и селах пролетая,
К величию он всех зовет,
Живит, родит и созидает,
Препоны на пути не знает,
Вождаем мужеством в
стезях;
Нетрепетно с ним разум
мыслит
И слово собственностью
числит,
Невежства что развеет
прах.
Но здесь же Радищев
указывает на угрозу
свободе, которая воплощена
в верховной власти.
Правители через свои
законы подавляют свободу
и порабощают общество.
Царь
…Повлек в ярмо порабощенья,
Облек их в броню заблужденья,
Бояться истины велел.
"Закон се Божий",
— царь вещает;
"Обман святый, —
мудрец взывает, —
Народ давить, что ты
обрел".
Власть в лице царей
и правителей узурпирует
свободу. Опираясь на
священников, они диктуют
обществу собственную
волю.
Воззрим мы в области
обширны,
Где тусклый трон стоит
рабства.
Градские власти там
все мирны,
В царе зря образ Божества.
Власть царска веру
охраняет,
Власть царску вера
утверждает;
Союзно общество гнетут:
Одна сковать рассудок
тщится,
Другая волю стерть
стремится;
На пользу общую, — рекут.
Однако логика истории
неизбежно ведет к свержению
тирании. Закон природы
и общества состоит
в стремлении к свободе.
Тирания разрушает самое
себя. По мысли Радищева,
чем больше угнетения,
тем больше вероятности
восстания и революции,
яркое описание которой
он дает в своей оде.
Сей был и есть закон
природы,
Неизменимый никогда,
Ему подвластны все
народы,
Незримо правит он всегда;
Мучительство, стряся
пределы,
Отравы полны свои стрелы
В себя, не ведая, вонзит;
Равенство казнию восставит;
Едину власть, валясь,
раздавит;
Обидой право обновит.
Свобода – это логика
истории. Она нацелена
на бесконечность. Но
при этом Радищев предупреждает
об опасностях, которые
могут угрожать свободе
и которые исходят со
стороны власти.
Дойдешь до меты совершенства,
В стезях препоны прескочив,
В сожитии найдешь блаженство,
Несчастных жребий облегчив,
И паче солнца возблистаешь,
О вольность, вольность,
да скончаешь
Со вечностью ты свой
полет;
Но корень благ твой
истощится,
Свобода в наглость
превратится
И власти под ярмом падет.
Свобода нуждается в
защите, иначе она обратима
в тиранию. Гениальность
Радищева в том, что
он указал не только
на прогрессивное развитие
истории, но и на опасность
обратного процесса
– социального регресса,
который связан с тиранией.
Поэтому Радищев призывает
беречь свободу и бороться
за нее.
О! вы, счастливые народы,
Где случай вольность
даровал!
Блюдите дар благой
природы,
В сердцах что Вечный
начертал.
Се хлябь разверстая,
цветами
Усыпанная, под ногами
У вас, готова вас сглотить.
Не забывай ни на минуту,
Что крепость сил в немощность
люту,
Что свет во тьму льзя
претворить.
В своей оде Радищев
также приводит примеры
политического и духовного
прогресса в истории,
который привел к завоеваниям
большей свободы. Это
Английская революция
во главе с Кромвелем.
Это религиозная реформация
Лютера, географические
открытия Колумба, научные
достижения Галилея
и Ньютона. Наконец,
Радищев пишет о современной
ему Американской революции
и ее герое Вашингтоне.
Особенность радищевского «Путешествия» в том, что у него публицистическая мысль акцентирована, поднята. Писатель не ограничивается выражением своего понимания действительности через показ ее в образах, он непосредственно заявляет о своем к ней отношении.
В «Путешествии» мы находим органическое идейно-композиционное единство. Радищева мало интересует описание какого-то реального путешествия, он показывает читателю путешествие идей. Все события здесь развиваются как бы независимо от автора, но в то же время они связаны друг с другом и подчинены раскрытию единого замысла произведения.
Композицию "Путешествия из Петербурга в Москву" уместно подразделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя композиция предельно проста: книга открывается посвящением А.М.К., любезнейшему другу (оно выполняет функцию предисловия), первая глава названа особо – «Выезд», остальные 24 главы имеют топонимические названия реальных почтовых станций на тракте между двумя столицами (в разных изданиях книги по-разному печатается "Слово о Ломоносове" - и как отдельный фрагмент книги, и в составе последней главы «Черная грязь»).
Если бы перед нами был путевой дневник конкретного путешествия, такая композиция могла бы быть содержательной. Но книга Радищева - не дневник одного путешествия: она вобрала в себя весь опыт человека и писателя. Поэтому внешняя композиция в большой степени формальна, главы можно было бы считать взаимозаменяемыми: не все ли равно, на этой или на другой станции происходит встреча с тем или иным персонажем, читается тот или иной трактат. Внешняя композиция, обозначившая маршрут путешествия, имеет лишь формальное значение. Неизмеримо большую роль здесь играет композиция внутренняя, смысловая.
В книге Радищева возникает пунктирный характер организации повествования: основные линии завязываются достаточно быстро и все прочерчиваются параллельно; естественно, они не могут продвигаться одновременно, а потому чередуются. Каждая глава - либо заявка на новую тему, либо продолжение (завершение) прежде заявленной.
С первых же строк Радищев обращается к реальному положению дел в России, которое воспринимается Радищевым нетерпимым: "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала".
Книга Радищева начинается посвящением, т.е. предисловием; приглядимся к нему. Автор книги предстает человеком с чувствительным сердцем, которое открыто другу и всему человечеству. И первый спрос за страдания человечества - с себя! "Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы". Виновата ли в том скупость природы? Серия подобных вопросов отвергается. "Я человеку нашел утешителя в нем самом. "Отыми завесу с очей природного чувствования - и блажен буду". Сей глас природы раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и - веселие неизреченное! — я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь".
В этом заключается отправная идея книги. И вовсе она не в том, чтобы непременно революцию и смуту в стране учинить. Писатель исходит из того, что по природе человек добр и разумен; он повинен, что сам отуманивает "очи природного чувствования", но это беда поправимая. "Возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных": и да очистивший очи природного чувствования поможет это сделать другим.
Такова концовка посвящения: "Но если, говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит; кто ради благой цели не опорочит неудачное изображение мысли; кто состраждет со мною над бедствиями собратии своей, кто в шествии моем меня подкрепит, - не сугубый ли плод произойдет от подъятого мною труда?.. Почто, почто мне искать далеко кого-либо? Мой друг! Ты близ моего сердца живешь - и имя твое да озарит сие начало". Здесь обозначаются программы максимум и минимум: найти друзей в незнакомой пока собратии - или ограничиться приветом реального друга; писатель скромно готов удовольствоваться малым.
В обращении к А.М.К. есть противоречие: писатель строит свою книгу на размышлениях, на доводах разума - а отмечает: "мнения мои о многих вещах различествуют с твоими..." Но он называет друга "сочувственником" и верит, что это устранит все преграды: "сердце твое бьет моему согласно - и ты мой друг».
Как
бы то ни было, отправная
идея книги — просветительская.
В самой постановке
проблемы уже можно
видеть ее диалектическую
сложность: идея воодушевляет,
доставляет "веселие
неизреченное", побуждает "начертать,
что читать будешь" -
но и взыскует к сдержанности.
Идея плодотворна меж "сочувственниками";
сколько наберется таковых?
В посвящении торжествует
оптимистический взгляд
— от ощущения возможности
разбудить в человеке
доброе начало, заложенное
в него природой; в замене
программы-максимум
программой-минимум
в адресации книги -
мудрое ограничение
самих возможностей
просветительского
пути преобразования
отечества.
Иван
Андреевич К продолжатель
традиции сатиры. Его
тв-во можно разделить
на 2 части. 1 часть
– К – сатирик.
К происходил из обедневшего
рода, был разночинцем.
Рано начал служить (с
12 лет). В 14 пишет первую
ком оперу «Кофейница».
Начинал с радикальной
демократической сатиры.
В 20 лет он пишет яркое
пр-е «Почта духов» (89г).
Это цикл из 48 писем.
Издавался как журнал.
Сборник очерков в виде
переписки разных гномов,
эльфов и т.д. с волшебником
Маликулмульком. Половина
писем – переводы с
французского Маркиза
де Аржана «Кабалистические
письма». 2 половина
– оригинальные письма.
Сатирический роман
обозрение (в будущем
это жанр Щедрина). В
переписке арабского
философа с водяными,
воздушными и подземными
духами К ставит проблемы
соц и полит. Он обрушивается
на всю систему власти
и культуры крепостническо-
бюрократического г-ва.
Произвол и разврат
представителей власти,
придворных и чиновников
разоблачаются Почтой
духов. Знать, вельможи
– мишень его озлобленных
нападок. К резок и очень
смел. Он выступает и
против аристократических
претензий дворянских
лидеров и против единоличной
власти сильных и богатых
вообще. Изобличает
судей и чиновников,
ханжей и лицемеров,
не боится нападать
и на царскую власть.
Его критика злободневна
и глубока. В Почте особенно
выделяются подземные
духи. Среди них Зора (
от зрения, рентгеновское
зрение). Действие происходит
как на земле, так и в
подземном царстве Аида (прием
бурлеска, снижение
тональности). В Аиде
проблема – нужны трое
неподкупных судей.
Задача – найти их на
земле, но это, естественно,
не было реализовано.
К ставит и экономические
вопросы, причем он борется
против засилья иностранных
товаров, и в связи с
этим стоит борьба с
галломанией. Последнее
письмо №48 – восточный
волшебник пишет античному
философу. Мы видим яркие
и широкие зарисовки
быта, даже элементы
реалистичного психологического
романа. Ядовитый сарказм,
беглые краткие хар-ки
людей, уничтожающая
ирония, легкий стиль
– вот какова Почта.
Элементы соц симпатий
проглядываются среди
множества образов,
связанных с антипатиями.
его сочувствие вызывает
художник, не продающий
свое ис-во знатным негодяям.
В 90 годы, когда начались
гонения на просветителей,
К пытается издавать
журналы «Зритель» и
«С-П Меркурий», но не
увенчалось успехом.
К вынужден удалиться
из столицы. Нанимается
секретарем к опальному
вельможе и уезжает
в деревню. Пишет шутотрагедию
Подщипа – травестированная
трагедия, прием бурлеска.
Сюжет: П любит русского
князя Слюня, но она
должна отдать руку
победителю Трумфу.
П готова даже на самоубийство,
лишь бы не достаться
Трумфу. Намечается
дуэль между Т и С, но
С трус. Вакула – отец
П. Он царь. Гос совет
возглавляет Маршалл
Дурдуран. Все бездействуют
и не спасают русское
г-во. Здесь есть сатира
на фрунтоманию Павловского
образца. Но это с одной
стороны. А с другой
он издевается над русскими
царями. Идиот Вакула,
трус Слюняй, совет царя
– вот они русские герои
и цари. Это была серьезная
сатира. политический
памфлет, сильно переросший
из рамок шутки. Пр-е
долго не печатали.
В отличие от западноевропейского сентиментализма, где основной общественный конфликт был представлен взаимоотношениями между третьим сословием и аристократией, в русском сентиментализме героями-антагонистами стали крепостной крестьянин и помещик-крепостник. Представители демократического течения, сочувствуя крепостным крестьянам, настойчиво подчеркивают их нравственное превосходство над крепостниками. В их произведениях чувствительности крестьян противопоставлено душевное огрубение, жестокость помещиков. Сентименталисты-демократы не идеализируют жизнь крестьян, не боятся показать ее антиэстетические подробности: грязь, нищету. Чувствительность героев представлена здесь наиболее широко и разнообразно — от умиления и радости до гнева и возмущения. Одним из ее проявлений может быть суровое возмездие своим обидчикам.
Дворянские сентименталисты также говорят о моральном превосходстве крестьян над помещиками, но факты насилия, бессердечия и произвола крепостников представлены в их произведениях в виде исключения, как своего рода заблуждение обидчика, ж чаще всего завершаются его чистосердечным раскаянием. С большим удовольствием пишут они о добрых, гуманных помещиках, о гармонических отношениях между ними и крестьянами. Дворянские сентименталисты последовательно обходят грубые черты крестьянского быта. Отсюда известный налет пасторальности на изображаемых ими деревенских сценах. Гамма чувствительности героев здесь гораздо беднее, чем в демократическом сентиментализме. Сельские жители, как правило, добры, любвеобильны, смиренны и послушны. И все же было бы неправильно называть дворянский сентиментализм реакционным явлением. Главная его цель — восстановить в глазах общества попранное человеческое достоинство крепостного крестьянина, раскрыть его духовное богатство, изобразить семейные и гражданские добродетели. И хотя писатели этого течения не отважились поставить вопрос об отмене крепостного права, но их деятельность подготавливала общественное мнение к разрешению этой задачи.
В России сентиментализм зарождается в 60е годы, но лучшие его произведения — «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» и повести Карамзина — относятся к последнему десятилетию XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого метода писателей не означает тождества их политических и социальных взглядов, В русском сентиментализме можно выделить два течения: демократическое, представленное творчеством А. Н. Радищева и близких к нему писателей — Н. С. Смирнова и И. И. Мартынова, и более обширное по своему составу — дворянское, видными деятелями которого были М. М. Херасков, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, П. Ю. Львов, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, П. И. Шаликов.